Записки из Мёртвого дома

Материал из «Знание.Вики»
Записки из Мёртвого дома
Записки из Мёртвого дома
Файл:Достоевский Ф.М. Записки из мертваго дома. (1875).pdf
Жанр повесть
Автор Фёдор Достоевский
Язык оригинала русский
Дата написания 18601861 годы
Дата первой публикации 18611862 годы (в журнале «Время»)

Записки из Мёртвого дома — восьмая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 18601861 годы и в эти же годы впервые начальные главы были напечатаны в газете «Русский мир». В 18611862 годы впервые полностью напечатаны в журнале «Время». В 1862 году впервые опубликован отдельным изданием в типографии И. П. Огрызко. Повесть была создана писателем под впечатлением от Омской каторги где он провёл с 1850 по 1854 год по делу петрашевцев.

Предыстория

Восьмая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 18601861 годы и впервые напечатана в 18611862 годы в журнале «Время». Повесть была создана писателем под впечатлением от Омской каторги где он провёл с 1850 по 1854 год по делу петрашевцев. Начальные главы с I—IV впервые опубликованы в газете «Русский мир» в 1860—1861 годы. В 1862 году впервые опубликован отдельным изданием в типографии И. П. Огрызко; в 1885 году вышла во втором томе сборника «Полное собрание сочинений в шести томах» типографии А. С. Суворина. Писатель Пётр Мартьянов вспоминал, что Достоевский работал над «Мёртвым домом» ещё в остроге: «Записки из Мёртвого дома» начал писать Достоевский в госпитале, с его разрешения, так как арестантам никаких письменных принадлежностей без разрешения начальства иметь было нельзя, а первые главы их долгое время находились на хранении у старшего госпитального фельдшера"[1]. Товарищ Достоевского Александр Врангель был непосредственным свидетелем работы писателя над повестью в Семипалатинске : «Мне первому выпало счастье видеть Ф. М. в эти минуты его творчества»[2]. 11 октября 1859 года в Твери, писатель впервые сообщает Михаилу Достоевскому о намерении опубликовать «Записки из Мёртвого дома»: «Не думай, милый Миша, что я задрал нос или чванюсь с моим „Мёртвым домом“, что прошу двести рублей. Совсем нет; но я очень хорошо понимаю любопытство и значение статьи и своего терять не хочу»[3]. В 1863 году Достоевский так писал об ажиотаже вокруг своей повести: «Записки из Мёртвого дома» обратил на себя внимание публики как изображение каторжных, которых никто не изображал наглядно до «Мёртвого дома»[4][5][6].

Основные персонажи

  • Александр Горянчиков — главный герой от которого ведётся рассказ
  • Аким Акимыч — товарищ Горянчикова по острогу
  • Исай Бумштейн — еврей, товарищ Горянчикова по острогу
  • Газин Фейдулла — татарин, детоубийца, самый сильный каторжанин в остроге
  • Сироткин — арестант особого отделения
  • Орлов — каторжанин-убийца с сильной волей
  • Настасья Ивановна — вдова, бескорыстно заботящаяся об каторжанах
  • Жеребятников — поручик, один из офицеров-командиров острога
  • Смекалов — поручик, командир острога[4][5][7].

Сюжет

Художник Николай Каразин. Иллюстрация к Запискам из мертвого дома. 1893

Главным героем является Александр Горянчиков, от лица которого и ведётся повествование. Он дворянин, оказавшийся на каторге за убийство жены из ревности и получивший за это десять лет. Горячиков сам признался в убийстве, а отбыв каторгу, оборвал все связи со своими родственниками и остался на поселении в сибирском городе, ведя замкнутый образ жизни и зарабатывая на жизнь в качестве репетитора. Одним из немногих его развлечений было чтение и литературные зарисовки о каторге по воспоминаниям. Оказавшись в остроге, Горянчиков остро переживает своё заключение, которое отягощается непривычной для него дворянина крестьянской средой. Большинство арестантов не принимают его за равного, одновременно презирая его за непрактичность и брезгливость. Пережив первый этап, Горянчиков принимается изучать быт обитателей острога, открывая для себя простой народ, его возвышенные и низкие стороны жизни. Горянчиков попадает в крепость (острог) являющийся структурой второго разряда. Горянчиков считал, что второй разряд был самым строгим, так как был под военным управлением, а арестанты всегда находились под наблюдением военных стражников. Многие из каторжан второго разряда говорили в пользу первого (рудникового) и третьего (заводского) разрядов. Помимо разрядов по которым сидели арестанты, в крепости, где сидел Горянчиков, имелось «особое отделение», в которое определялись арестанты на каторжные бессрочные работы за особенно тяжкие преступления. «Особое отделение» учреждалось при остроге для самых важных преступников, впредь до открытия в Сибири самых тяжких каторжных работ. Записки не имеют целостного сюжета и представляют собой небольшие зарисовки, однако выстроенные в хронологическом порядке. В главах повести встречаются личные впечатления автора, истории из жизни других каторжан, психологические зарисовки и глубокие философские размышления. В записках подробно описываются быт и нравы заключённых, отношения каторжан друг к другу, вере и преступлениям. Из повести можно узнать, на какие работы привлекались каторжане, как зарабатывали деньги, как проносили в острог вино, о чём мечтали, как развлекались, как относились к начальству и работе. Что разрешалось и что запрещалось, на что каторжное начальство смотрело сквозь пальцы, как происходило наказание каторжан. Рассматривается национальный состав каторжан, их отношения к заключению, к заключённым других национальностей и сословий. Данное учреждение главный герой назвал «Мертвым домом» из-за того, что люди там во многом теряют все свои человеческие качества, совесть и чувство справедливости. Каждый живёт по своим правилам, кто-то пытается подстроиться под сложившиеся обстоятельства, зарабатывают все различными способами. Абсолютно разные люди собираются в одном месте и вынуждены жить по одним и тем же правилам. Только все люди разные противоположности, некоторые осуждены незаконно, а для некоторых и такого наказания мало…[7][4][5]

Оценка и критика

Писатель Иван Тургенев в конце декабря 1861 года писал Достоевскому из Парижа: «Очень Вам благодарен за присылку двух номеров «Времени», которые я читаю с большим удовольствием. Особенно – Ваши «Записки из Мёртвого дома». Картина бани просто дантовская – и в Ваших характеристиках разных лиц (напр., Петров) – много тонкой и верной психологии»[8].

Публицист и писатель Александр Герцен так отзывался о повести Достоевского: «Не следует забывать, кроме того, что эта эпоха [общественного подъема перед реформами 60-х годов]оставила нам одну страшную книгу, своего рода carmen horrendum, которая всегда будет красоваться над выходом из мрачного царствования Николая, как известная надпись Данте над входом в ад: это – «Мёртвый дом» Достоевского, страшное повествование, относительно которого автор, вероятно, и сам не подозревал, что, очерчивая своей закованной в кандалы рукой фигуры своих сотоварищей-каторжников, он создавал из нравов одной сибирской тюрьмы фрески à la Буонарроти»[9].

Писатель Лев Толстой в письме от 26 сентября 1880 года к литературному критику Николаю Страхову писал что Достоевский в этой повести близок к его собственным убеждениям: «На днях нездоровилось, и я читал «Мёртвый дом». Я много забыл, перечитал и не знаю лучше книги изо всей новой литературы, включая Пушкина. Не тон, а точка зрения удивительна: искренняя, естественная и христианская. Хорошая, назидательная книга. Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался. Если увидите Достоевского, скажите ему, что я его люблю»[10].

На экране

Примечания

  1. «Исторический вестник», 1895, № 11, стр. 452
  2. «Воспоминания о Достоевском в Сибири», 1912, стр. 70
  3. Письма … / Ф. М. Достоевский; под ред. и с примеч. А. С. Долинина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1832—1867. — 1928. — 590 c
  4. 4,0 4,1 4,2 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
  5. 5,0 5,1 5,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
  6. Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
  7. 7,0 7,1 Записки из Мертвого дома : [Сборник] / Ф. М. Достоевский; [Авт. послесл. и примеч. А. Лейфер]. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. — 462 с.
  8. «Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев, Переписка», «Academia», 1928, стр. 30
  9. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского, 1821-1881 : В 3 т. / [Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом) Рос. акад. наук]. - СПб. : Акад. проект, Т. 1: 1821-1864 / [Сост. И. Я. Якубович, Т.И. Орнатская]. — 1999. — 530 с. — ISBN 5-7331-043-5
  10. Критическия статьи (1861-1894) / Н. Н. Страхов. — Киев : изд. И. П. Матченко, 1902

Литература

  • Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
  • Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
  • Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
  • Записки из Мертвого дома : [Сборник] / Ф. М. Достоевский; [Авт. послесл. и примеч. А. Лейфер]. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. — 462 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!