Иосиф
Иосиф | |
---|---|
ивр. יוסף | |
Пол | мужской |
Период жизни |
По православной традиции: 1864—1754 до н. э. |
Имя на других языках |
греч. Ιωσηφ лат. Ioseph |
В иных культурах | Юсуф — в исламе |
Местность | Иудея, Древний Египет |
Происхождение | от Иакова |
Отец | Иаков |
Мать | Рахиль |
Супруг(а) | Асенефа (Оснат) |
Дети | Манассия, Ефрем |
Место погребения |
Пещера Патриархов в Хевроне или Гробница Иосифа в Наблусе |
Ио́сиф (ивр. יוֹסֵף Yosef, Yôsēp̄, араб. يوسف, Yūsuf «Яхве прибавит», 1864 год до нашей эры — 1754 год до нашей эры) — в Ветхом Завете сын Иакова и первенец его любимой жены Рахили, родившей его после длительного бесплодия (Быт. 29:30-31, 30:22-24, 35:24). Персонаж Пятикнижия, имя которого стало нарицательным в связи с ненавистью к нему завистливых братьев[1].
Жизнеописание Иосифа — назидательная история о преодолении юношей всех препятствий на пути к реализации своих талантов. Детский сон Иосифа о будущем величии сбывается не только благодаря дару прорицания, но, прежде всего, благодаря нравственной чистоте и уму. В религиозной традиции его называют патриархом Иосифом и Иосифом Прекрасным[2].
Библейский сюжет
Детство и юность
Будучи поздним ребёнком, «сыном старости»[3], Иосиф был особенно обласкан своим отцом, что непрестанно вызвало ревность братьев. Ещё одной причиной жгучей ненависти братьев к юному Иосифу было то, что он рассказал о своих сновидениях. В одном из этих снов ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звёзд.
Однажды Иаков послал 17-летнего Иосифа к братьям на их кочевое пастбище в Дофаим (Дофан). Увидев Иосифа издалека братья задумали убить его. Только Рувим, тайно желая спасти брата, предложил бросить его в ров. Позднее, когда Рувима не было рядом, мимо кочевья шёл караван торговцев-египтян. Иуда рассудил, что выгоднее будет продать Иосифа в рабство. Его вытащили из рва, где он сидел без одежды, и продали за 20 мер серебра. Чтобы отец не узнал об этом злодеянии, братья зарезали козла и испачкали его кровью многоцветную одежду Иосифа, предварительно её разорвав. Иаков тяжело страдал, когда сыновья показали ему одежды Иосифа в доказательство того, что его в дороге загрызли звери[1].
Испытания
В Египте торговцы продали Иосифа чиновнику фараона Потифару[3]. Заслужив благоволение Потифара, Иосиф стал домоправителем. Но вскоре жена Потифара прониклась к красивому, стройному юноше страстью и вожделением. Когда Иосиф отверг её домогательства, она обвинила молодого домоправителя в том, что это он пытался её соблазнить. Потифар разгневался и заточил Иосифа в тюрьму. В застенках Иосиф тоже смог проявить свои административные навыки и начальник тюрьмы поставил его старшим над всеми заключёнными[4]. Здесь же Иосиф дал толкование сновидениям хлебодара и начальника виночерпиев фараона. Хлебодару он предрёк казнь, а главному виночерпию пообещал освобождение и возврат к прежней должности. Но когда предсказание исполнилось, главный виночерпий забыл, что обещал Иосифу ходатайствовать о нём перед фараоном[4].
Прошло ещё два года, и фараону приснился сон, который никто из его мудрецов не мог истолковать[5]. Тогда и вспомнили, что есть пророк в их отечестве. Иосифа доставили к фараону. Он истолковал сон как предзнаменование сначала семи лет изобилия, а потом семи неурожайных лет. Иосиф посоветовал фараону создать за семь изобильных лет запасы продовольствия, чтобы предотвратить голод в неурожайные годы. Фараон поручил осуществление плана самому Иосифу, наделив его широкими полномочиями. Благодаря Иосифу в период засухи Египет стал житницей для близлежащих стран[6]. За зерно, сохранённое с прошлых лет, землевладельцы платили фараону своими высохшими землями. Вскоре все посевные земли Египта стали собственностью фараона.
Соединение семейства
С наступлением голодных лет 10 братьев Иосифа приехали в Египет, чтобы купить зерно, и предстали перед Иосифом, которого даже не узнали. Он не открылся братьям, разговаривал с ними сурово, обвинил в шпионаже и отправил на три дня в тюрьму. Рувим тогда говорил братьям, что это наказание им всем за грех против их брата, отрока Иосифа. После этого Иосиф потребовал, чтобы в доказательство своей невиновности они привезли к нему младшего брата Вениамина, оставив заложником Симеона. Тогда Иосиф отпустил братьев домой с зерном[7]. Зерно закончилось и голод вынудил Иакова отпустить Вениамина в Египет. Иосиф освободил Симеона, но во время трапезы велел скрытно положить в их мешки деньги. В мешок Вениамина положили серебряную чашу. На выезде из города братьев обвинили в воровстве. Братья предстали перед Иосифом, и он потребовал обратить в рабство виновного в краже серебряной чаши Вениамина[8].
Иуда, понимая, что без Вениамина они не могут вернуться к отцу, потому что тот родился от Рахили после Иосифа и стал отцу утешением в скорби, решил взять на себя вину за похищение чаши[9]. Тогда Иосиф открылся братьям и обнял Вениамина, своего родного младшего брата. Братья с дарами поспешили в Ханаан, чтобы, с разрешения фараона, перевезти всю семью в благополучный Египет. Они поселились в египетской земле Гесем[10]. Иаков прожил ещё 17 лет, а перед смертью благословил сыновей Иосифа Ефрема и Манассию, ставших прародителями двух колен Израилевых. Иаков завещал похоронить его в пещере Махпела[11]. Иосиф жил в Египте и умер в возрасте 110 лет, видел как росли дети и внуки Ефрема и Манассии. Перед кончиной он попросил братьев поклясться, что те перевезут его останки в Землю обетованную[12]. Его тело набальзамировали и поставили в Египте, а «сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та»[13].
Значение
Жизнеописание Иосифа как пример целостного ветхозаветного биографического повествования представляет собой ценный исторический источник. В нём содержится масса сведений по топонимике, ономастике, экономическим и культурным особенностям быта семитских племён. Выявляются взаимоотношения евреев с египетскими властями. Например, детально описана получившая значительное распространение и отражённая в египетских источниках второй половины второго тысячелетия до нашей эры практика покупки зерна в Египте семитскими племенами. Кроме того, становится ясной система администрирования внутри Египта, а также социальная проблематика того времени. Например, возможность занятия семитами высших руководящих постов, политика фараонов по консолидации фонда дворцовых земель[1].
Факты из жизни Иосифа, вероятно, получили обработку в традициях древне-египетских фольклорных форм. Известна «Сказка о двух братьях», XIII века до нашей эры. Житие Иосифа вошло в ветхозаветный апокриф «Заветы двенадцати патриархов» (конец II века до нашей эры). В IX-XV веках в исламском мире под влиянием коранического изложения (12-я сура) приобрели популярность поэмы об Иосифе и жене Потифара, в библейском сюжете она не названа по имени («Юсуф и Зулейха»)[1].
В религиозной живописи
Тема Иосифа в изобразительном искусстве появляется в III-IV веках в виде росписи синагоги в Дура-Европосе; фрагмента саркофага из катакомб Сан-Каллисто, IV века; росписи катакомб на Виа-Латина в Риме, конец IV века. Чаще всего Иосифа изображают юным, одетым в хитон и плащ. В рукописях развёрнутые циклы жития Иосифа известны с VI века (Коттоновская Библия, Британский музей — 22 сцены). История Иосифа включена в цикл иллюстраций Книги Бытия с VI века. Это миниатюры «Венского Генезиса», Австрийская национальная библиотека, Вена; Коттоновская Библия, обе VI века.). В византийских октатевхах XI-XII веков содержится от 40 до 55 сцен[14].
Сюжет рассматривается в следующих аспектах: христологический — Иосиф как прообраз Христа, экклезиологический — Иосиф как образ Церкви и морализирующий — Иосиф как символ чистоты. Эти аспекты истории Иосифа сделали её популярной в средневековом искусстве: миниатюры «Лекционария Генриха II» (1007, Баварская государственная библиотека, Мюнхен), скульптура капителей соборов в Везеле и Монреале (XII век), мозаики собора Святого Марка в Венеции (1230), витражи собора в Шартре (XIII век). Иосифу посвящено одно из клейм «Райских врат» Лоренцо Гиберти (1424—1452, музей собора, Флоренция), представляющее ключевые эпизоды жизни пророка[14].
В эпоху Возрождения история Иосифа становится темой для самостоятельных живописных серий: 6 тондо (круглых картин) неизвестного голландского художника «Мастера истории Иосифа» (около 1500 года, Старая пинакотека, Мюнхен; музей Боде, Берлин; Метрополитен-музей, Нью-Йорк), 14 живописных панно для брачных покоев Пьерфранческо Боргерини и Маргариты Аччайуоли в их флорентийском дворце (1515 год, художники Якопо Понтормо, Андреа дель Сарто, Франческо Граначчи, Бакьякка и Франчабиджо, ныне — в Палаццо Питти и галерее Уффици во Флоренции, галерее и музее Боргезе в Риме, Национальной галерее в Лондоне). Исключительной популярностью в эпоху позднего Возрождения и барокко пользовался сюжет «Иосиф и жена Потифара» («Искушение Иосифа»), к которому обращались Якопо Тинторетто (1555, Прадо, Мадрид), Гвидо Рени (1631, ГМИИ имени Пушкина, Москва), Бартоломе Мурильо (1640-1645, Государственная картинная галерея, Кассель), Рембрандт (1655, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Иллюстрировались также сюжеты: «Иосиф толкует сны виночерпию и хлебодару» (Александр Иванов, 1827, ГРМ, Санкт-Петербург), «Иосиф толкует сны фараона» (Петер фон Корнелиус, 1816-1817, фреска в Палаццо Дзуккари в Риме, ныне — Старая национальная галерея, Берлин), «Иосиф и его братья» (Франц Маульберч, 1745-1750, Музей изящных искусств, Будапешт). В искусстве XX века к образу Иосифа обращались редко, преимущественно в составе библейских циклов («Библейское Послание» Марка Шагала, раскрашенные офорты 1931-1958; «Библия в картинках для детей» Адриан де Фриз, линогравюры, 1964)[14].
Икона Иосифа начиная с XVII века встречается в праотеческом ряду русских высоких иконостасов (иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря, 1652). Согласно русскому иконописному подлиннику XVII века, Иосиф должен выглядеть «аки Борис, риза княжеска, багор, в порфире, испод лазорь». Житийные иконы Иосифа встречаются крайне редко, например, икона XIX века из частного собрания в Москве[14].
В литературе и массовой культуре
Томас Манн (1875—1955), немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии (1929) создал, опираясь на библейский сюжет, монументальное произведение — роман-миф о пророке «Иосиф и его братья». Повествуя об Иосифе Прекрасном, автор рассказывает о неизбежности победы света, разума, человечности и семейных ценностей над нравственным хаосом. Роман состоит из четырёх частей (тетралогия) и очень подробно излагает сюжет об Иосифе и его братьях, с эпическим размахом излагая богатый фактический материал. Автор произвольно поместил сюжет, изначально относящийся к XVIII династии Древнего Египта, в исторический контекст правления Аменхотепа III и Эхнатона (Аменхотепа IV)[15].
Иосиф является героем мини-сериала «Иосиф Прекрасный: наместник фараона» (1995, Германия, Италия, США)[16].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Софронов, Константин. Иосиф (пророк) . Всемирная История. Энциклопедия (26 ноября 2021). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Дмитрий Ростовский. Ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, одиниз 12 сыновей Иакова . «Ортокс» (2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Бытие́, глава 37 . Азбука веры (Сайт) (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Бытие. Глава 39 . Азбука веры. Сайт (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 40 . Азбука веры. РУ (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 41 (неопр.) (неопр.) (неопр.) (неопр.). Азбука веры. Сайт (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 42 . Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 43 . Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 44 . Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 47 . Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 48 . Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Бытие. Глава 50 . Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Исход. Глава 1 . Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 Бабкина С. В., Бусева-Давыдова И. Л. Иосиф // Большая Российская энциклопедия : сайт. — 2017.
- ↑ Манн, Томас. Иосиф и его братья / пер. Апт, Соломон Константинович. — М.: Правда, 1991. — Т. 1,2. — ISBN 5-253-00602-8, 5-253-00599-4.
- ↑ Иосиф Прекрасный: наместник фараона . Кинопоиск.ру (2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Статьи с нераспознанным языком (ref)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персонажи по алфавиту
- Сыновья Иакова
- Исламские пророки
- Знание.Вики:Хорошие статьи о людях
- Знание.Вики:Хорошие статьи о религии
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Иосиф Прекрасный
- Толкователи сновидений
- Праотцы