Гипноз

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»

Гипно́з (греч. ὑπνόω — сон, усыплять) — изменённое состояние сознания, которое отличается от бодрствования и сна и характеризуется временным сужением объёма и фиксацией внимания на содержании внушения. Процедура погружения в данное состояние происходит в результате воздействий гипнотизёра либо целенаправленного самовнушения[1][2][3][4].

Введение в гипноз возможно при установлении особых, доверительных отношений между гипнотизируемым и гипнотизёром — раппорте (фр. rapport — связь), то есть при условии, что гипнотизируемый доверяет авторитету гипнотизёра и полагается на него, а гипнотизёр стремится подстроиться к состоянию гипнотизируемого. Вхождение в состояние гипноза и его глубина характеризуется как личностными особенностями и навыками гипнотизёра, так и гипнабельностью гипнотизируемого, то есть его расположенностью к внушению[5].

История изучения гипноза

Объяснение гипноза как влияния магентического флюида

Гипноз и его лечебные свойства известны с глубокой древности и связаны с верой и внушением, пронизывавших всю социальную жизнь человека. Воплощение этого единства обнаруживается в шаманских ритуалах, предсказывающих будущее племени, в действиях жрецов-гаруспиков, в некоторых религиозных обрядах. И даже в лечении посредством прикосновения (наложения рук), совершавшимся королями Франции и Англии, хотя, царь Пирр и император Веспасиан лечили не наложением рук, а прикосновением большого пальца правой ноги[5][6][7]. История гипноза в какой-то мере напоминает историю и судьбу алхимии. Стремление алхимиков открыть «философский камень», породившее химию, подобно желанию овладеть секретом гипноза, ставшим условием появления в XIX веке научного исследования гипноза[8].

Экспериментирование с целью вызвать гипнотическое состояние у животных предшествовало проведению подобных опытов на человеке. В 1646 году в Ватикане иезуит Афанасий Кирхер представил «Experimentum mirabile de imaginatione gallinae» (лат.  — «Удивительный эксперимент над воображением курицы»). Суть эксперимента сводилась к тому, что курицу со связанными лапами кладут на доску на живот или на бок. Когда курица после периода возбуждения успокаивается, на доске мелом проводят черту, идущую от её клюва. Если ей затем развязать лапки, то она останется неподвижной. Впоследствии гипноз проводили на млекопитающих, птицах, пресмыкающихся, насекомых, пауках и ракообразных[8].

Необходимо отметить, что впоследствии Чарльз Дарвин утверждал, что гипноз или «имитация смерти» замирающими неподвижно животными служит своеобразной защитой от хищников[9]. Нейрофизиологические исследования животных показали, что поисковое поведение животных сопровождается электрической активностью гиппокампа — бета-ритмом, в то время как во время быстрого сна и гипноза регистрируется тета-ритм. Исследования электрической активности мозга животных во время так называемого гипноза подтвердили, что у животных отсутствует гиппокампальный тета-ритм, то есть «животный гипноз» представляет собой форму пассивно-оборонительного поведения[10].

Одну из первых попыток объяснения природы гипноза предпринял в XVIII веке Франц Антон Месмер, утверждавший, что вселенная наполнена силой магнетического флюида, с помощью которой один человек может воздействовать на другого[5]. Данный тезис Месмер обосновывал реальным действием магнита на металлы, проводя аналогию с воздействием одного человека на другого[8]. Эту идею Месмер позаимствовал у средневекового врача и алхимика Парацельса, который первым применил магнит с целью излечения человека. Это обусловлено тем, что Парацельс рассматривал болезнь как паразитическое живое существо, изгоняемое магнитом. Этот метод лечения путём прикладывания магнита получил название «магнетизм», но после смерти Парацельса об этом методе стали забывать[7]. При жизни Парацельса ходили легенды о том, что при помощи магнита он вытягивает души из тел людей и передаёт их дьяволу[6].

Загипнотизированная женщина в присутствии свидетелей

По мнению Месмера, от тела магнетизёра исходили магнетические флюиды, которые целебным образом воздействовали на организм пациента. Одним из оздоровительных методов Месмера было ритмичное прикосновение ладонями к телу пациента. Но излечиться благодаря магнетическому воздействию желало множество людей и Месмер придумал следующий способ массового излечивания. Он «насыщал» флюидом особые баки с водой, и для того чтобы получить лечебный эффект пациенты прикладывали к ним руки. У этого способа лечения были положительные результаты и многие больные избавлялись от своих заболеваний[6].

В 1784 году Академия наук и Королевское медицинское общество осудили теорию животного магнетизма Месмера. Целительный эффект объяснялся действием воображения людей, подвергавшихся воздействию Месмера, и самовнушением людей, глубоко веривших в магнетизм и в самого Месмера[7]:

Воображение без магнетизма вызывает судороги. Магнетизм без воображения не вызывает ничего.

Месмер выразил протест и предложил провести исследование, включающее 24 больных, лечившихся его методом, и такое же количество больных, лечившихся обычными для того времени способами, но его предложение было отвергнуто. От гипноза «отвернулась» наука и гипноз остался только интересным зрелищем для широкой публике. Оппозиция академиков и Месмера по отношению к гипнозу впоследствии выразилась в развернувшейся в первой половине XIX века борьбе между «флюидистами» и «анимистами». Здесь борьба шла между сторонниками физического и психологического истолкования гипноза, где первые рассматривали гипноз как результат взаимодействия магнетических флюидов, а вторые — как результат психологического внушения[8].

Гипноз как предмет гипнологии

Так называемая научная гипнология берет начало с середины XIX века, с момента публикации в 1843 году книги шотландского хирурга Джеймса Брейда «Нейрогипнология»[2][11], хотя некоторые источники[12] утверждают, что термин «гипноз» был введён в 1852 году. Джеймс Брейд заинтересовался гипнозом тогда, когда присутствовал на сеансах известного французского магнетизёра Лафонтена. В своей книге Брейд впервые вместо термина «магнетизм» использовал понятие «гипноз», рассматривая последний как разновидность сна. Джеймс Брейд был противником теории флюидов и, отмечая сходство гипнотического состояния с состоянием спящего человека, называл гипноз «искусственным сном»[2]. Хотя аббат Фариа ещё в 1819 году впервые употребил термин «светлый сон» для обозначения гипнотического состояния. В целом гипнотическое влияние объяснялось непосредственным психологическим воздействием одного человека на другого[8].

Клинический урок в Сальпетриер

Золотой век гипноза, длившийся с 1880 года по 1890 год, совпадает с периодом расцвета французской медицины[8]. В этот период гипноз пользовался официальным признанием французской медицины, и связывается с именем французского невропатолога Жана Мартена Шарко, который изучал влияние гипноза на больных. Шарко полагал, что гипноз представляет собой патологическое состояние — искусственный истерический невроз. Сальпетриерская или парижская школа под руководством Шарко занималась клиническим изучением и применением гипноза, а также изучением его стадий[1][5].

Полемизировавшие с парижской школой гипноза представители нансийской школы во главе с Ипполитом Бернхеймом считали, что в гипноз как определённое состояние может быть введён абсолютно любой человек. Ипполит Бернхейм считал, что гипноз обусловлен внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не патологической природой самого гипноза[5]. В борьбе парижской и нансийской школы победителем вышла школа Ипполита Бернхейма, поэтому внушению стали придавать большее значение, чем собственно гипнозу, от использования которого впоследствии начали отказываться[8]:

Гипнотизма не существует, есть только внушаемость.Ипполит Бернхейм

Существенный вклад в учение о гипнозе внесли не только французские, но и немецкие, и русские учёные: Отто Георг Веттерстранд, Рихард фон Крафт-Эбинг, Огюст Анри Форель, Василий Яковлевич Данилевский, Ардалион Ардалионович Токарский, Владимир Михайлович Бехтерев[1]. Но период упадка гипноза начинается после смерти Жана Мартена Шарко и к 1920-м годам было констатировано снижение интереса к учению о гипнозе. Некоторые учёные даже пришли к идее абсолютного отрицания существования гипнотических феноменов. Хотя французский психолог Пьер Жане полагал, что закат гипноза является всего лишь «преходящим затмением», «сиюминутным случайным происшествием … в истории психотерапии»[8].

Теоретический анализ механизмов гипноза связан с именами Ивана Петровича Павлова и Зигмунда Фрейда. Отец-основатель психоанализа считал, что гипноз возникает в случае переноса гипнотиком на гипнотизёра детского отношения к родителю и регрессии к ранней стадии личностного развития. Русский и советский физиолог полагал, что в основе гипноза лежит процесс торможения, возникающий в коре головного мозга. Сам гипноз, по мнению советского физиолога, представлял собой частичный сон, переходное состояние между бодрствованием и сном, в котором на фоне заторможенных в различной степени участков мозга сохраняется «сторожевой» пункт, обеспечивающий взаимосвязь между гипнотиком и гипнотизёром[1][5].

Постепенная реабилитация гипноза начала происходить в первое десятилетие после Второй мировой войны и связывается с деятельностью американского психотерапевта Милтона Эриксона. В 1960 году Американская медицинская ассоциация разработала план обучения гипнозу на уровне университетского и постуниверситетского образования, а год спустя Американская психиатрическая ассоциация выдвинула рекомендации относительно преподавания основ гипноза. Гипноз в начале XXI века рассматривается как один из методов медицинской психотерапии и лежит в основе гипнотерапии — метода в психотерапии, основанного на применении внушения в гипнозе[8][13].

Сущность гипноза и гипнотерапия

Видеозапись сеанса классического гипноза (1938)

Гипноз, являющийся особым состоянием между бодрствованием и сном, имитирует в какой-то мере процесс естественного засыпания, возникающего при утомлении зрительного, слухового, тактильного анализаторов соответствующими им слабыми монотонными раздражителями[5]. Данное воздействие может сопровождаться успокаивающими и усыпляющими словесными формулировками гипнотерапевта. Часто в гипнозе используется техника «разрушения шаблонов» поведения, создающая состояние замешательства, которое гипнотизёр использует в качестве основы для наведения транса[14].

Гипноз, лежащий в основе гипнотерапии, широко применяется в различных областях медицины, в первую очередь — в клинике пограничных состояний, при лечении больных химической и пищевой зависимостями, страдающих психосоматическими заболеваниями, а также может применяться для обезболивания в хирургии, акушерстве и стоматологии. В гипнотерапии существуют два подхода — классический (директивный) гипноз и эриксоновский (кооперативный) гипноз. Классический гипноз — один из распространённых методов прямой психотерапии, осуществляемый путём словесного воздействия, адресованного непосредственно пациенту. В отличие от классического гипноза при использовании эриксоновского гипноза вместо внушений, направленных на устранение конкретного симптома, применяются расплывчатые лечебные формулировки, оставляющие простор для «самодеятельности» собственных бессознательных целительных ресурсов пациента. Это связано с тем, что, по мнению Милтона Эриксона, гипноз — это самогипноз и то, что пациент делает сам с собой и для себя[2][3][5][11][15].

При проведении сеанса гипноза значимым является как гипнабельность пациента, так и личностная подготовка гипнотерапевта. Пациент в состоянии гипнотического сна, как показала практика, не является безвольным автоматом, «игрушкой» в руках гипнотерапевта, гипнотическое состояние не может быть вызвано против воли гипнотизируемого. Загипнотизированные люди могут сопротивляться внушениям, могут отказываться выполнять то, что противоречит их моральным ценностям, а также гипноз не может заставить людей проявлять несвойственную им физическую силу[7].

Вместе с этим российским психотерапевтом и гипнологом Владимиром Леонидовичем Райковым проводилось исследование креативности (творческого мышления) у испытуемых, которым в состоянии гипноза внушили, что они одарённые и выдающиеся люди. Применяя до и во время гипноза тест Гилфорда на креативность[16] Владимир Райков обнаружил, что в состоянии гипноза увеличивается количество и качество ответов о необычных способах применения предметов широкого обихода. Этот и подобные эксперименты послужили основанием для выдвижения идеи о том, что гипноз «раскрепощает» мышление человека, активизирует функционирование правого полушария головного мозга[10].

Практика и техники гипноза

Техника гипноза включает в себя использование ряда действий, первым из которых является подготовительная беседа, содержание которой определяется культурным уровнем пациента. Создание благоприятных условий для введения человека в гипнотическое состояние требует[8]:

  • уменьшения сенсорных воздействий и двигательной активности;
  • фиксации внимания пациента;
  • монотонного повторения определённых стимулов.

После подготовительной беседы в отношении испытуемого проводят тесты внушаемости: приём Констамма, тест качания и тест сжатых рук. Приём Констамма состоит в том, что пациент должен встать с закрытыми глазами боком к стене и упереться в стену изо всех сил тыльной стороной сжатой в кулак кисти. В течение минуты гипнотерапевт требует упираться очень сильно рукой в стену, после чего просит пациента отойти от стены и опустить руку. Чаще всего рука, которая напрягалась, поднимается, в связи с чем пациенту объясняют, что подобное расслабление и ощущение подчинения внешним силам будет испытано во время гипнотической индукции (наведения гипнотического транса)[2][8].

При проведении теста качания пациент держит корпус выпрямленным и ноги сдвинутыми, взгляд фиксирует в точке на потолке прямо над его головой. Гипнотерапевт, стоя позади пациента, просит его закрыть глаза, сохраняя прежнее положение[2]. После чего даёт указание[8]:

Я хочу оценить вашу способность к расслаблению. Я положу свои руки вам на плечи. Теперь я обопрусь руками на ваши плечи, и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удержу, когда вы будете падать. Вы падаете, падаете, падаете, вас тянет назад ... вы падаете, падаете.

В этот момент врач отнимает руки и пациент начинает качаться. Если он этого не делает, гипнотерапевт снова раскачивает его, обращая его внимание на то, что он сопротивляется, и прося его не напрягаться. После чего гипнотерапевт снова внушает пациенту падать назад и внезапно отнимает руки[8].

Тест сжатых рук довольно часто используется при групповом проведении гипноза. Гипнотерапевт просит пациента или пациентов сильно сжать одну руку другой и представить, что руки — это губки тисков. Гипнотерапевт говорит о том, что что сейчас он начнёт считать до пяти и во время счёта руки будут сжиматься всё сильнее и сильнее. Когда счёт дойдёт до пяти, то руки сожмутся так сильно, что их будет невозможно разъединить. Пока гипнотерапевт не даст указания разжать руки, то их невозможно будет разжать самостоятельно[2][8]. Помимо данных тестов на внушаемость применяются тест «твёрдые руки», проба с маятником Шевроле, проба с внушением тяжести в одной руке, тест с пробирками[2].

Этап индукции представляет собой введение пациента в гипнотическое состояние, что может быть осуществлено посредством фиксации взгляда пациента на некотором предмете (маятник, настенные часы, метроном), сопровождающемся словесными внушениями гипнотерапевта. Хотя могут использоваться только словесные внушения гипнотерапевта либо гипноз может осуществляться посредством зачаровывания, то есть взглядом, хотя данный способ используется крайне редко. Американскими гипнотерапевтами часто применятся метод поднятия руки, который был предложен в 1923 году Милтоном Эриксоном. Суть этого метода заключается в том, что гипнотерапевт посредством словесных внушений вызывает у пациента в руке специфические ощущения, а позднее движения пальцев и чувство лёгкости руки, которая начинает «взлетать»[8][17].

После индукции происходит углубление транса, сопровождающееся врачебными воздействиями, с последующим пробуждением и постгипнотической беседой. При выведении пациента из гипноза, что, стоит указать особо, быстрое пробуждение может повлечь за собой жалобы на общую слабость, недомогание, сердцебиение, головную боль и другое. Существует практика использования медикаментов для более лёгкого вхождения в гипнотическое состояние, причём данная процедура называется наркоанализ[8][18]. Необходимо отметить, что абсолютным противопоказанием для применения гипноза являются бред, острые психозы и гипноманические установки у истерических личностей[5].

Стадии введения в гипноз

Введение в состояние глубокого гипноза группы военных

Единой классификации стадий гипноза не существует, так, различные авторы предлагают деление гипноза три, четыре, шесть или девять стадий[1]. Владимир Михайлович Бехтерев, например, предлагал трёхчастное деление гипноза[19][20]:

  • Малый гипноз, в котором гипнотик может противостоять воздействиям словесного внушения, и он не теряет связи с окружающим миром, способен двигать конечностями, ощущая при этом тяжесть век и слабость в теле.
  • Средний гипноз характеризуется притуплением органов чувств, пассивным подчинением внушению с сохранением его в памяти, при этом у гипнотика сохраняется ориентировка, но выйти из этого состояния он не может; наблюдается неполная амнезия и каталепсия, то есть длительное сохранение гипнотиком приданной ему неудобной позы.
  • Глубокий гипноз характеризуется полным отсутствием ориентировки в окружающей среде и постгипнотической амнезией.

В 1928 году Огюст Форель также предлагал подразделять гипноз на три степени: сомноленция или сонливость, гипотаксия или лёгкий сон, сомнамбулизм или глубокий сон[21]. Сонливость выражается в том, что гипнотик испытывает расслабленность и покой, при желании может легко открыть глаза и прервать сеанс. Лёгкий сон характеризуется глубокой мышечной расслабленностью и возможностью вызвать каталепсию. На стадии сомнамбулизма гипнотизируемый практически не воспринимает посторонних раздражителей, поэтому у него можно вызвать снохождение, вызвать галлюцинаторные переживания, заставить выполнять действия либо производить постгипнотические внушения, добиться возрастной регрессии либо потерять чувствительность к болевым раздражениям[3][5]. Необходимо отметить, что сомнамбулическая стадия гипноза, как показали последующие исследования, наиболее легко достигается у людей художественного типа и лиц, характеризующихся внушаемостью как личностной характеристикой[20].

В 1941 году советский врач Евгений Севастьянович Катков на основании учения Павлова разработал более подробную классификацию стадий гипноза, которой продолжают пользоваться в XXI веке даже участники российской телепрограммы «Битва экстрасенсов»[22].

В состоянии глубокого гипноза используются специальные приёмы гипноза: свободные ассоциации, внушение фантазий или сновидений, автоматическое письмо, гипнотический рисунок, игровая терапия, воспроизведение образов и регрессия, то есть возвращение пациента в более ранний возраст[8]. В клинических исследованиях применяют гипноанализ — интервью с находящимся в гипнотическом трансе субъектом, что даёт возможность вспомнить вытесненный в бессознательное опыт и заново пережить травматические эпизоды жизни[5].

Помимо гипноза имеет распространение самогипноз или аутогенная тренировка, а также гипноз-отдых — методика, применяемая для лечения невротических расстройств, реактивных состояний и психосоматических нарушений. Так, пациента вечером погружают в гипнотическое состояние, которое спонтанно переходит в естественный сон, либо утром гипнотерапевт переводит естественный сон в гипнотический на необходимое время. Также существует гипнопедия — обучение, происходящее в гипнотическом состоянии, эффективность которого, как полагается, связана с усилением восприятия внушаемого материала и исключением конкурирующих воздействий посторонних раздражителей[5][23].

Литература

  • Гордеев М. Н. Классический и эриксоновский гипноз. Практическое руководство. — Москва: Издательство Института психотерапии, 2005. — 232 с. — ISBN 5-89939-031-X.
  • Гордеев М. Н. Фундаментальное руководство по эриксоновскому гипнозу. — Москва: Психотерапия, 2015. — 357 с. — ISBN 978-5-906364-10-4.
  • Рожнов В. Е. Гипноз от древности до наших дней. — Москва: Советская Россия, 1987. — 302 с.
  • Ротенберг В. С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. — Москва: Центр гуманитарной литературы РОН, 2001. — 254 с. — ISBN 5-93866-005-X.
  • Шерток Л. Гипноз. — Москва: Сампо, 2002. — 223 с. — ISBN 5-225-00585-3.
  • Эриксон М. Стратегии психотерапии. — Санкт-Петербург: Ювента, 2000. — 512 с. — ISBN 5-87399-097-2.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Гипноз // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000. — 1019 с. — ISBN 5-8046-0152-0.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Руженков В. А. Основы клинической гипнотерапии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 316 с. — ISBN 5-222-06630-4.
  3. 3,0 3,1 3,2 Гипноз // Военно-психологический словарь-справочник / Под общ. ред. Ю. П. Зинченко. — М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. — С. 64—65. — 592 с. — ISBN 978-5-904581-04-6.
  4. Блейхер В. М., Крук И. В. Гипноз // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 Гипноз. БРЭ. Дата обращения: 29 июля 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 Рожнов В. Е. Гипноз от древности до наших дней. — М.: Советская Россия, 1987. — 302 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Гордеев М. Н. Классический и эриксоновский гипноз. Практическое руководство. — М.: Издательство Институт а психотерапии, 2005. — 232 с. — ISBN 5-89939-031-X.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 8,12 8,13 8,14 8,15 8,16 Шерток Л. Гипноз: теория, практика и техника. — М.: Медицина, 1992. — 224 с. — ISBN 5-225-00585-3.
  9. Уишоу Я. К. Гипноз животных // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  10. 10,0 10,1 Ротенберг В. С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. — М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2001. — 254 с. — ISBN 5-93866-005-X.
  11. 11,0 11,1 Евтушенко В. Г. Энциклопедия гипнотических техник. — М.: Издательство Института психотерапии, 2005. — 393 с. — ISBN 5-89939-136-7.
  12. Эванс Ф. Гипноз // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  13. Блейхер В. М., Крук И. В. Гипнотерапия // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  14. Гримак Л. П. Тайны гипноза: современный взгляд. — М.: Питер, 2004. — 302 с. — ISBN 5-94723-984-1.
  15. Гордеев М. Н. Фундаментальное руководство по эриксоновскому гипнозу. — М.: Психотерапия, 2015. — 357 с. — ISBN 978-5-906364-10-4.
  16. Тест на творческие способности Гилфорда (AUT). Психологические тесты онлайн. Дата обращения: 4 августа 2023.
  17. Эриксон М. Стратегии психотерапии. — СПб.: Ювента, 2000. — 512 с. — ISBN 5-87399-097-2.
  18. Карл Г., Бойз Д. Гипнотерапия. Практическое руководство. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 352 с. — ISBN 978-5-04-009716-6.
  19. Блейхер В. М., Крук И. В. Гипноза стадии по Бехтереву // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  20. 20,0 20,1 Слободяник А. П. Психотерапия. Внушение. Гипноз. — Киев: «Здоров'я», 1978. — 480 с.
  21. Блейхер В. М., Крук И. В. Гипноза стадии по Форелю // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  22. Классификация глубины транса по Каткову Е. С.. Институт гипноза и прикладной психологии. Дата обращения: 1 августа 2023.
  23. Блейхер В. М., Крук И. В. Гипнопедия // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.

Ссылки