Белые ночи (повесть)

Материал из «Знание.Вики»
Белые ночи
Белые ночи
Жанр повесть
Автор Фёдор Достоевский
Язык оригинала русский
Дата написания 1848 год
Дата первой публикации 1848 год (в журнале «Отечественные записки»)

Белые ночи — повесть Фёдора Михайловича Достоевского написанная им в 1848 году с подзаголовком «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя» с посвящением поэту Алексею Плещееву. Впервые напечатана 31 октября 1848 года в журнале «Отечественные записки».

Предыстория

Повесть была написана Фёдором Михайловичем Достоевским в сентябре-ноябре 1848 году с подзаголовком «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя» с посвящением поэту Алексею Плещееву, с которым состоял в литературно-философском кружке Бекетовых (Андрея, Николая и Алексея), а с 1847 года в кружке Михаила Петрашевского. Впервые повесть была напечатана 31 октября 1848 года в журнале «Отечественные записки». В 1860 году подготавливая собрание сочинений Достоевский учёл замечания литературного критика Александра Дружинина считавшего что «Белые ночи» «читаются не совсем легко» и повесть была подвергнута существенной правке. Наиболее значительные изменения Достоевский внёс в монолог главного персонажа (Мечтателя), придав большую определённость романтическим мотивам и включив в текст монолога пушкинские темы и образы[1][2].

Содержание

  • Ночь первая
  • Ночь вторая
  • История Настеньки
  • Ночь третья
  • Ночь четвёртая
  • Утро[3]

Персонажи

  • Мечтатель — молодой бедный чиновник, одинокий и тонко чувствующий человек, который привык уходить от реального мира в свои фантазии
  • Настенька — неискушенная юная девушка, большая мечтательница, родственная душа Мечтателя
  • Бабушка — родная бабушка Настеньки, которая воспитала девочку после смерти её родителей
  • Постоялец — жених Настеньки, здравомыслящий и прагматичный молодой человек[3]

Сюжет

В начале повести идёт эпиграф Ивана Тургенева:

…Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего?…[2]

Основной персонаж и рассказчик — молодой чиновник, который уже восемь лет живёт в Петербурге, но за это время так и не завел почти ни одного знакомства. В свободное время он неспешно прогуливается по городу, разглядывая прохожих. С наступлением тепла город заметно опустел, и молодому человеку кажется, что весь Петербург переехал за город. Глядя на бесконечные процессии возов, «нагруженных целыми горами всякой мебели», молодой человек чувствует в душе бесконечное одиночество. Он бы не прочь отправиться вместе с другими отдыхающими за город, но ему некуда и незачем ехать туда. Благостность души он находит в прогулках, любуясь весенней расцветающей природой. В такие моменты он с особым упоением предается романтическим мечтаниям. Однажды, возвращаясь домой после продолжительной загородной прогулки, он встречает девушку, которая горько плачет на берегу канала. Его одолевает желание успокоить незнакомку, но неуверенность в себе берет верх, и молодой человек лишь робко наблюдает за ней. Испугавшись его упорного взгляда девушка быстро уходит прочь, а юноша идёт за ней, укоряя себя за нерешительность. Ему приходит на помощь случай, когда к девушке начинает приставать пьяный прохожий. С палкой в руках он прогоняет буяна и предлагает перепуганной девушке свои услуги в качестве провожатого. Мельком взглянув на девушку, он замечает, что она привлекательная брюнетка. Он умоляет её о новой встрече, и она соглашается, только с условием: он не будет считать это романтическим свиданием и не будет влюбляться в неё. При следующей встрече девушка которую зовут Настенька, просит Мечтателя рассказать о себе. Он признался ей что в душе мечтатель, который боится думать о будущем. В реальности он очень одинок, и его угнетает собственная жизнь. Он мечтает лишь о том, чтобы встретить родственную душу, и Настенька успокаивает его тем, что теперь у него есть друг. Полностью доверившись новому знакомому, девушка рассказывает свою историю жизни. Ей семнадцать лет, в раннем детстве она осталась круглой сиротой и её воспитывала бабушка. Она занималась с учителями, которых нанимала бабушка, благодаря чему получила весьма неплохое образование. Жили они тем, что сдавали в аренду мезонин своего небольшого двухэтажного дома. Однажды в нём поселился новый жилец, который предложил бабушке свободно пользоваться его богатой библиотекой. Разговорившись с Настенькой, постоялец очень удивился, что всё время она проводит в обществе бабушки, и у неё совсем нет подруг. Он несколько раз приглашал её в театр, и Настенька сама не заметила, как влюбилась в него. Молодой человек по делам службы должен был уехать в Москву и она предложил ему поехать вместе. Он же предложил встретиться ровно через год на набережной ровно в десять часов вечера. Мечтатель застал на набережной плачущую девушку как раз в тот момент, когда она узнала, что любимый её вернулся но уклоняется от встречи с ней. Мечтатель предложил Настеньке написать письмо и вызвался передать его их общим знакомым. На следующий день Мечтатель, отнёс письмо Настеньки по указанному адресу. Девушка пригласила Мечтателя прийти к десяти часам вечера, чтобы разделить с ней её радость. С нетерпением она ожидала прихода жениха стала весела и шаловлива. Она ласково обращалась к Мечтателю и была очень признательна ему за то, что он не влюбился в неё и тем самым не испортил их крепкую дружбу. В приподнятом настроении она принялась увлеченно строить планы на жизнь, не замечая, какими глазами смотрит на неё влюблённый Мечтатель. Однако от радости девушки не осталось и следа, когда куранты пробили одиннадцать часов а её жених так и не объявился. Придя на набережную в девять часов вечера, Мечтатель находит там девушку. Он признается, что так и не получил ответа от её жениха. Настенька безмерно огорчена и оскорблена в своих чувствах. Мечтатель попытался было утешить её, но все напрасно. Девушка заявляет, что более не любит этого злого человека, который так подло обманул её. В эту минуту юноша чувствует, что должен высказать свои истинные чувства к Настеньке. Он признаётся ей в любви и с удивлением слышит ответное признание Настеньки. Девушка видит, что он гораздо лучше её жениха, но пока не может ответить ему взаимностью. Она предлагает Мечтателю переехать к ним в опустевший мезонин и, возможно, со временем она сможет полюбить его столь же сильно, как и он её. Они радостно принимаются мечтать о совместном будущем. Но в этот момент к ним подходит мужчина, и Настенька узнала в нём своего жениха. Она стремительно бросилась к нему оставив Мечтателя. Настенька написала ему прощальное письмо, что выходит замуж и очень хотела бы, чтобы он и её жених познакомились и подружились. Мечтатель не укоряет Настеньку, он благодарен ей за те чувства память о которой он пронесет через всю свою жизнь…[3]

Отзывы и рецензии

В 1849 году литературный критик Александр Дружинин писал в разделе «Письмо иногороднего подписчика о русской журналистике» журнала «Отечественные записки» о повести следующее:

… повесть г. Достоевского, награждённая немного странным и хитросплетенным заглавием: "Белые Ночи — из воспоминаний мечтателя. Основная идея «Белых Ночей» и замечательна и верна. В малых и больших городах встречается целая порода молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей. Им немного надобно: несколько светлых женских взглядов, несколько денег в кармане, два или три друга, с которыми бы могли они «совершать душевные излияния», то есть болтать между собою чепуху, от которой у постороннего слушателя приключится зевота. И что же? у этих людей нет ни денег, ни друга, ни любимой женщины; они одиноки посреди многолюдства; свет их не знает, и они не знают света. От гордости, от скуки, от одиночества, от неодолимой потребности привязаться к чему-нибудь, они делаются мечтателями, они привязываются к своим воздушным замкам, как безнадежный больной привязывается к своему доктору… Не смотря на все её достоинство, повесть «Белые Ночи» читается не совсем легко. Причину я прямо отношу к поспешности, с которой была она написана и следы которой попадаются на каждой странице. Поспешность не вредит повестям, в которых действующие лица одарены характерами резкими и эффектными; но характеры, подобные мечтателю г. Достоевского, требуют строгой и продолжительной обдуманности. Их нельзя создавать с-плеча, как бы ни были удачно схвачены две-три черты, их обрисовывающие, как бы ни были длинны и многословны отступления, поясняющие психологическую сторону этих героев. Тут надобен труд упорный и постепенный, анализ неотступный и медленный. Мечтатель «Белых Ночей» лицо бледное, почти непонятное, поставленное вне места и времени. Скажут, что он и должен быть непонятным; я не соглашаюсь с этим. Пусть он сам себя не понимает, пусть он плавает, сколько угодно, в океане неопределенных мечтаний, но чтобы читатель понимал его, чтоб читатель знал какие это мечтания? молод ли герой повести? как его имя? какие его понятия и привязанности? потому-что, не смотря на уверения автора, я не поверю, чтоб привязанности его героя сосредоточивались на домах около Фонтанки, на «господах почтенной наружности, нанимающих извозчика», на «рое восторженных грез, то грациозных и нежных, то бурных и пламенных, то сладко грустных или томительно радостных…» Да ради-Бога, какие же это грезы? из каких данных они почерпнуты? кто не знает, что грезы самого фантастического мечтателя носят начало свое в действительности, как повесть самого туманного романиста должна происходить на земле, между людьми, потому-что ей более негде происходить? Ежели б личность мечтателя «Белых Ночей» была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла…[1]

В 1849 году литературный критик Степан Дудышкин писал о повести в тех же «Отечественных записках» что:

Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце… в «Белых ночах» автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно[1]

В 1859 году Аполлон Григорьев считал что это произведение «болезненная поэзия, разлитая истинным поэтом сентиментального натурализма в „Белых ночах…“[1]

В 1861 году в статье „Забитые люди“ публицист Николай Добролюбов писал о повести что: „Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только… Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!“[1]

В 1861 году в статье для журнала „Русская речь“ писательница Евгения Тур назвала „Белые ночи“ „одним из самых поэтических“ в русской литературе, „оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению“[1].

В 1882 году писатель Николай Михайловский в своей статье „Жестокий талант“ писал что: »… чувство меры… У Достоевского это чувство было чрезвычайно слабо. Талант — чрезвычайно неровный: он то потухал до совершенной бесцветности и томительной скуки, то разгорался сильным и ярким огнем, но никогда не знал меры …двух-трех мелких рассказов («Белые ночи», «Маленький герой», «Кроткая»), вполне законченных в смысле гармонии и пропорциональности…"[1].

На экране и радио

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
  2. 2,0 2,1 Полное собрание сочинений : в 30 томах / Ф. М. Достоевский ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972—1990
  3. 3,0 3,1 3,2 Белые ночи: повесть / Ф. М. Достоевский; рис. М. В. Добужинского. — Ленинград : Художник РСФСР, 1981. — 81 с.

Литература

  • Полное собрание сочинений : в 30 томах / Ф. М. Достоевский ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). — Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972—1990
  • Семёнов Е. И., Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 558—562. — 592 с. — 500 000 экз.
  • Соломина Н. Н. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — 528 с. — 200 000 экз.
  • Белые ночи: повесть / Ф. М. Достоевский; рис. М. В. Добужинского. — Ленинград : Художник РСФСР, 1981. — 81 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!