Верещагин, Василий Петрович
Василий Петрович Верещагин | |
---|---|
| |
Дата рождения | 1 (13) января 1835 |
Место рождения |
Пермь, Российская империя |
Дата смерти | 9 (22) октября 1909 (74 года) |
Место смерти |
Санкт-Петербург, Российская империя |
Подданство | Российская империя |
Жанр | историческая живопись, портрет |
Награды | |
Звания | профессор ИАХ (1869) |
Премии | пенсия ИАХ (1863) |
Медиафайлы на Викискладе |
Васи́лий Петро́вич Вереща́гин (1 [13] января 1835, город Пермь, Российская империя — 9 [22] октября 1909, город Санкт-Петербург, Российская империя) — русский исторический живописец и портретист, профессор Императорской Академии художеств. Действительный статский советник (1883)[1].
Биография
Родился 1 (13) января 1835 года в Перми, его отец Пётр Прокопьевич (1795—1843) и дед Прокопий Данилович (1764 — после 1811) Верещагины были иконописцами. Также художниками стали его братья Пётр (1834—1886) и Митрофан (1842—1894) Верещагины.
Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучился у деда Ивана Васильевича Бабина и у Афанасия Ульяновича Орлова, принявшего активное участие в его судьбе.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. За программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.
Отправившись за границу пенсионером Академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия» (1862; ГРМ), «Свидание заключённого со своим семейством» (1868; ГТГ, повторение — ПГХГ), «Ночь на Голгофе» (1869; ГРМ), «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила» (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже — 1867; ПГХГ), три портрета (в том числе, портрет Александры Николаевны Якоби), две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию.
В 1870 году Верещагин отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872), «Алёша Попович», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Деву-зарю» и «Овсень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам; — получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873).
К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: «Крещение святого Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви». Эти последние картины находятся в церкви дворца великого князя Владимира Александровича. Капитальными трудами Верещагина являются работы его в храме Спасителя в Москве (1875—1879), а также для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Также выдающиеся его картины: «Снятие со креста», «Римские девочки», «Чучар», «Ау!». В 1891 году Верещагин издал «Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей». На академической выставке 1891 года находилась большая картина Верещагина «Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году» (1891; ГРМ). Им исполнено несколько литографий, а именно: «Святополк Окаянный, преследуемый тенями своих братьев», «Святая, держащая крест перед открытою пастью медведя», «Три львиные головы».
В 1896 году Верещагин издал альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», включающий в себя около 70-и изображений русских правителей от Рюрика до Николая II.
При содействии Василия Петровича Верещагина были открыты Художественно-промышленное училище в Екатеринбурге и Пермская рисовальная школа[2].
Умер 9 (22) октября 1909 года. Похоронен на Успенском кладбище Санкт-Петербурга. Рядом с ним — жена Агрипина Александровна (23.06.1854—14.12.1901) и сын Владимир (21.06.1887—30.05.1905)[3].
Галерея
Александр Базилевский и его коллекция (1870)
Портрет А. Н. Якоби
Портрет Надежды Боголюбовой
Литература
- Чуйко В. Верещагин, русские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Верещагин, Василий Петрович // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 36. — 454 с.
- Егорова Е. И. Верещагины, семья пермских иконописцев и живописцев // Пермский край, энциклопедия.
Примечания
- ↑ Правительственные распоряжения // Неделя строителя : журнал. — СПб., 1883. — 12 июня (№ 24). — С. 177.
- ↑ Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 106. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
- ↑ Петербургский некрополь. Т. 1. — С. 412—413. . Дата обращения: 26 января 2022. Архивировано 6 февраля 2021 года.
Ссылки
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 13 января
- Родившиеся в 1835 году
- Умершие 22 октября
- Умершие в 1909 году
- Награждённые большой золотой медалью Императорской Академии художеств
- Профессора по званию Императорской Академии художеств
- Пенсионеры Императорской Академии художеств
- Художники по алфавиту
- Выпускники Императорской Академии художеств
- Преподаватели Императорской Академии художеств
- Похороненные на Северном кладбище (Санкт-Петербург)