Хозяйка (повесть)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Хозяйка
Хозяйка
Издание
Жанр повесть
Автор Фёдор Достоевский
Язык оригинала русский
Дата написания 18461847 год
Дата первой публикации 1847 год (в журнале «Отечественные записки»)

«Хозяйка«Я пишу мою „Хозяйку“. Уже выходит лучше „Бедных людей“. Это в том же роде. Пером моим водит родник вдохновения, выбивающийся прямо из души» — вторая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 18461847 году и впервые напечатана в 1847 году в журнале «Отечественные записки». В 1865 году повесть вышла отдельным изданием в типографии Фёдора Стелловского.

Предыстория

Вторая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 18461847 году и впервые напечатана в 1847 году в журнале «Отечественные записки». Работа над повестью писатель начал в конце 1846 года. В конце октября Фёдора Достоевский сообщал Михаилу Достоевскому: «Теперь более оригинальные, живые и светлые мысли просятся из меня на бумагу… Я пишу другую повесть, и работа идет, как некогда в „Бедных людях“, свежо, легко и успешно. Назначаю её Краевскому». В феврале 1847 года он сообщил Михаилу Достоевскому: «Я пишу мою „Хозяйку“. Уже выходит лучше „Бедных людей“. Это в том же роде. Пером моим водит родник вдохновения, выбивающийся прямо из души»[1]. В 1865 году повесть вышла отдельным изданием в типографии Фёдора Стелловского. В 1885 году повесть вышла в первом томе сборника «Полное собрание сочинений в шести томах» издательства Алексея Суворина; в 1894 году вышла в первом томе сборника «Повести и рассказы. В двух томах» издательства Адольфа Маркса[2][3][4].

Персонажи

  • Василий Ордынов — молодой человек, сирота окончивший университет.
  • Мурин — старик, сдавший угол Ордынову.
  • Катерина — супруга Мурина[5][2][3].

Сюжет

Главный герой повести — молодой человек по имени Василий Ордынов. Он сирота. Ордынов уже закончил университет, но у него нет желания поступать на службу, а потому он тратит небольшие средства оставленные в наследство. Ордынов считает, что если жить экономно, то его наследство должно хватить на три года. Он снимает угол на мансарде у вдовой чиновницы и почти ни с кем не водит знакомства. Он только читает и кое-что пишет. Позднее вдова вдруг уезжает в деревню, и Ордынов вынужден искать себе новое жилье. В сумерках он бродит по улицам Петербурга. На Ордынова, который до той поры жил, не имея касательства до другой жизни, этот другой мир производит сильнейшее впечатление, и он словно лунатик бродит по городу. Как-то вечером он заходит в церковь, где примечает странного старика с молодой женщиной, он идет вслед за ними. Дело кончается тем, что он снимает угол в их крохотном жилище и переезжает туда. Ордынов по какой-то неведомой причине испытывает по отношению к старику Мурину враждебное чувство, и ему хочется спасти его молодую супругу Катю. Между Ордыновым и Катей возникает призрачное странное любовное чувство, а между Муриным и Ордыновым пробегает враждебная искра. В конце концов Мурин обращается к начальнику местной полицейской части Ярославу Ильичу, и просит его, чтобы он помог ему избавиться от Ордынова. Ярослав Ильич оказывается давнишним приятелем Ордынова. Тот прислушивается к увещеваниям своего знакомого, съезжает с квартиры и поселяется у одного немца, у которого он хотел снять комнату ещё до встречи с Муриным и его женой[5][2][3].

Оценка и критика

Литературный критик Виссарион Белинский после выхода повести Достоевского в своей рецензии писал: «Будь под нею подписано какое-нибудь неизвестное имя, мы бы не сказали о ней ни слова… Не только мысль, даже смысл этой, должно быть, очень интересной повести остается и останется тайной для нашего разумения, пока автор не издаст необходимых пояснений и толкований на эту дивную загадку его причудливой фантазии… Во всей этой повести нет ни одного простого и живого слова или выражения: все изысканно, натянуто, на ходулях, поддельно и фальшиво»[6].

Историк литературы Павел Анненков оставил о повести негативный отзыв: «Кому не казалось, что повесть эта порождена душным затворничеством, четырьмя стенами тёмной комнаты, в которых заперлась от света и людей болезненная до крайности фантазия? Разумеется, что, раз отдавшись без оглядки собственной фантазии, отделенной от всякой действительности, авторы этого направления уже и не думают об оттенках характеров, о живописи, так сказать, лица, о нежной игре света и тени на картине. Требования эти замещаются туманным стремлением к величию характеров, тяжелым поиском колоссальности в образах и представлениях. И действительно, к концу рассказа главное лицо облекается в некоторый род величия, но величие это весьма близко подходит к тому, которым поражает бедняк с картонным венцом на голове и деревянным скипетром на страдальческом ложе своем»[2].

Литературный критик Аполлон Григорьев отметил как положительное достоинство повести её «тревожную лихорадочность»[7].

Литературовед Давид Заславский поддержал резкое осуждение повести Белинским: «не оправданный действительностью вымысел наносит ущерб художественности произведения… эта повесть отбрасывала Достоевского назад, к лживой романтике заурядных писателей, осмеянных Белинским»[8]

Литературный критик Валерий Кирпотин считал, что "«Хозяйка» не реалистическая повесть, она совершенно откровенно следует романтическим канонам… Образный мир повести, считает литературовед, «лишь отталкивается от действительности, чтобы почти целиком уйти в мир таинственных видений, в мир сгущенных романтических переживаний и необычайных романтических происшествий…»[9].

Примечания

  1. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского, 1821—1881 : В 3 т. / [Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом) Рос. акад. наук]. — СПб. : Акад. проект, 1999
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
  3. 3,0 3,1 3,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — С. 510. — 520 с. — 200 000 экз.
  4. Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
  5. 5,0 5,1 Хозяйка : Повесть в 2 ч. / Соч. Ф. М. Достоевского. — Вновь просм. самим авт. изд. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1865. — 106 с.
  6. Собрание сочинений: В 3-х т. / В. Г. Белинский ; Под общ. ред. Ф. М. Головенченко. — Москва : Гослитиздат, Т. 3: Статьи и рецензии: 1843—1848. — 1948. — 928 с.
  7. «Русское слово». 1859. № 5, отд. 2. С. 22
  8. Ф. М. Достоевский: Критико-биогр. очерк. — Москва : Госполитиздат, 1956. — 79 с.
  9. Достоевский и Белинский. — Москва : Сов. писатель, 1960. — 303 с.

Литература

  • Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
  • Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
  • Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — С. 510. — 520 с. — 200 000 экз.
  • Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
  • Хозяйка : Повесть в 2 ч. / Соч. Ф. М. Достоевского. — Вновь просм. самим авт. изд. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1865. — 106 с.