Валтасар

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Валтасар
Бальтазар
«Пир Валтасара», Андреа Челести
«Пир Валтасара», Андреа Челести
соправитель Нововавилонского (Халдейского) царства
553 год до н. э. — 539 год до н. э.
Совместно с Набонид
Предшественник Набонид
Преемник Государство завоевано Киром Великим

Рождение VI век до н. э.
Смерть 12 октября 539 г. до н. э.
Вавилон, Вавилония
Отец Набонид
Дети дочь Астинь
Отношение к религии шумеро-аккадское язычество

Валтаса́р (Бальтазар, Вальтасар, Бел-шар-уцур; арам. בֵּלְטְשַׁאצַּר Белтшацар; от аккад. Bēl-šarra-uṣur — «Бел, царя храни», VI век до нашей эры — 12 октября 539 года до нашей эры) — сын и соправитель царя Вавилонии (Халдейской державы) Набонида. Время его правления относят к середине VI века до нашей эры. В Книге пророка Даниила, входящей в канон Ветхого Завета и еврейской Библии (Танаха), Валтасар назван последним царём Вавилона, находившимся у власти в момент его падения[1]. Валтасар правил государством в период ухода его отца в аравийский оазис Тайма. Образ Валтасара приобрёл легендарные черты в связи с фразеологическим выражением «Валтасаров пир»[2].

Биография

Происхождение Валтасара по одной версий связано с царём Навуходоносором II. Валтасара называют сыном Навуходоносора II и египтянки Нитокрис. После смерти царя Набонид женился на Нитокрис и усыновил царевича Валтасара, чтобы придать легитимный характер своему правлению. В Книге Даниила отцом Валтасара назван именно Навуходоносор[3].

Другая версия происхождения Валтасара: он был сыном Набонида и Нитокрис, которая, согласно этой версии, являлась дочерью Навуходоносора II. Сестра Валтасара Бел-Шалти-Нанна была известна как верховная жрица бога Луны Сина в Уре. Считается, что вместе со своим отцом она осуществила первые археологические раскопки и создала музейную экспозицию и каталог древних раритетов. Бел-Шалти-Нанна помогала Набониду оформить экспозиции находок и открытий. Сторонники этой версии обоснованно ссылаются на надписи царя Набонида, в которых он называет Валтасара старшим сыном, в также первенцем и «отпрыском моего сердца»[4].

Путь Валтасара к власти был предопределён. Набонид, правление которого началось в 556 году до нашей эры, уже в 553 году начал военный поход с целью завоевания восточного побережья Средиземного моря и Аравийского полуострова. На время своего отсутствия в Вавилоне Набонид назначил своим соправителем Валтасара, поручив ему и командование войсками, оставшимися в Вавилонии. Тем временем сам он жил в оазисе Тайма. На протяжении 10 лет Валтасар управлял Нововавилонским царством, а когда Набонид вернулся, помогал ему в тяжёлом военном противостоянии с персами[4].

Belshazzar’s Feast by V.Surikov (1874, GRM).jpg
«Пир Валтасара». Художник Василий Суриков. 1874 г. Русский музей

Персидское вторжение армии Кира II положило конец Нововавилонскому царству. В августе 539 года до нашей эры вавилоняне потерпели поражение в Битве при Описе на берегу реки Тигр. По одной из версий в этой битве Валтасар погиб или был захвачен персами и казнён[5].

По другой версии войска Набонида и Валтасара отступили. Армия Валтасара организовала оборону Вавилона, провизии было запасено на несколько лет, а войско Набонида укрепилось в городе Борсиппа. Осаждённые Киром Великим города сдерживали наступление персов не более двух месяцев[4]. Вавилон считался неприступным, поэтому, вероятно, имела место измена. Согласно Геродоту, Кир узнал расположение водоёмов и отвёл воды реки в озеро, выкопанное для царицы Нитокрис. Когда уровень реки понизился, воины Кира прошли под неприступными стенами в город[6]. Персидский царь почтительно относился к чуждым культам и верованиям, поддерживал храмы и их жрецов. Вавилонские жрецы были недовольны тем, что Набонид вместо Мардука поклонялся Сину, покровителю Харрана, и не проводил традиционный религиозный праздник. Поэтому исследователи не исключают, что жрецы могли помочь врагу[6].

В ночь с 5 на 6 октября (с 11 на 12 октября по Юлианскому календарю) 539 года Вавилон был захвачен, а Валтасар убит в царском дворце в ходе ночного боя. Набонид, узнав о взятии Вавилона и смерти Валтасара, сам приехал в Вавилон и сдался в плен. Кир его помиловал и отправил в почётную ссылку — царь стал наместником в отдаленной провинции Кармания, на территории современного Ирана[3].

Образ Валтасара представляется историками, а вслед за ними — писателями и художниками, различным образом, в зависимости от их предпочтений. Ответственный и мужественный вавилонский царевич Валтасар, любимый сын и брат, предводитель войска, защитник города не похож образ из Книги пророка Даниила. Библейские источники представляют Валтасара распущенным, склонным к излишествам деспотом, поскольку они выражают точку зрения угнанных в вавилонский плен евреев, ожидавших Божественного отмщения[3].

Согласно мидрашу, у Валтасара была дочь Астинь (Вашти). Когда Вавилон захватили мидяне и персы, ворвавшиеся ночью в город и убившие Валтасара, Астинь пряталась в покоях отца. Там её захватил царь Дарий и отдал в жёны своему сыну Артаксерксу. Поскольку Астинь происходила от притеснителя иудеев, мидраш изображает её нечестивой и тщеславной. Она, согласно Книге Есфирь, входящей в Ветхий Завет, была изгнана Артаксерксом за отказ явиться на царский пир и показать свою красоту. Царь прогневался, и вместо Астинь царицей была избрана Есфирь[7].

Валтасаров пир

Рембрандт. Пир Балтазара, картина
«Валтасаров пир». Художник Рембрандт. 1636 г.

Выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным благодаря Книге пророка Даниила. Акцент на отрицательных чертах Валтасара был предопределён поучительным характером библейского текста. В пятой главе Книги пророка Даниила рассказывается о ночи падения Вавилона. Хотя Вавилон был осаждён, Валтасар устроил роскошный пир во дворце. Во время пиршества в зал внесли драгоценные ритуальные сосуды, которые были вывезены Навуходоносором как военные трофеи из Иерусалимского Храма. Вавилоняне использованы эти сосуды на пиру как обычную посуду, что Книга пророка Даниила трактует как грех и осквернение святынь[8].

Внезапно в пиршественном зале возникла огненная рука и написала на стене слова пророчества. В переводе с арамейского языка эта надпись: «Мене, мене, текел, упарсин» означает «измерено, измерено, взвешено, отдано». Валтасар позвал своих мудрецов, однако они не смогли истолковать надпись. Царица посоветовала Валтасару послать за иудейским мудрецом Даниилом. Даниил напомнил, что Навуходоносор (Даниил называет его отцом Валтасара в значении предшественника), стал высокомерным и за это был низвергнут. Но потом он усвоил урок, признал верховную власть Бога Израиля и вернул трон. И Валтасар тоже богохульствует, поэтому Бог послал знамение в виде руки. Даниил прочёл послание и интерпретировал его так: Бог сосчитал дни Валтасара и они закончены, Бог взвесил его на весах и счёл слишком легким, и его царство будет отдано мидянам и персам. «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет» (Дан. 5:30-31)[9]. Дарий Мидянин, предположительно, был одним из наместников Кира. Вскоре после получения власти над Вавилоном он умер, через год Кир провозгласил себя властителем Вавилона, наряду с другими землями[10].

В культуре

Интерес Набонидуса к богу луны Сину привел к строительным работам за пределами Вавилона. На этом глиняном цилиндре запечатлено восстановление зиккурата Сина в Уре, а также просьба к нему защитить Набонидуса и его сына Валтасара. Из Ура, Iraq
Глиняный цилиндр с надписью Набонида, в которой говорится о восстановлении зиккурата Сина в Уре. Набонид просит Сина защитить его самого и его сына Валтасара. Ур, Ирак

Археология

История жизни Валтасара (Бел-шар-уцура) отражена в «Вавилонской хронике» (III 16, 22-23), вавилонском памфлете о Набониде, а также некоторых надписях этого царя. В данных источниках речь преимущественно идёт о Набониде[3]. Текст на знаменитом артефакте, который называют «Цилиндром Кира», восхваляет благородное происхождение Кира, а царь Набонид порицается как низкородный угнетатель вавилонского народа[11]. «Вавилонская история» Бероса рассказывает о том, что Набонид построил в Вавилоне мощные укрепления, а Кир после захвата города приказал их снести[3]. В противоположность этим источникам, Книга пророка Даниила (5, 1-30) и следующий библейской традиции древнееврейский историк Иосиф Флавий (Antiq. X 2. 2-4) сосредоточили своё внимание на сценах гибели Нововавилонского царства. В этом контексте Валтасар, потерявший жизнь и царство, представлен в негативном ключе. В сочинениях античных авторов Геродота (Hist. I 188, 191) и Ксенофонта (Cyropaedia. VII 5. 15-33) Набонид, которого называют также Лабинетом, назван последним вавилонским царем, а описание соединяет черты Набонида и Валтасара[4].

Belshazzar’s Feast
«Валтасаров пир». Художник Хосе де Рибера

Проза и поэзия

В художественной литературе, живописи, музыке образ Валтасара нашёл отражение именно в связи с библейским рассказом о пире. В XVI веке были написаны «Комедия о Данииле» Ганса Сакса и «Осада города Вавилона» Йодокуса Мурера, в XVII веке — «Мистический и подлинный Вавилон» Педро де Кальдерона, пьеса «Пир Валтасара» Агустина Морето. Позднее к этому сюжету обращались Иоганн Вольфганг Гёте (драма «Валтасар», сожжённая автором), Джордж Байрон (стихотворения «Видение Валтасара», «Валтасару»), Генрих Гейне («Валтасар»)[12], Александр Бестужев-Марлинский (стихотворение «И дум, и дел земных цари…»), Николай Некрасов (стихотворение «Величие души и ничтожность тела», Михаил Дмитриев (стихотворение «Ответ Аксакову на стихотворение «Пётр Великий»»[13]).

В XX веке к образу Валтасара обращались Валерий Брюсов (стихотворение «Последняя война»), Евгений Евтушенко (стихотворение «Мама и нейтронная бомба»), Иосиф Бродский (стихотворения «Колыбельная Трескового Мыса» и «Примечания папоротника»), Фазиль Искандер (новелле «Пиры Валтасара») и другие писатели[14].

Изобразительное и музыкально-драматическое искусство

Сюжет использовался в изобразительном искусстве. Картины с изображением Валтасарова пира создали Беноццо Гоццоли, Мартен ван Хемскерк, Якопо Тинторетто, Xосе де Рибера, Рембрандт, Гюстав Доре, Василий Суриков и другие художники. В музыкально-драматическом искусстве наиболее известными произведениями на эту тему являются оратория Георга Генделя «Валтасар» и музыка Яна Сибелиуса к пьесе «Валтасаров пир» Ялмара Прокопе[12].

Кинематограф

В кинематографе образ Валтасара использован в фильмах «Валтасаров пир» (Польша, 1954), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (режиссёр Юрий Кара, СССР, 1989 год, по новелле «Пиры Валтасара» из романа в рассказах Фазиля Искандера «Сандро из Чегема»).

Фразеологизм

Выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным, ему придаётся смысловое значение «роскошная жизнь, неуместное веселье в канун неминуемых бедствий»[15]. Именно в этом значении чаще всего используют данный фразеологизм поэты:

Михаил Дмитриев (1845)

Но пусть дней наших Валтасары
Кончают грешный пир, пока
Слова, исполненные кары,
Напишет грозная рука [16].

Литература

  • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970. — 608 c.; ил.
  • Alberto Soggin. Einführung in die Geschichte Israels und Judas. Wissenschaftliche Buchgesellschaft. Darmstadt, 1991.
  • Асиновский С. и Иоффе Э. Евреи. По страницам истории. Минск. Завигар, 1997. — 313 c. ISBN. 98561870521997.
  • Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. Изд. «Вече». М., 2000.
  • Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.
  • Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1968.
  • Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Изд. Наука. М., 1975.
  • Вейс Герман. История цивилизации. Т.1. Изд. «Эксмо-Пресс». М., 2000.
  • Войтех Замаровский. Тайны Хеттов. Изд. «Вече». М., 2000.
  • Hartmut Schmökel. Ur, Assur und Babylon (Drei Jahrtausende im Zweistromland). Gustav Kilpper Verlag. Stuttgart.
  • Helmut Minkowski. Aus dem Nebel der Vergangenheit steigt der Turm zu Babel. Deutsche Heraklith A G.
  • Геродот. История. Науч.- издат. центр «Ладомир АСТ». М., 1999.
  • Горбовский Александр. Загадки древнейшей истории. Изд. Знание. М., 1971.
  • Грант Майкл. История древнего Израиля. М., 1998.
  • Грэм Хэнкок. Ковчег завета. Изд «Вече». М., 1999.
  • Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 32-45.
  • Dougherty R. P. Nabonidus and Belsshazzar. New Naven, 1929.
  • Дьяков И. М. История Мидии. Москва — Ленинград. 1956.
  • Егер Оскар. Всемирная история в 4-х томах. Т.1. Древний мир. Изд. А. Ф. Маркса. С.- Петербург. 1904.
  • Емельянов Ю. В. Рождение и гибель цивилизации. Изд. «Вече». М., 1999.
  • Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. Изд. «Олма-Пресс». М., 2000.
  • Зенон Косидовский. Библейские сказания. Изд. полит. лит-ры. М., 1966.
  • Иосиф Флавий. Иудейские древности. Изд. Феникс. М., 1999.
  • Ионина Н. А. Сто великих дворцов мира. Изд. «Вече». М., 2001.
  • Ионина Н. А. Сто великих чудес света. Изд. «Вече». М., 1999.
  • История Древнего мира. Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983.
  • Карманная еврейская энциклопедия. Ростов-на-Дону. 1999.
  • Керам К. Боги, гробницы, учёные: роман археологии. Изд. Терра — Книжный клуб. М., 2001.
  • Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М., 2002.
  • Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. С.- Петербург. 1896.
  • Mahler Eduard. Handbuch der jϋdischen Chronologie. Georg Olms Verlagsbuchhandlung. 1967.
  • Мизун Ю. В., Мизун Ю. Г. Тайны богов и религий. Изд. «Вече». М., 1999.
  • Пак П. М. Ирак: история и современность. Изд. Знание. М., 1981.
  • Раулинсон Генри Кресвик. Библия и наука. Изд. П. П. Сойкина. С.- Петербург. 1899.
  • Редер Д. Г. и Черкасова Е. А. История Древнего мира. Изд. Просвещение. М.,1979
  • Рогозина З. А. История Ассирии. Издание А. Ф. Маркса. С.- Петербург. 1902.
  • Рыжов К. В. Все монархи мира. Древний Восток. Изд. «Вече». М., 2001.
  • Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. Изд. Наука. М., 1979.
  • Светлов Эммануил. Вестники царства Божия. Брюссель. 1986.
  • Сетон Ллойд. Археология Месопотамии. Изд. Наука. М., 1984.
  • Смирнов С. А. Царь горы, или тайна Кира Великого. Изд. «Астрель». М., 2002.
  • Телушкин Йосеф. Еврейский мир. Москва — Иерусалим. 1998 — 5758.
  • Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.- М., 1958.
  • Хрестоматия по истории древнего Востока под редакцией акад. В. В. Струве и Д. Г. Редера. М., 1963.
  • Церен Эрих. Библейские холмы. Изд. Правда. М., 1986.
  • Чайлд Г. Древний Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
  • Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. Изд. полит. лит-ры. М., 1987.
  • Эвелин Кленгель-Брандт. Путешествие в древний Вавилон. Изд. Наука. М., 1979.

Примечания

  1. Валтасар. Британика (энциклопедия) (2024). Дата обращения: 4 июля 2024.
  2. Валтасаров пир. Мир фразеологизмов. Фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, мифы народов мира (сайт) (2024). Дата обращения: 3 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Спаринский, Артур. Валтасар // Всемирная история : Энциклопедия. — 2021. — 26 ноября.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Соловьёва, С. С. Валтасар // Православная энциклопедия (электронная версия) : сайт. — 2024.
  5. Веллард, Джеймс. Глава 15. падение Вавилона // Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес / Перевод: О. Перфильев. — Центрполиграф, 2004. — 268 с. — ISBN 5-9524-0133-3.
  6. 6,0 6,1 Барт, Генрих. По страницам библейской истории. Вавилон. Взятие Вавилона царём Киром в описании Геродота. — С. 43—48, 56—57. — 70 с.
  7. Лявданский, А. К., Барский, Е. В. Есфири книга. Текст и древние переводы // Православная энциклопедия. Электронная версия : сайт. — 2024.
  8. Желтов, Михаил. Книга пророка Даниила // Седмица. Ру. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» : сайт. — 2010.
  9. Даниил 5 глава 5:30-31. Библия онлайн (2024). Дата обращения: 2 июля 2024.
  10. Юревич, Дмитрий. Дарий Мидянин // Православная энциклопедия : Электронная версия. — 2012.
  11. Баженов, Б.С. Классическое прочтение цилиндра Кира и современный публичный дискурс // Казанский вестник молодых учёных : сборник. — 2021. — № 5. — С. 23—28.
  12. 12,0 12,1 Аверинцев С. С. Валтасар // Мифы народов мира : Онлайн энциклопедия. — 2024.
  13. Дмитриев, Михаил. Ответ Аксакову на стихотворение «Петр Великий». Poemata.ru (литературный портал) (1845). Дата обращения: 3 июля 2024.
  14. Валтасар. Национальный корпус русского языка (2024). Дата обращения: 3 июля 2024.
  15. Серов, Вадим. Валтасаров пир // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений : Энциклопедия. — М.: Локид-Пресс, 2003.
  16. Дмитриев, Михаил. Ответ Аксакову на стихотворение «Петр Великий». Poemata.ru (литературный портал) (1845). Дата обращения: 3 июля 2024.