Кроткая
Кроткая | |
---|---|
Кроткая | |
Жанр | повесть |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1876 год |
Дата первой публикации | 1876 год (в журнале «Дневник писателя») |
Кро́ткая — одиннадцатая (последняя) повесть (фантастический рассказ) Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 1876 году и впервые напечатана в этом же году в ежемесячном журнале философско-литературной публицистики «Дневник писателя».
Предыстория
Одиннадцатая повесть (фантастический рассказ) Фёдора Михайловича Достоевского написанная им в 1876 году и впервые опубликованная в этом же году в ноябрьском номере ежемесячного журнала философско-литературной публицистики «Дневник писателя». Основная идея повести связана с прокатившейся волной самоубийств в 1870-х годах; писатель с неизменным вниманием относился ко всем сообщениям о случаях самоубийств, особенно его поразила смерть дочери писателя Александра Герцена — Елизаветы Огарёвой-Герцен во Флоренции в декабре 1875 года и швеи Марьи Борисовой в Петербурге в сентябре 1876 года. Внимание Достоевского привлекли интересные подробности той и другой смерти. В предсмертной записке Елизаветы Герцен, «русской по крови, но почти уже совсем не русской по воспитанию», ему слышались «вызов», «негодование, злоба». Швея Борисова выбросилась из окна с образом Божьей Матери в руках. Смерть последней изначально была воспринята и осмыслялась Достоевским в соотнесении с самоубийством Елизаветы Герцен. «Холодный мрак и скука» одной смерти и «смиренное самоубийство» «кроткой» швеи стали предметом напряженных раздумий писателя. Позитивизм, безверие в бессмертие души одной и христианская вера другой привели и ту и другую к одному и тому же смертельному результату. Парадоксальность подобного исхода давала писателю новые импульсы для развития основной для всего его творчества темы о взаимоотношении и связи Бога и мира[1]. В основании сюжета повести лежат архаичные структуры, восходящие к мифам (брачные отношения — смерть — возрождение), к генетическим корням древнегреческой трагедии (непосредственное лицезрение смерти, мимезис мертвого как живого)[2]. По определению Достоевского, это фантастическая повесть, записанная стенографом. На самом деле никакого стенографа не было, писатель вступил в диалог с собой[3][4][5].
Основные персонажи
Сюжет
Повествование ведётся от первого лица. Главный герой является ростовщиком; в молодости он служил офицером, его отношения с сослуживцами по полку не складывались. Вскоре он получает вызов на дуэль, но это кажется ему глупым мероприятием, и он отвечает отказом. Из-за этого его считают трусом и оскорбляют, ему приходится покинуть полк и оставить армейскую службу. Он ненавидит весь мир, он не в состоянии общаться с другими людьми с открытой душой. Он не любит других и себя, считая что все держат его за недалёкого человека. Он становится презренным ростовщиком, избегает людского общества и ведёт совершенно уединённую «мёртвую» жизнь.
Как-то пришла к нему с закладом приятная девушка лет шестнадцати, «тоненькая, белокуренькая, средне-высокого роста», которую он назвал «Кроткая». Она искала место гувернантки и закладывала последнее имущество. Ростовщику понравились её чистота и гордость, и он сразу принял решение, что она будет принадлежать только ему. Он спасает её от нищеты и сватовства какого-то толстого лавочника, затем предлагает ей свои руку и сердце. «Кроткая» становится его женой; с великодушием молодости и доверчивостью неопытного сердца отдаёт ему свою любовь.
Но Ростовщик ищет не любви, он хочет власти, безграничного, деспотического могущества над ней. Жизненные неудачи, загнанное внутрь честолюбие и раздраженное самолюбие отравили его трупным ядом. Он проиграл свою жизнь, стал ростовщиком и теперь мстит всему обществу. Ему нужно, чтобы хоть одно человеческое существо преклонилось перед ним, как перед мучеником и героем. Он хочет воспитать «Кроткую», поставить её на колени перед своим величием. На её любовный порыв он отвечает строгостью. «Кроткая», оскорбленная в своём чувстве, начинает замыкается в молчании, уходит на целые дни из дому и наконец с вызовом бросает ему: «А правда, что вас из полка выгнали за то, что вы на дуэль выйти струсили?» Он чувствует, что в душе жены растет презрение и ненависть к нему. Он ложась спать, кладёт перед ней на стол револьвер. Утром просыпается, ощущая у виска холодное прикосновение железа; их глаза на секунду встречаются. Он продолжает лежать неподвижно, притворяясь спящим. Наконец она опускает револьвер.
Полмесяца «Кроткая» лежит в горячке, наступает весна: она кашляет и худеет. Непрерывающееся молчание стеной разделяет их. Неожиданно в начале апреля она начинает петь. Она никогда не пела раньше в его присутствии. Он был потрясён, пелена падает с его глаз. «Коль запела при мне, — думает он, — так про меня забыла, — вот что было ясно и страшно». «Сон гордости» кончается — один восторг сияет в егодуше. Он понимает, что любит её безгранично, что иначе любить не умеет. В раскаянии и муке падает он к её ногам. «Я понимал вполне моё отчаянье, о, понимал! Но верите ли, восторг кипел в моем сердце до того неудержимо, что я думал, что я умру. Я целовал её ноги в упоении, в счастьи». Она смотрит на него с удивлением, испугом и стыдом. С «Кроткой» случается припадок истерики. Когда она приходит в себя, у неё как-то невольно вырываются слова: «А я думала, что вы меня оставите так». Тогда он ещё не понимал рокового смысла этой фразы. Восторг заливал его. Он верил, что всё ещё поправимо, что завтра он ей объяснит, она опять его полюбит, они поедут в Булонь купаться в море и наступит новая, счастливая жизнь.
На следующий день он исповедуется перед ней во всех падениях и грехах своей жизни. Лицо её все более задумчиво и испугано. Он любит её, ту которая посягала на его жизнь! Он великодушен и благороден, а она так низко о нём думала, так глубоко его презирала! И главное она верила, что он оставит её так. Смиренная и робкая душа «Кроткой» не выносит этого потрясения и она кончает с собой, выбрасываясь из окна с иконой в руках. Супруг-ростовщик всматривается в её мёртвое лицо, и «вопрос стучит у него в мозгу»: почему она умерла? Мучительно разгадывая эту загадку, он наконец понимает: Кроткая умерла потому, что он убил её любовь; она была слишком целомудренна, слишком чиста, чтобы притворяться любящей женой. «Не захотела обманывать полулюбовью под видом любви, или четверть любовью» — и предпочла самоубийство такой жизни[6][3][4]
Оценка и критика
Писатель Михаил Салтыков-Щедрин называл повесть «Кроткая» одним из самых глубоких и совершенных творений Достоевского: «Есть у него маленький рассказ „Кроткая“; просто плакать хочется, когда его читаешь, таких жемчужин немного во всей европейской литературе»[7]
Публицист Николай Михайловский отнёс эту поветь к немногим в творчестве Достоевского «вполне законченным в смысле гармонии и пропорциональности» произведениям"[8].
По оценке литературоведа Леонида Гроссмана: В «Кроткой» предстает «едва ли не лучший образец внутреннего монолога во всём творчестве Достоевского»[9]. Литературовед Инна Альми считала что в процессе смыслообразования особенную значимость в повести обретает специфика поэтических соотношений. "Черты лирического рода… особенно весомы в «фантастическом рассказе» «Кроткая»"[10]. Писательница Лидия Гинзбург считала что монологи героя в финале повести наиболее «продвинуты» в область лирики. Повествованием, пронизанным лирическим началом, устанавливается «молниеносный и безошибочный контакт» с читателем[11].
По словам немецкого филолога Вольфа Шмида в повести, как в поэтическом тексте, складываются многочисленные внутритекстовые и межтекстовые взаимосвязи. Налицо процесс, способствующий «аккумуляции в отдельных мотивах чрезвычайно высокой смысловой нагрузки»[12]. Французский писатель Андре Жид называл повесть «изумительной вещью», «одним из самых мощных творений Достоевского»[13].
На экране
- 1960 год — «Кроткая» (СССР): режиссёр Александр Борисов
- 1964 год — «Кроткая» (ГДР): режиссёр Вилли Шмидт
- 1967 год — «Кроткая» (Чехословакия): режиссёр Станислав Барабаш
- 1969 год — «Кроткая» (Франция): режиссёр Робер Брессон
- 1992 год — «Кроткая» (Россия): режиссёр Автандил Варсимашвили
- 1995 год — «Кроткая» (Польша): режиссёр Мариуш Трелиньский
- 2000 год — «Кроткая» (Россия): режиссёр Евгений Ростовский
- 2015 год — «Кроткая» (Россия): режиссёр Элла Архангельская
- 2017 год — «Кроткая» (Украина): режиссёр Сергей Лозница
- 2017 год — «Кроткая» (Россия): режиссёр Анна Дыхно
Примечания
- ↑ Зенъковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 226
- ↑ Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 82-86
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- ↑ Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
- ↑ 6,0 6,1 Кроткая: Фантастич. рассказ / Ф. М. Достоевский ; Ил. Александра Сурикова. — Москва ; Ленинград : [Огиз] — Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. — 48 с.
- ↑ М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1975. Т. 2. С. 262
- ↑ Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957. С. 249
- ↑ Гроссман Л. П. Достоевский — художник // Творчество Достоевского. М., 1959. С. 398
- ↑ Альми И. Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002. С. 464
- ↑ О литературном герое / Лидия Гинзбург. — Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отд-ние, 1979. — 220 с
- ↑ Шмид В. Проза как поэзия. СПб., 1994. С. 30-31
- ↑ Жид А. Собр. соч.: В 4 т. Л., 1935. Т. 2. С. 408
Литература
- Михновец Н. Г. Кроткая // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 116—121.
- Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
- Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- Кроткая: Фантастич. рассказ / Ф. М. Достоевский ; Ил. Александра Сурикова. — Москва ; Ленинград : [Огиз] — Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. — 48 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |