Белые ночи (повесть)
Белые ночи | |
---|---|
Белые ночи | |
Жанр | повесть |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1848 год |
Дата первой публикации | 1848 год (в журнале «Отечественные записки») |
Белые ночи — повесть Фёдора Михайловича Достоевского написанная им в 1848 году с подзаголовком «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя» с посвящением поэту Алексею Плещееву. Впервые напечатана 31 октября 1848 года в журнале «Отечественные записки».
Предыстория
Повесть была написана Фёдором Михайловичем Достоевским в сентябре-ноябре 1848 году с подзаголовком «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя» с посвящением поэту Алексею Плещееву, с которым состоял в литературно-философском кружке Бекетовых (Андрея, Николая и Алексея), а с 1847 года в кружке Михаила Петрашевского. Впервые повесть была напечатана 31 октября 1848 года в журнале «Отечественные записки». В 1860 году подготавливая собрание сочинений Достоевский учёл замечания литературного критика Александра Дружинина считавшего что «Белые ночи» «читаются не совсем легко» и повесть была подвергнута существенной правке. Наиболее значительные изменения Достоевский внёс в монолог главного персонажа (Мечтателя), придав большую определённость романтическим мотивам и включив в текст монолога пушкинские темы и образы[1][2].
Содержание
- Ночь первая
- Ночь вторая
- История Настеньки
- Ночь третья
- Ночь четвёртая
- Утро[3]
Персонажи
- Мечтатель — молодой бедный чиновник, одинокий и тонко чувствующий человек, который привык уходить от реального мира в свои фантазии
- Настенька — неискушенная юная девушка, большая мечтательница, родственная душа Мечтателя
- Бабушка — родная бабушка Настеньки, которая воспитала девочку после смерти её родителей
- Постоялец — жених Настеньки, здравомыслящий и прагматичный молодой человек[3]
Сюжет
В начале повести идёт эпиграф Ивана Тургенева:
…Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего?…[2]
Основной персонаж и рассказчик — молодой чиновник, который уже восемь лет живёт в Петербурге, но за это время так и не завел почти ни одного знакомства. В свободное время он неспешно прогуливается по городу, разглядывая прохожих. С наступлением тепла город заметно опустел, и молодому человеку кажется, что весь Петербург переехал за город. Глядя на бесконечные процессии возов, «нагруженных целыми горами всякой мебели», молодой человек чувствует в душе бесконечное одиночество. Он бы не прочь отправиться вместе с другими отдыхающими за город, но ему некуда и незачем ехать туда. Благостность души он находит в прогулках, любуясь весенней расцветающей природой. В такие моменты он с особым упоением предается романтическим мечтаниям. Однажды, возвращаясь домой после продолжительной загородной прогулки, он встречает девушку, которая горько плачет на берегу канала. Его одолевает желание успокоить незнакомку, но неуверенность в себе берет верх, и молодой человек лишь робко наблюдает за ней. Испугавшись его упорного взгляда девушка быстро уходит прочь, а юноша идёт за ней, укоряя себя за нерешительность. Ему приходит на помощь случай, когда к девушке начинает приставать пьяный прохожий. С палкой в руках он прогоняет буяна и предлагает перепуганной девушке свои услуги в качестве провожатого. Мельком взглянув на девушку, он замечает, что она привлекательная брюнетка. Он умоляет её о новой встрече, и она соглашается, только с условием: он не будет считать это романтическим свиданием и не будет влюбляться в неё. При следующей встрече девушка которую зовут Настенька, просит Мечтателя рассказать о себе. Он признался ей что в душе мечтатель, который боится думать о будущем. В реальности он очень одинок, и его угнетает собственная жизнь. Он мечтает лишь о том, чтобы встретить родственную душу, и Настенька успокаивает его тем, что теперь у него есть друг. Полностью доверившись новому знакомому, девушка рассказывает свою историю жизни. Ей семнадцать лет, в раннем детстве она осталась круглой сиротой и её воспитывала бабушка. Она занималась с учителями, которых нанимала бабушка, благодаря чему получила весьма неплохое образование. Жили они тем, что сдавали в аренду мезонин своего небольшого двухэтажного дома. Однажды в нём поселился новый жилец, который предложил бабушке свободно пользоваться его богатой библиотекой. Разговорившись с Настенькой, постоялец очень удивился, что всё время она проводит в обществе бабушки, и у неё совсем нет подруг. Он несколько раз приглашал её в театр, и Настенька сама не заметила, как влюбилась в него. Молодой человек по делам службы должен был уехать в Москву и она предложил ему поехать вместе. Он же предложил встретиться ровно через год на набережной ровно в десять часов вечера. Мечтатель застал на набережной плачущую девушку как раз в тот момент, когда она узнала, что любимый её вернулся но уклоняется от встречи с ней. Мечтатель предложил Настеньке написать письмо и вызвался передать его их общим знакомым. На следующий день Мечтатель, отнёс письмо Настеньки по указанному адресу. Девушка пригласила Мечтателя прийти к десяти часам вечера, чтобы разделить с ней её радость. С нетерпением она ожидала прихода жениха стала весела и шаловлива. Она ласково обращалась к Мечтателю и была очень признательна ему за то, что он не влюбился в неё и тем самым не испортил их крепкую дружбу. В приподнятом настроении она принялась увлеченно строить планы на жизнь, не замечая, какими глазами смотрит на неё влюблённый Мечтатель. Однако от радости девушки не осталось и следа, когда куранты пробили одиннадцать часов а её жених так и не объявился. Придя на набережную в девять часов вечера, Мечтатель находит там девушку. Он признается, что так и не получил ответа от её жениха. Настенька безмерно огорчена и оскорблена в своих чувствах. Мечтатель попытался было утешить её, но все напрасно. Девушка заявляет, что более не любит этого злого человека, который так подло обманул её. В эту минуту юноша чувствует, что должен высказать свои истинные чувства к Настеньке. Он признаётся ей в любви и с удивлением слышит ответное признание Настеньки. Девушка видит, что он гораздо лучше её жениха, но пока не может ответить ему взаимностью. Она предлагает Мечтателю переехать к ним в опустевший мезонин и, возможно, со временем она сможет полюбить его столь же сильно, как и он её. Они радостно принимаются мечтать о совместном будущем. Но в этот момент к ним подходит мужчина, и Настенька узнала в нём своего жениха. Она стремительно бросилась к нему оставив Мечтателя. Настенька написала ему прощальное письмо, что выходит замуж и очень хотела бы, чтобы он и её жених познакомились и подружились. Мечтатель не укоряет Настеньку, он благодарен ей за те чувства память о которой он пронесет через всю свою жизнь…[3]
Отзывы и рецензии
В 1849 году литературный критик Александр Дружинин писал в разделе «Письмо иногороднего подписчика о русской журналистике» журнала «Отечественные записки» о повести следующее:
… повесть г. Достоевского, награждённая немного странным и хитросплетенным заглавием: "Белые Ночи — из воспоминаний мечтателя. Основная идея «Белых Ночей» и замечательна и верна. В малых и больших городах встречается целая порода молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей. Им немного надобно: несколько светлых женских взглядов, несколько денег в кармане, два или три друга, с которыми бы могли они «совершать душевные излияния», то есть болтать между собою чепуху, от которой у постороннего слушателя приключится зевота. И что же? у этих людей нет ни денег, ни друга, ни любимой женщины; они одиноки посреди многолюдства; свет их не знает, и они не знают света. От гордости, от скуки, от одиночества, от неодолимой потребности привязаться к чему-нибудь, они делаются мечтателями, они привязываются к своим воздушным замкам, как безнадежный больной привязывается к своему доктору… Не смотря на все её достоинство, повесть «Белые Ночи» читается не совсем легко. Причину я прямо отношу к поспешности, с которой была она написана и следы которой попадаются на каждой странице. Поспешность не вредит повестям, в которых действующие лица одарены характерами резкими и эффектными; но характеры, подобные мечтателю г. Достоевского, требуют строгой и продолжительной обдуманности. Их нельзя создавать с-плеча, как бы ни были удачно схвачены две-три черты, их обрисовывающие, как бы ни были длинны и многословны отступления, поясняющие психологическую сторону этих героев. Тут надобен труд упорный и постепенный, анализ неотступный и медленный. Мечтатель «Белых Ночей» лицо бледное, почти непонятное, поставленное вне места и времени. Скажут, что он и должен быть непонятным; я не соглашаюсь с этим. Пусть он сам себя не понимает, пусть он плавает, сколько угодно, в океане неопределенных мечтаний, но чтобы читатель понимал его, чтоб читатель знал какие это мечтания? молод ли герой повести? как его имя? какие его понятия и привязанности? потому-что, не смотря на уверения автора, я не поверю, чтоб привязанности его героя сосредоточивались на домах около Фонтанки, на «господах почтенной наружности, нанимающих извозчика», на «рое восторженных грез, то грациозных и нежных, то бурных и пламенных, то сладко грустных или томительно радостных…» Да ради-Бога, какие же это грезы? из каких данных они почерпнуты? кто не знает, что грезы самого фантастического мечтателя носят начало свое в действительности, как повесть самого туманного романиста должна происходить на земле, между людьми, потому-что ей более негде происходить? Ежели б личность мечтателя «Белых Ночей» была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла…[1]
В 1849 году литературный критик Степан Дудышкин писал о повести в тех же «Отечественных записках» что:
Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце… в «Белых ночах» автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно[1]
В 1859 году Аполлон Григорьев считал что это произведение «болезненная поэзия, разлитая истинным поэтом сентиментального натурализма в „Белых ночах…“[1]
В 1861 году в статье „Забитые люди“ публицист Николай Добролюбов писал о повести что: „Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только… Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!“[1]
В 1861 году в статье для журнала „Русская речь“ писательница Евгения Тур назвала „Белые ночи“ „одним из самых поэтических“ в русской литературе, „оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению“[1].
В 1882 году писатель Николай Михайловский в своей статье „Жестокий талант“ писал что: »… чувство меры… У Достоевского это чувство было чрезвычайно слабо. Талант — чрезвычайно неровный: он то потухал до совершенной бесцветности и томительной скуки, то разгорался сильным и ярким огнем, но никогда не знал меры …двух-трех мелких рассказов («Белые ночи», «Маленький герой», «Кроткая»), вполне законченных в смысле гармонии и пропорциональности…"[1].
На экране и радио
- 1934 год — «Петербургская ночь» (СССР): режиссёры Григорий Рошаль и Вера Строева
- 1957 год — «Белые ночи» (Италия): режиссёр Лукино Висконти
- 1959 год — «Белые ночи» (СССР): режиссёр Иван Пырьев
- 1971 год — «Четыре ночи мечтателя» (Франция, Италия): режиссёр Робер Брессон
- 1980 год — «Белые ночи», (СССР): Алексей Баталов
- 1992 год — «Белые ночи» (Россия): режиссёр Леонид Квинихидзе
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
- ↑ 2,0 2,1 Полное собрание сочинений : в 30 томах / Ф. М. Достоевский ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972—1990
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Белые ночи: повесть / Ф. М. Достоевский; рис. М. В. Добужинского. — Ленинград : Художник РСФСР, 1981. — 81 с.
Литература
- Полное собрание сочинений : в 30 томах / Ф. М. Достоевский ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972—1990
- Семёнов Е. И., Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 558—562. — 592 с. — 500 000 экз.
- Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
- Белые ночи: повесть / Ф. М. Достоевский; рис. М. В. Добужинского. — Ленинград : Художник РСФСР, 1981. — 81 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |