Записки из Мёртвого дома
Записки из Мёртвого дома | |
---|---|
Записки из Мёртвого дома | |
Файл:Достоевский Ф.М. Записки из мертваго дома. (1875).pdf | |
Жанр | повесть |
Автор | Фёдор Достоевский |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1860—1861 годы |
Дата первой публикации | 1861—1862 годы (в журнале «Время») |
Записки из Мёртвого дома — восьмая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 1860—1861 годы и в эти же годы впервые начальные главы были напечатаны в газете «Русский мир». В 1861—1862 годы впервые полностью напечатаны в журнале «Время». В 1862 году впервые опубликован отдельным изданием в типографии И. П. Огрызко. Повесть была создана писателем под впечатлением от Омской каторги где он провёл с 1850 по 1854 год по делу петрашевцев.
Предыстория
Восьмая повесть Фёдора Михайловича Достоевского, написанная им в 1860—1861 годы и впервые напечатана в 1861—1862 годы в журнале «Время». Повесть была создана писателем под впечатлением от Омской каторги где он провёл с 1850 по 1854 год по делу петрашевцев. Начальные главы с I—IV впервые опубликованы в газете «Русский мир» в 1860—1861 годы. В 1862 году впервые опубликован отдельным изданием в типографии И. П. Огрызко; в 1885 году вышла во втором томе сборника «Полное собрание сочинений в шести томах» типографии А. С. Суворина. Писатель Пётр Мартьянов вспоминал, что Достоевский работал над «Мёртвым домом» ещё в остроге: «Записки из Мёртвого дома» начал писать Достоевский в госпитале, с его разрешения, так как арестантам никаких письменных принадлежностей без разрешения начальства иметь было нельзя, а первые главы их долгое время находились на хранении у старшего госпитального фельдшера"[1]. Товарищ Достоевского Александр Врангель был непосредственным свидетелем работы писателя над повестью в Семипалатинске : «Мне первому выпало счастье видеть Ф. М. в эти минуты его творчества»[2]. 11 октября 1859 года в Твери, писатель впервые сообщает Михаилу Достоевскому о намерении опубликовать «Записки из Мёртвого дома»: «Не думай, милый Миша, что я задрал нос или чванюсь с моим „Мёртвым домом“, что прошу двести рублей. Совсем нет; но я очень хорошо понимаю любопытство и значение статьи и своего терять не хочу»[3]. В 1863 году Достоевский так писал об ажиотаже вокруг своей повести: «Записки из Мёртвого дома» обратил на себя внимание публики как изображение каторжных, которых никто не изображал наглядно до «Мёртвого дома»[4][5][6].
Основные персонажи
- Александр Горянчиков — главный герой от которого ведётся рассказ
- Аким Акимыч — товарищ Горянчикова по острогу
- Исай Бумштейн — еврей, товарищ Горянчикова по острогу
- Газин Фейдулла — татарин, детоубийца, самый сильный каторжанин в остроге
- Сироткин — арестант особого отделения
- Орлов — каторжанин-убийца с сильной волей
- Настасья Ивановна — вдова, бескорыстно заботящаяся об каторжанах
- Жеребятников — поручик, один из офицеров-командиров острога
- Смекалов — поручик, командир острога[4][5][7].
Сюжет
Главным героем является Александр Горянчиков, от лица которого и ведётся повествование. Он дворянин, оказавшийся на каторге за убийство жены из ревности и получивший за это десять лет. Горячиков сам признался в убийстве, а отбыв каторгу, оборвал все связи со своими родственниками и остался на поселении в сибирском городе, ведя замкнутый образ жизни и зарабатывая на жизнь в качестве репетитора. Одним из немногих его развлечений было чтение и литературные зарисовки о каторге по воспоминаниям. Оказавшись в остроге, Горянчиков остро переживает своё заключение, которое отягощается непривычной для него дворянина крестьянской средой. Большинство арестантов не принимают его за равного, одновременно презирая его за непрактичность и брезгливость. Пережив первый этап, Горянчиков принимается изучать быт обитателей острога, открывая для себя простой народ, его возвышенные и низкие стороны жизни. Горянчиков попадает в крепость (острог) являющийся структурой второго разряда. Горянчиков считал, что второй разряд был самым строгим, так как был под военным управлением, а арестанты всегда находились под наблюдением военных стражников. Многие из каторжан второго разряда говорили в пользу первого (рудникового) и третьего (заводского) разрядов. Помимо разрядов по которым сидели арестанты, в крепости, где сидел Горянчиков, имелось «особое отделение», в которое определялись арестанты на каторжные бессрочные работы за особенно тяжкие преступления. «Особое отделение» учреждалось при остроге для самых важных преступников, впредь до открытия в Сибири самых тяжких каторжных работ. Записки не имеют целостного сюжета и представляют собой небольшие зарисовки, однако выстроенные в хронологическом порядке. В главах повести встречаются личные впечатления автора, истории из жизни других каторжан, психологические зарисовки и глубокие философские размышления. В записках подробно описываются быт и нравы заключённых, отношения каторжан друг к другу, вере и преступлениям. Из повести можно узнать, на какие работы привлекались каторжане, как зарабатывали деньги, как проносили в острог вино, о чём мечтали, как развлекались, как относились к начальству и работе. Что разрешалось и что запрещалось, на что каторжное начальство смотрело сквозь пальцы, как происходило наказание каторжан. Рассматривается национальный состав каторжан, их отношения к заключению, к заключённым других национальностей и сословий. Данное учреждение главный герой назвал «Мертвым домом» из-за того, что люди там во многом теряют все свои человеческие качества, совесть и чувство справедливости. Каждый живёт по своим правилам, кто-то пытается подстроиться под сложившиеся обстоятельства, зарабатывают все различными способами. Абсолютно разные люди собираются в одном месте и вынуждены жить по одним и тем же правилам. Только все люди разные противоположности, некоторые осуждены незаконно, а для некоторых и такого наказания мало…[7][4][5]
Оценка и критика
Писатель Иван Тургенев в конце декабря 1861 года писал Достоевскому из Парижа: «Очень Вам благодарен за присылку двух номеров «Времени», которые я читаю с большим удовольствием. Особенно – Ваши «Записки из Мёртвого дома». Картина бани просто дантовская – и в Ваших характеристиках разных лиц (напр., Петров) – много тонкой и верной психологии»[8].
Публицист и писатель Александр Герцен так отзывался о повести Достоевского: «Не следует забывать, кроме того, что эта эпоха [общественного подъема перед реформами 60-х годов]оставила нам одну страшную книгу, своего рода carmen horrendum, которая всегда будет красоваться над выходом из мрачного царствования Николая, как известная надпись Данте над входом в ад: это – «Мёртвый дом» Достоевского, страшное повествование, относительно которого автор, вероятно, и сам не подозревал, что, очерчивая своей закованной в кандалы рукой фигуры своих сотоварищей-каторжников, он создавал из нравов одной сибирской тюрьмы фрески à la Буонарроти»[9].
Писатель Лев Толстой в письме от 26 сентября 1880 года к литературному критику Николаю Страхову писал что Достоевский в этой повести близок к его собственным убеждениям: «На днях нездоровилось, и я читал «Мёртвый дом». Я много забыл, перечитал и не знаю лучше книги изо всей новой литературы, включая Пушкина. Не тон, а точка зрения удивительна: искренняя, естественная и христианская. Хорошая, назидательная книга. Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался. Если увидите Достоевского, скажите ему, что я его люблю»[10].
На экране
- 1932 год — «Мёртвый дом» (СССР): режиссёр Василий Фёдоров
Примечания
- ↑ «Исторический вестник», 1895, № 11, стр. 452
- ↑ «Воспоминания о Достоевском в Сибири», 1912, стр. 70
- ↑ Письма … / Ф. М. Достоевский; под ред. и с примеч. А. С. Долинина. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1832—1867. — 1928. — 590 c
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- ↑ Творчество Достоевского. 1821-1881-1921 : Сборник статей и материалов / Под ред. [и с предисл.] Л. П. Гроссмана. — Одесса : Всеукр. гос. изд-во, 1921. — 150 с
- ↑ 7,0 7,1 Записки из Мертвого дома : [Сборник] / Ф. М. Достоевский; [Авт. послесл. и примеч. А. Лейфер]. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. — 462 с.
- ↑ «Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев, Переписка», «Academia», 1928, стр. 30
- ↑ Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского, 1821-1881 : В 3 т. / [Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом) Рос. акад. наук]. - СПб. : Акад. проект, Т. 1: 1821-1864 / [Сост. И. Я. Якубович, Т.И. Орнатская]. — 1999. — 530 с. — ISBN 5-7331-043-5
- ↑ Критическия статьи (1861-1894) / Н. Н. Страхов. — Киев : изд. И. П. Матченко, 1902
Литература
- Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — С. 16—19. — 280 с.
- Перлина Н. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. А. С. Долинина и Е. И. Кийко. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 2. — С. 472—474. — 528 с. — 200 000 экз.
- Рак В. Д. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 15 томах / под ред. Н. Ф. Будановой. — Ленинград: Наука, 1988. — Т. 2. — С. 545—548. — 592 с. — 500 000 экз.
- Записки из Мертвого дома : [Сборник] / Ф. М. Достоевский; [Авт. послесл. и примеч. А. Лейфер]. — Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. — 462 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |