Бедные люди (роман)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Бедные люди
(рус. дореф. Бѣдные люди)
Издание
Издание 1847 года
Жанр роман
Автор Фёдор Михайлович Достоевский
Язык оригинала русский
Дата написания 18441845
Дата первой публикации 21 января 1846 года
Издательство альманах «Петербургский сборник»

Бе́дные лю́ди (рус. дореф. Бѣдные люди) — роман Фёдора Михайловича Достоевского который является его первой оригинальной работой. Он был создан в период с 1844 по 1845 год, впервые выпущен 21 января 1846 года в альманахе «Петербургский сборник», издаваемом Николаем Некрасовым, с указанием о жанре как «роман». В дальнейшем Ф. М. Достоевский, учитывая замечания критиков о первом издании, трижды возвращался к его редактированию — в 1847, 1860 и 1865 годах[1].

История создания

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Бедные люди», написанный в 1845 году, стал его первым значимым достижением в литературе. Это эпистолярный роман, где действие разворачивается через письма между главными персонажами.

Идея романа родилась у Ф. М. Достоевского во время учёбы в Инженерном училище, под влиянием русской литературы 1830-1840-х годов, где наблюдался переход от романтизма к реализму. Считается, что вдохновение для сюжета о бедных людях писателю пришло во время перевода романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», поскольку идеи французских романистов оказывали заметное влияние на русскую литературу, развивавшуюся в это время.

Среди возможных прототипов главной героини называются сестра и мать Фёдора Достоевского: дневниковые записи о Варваре Михайловне весьма похожи, да и имя совпадает. Отец писателя мог послужить прообразом для родителя Вари. Личная история семьи Ф. М. Достоевского отразилась в романе: после смерти матери тётка заботилась о сёстрах писателя, а муж одной из них стал прототипом помещика Быкова. Эпистолярный стиль помогает Достоевскому свободно выражать свои мысли от имени Девушкина, не обнаруживая своего авторства[1].

Сюжет

Макар Девушкин бедный чиновник, занимающийся простым переписыванием документов, не имеющий перспектив на карьеру или богатство. Он переезжает в новую квартиру, где его соседями становятся писатель Ратазяев, прежний чиновник Горшков с семьёй и мичман. Новое жильё оказывается менее комфортным, так как Девушкин живёт в комнате рядом с общей кухней, но оно доступнее по цене, что для него крайне важно.

Макар считает значимым тот факт, что неподалёку находится его дальняя родственница, бедная Варвара Доброселова, которой он финансово помогает. Несмотря на редкие встречи из-за опасений насчёт сплетен, они активно переписываются, и роман состоит из их 55 писем.

Варвара часто болеет и испытывает финансовые трудности, берёт работу на дом, чтобы выжить, но этого недостаточно. Девушкин приносит ей подарки и деньги, отказывая себе в необходимом, что вызывает у девушки смущение. Она уговаривает его чаще навещать её.

Доброселова делится дневником о своём детстве, после смерти отца у неё и матери отобрали имущество, и они вынужденно переехали к богатой родственнице, которая упрекает их в том, что они не могут обеспечить себя. Из-за сложившихся обстоятельств Варвара оказывается одна после смерти матери и друга. Девушкин делится своими страданиями от однообразной службы и недовольства коллег, а затем организует прогулку на острова, однако они расходятся во мнении о литературе.

Постепенно Макар оказывается в сложной финансовой ситуации, и его жизнь становится ещё более тяжёлой. Доброселова принимает предложение замужества от Быкова, что приводит Девушкина в отчаяние. В конце концов, она благодарит его за поддержку, в то время как он теряется в своих мыслях о будущем[2].

Персонажи

Главные персонажи

Второстепенные персонажи

  • Пётр Покровский — студент, первая любовь Вареньки.
  • Анна Фёдоровна — дальняя родственница Вареньки, лицемерная и эгоистичная женщина, занимающаяся сводничеством.
  • Господин Быков — коварный и расчётливый барин.
  • Горшков — бедный сосед Макара, ранее работавший чиновником.
  • Ратазяев — посредственный писатель и сосед Макара.
  • Федора — пожилая, добрая женщина, которая приютила Вареньку у себя[3].

Художественные средства

  • Эпитеты: «бедные люди», «бледное лицо», «грустные глаза».
  • Сравнения: «как будто в тумане», «жизнь текла, как река», «он был как тень».
  • Олицетворения: «смерть шептала», «печаль обняла его», «время ускользало».
  • Антропоморфизм: «ночь укрыла город», «светило солнце», «ветер завывал».
  • Метафоры: «глубокая пропасть бедности», «сердце разрывается от тоски», «мир в руинах».
  • Инверсия: «Не за тем пришёл я к тебе», «Только не думай о себе».
  • Фразеологизмы: «на грани жизни и смерти», «бить баклуши», «за семью печатями»[2].

Экранизации и постановки

Примечания

  1. 1,0 1,1 Белов С.В. Бедные люди. Ѳедоръ Достоевскiй. Антология жизни и творчества (2010). Дата обращения: 18 декабря 2024.
  2. 2,0 2,1 Бедные люди. Ф. М. Достоевский. Онлайн-Читать.РФ. Дата обращения: 18 декабря 2024.
  3. Герои романа «Бедные люди», главные и второстепенные персонажи, список | Достоевский. literaturus.ru. Дата обращения: 18 декабря 2024.
  4. Бедные люди (ТВ, 1969). Кинопоиск. Дата обращения: 18 декабря 2024.
  5. Бедные люди (1963). Кинопоиск. Дата обращения: 18 декабря 2024.
  6. Бедные люди. Театр кукол С. В. Образцова. Дата обращения: 18 декабря 2024.
  7. Бедные люди. Евгений Миронов. Дата обращения: 18 декабря 2024.