Тайная вечеря
Та́йная ве́черя — событие новозаветной истории, праздничная трапеза Иисуса Христа с учениками-апостолами в честь ветхозаветной иудейской пасхи. На Тайной вечере было установлено Таинство Евхаристии (Причастия)[1]. Данное событие вспоминается христианами на службах Великого (Чистого) Четверга.
Ветхозаветная пасха и Тайная вечеря
В честь ветхозаветной иудейской пасхи (Песах), которая по закону Моисея праздновалась в 14-й день первого весеннего лунного месяца, нисана, Иисус Христос накануне Своих крестных страданий свершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную вечерю. Ветхозаветная пасха была установлена в воспоминание исхода евреев из Египта, для последователей Христа Тайная вечеря была последней ветхозаветной пасхой — отныне они вспоминают иное освобождение, освобождение от греха. Для этого Господом Иисусом Христом устанавливается таинство причащения тела и крови Его[2].
Основные события Тайной вечери
В Четверг утром Апостолы спросили Иисуса Христа: «Где хочешь есть пасху?». Иисус Христос отправил своих учеников, Петра и Иоанна, в Иерусалим приготовить все необходимое для празднований и предупредил, что ври входе в город они встретят человека с кувшином воды и он покажет им горницу (Сионская горница), приготовленную для празднования.
Вечером Господь с двенадцатью апостолами пришел в горницу и они возлегли за приготовленным столом. Во время Тайной вечери произошел ряд важных для христиан событий[3]:
- 1. омовение ног;
- 2. объявление о предателе (Иуде);
- 3. установление таинства Евхаристии;
- 4. возвещение заповеди о любви;
- 5. предсказание, что ученики в ближайшую ночь соблазнятся о Нём;
- 6. обетование о Святом Духе;
- 7. первосвященническая молитва Спасителя Богу Отцу.
Название «Тайная вечеря» появилось в связи с тем, что именно на вечере Великого Четверга было установлено Таинство Евхаристии. После завершения ветхозаветной пасхальной трапезы Иисус Христос взял хлеб, благословил его, разломил на части и, раздавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, Которое за вас предается» (Лк.22.19). Затем, взяв чашу с вином, и благословив, подал её апостолам со словами: «Пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26.28; Лк.22.19).
События Тайной Вечери описываются у евангелистов: Матф. 26:17-29; Марка 14:12-25; Луки 22:7-30 и Иоан. 13:1-30.
Богослужения Великого Четверга
События Тайной Вечери вспоминаются на богослужениях Великого Четверга: читается Евангелие от Луки (108-ое зачало) и канон православного гимнографа св. Косьмы Маюмского «Сеченое сечется море чермное…». В этот день служится литургия св. Василия Великого, соединенная с вечерней. Совершение литургии на вечерне в этот день связано с тем, что таинство Евхаристии было установлено Господом вечером. Литургия Великого Четверга имеет ряд особенностей: на ней нет Херувимской песни, поется особый задостойник, имеется особый отпуст и ряд других особенностей. Во время богослужения в кафедральных соборах в этот день совершается Чин омовения ног: в знак воспоминания о том, как Христос омыл ноги Своим ученикам, явив пример смирения и служения ближнему, архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам. Именно с этим связано название Чистый четверг[4].
Помимо этого в текст Евхаристического канона входят слова Иисуса Христа «приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» и «сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов», а также в течение всего года во время свершения литургии читается молитва св. Иоанна Златоуста «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…». Таким образом современные христиане вспоминают события Тайной вечери.
Сюжет Тайной вечери в изобразительном искусстве
События Тайной вечери снискали широкую популярность среди художников и иконописцев. У русского живописца И. Е. Репина есть несколько картин, посвященных интерпретации этого события (Христос с кубком вина, Христос, сидящей среди апостолов, и Иуда, отрицающий свое будущее предательство. Иван Айвазовский, который крайне редко изображал людей, написал картину, посвященную Тайной вечери (И. К. Айвазовский, «Тайная вечеря», 1890-е годы). Тайная вечеря включала в себя ряд событий, и эти события осмыслялись иконописцами, художниками и скульпторами на протяжении всей последующей истории.
Установление таинства Евхаристии
Центральным событием Тайной вечери было установление таинства Евхаристии, и именно ему посвящено большинство произведений[5]. При этом можно наблюдать смещение акцентов, изменение символов у художников различных эпох при изображении данного сюжета: от катакомбного и средневекового искусства, где основным являлся именно евхаристический аспект, до эпохи Возрождения и живописи XIX- начала XX века с акцентом на историчности события:
- Французский живописец Никола Пуссен, композиции из цикла «Семь таинств», 1647 год, Национальная галерея, Эдинбург;
- Испанский живописец Хуан де Хуанес, около 1562 года, музей Прадо в Мадриде.
Художники старались отразить психологическую составляющую:
- Семен Живаго, «Тайная вечеря» (1845—1846);
- Василий Шебуев, роспись храма Александра Бейдемана (1838);
- Роспись «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, в трапезной миланского монастыря Санта Мария дела Грациа (1494—1497).
Современные художники также не оставляют вниманием данный сюжет[6]: Александра Крыманова, «Тайная вечеря» 2019 год; Люба Яцкив «Последняя трапеза», 2021 год; архимандрит Софроний Сахаров, роспись трапезной монастыря св. Иоанна Предтечи (1970 — начало 1980-х гг.), Эссекс, Великобритания.
Объявление о предателе
При освещении этого события художники сосредотачиваются ни психологической стороне (русский художник Николай Ге, 1863 год, Русский музей; Андреа дель Кастаньо, фреска для трапезной монастыря Санта Аполлония во Флоренции, 1447 год; Эль Греко, 1568 год, Национальная Пинакотека, Болонья). Одежды Иуды часто изображаются темными красками, а он сам — в отдалении, одиночестве, иногда даже уходящим с вечери.
Омовение ног
Ещё одним важным событием того вечера было омовение ног ученикам и возвещение заповеди о любви. Это событие также нашло отражение в произведениях искусства. Например, у С. В. Бакалович, «Омовение ног», 1880 год;, у К. В. Лебедев, «Омовение Господом ног».
Примечания
- ↑ Ткаченко А. А. Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. — Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 1998—2023. — С. 533.
- ↑ Гладков Б. И. Толкование Евангилия . Свято-Троиц. Сергиева лавра. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Тайная вечеря . Азбука веры. Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Писаренко Мария. Чистый четверг . Фонд содействия развитию культурно-просветительской деятельности „Фома Центр“» (23 марта 2024). Дата обращения: 21 апреля 2025.
- ↑ Боровская Наталья. Изображения Тайной вечери: от фресок в катакомбах до картин Сальвадора Дали . Правмир (17 апреля 2014). Дата обращения: 22 апреля 2025.
- ↑ Головко Оксана. Символы и образы Евхаристии у художников XX–XXI веков . Издательство Сретенского монастыря (18 января 2022). Дата обращения: 22 апреля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |