Вечный муж
Вечный муж | |
---|---|
Вечный муж | |
Жанр | повесть |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1870 год |
Дата первой публикации | 1870 год (в журнале «Заря») |
Вечный муж — десятая повесть Фёдора Михайловича Достоевского написанная им в 1870 году и впервые напечатана в этом же году в журнале «Заря». В 1887 году повесть вышла отдельным изданием в издательстве А. С. Суворина.
Предыстория
Десятая повесть Фёдора Михайловича Достоевского написанная им в 1870 году и впервые опубликованная в этом же году в журнале «Заря». В 1887 году повесть вышла отдельным изданием в издательстве А. С. Суворина; в 1894 году повесть вышла в сборнике «Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 12 томах» издательства А. Ф. Маркса.
В 1869 году Достоевский через публициста Николая Страхова получил приглашение участвовать в новом журнале славянофильского направления «Заря». Писатель после начала работы над повестью в письме от 18 марта 1869 года к Николаю Страхову признавался, что его нынешнее произведение продолжает линию «Записок из подполья»: «Это совершенно другое по форме, хотя сущность — та же, моя всегдашняя сущность».
В этом же году Достоевский пообещал повесть издателю «Зари» Владимиру Кашпирёву, работа над которой началась им ещё в августе 1869 года. Ход работы над повестью освещалась Достоевским в его письмах к поэту Аполлону Майкову: 27 октября — «две трети повести уже написано и переписано окончательно». 23 ноября — повесть «Вечный муж» была уже закончена, а 4 декабря отослана в редакцию.
Окончательный объём намного превысил первоначальные предположения Достоевского: «Писал, кажется, ровно три месяца и написал одиннадцать печатных листов minimum. Можете себе представить, какая это была каторжная работа! тем более что я возненавидел эту мерзкую повесть с самого начала. Думал написать самое большее листа три, но представились сами собой подробности и вышло одиннадцать».
В основу сюжета легли воспоминания Достоевского о романе друга писателя А. Е. Врангеля с Екатериной Иосифовной Гернгросс, женою начальника Алтайского горного округа А. Р. Гернгросса. Достоевский не воспроизвел буквально всех обстоятельств романа своего друга с Е. И. Гернгросс, трансформировав и переосмыслив образы главных героев.
Анна Достоевская в своих воспоминаниях указывала автобиографическую основу некоторых эпизодов повести: «Роман этот имеет автобиографическое значение. Это отголосок летнего пребывания моего мужа в 1866 году в Люблине, близ Москвы, где он поселился на даче, рядом с дачей своей сестры, В. М. Ивановой. В лице членов семейства Захлебининых Федор Михайлович изобразил семью Ивановых. Тут и отец, весь ушедший в свою большую докторскую практику, мать, вечно усталая от хозяйственных забот, и веселая молодежь — племянники и племянницы Федора Михайловича и их молодые друзья. В лице подружки Марьи Никитичны изображена друг семьи М. С. Иванчина — Писарева, а в лице Александра Лобова — пасынок мужа, П. А. Исаев, конечно, в самом идеализированном виде. Даже в Вельчанинове имеются некоторые черточки самого Федора Михайловича, например, в описании различного рода игр, затеянных им при приезде на дачу»[1][2][3][4].
Основные персонажи
- Алексей Иванович Вельчанинов — главный герой около сорока лет; живёт на полученное наследство, ведёт праздный образ жизни. Он настоящий красавец с богатым опытом по части любовных романов
- Павел Павлович Трусоцкий — главный герой; мужчина средних лет, чиновник в провинциальном городе, человек заурядной наружности.
- Наталья Васильевна Трусоцкая — его жена; очаровательная женщина с характером диктатора, муж находится у неё под каблуком.
- Лиза Трусоцкая — их дочь
- Клавдия Петровна Погорельцева — подруга Вельчанинова
- Багаутов Степан Михайлович — любовник Натальи Васильевны Трусоцкой
- Федосей Петрович Захлебинин — статский советник
- Катерина Захлебинина — его старшая дочь
- Надежда Захлебинина — его младшая дочь
- Марья Никитишна — их подруга[2][3][5].
Сюжет
В произведении три героя, которым присуща своя история. Вельчанинов Алексей — сорокалетний ловелас, прожигающий наследство. Трусоцкий Павел — чиновник с заурядной внешностью, живущий в провинциальном городишке. Наталья — супруга Павла Трусоцкого, деспот с очаровательной внешностью, держащая супруга под контролем, из-за этого он беспрекословно подчиняется ей. Алексей Вельчанинов заездом оказывается в этом городе, знакомиться с этой парой. Павел с уважением отнесся при знакомстве с Алексеем, он признал в нём настоящего петербуржца. Трусоцкий вместе с супругой часто приглашали его на чаепитие к себе домой. Алексей общение продолжал с Натальей в неформальной обстановке, в дальнейшем они стали любовниками. О подобной близости не подозревал супруг. Вскоре Наталья забеременела, и сообщила об этом Алексею, выразила желание закончить отношения. Алексей уезжает в Петербург и увлекается новым бумерангом удовольствий, забыв про Наталью. Спустя девять лет, Вельчанинову надоедает светский образ жизни. Он иногда заглядывает в один ресторан, в оставшееся время смотрит в окно. Временами встречает маленького человека в шляпе с крепом, перед которым он чувствует вину, которая с каждым днем его наказывает. В один день, маленький господин заходит в гости к Алексею, открыв дверь — Лёша вспомнил пару из провинциального городка. Они узнали друг друга. Алексей пригласил Павла к себе, разместившись в кресле, тот поведал о своей жизни. Несколько месяцев назад умерла Наталья, в её вещах он обнаружил стопку любовных посланий. Павел прочитал письма, и понял — Наталья была в любовных связях с несколькими приезжающими господами из Петербурга. Павел был в шоке, он приглашал этих товарищей к себе домой, они оказались любовниками Натальи — Трусоцкий запил и стал срываться на дочь Елизавету, стал сомневаться в своем отцовстве. Восьмилетняя девочка молча переносит ругательства отца. В Петербурге находился с дочерью, которая осталась в гостинице. Алексей вспоминает, что письма Наталье не писал — далее пошли предположения, что Павел не знает о том, что Лиза это дочь Вельчанинова. Начинается драма для маленькой девочки, Алексей планирует вернуть дочь к себе домой. Муж Натальи мучает любовника игрой в неясность происходящего. Павел общается с Алексеем, пользуется им как жилеткой. В одну ночь Трусоцкий пытается убить бритвой Вельчанинова — Алексею удается победить Павла, одурманенного целой гаммой эмоций. Алексей забирает Лизу из гостиницы, и оставляет её у своих друзей. Девочка душевно заболевает, и вскоре умирает. Павел имеет неотправленное письмо Натальи к Алексею, из него понятно, кто папа Лизы. Новая встреча происходит через несколько лет на железнодорожном вокзале, Трусоцкий женился на властной даме, вместе с офицером они путешествуют по миру. Павел был в очередной раз обманут супругой[5][2][3]
Оценка и критика
14 февраля 1870 года после выхода повести публицист Николай Страхов писал Достоевскому: «Ваша повесть производит весьма живое впечатление и будет иметь несомненный успех. По-моему, это одна из самых обработанных Ваших вещей, — а по теме — одна из интереснейших и глубочайших, какие только Вы писали: я говорю о характере Трусоцкого; большинство едва ли поймет, но читают и будут читать с жадностью». 17 марта 1870 года Страхов сообщал Достоевскому что: «Предсказание мое сбылось. Ваш „Вечный муж“ пользуется великим вниманием и читается нарасхват»; 16 апреля 1870 года Стахов высказал свое окончательное суждение о повести Достоевского: «Ваш „Вечный муж“, конечно, лучше всего явившегося в нынешнем году…»[4]
Поэт Аполлон Майков написал отрицательный отзыв на повесть, писав что: «во всем создании есть раздвоенность интереса трагического и комического; всего рельефнее это выражается в сцене с урыльником: не знаешь, какому впечатлению отдаться», несмотря на это он остался доволен тем восторженным приёмом, который получила повесть[6].
Литературный критик Виктор Буренин в рецензии для «Санкт-Петербургских ведомостей» писал:
В наше время повести этого рода потеряли всякий кредит и нравятся разве только особенным любителям болезненной «фальшивой психологии». «Вечный муж» начат очень ловко, хотя по всем правилам рутины; таинственностью, которая, потомив воображение читателя на двадцати страницах, благополучно разъясняется на двадцать первой. После таинственности следуют «нервические» диалоги двух главных действующих лиц, в которых автор играет психологическими мотивами с искусством, хорошо изученным не только им самим, но даже и читателями его прежних произведений. Затем выступает на сцену одно из любимейших лиц г. Достоевского — преждевременно развитый болезненный ребёнок-девочка, и вокруг этого лица устраивается драма по обычному рецепту"; только «местами», по мнению Буренина, Достоевский обнаруживает свое, конечно, немалое дарование в полной силе[7]
На экране
- 1961 год — «Вечный муж» (Норвегия): режиссёр Герхард Кнооп
- 1962 год — «Вечный муж» (Дания): режиссёр Габриэль Аксель
- 1964 год — «Вечный муж» (Бразилия): режиссёр Ванда Космо
- 1969 год — «Вечный муж» (ФРГ): режиссёр Станислав Барабаш
- 1990 год — «Вечный муж» (СССР): режиссёр Евгений Марковский
Примечания
- ↑ Воспоминания: [о Ф. М. Достоевском] / А. Г. Достоевская; [вступ. ст., подгот. текста и примеч. С. В. Белова и В. А. Туниманова]. — Москва : Художественная литература, 1981. — 518 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- ↑ 4,0 4,1 Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
- ↑ 5,0 5,1 Вечный муж : Рассказ Ф. М. Достоевского. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1887. — 132 с.
- ↑ Письма … / Ф. М. Достоевский; под ред. и с примеч. А. С. Долинина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1934. — Т. 3. — С. 474.
- ↑ С.-Петербургские ведомости. 1870. 31 янв. № 31
Литература
- Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
- Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
- Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- Вечный муж : Рассказ Ф. М. Достоевского. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1887. — 132 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |