Дядюшкин сон
Дядюшкин сон | |
---|---|
Дядюшкин сон | |
Жанр | повесть |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1859 год |
Дата первой публикации | 1859 год (в журнале «Русское слово») |
Дядюшкин сон — шестая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 1859 году в Семипалатинске и впервые напечатана в этом же году в журнале «Русское слово».
Предистория
Шестая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 1859 году в Семипалатинске и впервые напечатана в марте этого же года в журнале «Русское слово». Эта повесть оказалась первым произведением, с которым Достоевский «явился публике» после десятилетнего перерыва, вызванного арестом и пребыванием в тюрьме и на каторге по делу петрашевцев[1]. Основной идеей повести заложенной Достоевским является губительное влияние среды на характер человека, повесть создана в традициях гоголевской школы. По воспоминаниям Достоевского о создании этой повести: «Я написал её тогда в Сибири, в первый раз после каторги единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному). А потому невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности»[2]. Близость сюжета повести к комедийному жанру, острота комических характеристик главных персонажей еще при жизни Достоевского вызвали мысль об инсценировке произведения. Однако сам Достоевский относился к этой мысли равнодушно, так как оценивал эту свою повесть очень невысоко. В сентябре 1873 года он писал по этому поводу литератору Михаилу Федорову: «Вот что скажу я Вам окончательно: я не решаюсь и не могу приняться за поправки. Пятнадцать лет я не перечитывал мою повесть «Дядюшкин сон». Теперь же, перечитав, нахожу ее плохою. Я написал её тогда в Сибири, в первый раз после каторги, единственно с целью опять начать литературное поприще и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному)». В 1885 году повесть вошла в первый том сборника «Полное собрание сочинений в шести томах» типографии А. С. Суворина; в 1888 году повесть вышла во втором томе сборника «Полное собрание сочинений в 12 томах» «типографии братьев Пантелеевых»; в 1894 году повесть вышла в сборнике издательства А. Ф. Маркса[3][4][5].
Основные персонажи
- Князь К. — главный герой; реальными прототипами его могли быть военный министр граф А. И. Чернышев (1785—1857), известный своей страстью к «моложению»[6], директор московских театров Ф. Ф. Кокошкин (1773—1838)[7], родственник Достоевских «дядя» П. А. Карепин, под старость «впавший в детство», а также князь Д. Н. Козловский, костромской помещик, «аристократ, селадон, весьма популярная фигура в своем крае», который был женат на своей бывшей крепостной — Прасковье Тимофеевне, крестной матери Ф. М. Достоевского[8]
- Зинаида Москалёва — провинциальная дама с большими претензиями на светскость, дочь Марии Москалёвой; вероятным прототипом Зинаиды Москалёвой была первая жена Достоевского — Мария Дмитриевна Исаева[9]
- Мария Москалёва — первая дама в провинциальном городке Мордасове
- Павел Мозгляков — молодой человек двадцати пяти лет называющий себя племянником князя К[3][4][10].
Сюжет
Основной сюжет происходит в городе Мордасове, где живёт энергичная дама Мария Александровна Москалёва, имеющая двадцатитрёхлетнюю дочь Зинаиду. Жизнь обитателей города Мордасова, и прежде всего главной героини — Марьи Москалевой, — пустая, безнравственная, пошлая, — всеми, однако, принимается за настоящую, истинную жизнь. Мордасова мечтает выдать свою дочь замуж, однако та отклоняет предложения своего единственного ухажёра молодого человека двадцати пяти лет Павла Мозглякова. Кроме всего прочего она любит бедного уездного учителя, за которого её мать ей выйти не позволяет. Вскоре в доме Москалёвых останавливается князь К. — дряхлая развалина, страдающий, по мнению горожан, старческим слабоумием, но из за своего богатства закономерно становится в обществе Мордасова центром внимания и предметом поклонения. Во время общения с князем у Марии Москалёвой возникает план, в основе которого женитьба князя на Зинаиде. Зинаида, с которой мать делится этим замыслом, сначала горячо отвергает любые разговоры о свадьбе, но ей мать приводит весомые аргументы: согласно её доводам, девушке выпадает особая миссия быть в браке для мужа сестрой милосердия, а после его смерти стать свободной и богатой княгиней. Мария Мордасова прилагает немало усилий для реализации своего плана. В конце концов старый князь, расслабившись от напитков и мелодичного пения Зинаиды, соглашается на свадьбу. Наутро выясняется, что князь К. весьма смутно помнит о недавних событиях, и Павлу Мозглякову удаётся убедить «дядюшку», что свою грядущую свадьбу тот видел во сне. Когда обман раскрывается, Зинаида честно признаёт свою вину, а князь К., тронутый её искренностью, сообщает ей, что для него было бы большой честью предложить руку и сердце такой девушке. Всё случившееся становится для князя К. сильным потрясением и через три дня он умирает в своём гостиничном номере. Павел Мозгляков вновь пытается ухаживать за Зинаидой, но, получив решительный отказ, уезжает в Петербург. Продав имущество семейство Мордасовых уезжает из Мордасова. Через несколько лет на балу одного из дальних городов судьба сведёт вновь Мозглякова и семейство Мордасовых. Зинаида ставшая первой дамой и супругой генерал-губернатора и её мать едва узнают Павла[10][3][4].
Оценка и критика
Литературовед Владимир Захаров о повести писал: «в творчестве Достоевского представлены две разновидности повести. Одна из них развивала концепцию «петербургских повестей» Пушкина и Гоголя. Вторая обязана своим появлением концепции жанра, сложившейся в русской литературе 20-30 годов, согласно которой повесть - «тот же роман, но меньший в объеме», «роман в миниатюре», «глава, вырванная из романа». Эта концепция жанра представлена повестью «Дядюшкин сон»[11]
Литературный критик Николай Утехин отмечал что: «Сатирический пафос, также как пафос многих произведений так называемой обличительной литературы второй половины 50-х годов, был прямо направлен против основы самодержавной власти - дворянско-помещичьего общества. Выводя на сцену своей провинциальной комедии представителей мордасовского общества («Дядюшкин сон») Достоевский подобно автору «Губернских очерков», вышедших за два года до появления его повестей, раскрывает всю ограниченность и пошлость, провинциальное одичание и нравственный распад правящего сословия, его паразитизм по отношению к эксплуатируемому крестьянству, тяжкий труд которого, например, для бездельника, волокиты и болтуна князя К., промотавшего за свою жизнь не одну сотню душ, служил лишь средством для веселых и бездумных развлечений»[12]
На экране
- 1956 год — «Дядюшкин сон» (Италия): режиссёр Гульельмо Моранди
- 1959 год — «Дядюшкин сон» (Югославия): режиссёр Дэниэл Марусич
- 1965 год — «Дядюшкин сон» (ФРГ): режиссёр Гюнтер Граверт
- 1966 год — «Дядюшкин сон» (СССР): режиссёр Константин Воинов
- 1967 год — «Дядюшкин сон» (Венгрия): режиссёр Енё Хорват
- 1972 год — «Дядюшкин сон» (Чехословакия): режиссёр Петр Тучек
- 1981 год — «Дядюшкин сон» (СССР): режиссёр Александр Орлов
Примечания
- ↑ Туниманов В. А. Творчество Достоевского 1854—1862. Л., 1980. С. 7—14.
- ↑ Сараскина Л. И. Достоевский. — М.: Молодая гвардия, 2013. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03595-9
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- ↑ Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
- ↑ Лотман Л. М., Фридлендер Г. М. Источники повести Достоевского «Дядюшкин сон» // Из истории русских литературных отношений XVIII—XX вв. М.; Л., 1959. С. 370—374
- ↑ Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975. С. 32—35
- ↑ Федоров Г. Достоевский и семья Козловских // Литературная Россия. 1980. 25 апр. № 17.
- ↑ Кэнноскэ Накамура Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — СПб.: Гиперион, 2011. — ISBN 978-5-89332-178-4
- ↑ 10,0 10,1 Дядюшкин сон; Село Степанчиково и его обитатели : [Повести]; Скверный анекдот / Ф. М. Достоевский; [Авт. послесл. Г. Фридлендер. - Ленинград : Лениздат, 1982. — 443 с.
- ↑ Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. — Л., 1985. — С. 67
- ↑ Утехин Н. П. Современность классики. - М.: Современник, 1986. — С.202
Литература
- Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
- Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- Дядюшкин сон; Село Степанчиково и его обитатели : [Повести]; Скверный анекдот / Ф. М. Достоевский; [Авт. послесл. Г. Фридлендер. - Ленинград : Лениздат, 1982. — 443 с.