Хозяйка (повесть)
Хозяйка | |
---|---|
Хозяйка | |
Жанр | повесть |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1846—1847 год |
Дата первой публикации | 1847 год (в журнале «Отечественные записки») |
«Хозяйка«Я пишу мою „Хозяйку“. Уже выходит лучше „Бедных людей“. Это в том же роде. Пером моим водит родник вдохновения, выбивающийся прямо из души» — вторая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 1846—1847 году и впервые напечатана в 1847 году в журнале «Отечественные записки». В 1865 году повесть вышла отдельным изданием в типографии Фёдора Стелловского.
Предыстория
Вторая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 1846—1847 году и впервые напечатана в 1847 году в журнале «Отечественные записки». Работа над повестью писатель начал в конце 1846 года. В конце октября Фёдора Достоевский сообщал Михаилу Достоевскому: «Теперь более оригинальные, живые и светлые мысли просятся из меня на бумагу… Я пишу другую повесть, и работа идет, как некогда в „Бедных людях“, свежо, легко и успешно. Назначаю её Краевскому». В феврале 1847 года он сообщил Михаилу Достоевскому: «Я пишу мою „Хозяйку“. Уже выходит лучше „Бедных людей“. Это в том же роде. Пером моим водит родник вдохновения, выбивающийся прямо из души»[1]. В 1865 году повесть вышла отдельным изданием в типографии Фёдора Стелловского. В 1885 году повесть вышла в первом томе сборника «Полное собрание сочинений в шести томах» издательства Алексея Суворина; в 1894 году вышла в первом томе сборника «Повести и рассказы. В двух томах» издательства Адольфа Маркса[2][3][4].
Персонажи
- Василий Ордынов — молодой человек, сирота окончивший университет.
- Мурин — старик, сдавший угол Ордынову.
- Катерина — супруга Мурина[5][2][3].
Сюжет
Главный герой повести — молодой человек по имени Василий Ордынов. Он сирота. Ордынов уже закончил университет, но у него нет желания поступать на службу, а потому он тратит небольшие средства оставленные в наследство. Ордынов считает, что если жить экономно, то его наследство должно хватить на три года. Он снимает угол на мансарде у вдовой чиновницы и почти ни с кем не водит знакомства. Он только читает и кое-что пишет. Позднее вдова вдруг уезжает в деревню, и Ордынов вынужден искать себе новое жилье. В сумерках он бродит по улицам Петербурга. На Ордынова, который до той поры жил, не имея касательства до другой жизни, этот другой мир производит сильнейшее впечатление, и он словно лунатик бродит по городу. Как-то вечером он заходит в церковь, где примечает странного старика с молодой женщиной, он идет вслед за ними. Дело кончается тем, что он снимает угол в их крохотном жилище и переезжает туда. Ордынов по какой-то неведомой причине испытывает по отношению к старику Мурину враждебное чувство, и ему хочется спасти его молодую супругу Катю. Между Ордыновым и Катей возникает призрачное странное любовное чувство, а между Муриным и Ордыновым пробегает враждебная искра. В конце концов Мурин обращается к начальнику местной полицейской части Ярославу Ильичу, и просит его, чтобы он помог ему избавиться от Ордынова. Ярослав Ильич оказывается давнишним приятелем Ордынова. Тот прислушивается к увещеваниям своего знакомого, съезжает с квартиры и поселяется у одного немца, у которого он хотел снять комнату ещё до встречи с Муриным и его женой[5][2][3].
Оценка и критика
Литературный критик Виссарион Белинский после выхода повести Достоевского в своей рецензии писал: «Будь под нею подписано какое-нибудь неизвестное имя, мы бы не сказали о ней ни слова… Не только мысль, даже смысл этой, должно быть, очень интересной повести остается и останется тайной для нашего разумения, пока автор не издаст необходимых пояснений и толкований на эту дивную загадку его причудливой фантазии… Во всей этой повести нет ни одного простого и живого слова или выражения: все изысканно, натянуто, на ходулях, поддельно и фальшиво»[6].
Историк литературы Павел Анненков оставил о повести негативный отзыв: «Кому не казалось, что повесть эта порождена душным затворничеством, четырьмя стенами тёмной комнаты, в которых заперлась от света и людей болезненная до крайности фантазия? Разумеется, что, раз отдавшись без оглядки собственной фантазии, отделенной от всякой действительности, авторы этого направления уже и не думают об оттенках характеров, о живописи, так сказать, лица, о нежной игре света и тени на картине. Требования эти замещаются туманным стремлением к величию характеров, тяжелым поиском колоссальности в образах и представлениях. И действительно, к концу рассказа главное лицо облекается в некоторый род величия, но величие это весьма близко подходит к тому, которым поражает бедняк с картонным венцом на голове и деревянным скипетром на страдальческом ложе своем»[2].
Литературный критик Аполлон Григорьев отметил как положительное достоинство повести её «тревожную лихорадочность»[7].
Литературовед Давид Заславский поддержал резкое осуждение повести Белинским: «не оправданный действительностью вымысел наносит ущерб художественности произведения… эта повесть отбрасывала Достоевского назад, к лживой романтике заурядных писателей, осмеянных Белинским»[8]
Литературный критик Валерий Кирпотин считал, что "«Хозяйка» не реалистическая повесть, она совершенно откровенно следует романтическим канонам… Образный мир повести, считает литературовед, «лишь отталкивается от действительности, чтобы почти целиком уйти в мир таинственных видений, в мир сгущенных романтических переживаний и необычайных романтических происшествий…»[9].
Примечания
- ↑ Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского, 1821—1881 : В 3 т. / [Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом) Рос. акад. наук]. — СПб. : Акад. проект, 1999
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — С. 510. — 520 с. — 200 000 экз.
- ↑ Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
- ↑ 5,0 5,1 Хозяйка : Повесть в 2 ч. / Соч. Ф. М. Достоевского. — Вновь просм. самим авт. изд. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1865. — 106 с.
- ↑ Собрание сочинений: В 3-х т. / В. Г. Белинский ; Под общ. ред. Ф. М. Головенченко. — Москва : Гослитиздат, Т. 3: Статьи и рецензии: 1843—1848. — 1948. — 928 с.
- ↑ «Русское слово». 1859. № 5, отд. 2. С. 22
- ↑ Ф. М. Достоевский: Критико-биогр. очерк. — Москва : Госполитиздат, 1956. — 79 с.
- ↑ Достоевский и Белинский. — Москва : Сов. писатель, 1960. — 303 с.
Литература
- Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
- Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
- Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — С. 510. — 520 с. — 200 000 экз.
- Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- Хозяйка : Повесть в 2 ч. / Соч. Ф. М. Достоевского. — Вновь просм. самим авт. изд. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1865. — 106 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |