Петрашевцы

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Петраше́вцы — общество (кружок) молодых людей с социал-утопическими и демократическими взглядами, собиравшееся во второй половине 40-х годов XIX века в Петербурге под руководством Михаила Петрашевского. Основной идеей общества было стремление к переустройству самодержавной и крепостнической России.

История

Во второй половине половине 40-х годов XIX века в Петербурге стали собираться молодые люди увлекавшиеся идеями утопического социализма и и демократии, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. В 1844 году начались их собрания у русского мыслителя и общественного деятеля Михаила Петрашевского, а с 1845 года эти встречи стали еженедельными, проходившими по пятницам. В первое время число участников кружка Петрашевского не превышало пятнадцать человек, к 1849 году там числилось уже сто пятьдесят восемь человек[1][2].

Собрания посещали в основном молодые люди из различных слоёв общества, в том числе офицеры, чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, люди без определённых занятий и литераторы, в том числе Михаил и Фёдор Достоевские, Александр Баласогло, Николай Данилевский, Валериан Майков, Алексей Плещеев, Михаил Салтыков-Щедрин, Александр Баласогло, Василий Головинский, Николай Григорьев, Ипполит и Константин Дебу, Сергей Дуров, Александр Европеус, Николай Кашкин, Фёдор Львов, Александр Милюков, Владимир Милютин, Николай Момбелли, Александр Пальм, Николай Спешнев, Феликс Толь, Павел Филиппов, Александр Ханыков, Иван Ястржембский Рафаил Черносвитов и Пётр Шапошников[1][2][3].

Пертрашевцы не имели оформленной организации и разработанной программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопического социализма. Петрашевцы изучали экономическую и политическую теории, в основном французского и немецкого философов Шарля Фурье и Людвига Фейербаха, критиковали общественно-политический строй Российской империи, обсуждали пути его изменения, предприняли попытку составить библиотеку, в основном из запрещённых в России цензурой книг иностранных авторов. Первой попыткой пропаганды идей демократизма и утопического социализма в широких кругах стало издание «Карманного словаря иностранных слов», предпринятое Петрашевским при участии Майкова и Штрандмана. Большинство Петрашевцев отвергали насильственные действия в отношении властей, однако было создано радикальное меньшинство, которое тяготело к созданию тайного общества, среди которых были Петрашевский, Спешнев, Дебу, Львов и Момбелли[1][2][3].

Под влиянием Французской революции 1848 года и обострения внутреннего положения в России в среде Петрашевцев начали созревать революционные настроения. Наряду с теоретическими проблемами, в том числе атеистическими докладами Толя и Спешнева и лекции Ястржембского по политической экономии на кружке стали обсуждаться политические вопросы. На собраниях в более узком составе, Петрашевцы определяли своё отношение к ожидаемой крестьянской революции. Осенью 1848 года Петрашевский и Спешнев пытались разработать план руководства крестьянским восстанием, которое должно было начаться в Сибири, откуда перекинуться в районы с давними традициями народных движений, в таких как Урал, Волга, Дон и закончиться свержением самодержавия[1][2][3].

В декабре 1848 — январе 1849 года на совещаниях так называемых пяти: Петрашевский, Львов, Дебу, Спешнев и Момбелли обсуждался вопрос о создании тайного общества, о его тактике и программе. Выявились разногласия по поводу ближайших целей общества между сторонниками подготовительной пропагандистской работы и Спешневым, стоявшим за немедленное революционное восстание. Мысль о необходимости нелегальной организации разделялась многими Петрашевцами. Поднимался вопрос о создании пропагандистских произведений для народа, критикующих социально-политический строй Российской империи. С этой целью Александр Милюков написал переложение из «Слов верующего» французского философа Фелисите Ламенне, обличающее духовенство, Николай Григорьев — «Солдатскую беседу» о бесправном положении солдат, Павел Филиппов — «Десять заповедей» о положении крепостного крестьянства. Спешнев и Филиппов готовили оборудование для подпольной типографии. К печати предназначалось и «Письмо Белинского к Гоголю», впервые прочитанное публично в кружке Петрашевцев на торжественном обеде в честь Фурье, устроенном 7 (19) апреля 1849 года. Петрашевцы провозгласили себя борцами за социалистическое общество, подчёркивая необходимость для России соединения социалистической пропаганды с борьбой против самодержавия[2].

Арест и приговор

Сообщение о приговоре суда по делу петрашевцев в «Ведомостях Санкт-Петербургской Городской Полиции» от 24 декабря 1849 (5 января 1850)
«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Покровского, 1849 год

23 апреля (5 мая1849 года по доносу провокатора Антонелли, внедрённого в кружок Петрашевцев было арестовано тридцать шесть участников собраний, всего же к следствию, которое велось специальной созданной Секретной следственной комиссией, привлекалось сто двадцать два человека. Комиссия пришла к выводу, что собрания Петрашевцев отличались «духом, противным правительству», но «не обнаруживали… ни единства действий, ни взаимного согласия» и к разряду тайных обществ не принадлежали. Решением специальной Военно-судной комиссии двадцать два человека были судимы военным судом, пятнадцать человек[1] (по другим данным двадцать один человек[2]) были приговорены к расстрелу, пять человек к каторге и один человек к ссылке[1][2][3].

22 декабря 1849 (3 января 1850) года после обряда приготовления к смертной казни на Семёновском плацу в Петербурге, Петрашевцам прочли конфирмацию Николая I, после чего они были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска на Кавказ. Петрашевский был приговорён к бессрочной каторге, к суровым наказаниям осуждены Спешнев, Момбелли и Львов за намерение изменить общественно-политический строй, антирелигиозные воззрения и за «покушение составить тайное общество», а также Григорьев за своё сочинение «Солдатская беседа», предназначавшееся «к поколебанию в нижних чинах преданности престолу»[1][2][3].

Манифестом императора Александра II от 26 августа (7 сентября1856 года часть Петрашевцев была амнистирована, для другой части наказание было смягчено назначением поселения вместо каторги. Находясь в Сибири, Петрашевцы пытались поддерживать связь друг с другом, занимались общественной деятельностью[1].

После амнистии

К началу 60-х годов все кроме Петрашевского были восстановлены в гражданских правах. Некоторые Петрашевцы вернулись к общественной борьбе. Петрашевский, Спешнев и Львов стали публицистами сибирских газет; Европеус, Кашкин, Спешнев и Головинский отстаивали интересы крестьян при проведении Крестьянской реформы 1861 года; Толь работал в области педагогики[2].

Петрашевцы стояли в самом начале процесса формирования революционного демократического лагеря, идеологами которого в то время были Александр Герцен и Виссарион Белинский[2]. По словам Владимира Ленина с петрашевцев начиналась «история социалистической интеллигенции в России» [4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 ПЕТРАШЕВЦЫ // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Петрашевцы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Семевский В. И. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский и «петрашевцы». Ч. I // Собр. соч. Т. II. М.: Задруга, 1922. — 217 с.
  4. Полное собрание сочинений. — М. — 5 изд., т. 7, с. 438

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!