Железная дорога (стихотворение)
«Железная дорога» | |
---|---|
Железная дорога | |
Жанр | поэма |
Автор | Некрасов, Николай Алексеевич |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1864 |
Дата первой публикации | 24 ноября 1865 года в октябрьском номере «Современника» |
Электронная версия |
«Желе́зная доро́га» — стихотворение Николая Некрасова написано в 1864 году. Впервые было опубликовано 24 ноября 1865 года в октябрьском номере «Современника»: так как в мае цензура запретила стихотворение. Стихотворение было посвящено строительству железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом в период с 1842 по 1852 годы[1].
История создания
Указ о строительстве издал Николай I, проведя линию на карте с помощью линейки, проложив её через леса и болота. Ценой такого грандиозного проекта стали человеческие жертвы и работа в крайне тяжёлых условиях. Главным организатором строительства стал Пётр Клейнмихель. Жёсткие способы управления стали основанием его отстранения до 1864 года. В это время и было создано стихотворение «Железная дорога». Данный период ознаменовался значительными социально-экономическими изменениями: после крестьянской реформы 1861 года на стройку привлекались освобождённые от крепостного права крестьяне[1][2].
В этом стихотворении описываются события 1840-х годов, когда в Российской империи активно велись работы по возведению «Санкт-Петербурго-Московской» железной дороги, которая позже получила название Николаевская в честь Николая I. Приказ о соединении двух столиц был отдан в 1841 году. В комиссию, контролировавшую ход строительства и подотчётную Николаю I, входило множество известных знатных особ, среди которых был граф Пётр Андреевич Клейнмихель, с имени которого и начинается данное произведение[2].
Жанр
Стихотворение «Железная дорога» принадлежит к жанру гражданской лирики. Оно написано дактилем, включает как мужскую, так и женскую рифму, с чередующейся рифмовкой.
Тематика этого произведения — реализм. Имеет ритм, который напоминает звук колёс поезда, уносящегося в далёкое путешествие. Читатель наблюдает за жизнью множества крестьян, которые, сталкиваясь с ужасной нищетой, вынуждены тяжело трудиться и, по непонятным причинам, оказываться в долгах перед своими начальниками.
Это стихотворение — одно из немногих произведений XIX века, имеющих социальный подтекст. В нём жизнь простого народа изображена с большой долей сопереживания[3].
Идейный замысел
Основная идея стихотворения — разоблачение социального неравноправия через изображение трагической судьбы народа, чьи жизни были бесценно потрачены на прокладывание железнодорожных путей. Некрасов подчёркивает: за внешней оболочкой общественного прогресса кроются глубинные страдания простого населения.
Особое внимание автор сосредотачивает на том, что именно крестьяне — основная сила труда в стране, но их вклад остаётся без должной оценки и признания; все почести доставались высшим чинам и генералитету. Некрасов призывает к переосмыслению роли крестьянского труда как неотъемлемой составляющей истории России и осознанию подлинного ценообразования этого «прогресса»[4].
Композиция и сюжет
Стихотворение делится на четыре части, которые объединены общей темой, образом лирического героя — рассказчика и его попутчиков в вагоне: генерала с сыном Ваней, диалог которых о строительстве дороги служит эпиграфом. Первая часть охватывает описание осенней русской природы, которую наблюдает рассказчик из окна поезда.
Во второй части контраст проявляется с первой. Здесь рассказчик ведёт монолог, раскрывающий недостатки общества. Ване рисуется ужасная картина страданий строителей железной дороги — русского народа. Рассказчик описывает толпу бедняков, погибших во время стройки, что заставляет мальчика почувствовать неловкость. Основная мысль заключена в последних трёх строфах: необходимо ценить трудолюбивый народ, потому что он многое преодолел и благодаря своей стойкости сможет достичь счастливого будущего. Некрасов точно отражает дух народа, в состоянии терпеть страдания на протяжении веков.
В третьей части звучат возражения отца-генерала. Он считает, что народ, склонный к алкоголизму, не способен создать великое, а лишь разрушает. Генерал предлагает Ване взглянуть на позитивную сторону. Четвёртая часть повествует о том, что после завершения строительства дороги рабочие получили в награду бочку вина и прощение недоимки, которую хитрые подрядчики навязали каждому[5].
Художественные приёмы и средства
- Эпитеты: «морозные ночи», «спина горбатая», «лунном сиянии».
- Сравнения: «Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит», «красный, как медь», «Листья поблекнуть ещё не успели, желты и свежи лежат, как ковёр».
- Метафоры: «ямою грудь», «стёкла морозные».
- Олицетворения: «Воздух усталые силы бодрит», «Тень набежала»[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Железная дорога . Nekrasov-lit.ru. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Лапенкова О. Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1864) . ГодЛитературы.РФ. Учредитель: АО «Издательство «Российская Газета» (7 ноября 2021). Дата обращения: 18 ноября 2024.
- ↑ Маргарита Гуськова. Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов) . Литрекон (12 декабря 2018). Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Сампир А. М. [http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2408/1/fkls-2015-02-11.pdf «Человек социальный» и «человек эстетический» (сопоставительный анализ стихотворений Н. А. Некрасова «Железная дорога» и А. А. Фета «На железной дороге»)] // Филологический класс : журнал. — 2015. — Февраль (№ 40).
- ↑ Некрасов железная дорога интересные факты. Анализ «Железная дорога» Некрасов . Рhservice.ru. Дата обращения: 19 ноября 2024.
- ↑ Железная дорога . Цифровая культура. Дата обращения: 28 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |