Тюменский ковёр

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Тюме́нский ковёр — уникальный сибирский народный промысел, имеющий многовековую историю, уходящую корнями в ХVII век. Является частью культурного наследия России[1]. Тюменское ручное ковроткачество распространилось в волостях Тобольской губернии начиная с ХVIII века, период наивысшего расцвета пришёлся на вторую половину ХIХ века, становясь местной достопримечательностью и гордостью края. Тюменские махровые ковры с густым высоким ворсом и ярким цветочным орнаментом на чёрном фоне с успехом демонстрировались крупных всероссийских и международных кустарно-промышленных выставках в России и за рубежом[2].

История

Тюменский махровый ковёр — уникальный сибирский народный промысел, воплощающий многовековой опыт эстетического восприятия мира[1], имеет богатую историю и многовековые традиции. Искусство тюменского ручного ковроткачества, уходящее корнями в ХVII век[3], получило широкое распространение во всех уездах и волостях Тобольской губернии начиная с ХVIII столетия. Во второй половине ХIХ века тюменский ковровый промысел переживает период своего наивысшего расцвета. Он становится местной достопримечательностью и гордостью края[2]. До революции центры сибирского ковроткачества находились в деревнях. Продавали ковёр в Тюмени, поэтому его стали называть тюменским[4].

Считается что сибирский ковровый промысел возник под воздействием восточных (бухарских и татарских) традиций ковроткачества, которые появились в результате торговых и культурных контактов русских переселенцев с местным населением[3]. В начале ХIХ века ковровый промысел стал настолько выгодным, что производством махровых ковров и попом для себя и на продажу занимались почти во всех притрактовых деревнях и сёлах Каменской, Троицкой, Успенской волостях Тюменского уезда. Главными покупателями были ямщики и извозчики, использующие ковры для утепления и украшения повозок в зимнее время[4].

В 1860-х — 1890-х годах в связи с открытием железной дороги спрос со стороны ямщиков значительно снизился и производство ковров почти полностью прекратилось[4]. Однако для этого времени характерен интерес к русскому народному искусству. И уже в начале 1860-х годов начинают изучать особенности тюменского коврового промысла. Так русский публицист и общественный деятель Н. В. Шелгунов предпринял специальное путешествие по городам Западной Сибири, где собрал интересные сведения об истории его возникновения тюменского ковроткачества, статистический материал о степени его распространения, а также первым из исследователей подробно описал технику изготовления сибирского махрового ковра[5].

В начале 1870-х годов в Тюмени благодаря энергии и усилиям членов местного либерально-демократического кружка «Молодая Сибирь», в первую очередь его создателя и вдохновителя К. Н. Высоцкого, была организована большая и современная ковровая мастерская. При ней открыли школу рисования для мастериц-ковровщиц, в которой профессиональный художник знакомил наиболее талантливых учениц с основами рисунка и живописи, участвовал в разработке эскизов новых ковровых узоров. К. Н. Высоцкий также наладил тесные контакты со многими ковровщицами округа. Однако, эти начинания не получили поддержки среди властей города и вскоре ковровая мастерская вместе со школой рисования были закрыты[5]. Традиции тюменского ковроткачества продолжались в деревнях. В конце ХIХ века ведущее место по выработке ковровых изделий занимали Успенская и Каменская волости. В 50 деревнях и сёлах, расположенных вдоль трактов, изготавливалось на продажу до 20000 штук ковров в год. Только в селе Успенском производилось до 750 ковров[4].

Тюменский ковёр на картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Крупным исследователем тюменского ковроткачества конца ХIХ — начала XX века является С. А. Давыдова. Её труд «Производство ковров в Тюменском округе Тобольской губернии» является единственным дореволюционным источником, в котором приводятся сведения о тюменском ковровом промысле: типах и видах ковров, технике их изготовления, традиционных узорах и сюжетах ковровых изделий. Благодаря этому исследованию сегодня можно реконструировать традиционный облик тюменского ковра конца ХIХ века, характер и особенности его художественного оформления. Уникальность проведенного Давыдовой исследования заключается в том, что она воссоздала в полном объёме весь процесс создания коврового изделия от обработки и окраски шерсти, установки стана до рождения ковра. Благодаря содействию С. А. Давыдовой тюменские ковры были широко представлены на многих престижных кустарных всероссийских и международных выставках: Нижегородской (1896 год); Всемирной выставке в Париже, (1900 год), I-ой и II-ой всероссийских выставках в Петербурге (1902) и Петрограде (1913)[5]. Также известно, что тюменский ковёр был представлен на выставках в Москве (1882) и Генуе (1913)[2]. На Парижской выставке ковёр Василисы Викуловой из села Каменского получил гран-при. Это был настоящий триумф тюменского ковра[3].

На известной картине «Взятие снежного городка» Василия Ивановича Сурикова (1891 год) можно увидеть, что спинка возка украшена нарядным махровым ковром, где на чёрном фоне изображены алые и голубые цветы с зелёными листьями. В 1880—1890 годы художник нередко бывал в Тюмени. В ожидании парохода до Томска он посещал местные торжки и большие ярмарки, на которых всегда продавались тканые из овечьей шерсти яркие и пушистые махровые ковры[3].

Следующий этап в развитии тюменского коврового промысла приходится на ХХ столетие. В 1940-х годах в исторических ковровых центрах — Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске — были организованы ковровые артели, а в 1960 году на их основе — ковровые фабрики. С этого времени начинается творческое сотрудничество сибирских фабрик с ковровой лабораторией Московского института художественной промышленности (НИИХП)[2]. Изучение коврового промысла возобновляется в послевоенные годы XX века сотрудниками ковровой лаборатории Московского научно-исследовательского института художественной промышленности. С конца 1980-х годов начинается активная деятельность по организации и проведению выставок, публикация научных трудов, которые способствуют накоплению и распространению новых сведений о местах бытования промысла и мастерицах, ткущих в русле традиции[6].

Во второй половине ХХ века центрами ковроткачества являются многие деревни и села Омутинского, Исетского, Голышмановского, Упоровского, Армизонского, Бердюжского районов юга Тюменской области[7]. В настоящее время Сибирская ковровая фабрика в Ишиме является единственным предприятием, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества. Весь процесс изготовления выполняется вручную. Сырьём служит овечья шесть, а основой — хлопчатобумажная нить. На изготовление каждого ковра, в зависимости от размера, необходимо от 2 до 6 месяцев. Предприятие является многократным лауреатом конкурса «100 лучших товаров России», а оргкомитетом Правительства РФ фабрике была вручена медаль «За заслуги в укреплении конкурентоспособности России». Тюменские ковры изготавливаются под заказ, часть из них выставлена в Москве в ГУМе[3].

Особенности

Наряду с косторезным промыслом и деревянной резьбой — тюменский ковёр представляет собой уникальное художественное явление, даже не российского, а мирового масштаба[3]. Традиционный тюменский ковёр — это ворсовое изделие, на чёрном фоне которого изображены яркие и крупные цветочные орнаментальные мотивы. В центре ковра располагается медальон из крупных цветов, по краям узорчатую кайму составляют цветы среднего и мелкого размеров[6].

Технология

Главное отличие тюменского ковра — в технологии производства: он ткался на горизонтальном станке, тогда как другие — на вертикальном. Из-за этого он был более мягким и рыхлым[8]. Шелгунов Н. В. в журнале «Русское слово» за 1863 год так описывает процесс[9]:

Ковры бархатные приготовляются действительно особенным замечательным способом. Заводится основа и затем нарезается шерсть кусочками в полвершка длиной. Этими кусочками и делается бархат. Ткут ковер таким образом. Делают утком закроину ковра в полвершка, менее или более, потом нарезанные кусочки навязываются на основу непрерывным рядом по направлению утка; навязав, пропускают уток, приколачивают его бердом и выравнивают линию узелков, потом завязывают другой ряд, пропускают уток и приколачивают, затем третий ряд узелков, снова уток и т.д. Узелки навязывают так, что каждый из них торчит на лицевой стороне ковра обоими своими концами. Довольно длинные концы узелков сравнительно с коврами разрезного бархата придают тюменским коврам особенную мягкость и толстоту, которой не отличаются ковры разрезного бархата фабричной работы. Но зато тюменские ковры берут вдвое больше шерсти и представляют с изнанки шерстяную поверхность, чего нет у ковров машинного тканья. Несмотря на это неэкономическое употребление материала и на огромный труд, они продаются чрезвычайно дёшево.

Тюменские ковры бывают двух видов:

1. Безворсовые: палас (палаз), дорожка (тропинка), половик, покромка (перевязь). Они появились раньше махровых изделий и связаны с более древними видами ткачества. Ковры паласной техники представляют собой ткань обычного переплетения, где льняная пряжа — основа, уток — шерстяная. Безворсовые ковры ткали на узких горизонтальных станах при помощи челноков.

2. Махровые (ранний местный термин «морховые»): санный ковёр, гостиный (кабинетный) ковёр, настольник, насундучник, попона. Изделия с ворсом, который получается путём «насаживания» узелков цветной шерсти на льняную нить основы. Ткань тюменских махровых ковров обладала характерной особенностью: редкая по основе и утку (от 13 до 22 узлов на 10 см), она имела очень высокий (до 3-4 см) ворс, что делало ковёр пушистым и тёплым[6].

Узоры

Узор на ковре изначально был геометрическим. Создавался узор из различных по ширине полос, иногда полосы заполнялись ромбами, квадратами, их производными, повторяющимися в шахматном порядке[3]. Однообразие форм и принципов их размещения на плоскости ковра с геометрическим рисунком, компенсировалось очень яркой расцветкой. Как правило, цветовая гамма строилась на сочетании небольшого количества чистых цветов с различными мягкими оттенками красного, синего, зелёного, жёлтого, белого, чёрного и фиолетового. Но с течением времени по мере роста мастерства мастериц-ковровщиц стали преобладать цветочные мотивы[7]. С цветочными мотивами тюменский ковёр стал прочно ассоциироваться во второй половине ХIХ века[8]. Самым любимым цветочным орнаментальным мотивом мастериц ХIХ — начала ХХ века были розы и маки: красные, розовые, малиновые, бордовые цветы в окружении бутонов и яркой густой зелени листьев, собранные в букеты, венки и гирлянды[2].

Этот традиционный мотив варьировался, однако все варианты можно разделить на две основные группы:

Размещение в центре ковра крупного букета цветов в обрамлении изумрудной зелени листьев. В углах повторялся рисунок центра в уменьшенных размерах или разбрасывались одиночные яркие розы и маки. Такой ковёр оформлялся узкой линейной или орнаментальной каймой.

Цветочная кайма на чёрном фоне, а центральное поле заполнено яркими мелкими цветами в обрамлении зелёных листьев и веток[7].

В народном представлении изображение бутона, пышной розы или мака выражало радость жизни, стремление к земному благополучию, счастью, процветанию. Мотив цветущего букета являлся условным изображением реального земного сада с его цветочным изобилием и разнообразием. Чёрный фон ковра символизировал землю, земную твердь.

Контрастное сочетание тёмного поля и ярких прекрасных цветов и узоров составляет главную отличительную особенность сибирского ковра, символизирует богатство и полноту бытия. Такие ковры считались талисманами, приносившими удачу и благоденствие[7].

Ещё один образ, который встречается в народном ковроткачестве — образ коня. Он свойственен сибирскому искусству, используется в вышивках, ткачестве, резьбе. В тюменских коврах получил распространение и сюжет с изображением голов двух коней, обращённых друг другу и заключённых в яркие, пышные цветочные круги[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сезёва Н. И. Тюменский ковёр как фактор развития культурно-просветительского туризма в региональном, общероссийском и международном пространстве // Культурное наследие Сибири. — 2016. — № 2 (20). — С. 159—165. — ISSN 2307-2547 ISSN: 2307-2547.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Сезёва Н. И. Выставка «Тюменский ковер. Традиции и современность»: ковры, авторские эскизы, документы, фотографии // Культурное наследие Сибири. — 2012. — № 13. — С. 147—149. — ISSN 2307-2547 ISSN: 2307-2547.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Кухальская Е. Секреты и триумфы тюменского ковра. Вслух.ру. Дата обращения: 20 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Сезёва Н.И. Тюменский ковровый промысел в XVII-XX в. // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 7—2. — С. 26—29.
  5. 5,0 5,1 5,2 Сезёва Н. И. Тюменский народный ковёр в трудах отечественных исследователей второй половины XIX - начала XX века // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 4 (16). — С. 55—57. — ISSN 1991-5497 ISSN: 1991-5497.
  6. 6,0 6,1 6,2 Кожемяченко А. А. Ковры в розах - образы, рождённые фантазией // Студенческая наука XXI века. — 2016. — № 3 (10). — С. 18—20. — ISSN 2413-3825 ISSN: 2413-3825.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Сезёва Н. И. Сюжеты и орнаментальные мотивы Тюменского народного ковра ХIХ-ХХ вв. // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — № 2—2 (66). — С. 157—162. — ISSN 1561-9443 ISSN: 1561-9443.
  8. 8,0 8,1 Сезёва Н. Ткальи: героини тюменского ковроткачества. Заповедник (23.07.2023). Дата обращения: 20 июля 2023.
  9. Шелгунов Н. В. Сибирь по большой дороге // Русское слово. — 1863. — № 5. — С. 1—48.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!