Художники (рассказ)
Художники — рассказ Всеволода Михайловича Гаршина, написанный вместе с рассказом «Attalea princeps» весной 1879 года в Харькове, где русский писатель отдыхал вместе с друзьями — художниками Михаилом Георгиевичем Малышевым и Иосифом Евстафиевичем Крачковским. Рассказ «Художники» был опубликован в этом же году в журнале «Отечественные записки». В рассказе «Художники» два художника — Дедов и Рябинин символизируют собой не только два направления в искусстве, но и противоположные жизненные позиции и различные образы жизни. Всеволодом Гаршиным в данном рассказе ставится вопрос о сущности и назначении искусства, социальной ответственности художника и предлагаются два возможных пути для русской интеллигенции: обогащение и жизнь для себя или служение народу[1][2][3].
Обстоятельства создания рассказа
Зимой 1877-1878 годов Всеволод Гаршин тесно сошёлся в Петербурге с кружком художников, он посещал выставки, мастерские, бывал на их собраниях. У Всеволода Михайловича Гаршина впоследствии завязались отношения с художниками-передвижниками Николаем Александровичем Ярошенко и Константином Аполлоновичем Савицким, которые создавали картины на острые социальные темы. Ярошенко был автором таких полотен, как «Кочегар», «Невский проспект ночью», «Причины неизвестны», а Савицкий — «На войну», «Беглый», «Крючники». Всеволод Михайлович Гаршин был сторонником реалистического искусства и потому полностью поддерживал своих товарищей. Картина Ярошенко «Кочегар» вызывала глубокое восхищение русского писателя и, возможно, вдохновила его на написание рассказа «Художники»[1][4].
Идее о социально-критическом назначении искусства Всеволод Гаршин оставался верен всю жизнь. Всеволод Михайлович однажды гулял с писательницей Лидией Ивановной Веселитской, которая, поинтересовавшись видел ли он рабочих на заводе, затронула тему о необходимости «любить всех и всё». Всеволод Михайлович, ответив утвердительно о том, что видел рабочих на заводе и знаком с их тяжким положением, сказал, что ответственность за тяжёлое положение рабочих несёт общество в целом. Моральное зло существует потому, что общество относится к нему равнодушно, терпит его, потому что небольшая часть общества и художники в том числе оторваны от народа[1][4].
Фабула и сюжет рассказа
Сюжет рассказа строится на противопоставлении двух художников: Дедова и Рябинина. Художник Дедов после смерти своей тёти получил наследство и оставил службу инженером. Он всецело посвятил себя любимому занятию — созданию картин. Он пишет картины и счастлив, если ему удаётся передать полноту нюансов цвета на полотне. Дедов — сторонник «чистого искусства», цель искусства, по его мнению, состоит в том, чтобы воссоздавать красоту. Для Дедова всё в мире есть «натура», более или менее прекрасная: «увидит реку — и пишет реку, увидит болото с осокою — и пишет болото с осокою»[5]. Он считает, что художник должен находить в окружающем мире красоту и гармонию и услаждать своим творением взор знатоков. Общественные отношения Дедова не интересуют, для него идея введения в искусство житейских и тем более неприятных мотивов, нарушающих спокойствие духа, есть поругание искусства («поэзия в грязи»). Художник Рябинин, знакомый Дедова по Академии художеств и полная его противоположность, нравственно-чуткий человек, который не может предаваться эстетическому восторгу творчества, когда в мире так много страданий. Рябинин талантлив, и он много раздумывает над идеей новой картины, над общественным назначением искусства, над своим долгом художника. Рябинина ужасает, что искусство может быть самоцельно. Искусство не может быть самоцелью, искусство должно быть действенным, ведь, не человек для искусства, а искусство для человека[5][6][7].
Дедов и Рябинин иногда вместе идут домой из Академии и, проходя мимо пристани, пейзажист Дедов рассказывает о назначении тех или иных агрегатов. Однажды бывший инженер рассказал о ремонтирующих паровой котёл клепальщиках, называемых «глухарями». Взволнованный художник Рябинин просит Дедова показать ему труд «глухаря» — рабочего-клепальщика, который залезает внутрь котла и держит заклёпку клещами в то время как снаружи по ней бьют молотом. Оказавшись на заводе, Рябинин залезает внутрь котла, чтобы почувствовать и понять то, что испытывает рабочий, находясь внутри. Рябинин решает написать картину, изображающую рабочего, Дедов пытается отговорить его, но всё тщетно. Рябинин создаёт свою картину, и эту картину все расхваливали, но сам Рябинин полагает, что общество, к которому он обращается через свою картину, останется глубоко равнодушным к взволновавшей и перевернувшей его душу теме. Этой же ночью после кутежа по поводу продажи картины, изображающей «глухаря», Рябинину снится кошмар, в котором он, подобно «глухарю», находится в котле. Рябинина, лежащего на полу без сознания, только следующим находит хозяйка квартиры, после чего художника отвозят в больницу. Рябинина навещает Дедов, который получил золотую медаль Академии и вскоре уезжает за границу. Рябинин же оставляет занятие искусством и идёт учиться в семинарию на учителя. И в этом заключается трагедия Рябинина: он сам не верит в силу общественного воздействия искусства[5][6][7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Беляев Н. З. Гаршин. — М.: Молодая гвардия, 1938. — 180 с.
- ↑ Гаршин, Всеволод Михайлович // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Том 2 / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 1056 с.
- ↑ Юрченко Т. Г. Гаршин Всеволод Михайлович . БРЭ. Дата обращения: 25 июля 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Бялый Г. А. В. М. Гаршин . http://lit-info.ru/. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Гаршин В. М. Художники // Избранное: рассказы, очерки, статьи / Послесловие С. Машинского. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1985. — С. 71—88. — 352 с.
- ↑ 6,0 6,1 Даренский В. Ю. Образ художника в прозе Всеволода Гаршина . http://lit-info.ru/. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Михайловский Н. К. Тема смерти и безнадежности в произведениях Гаршина. «Происшествие», «Встреча», «Художники» . http://lit-info.ru/. Дата обращения: 26 июля 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |