Электронная почта

Материал из «Знание.Вики»
Интерфейс почтовой программы Mozilla Thunderbird

Электронная почта (electronic mail) — это обмен сохраненными на компьютере сообщениями от одного пользователя одному или нескольким получателям через сеть Интернет. Электронная почта — это быстрый, недорогой и доступный способ общения в деловых или личных целях.[1]

История

Рэй Томлинсон

Первый пример электронной почты можно найти на компьютерах Массачусетского технологического института в программе под названием «Mailbox» (Почтовый ящик), созданной еще в 1965 году. [1] Пользователи компьютеров Массачусетского технологического института могли оставлять сообщения с помощью этой программы на компьютерах университета для других пользователей, которые увидят сообщения при следующем входе в систему. Система была довольно эффективной, но только в том случае, если люди, желающие общаться друг с другом, регулярно пользовались одним и тем же компьютером.

В 1969 году Министерство обороны США внедрило ARPANET[2] (сеть Агентства перспективных исследовательских проектов), сеть, соединяющую многочисленные компьютеры по всему департаменту с целью коммуникации внутри организации.

29 октября 1969 года первое сообщение было отправлено с компьютера на компьютер на ARPANET.[3]

В 1971 году Рэй Томлинсон изобрел и развил электронную почту, какой мы знаем её сегодня, создав сетевую систему электронной почты ARPANET.[4]

Концепция почти мгновенной связи между машинами внутри организации оказалась настолько полезной и практичной, что вскоре эта концепция начала распространяться. Однако с появлением внутренних сетей протоколы для отправки сообщений стали более сложными. Рэй Томлинсон придумал символ @ для идиентификации пользователя. Адрес почты состоял из: имя пользователя@имя компьютера. К 1976 году 80 % всего трафика ARPANET приходилось на электронную почту. С появлением Интернета, начали появляться сервисы, которые предоставляли возможность создать электронный почтовый ящик, а также интернет-провайдеры при подключении пользователя предоставляли бесплатный почтовый ящик.

В 1988 году была выпущена первая программа для работы с электронной почтой — Microsoft Mail. [5] Программа работала на операционной системе Mac OS и позволяла пользователям сети AppleTalk посылать друг другу сообщения. В 1991 году была запущена вторая версия для платформы DOS.

Первый логотип Yahoo! Mail

Возможность прикреплять файлы к письмам появилась после выпуска протокола MIME (англ. «Multipurpose Internet Mail Extensions» — многоцелевые расширения интернет-почты). В то время объем почтовых ящиков был ограничен, например, в 2001 году объем электронного почтового ящика в сервисе mail.ru составлял 2Мб[6].

В 1996 году запускается сервис Hotmail, который разработал Сабиром Бхатия и Джек Смит, позже сервис выкупил Microsoft. [7]Это был первый сервис, который не привязывался к интернет-провайдеру и понимал электронные письма написанные на языке разметке HTML.

Логотип Mail.ru

В 1997 году Yahoo! выкупает почтовый сервис RocketMail у компании Four11, и на его основе запускает сервис Yahoo Mail.[8]

В 1998 году в России появился сервис бесплатной почты Mail.ru[9], который основал Алексей Кривенков, вдохновившись недавней продажей сервиса Hotmail за 400 миллионов долларов США.

В 2000 году были запущены еще два крупный российских сервиса электронной почты: Яндекс и Rambler почта.[10]

Протоколы получения почты

Простая иллюстрация структуры системы электронной почты в Интернете, показывающая два почтовых сервера, отправляющий и принимающий компьютеры и IP-пакеты с сообщениями электронной почты.

POP

Post Office Protocol 3, или POP3, является наиболее часто используемым протоколом для получения электронной почты через Интернет. Этот стандартный протокол, который поддерживает большинство почтовых серверов и их клиентов, используется для получения электронных писем с удаленного сервера и отправки локальному клиенту.[11]

POP3 — это односторонний клиент-серверный протокол, по которому электронная почта принимается и хранится на почтовом сервере. «3» относится к третьей версии оригинального протокола POP.

Получатель или его почтовый клиент могут периодически загружать почту с сервера, используя POP3. Таким образом, POP3 предлагает средство загрузки электронной почты с сервера на клиент, чтобы получатель мог просматривать электронную почту в автономном режиме. POP3 можно рассматривать как сервис «сохранения и пересылки».

Как только электронное письмо попадает на клиент, POP3 затем удаляет его с сервера. В некоторых реализациях пользователи или администратор могут указать, что почта должна сохраняться в течение некоторого времени, что позволяет пользователям загружать электронную почту столько раз, сколько они пожелают в течение указанного периода.[12]

POP3 по умолчанию работает на следующих двух портах:

  • порт 110: незашифрованный порт по умолчанию;
  • порт 995: следует использовать, когда пользователю необходимо безопасно подключиться с помощью POP3.

Преимущества и недостатки POP3

Хотя POP3 неоднократно совершенствовался с момента своего появления в конце 1980-х годов, он остается популярным благодаря своей простоте. Еще одна причина его повсеместного распространения заключается в том, что он позволяет эффективно извлекать электронную почту с минимальными ошибками.

Протокол идеально подходит, когда пользователям необходимо получить доступ к своей электронной почте в автономном режиме, и они используют специальное устройство для поиска. POP3 также полезен для отправки и хранения массовых сообщений электронной почты.

POP3 не предназначен для поддержки обработки электронной почты или синхронизации на сервере, поскольку электронное письмо предназначено для загрузки на клиент, а затем удаления с сервера. Для этих случаев использования используется более продвинутый и сложный протокол доступа к Интернет-сообщениям (IMAP).

IMAP

Протокол доступа к интернет-сообщениям, или IMAP, является стандартным протоколом получения входящей электронной почты . Он хранит сообщения электронной почты на почтовом сервере и позволяет получателю просматривать их и манипулировать ими так, как если бы они хранились локально на его устройстве (или устройствах).[13]

IMAP позволяет пользователям упорядочивать сообщения по папкам, помечать сообщения как срочные, а также сохранять черновики сообщений на сервере. Пользователи также могут иметь несколько клиентских приложений электронной почты, которые синхронизируются с почтовым сервером, чтобы последовательно показывать, какие сообщения были прочитаны или все еще не прочитаны.

Как протокол входящей электронной почты, IMAP функционирует как посредник между почтовым сервером и почтовым клиентом. Когда пользователи читают электронное письмо с помощью IMAP, они считывают его с сервера. На самом деле они не загружают и не сохраняют электронную почту на своем локальном устройстве. Это означает, что электронная почта не привязана к определенному устройству, и пользователи могут получить к ней доступ из любой точки мира, используя различные устройства, такие как следующие:

Принципы работы

Когда пользователь запускает почтовый клиент — программа связывается с сервером с помощью IMAP по протоколу 143 или по защищенному протоколу 993.

  • Соединение осуществляется по определенному порту.
  • Заголовки всех электронных писем отображаются почтовым клиентом.
  • IMAP загружает сообщение клиенту только тогда, когда пользователь нажимает на него; вложения не загружаются автоматически.
  • Пользователи могут проверять свои сообщения гораздо быстрее с помощью IMAP, чем с помощью других протоколов поиска электронной почты, таких как Post Office Protocol 3 (POP3).
  • Сообщения электронной почты остаются на сервере, если пользователь вручную не удалит их.

В то время как POP3 можно рассматривать как службу «хранения и пересылки», IMAP можно рассматривать как удаленный файловый сервер, поскольку пользователь может хранить электронную почту на сервере и получать к ней доступ с любого устройства или местоположения по мере необходимости.

SMTP протокол

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) — это протокол TCP/IP, используемый для отправки и получения электронной почты. SMTP чаще всего используется почтовыми клиентами, включая Gmail, Outlook, The Bat!, Apple Mail и Yahoo Mail.

SMTP может отправлять и получать электронную почту, но почтовые клиенты обычно используют программу с SMTP для отправки электронной почты. Поскольку SMTP ограничен в своей способности ставить сообщения в очередь на принимающей стороне, он обычно используется либо с протоколом POP3, либо с протоколом IMAP, который позволяет пользователю сохранять сообщения в почтовом ящике сервера и периодически загружать их с сервера. SMTP обычно ограничивается отправкой сообщений от отправителя получателю и на него полагаются.[14]

SMTP-сервер — это приложение или компьютер, который отправляет, получает и ретранслирует электронную почту. Эти серверы обычно используют TCP на порту 25 или 587. Номер порта идентифицирует конкретные процессы, когда интернет или сетевое сообщение пересылается на сервер. Все устройства, подключенные к сети, оснащены стандартными портами, которым присвоен номер. Каждый номер зарезервирован для определенных протоколов и связанных с ними функций.

SMTP-серверы настроены на режим постоянного прослушивания, и как только сервер обнаруживает TCP-соединение от клиента, SMTP-процесс инициирует подключение к порту 25 для отправки электронного письма.

Исходящие SMTP-серверы отправляют сообщения для пользователей. Почтовые клиенты, которые используются для чтения и отправки электронных писем, также должны иметь IP-адрес SMTP-сервера по интернет-протоколу. Чтобы справиться с такими проблемами, как спам, администраторы сервера должны контролировать, какие клиенты могут использовать сервер. Они могут сделать это либо путем ограничения пользователей по их IP-адресу, либо, что более вероятно, путем навязывания системы или команды, требующей аутентификации клиентов.

Структура письма

Как правило, сообщение электронной почты состоит из двух основных компонентов: заголовка и основного текста.

Header (Заголовок письма)

Каждое сообщение электронной почты сопровождается заголовком, который структурирован по различным полям. Эти поля содержат важную информацию об отправителе и получателе (или получателях). Однако содержимое заголовка электронного письма варьируется в зависимости от используемой системы электронной почты.[15]

Как правило, заголовок электронного письма содержит следующую информацию:

Тема письма. Это краткое описание темы сообщения, которое отображается в отдельной строке над текстом сообщения. Например, в теме письма может быть указано «Приложение к договору» или «Резюме соискателя на вакансию».

Отправитель (От кого письмо). Это поле является адресом электронной почты отправителя. Вместо этого также может быть показано отображаемое имя, если оно связано с адресом электронной почты. Большинство почтовых клиентов заполняют это поле автоматически.

Дата и время получения. В этом поле отображаются местное время и дата, когда было составлено сообщение. Это обязательное поле заголовка, которое автоматически заполняется большинством почтовых клиентов.

Ответ-на. Если пользователь нажимает на кнопку «Ответить», это поле автоматически заполняет сообщение адресом электронной почты отправителя, который теперь становится «получателем».

Получатель (Кому). В этом поле отображаются имя и фамилия получателя электронной почты, настроенные отправителем.

Адрес электронной почты получателя. Это адрес электронной почты получателя или место, куда было отправлено сообщение.

Точная копия (CC). Поле содержит адреса электронной почты людей, которым необходимо получить электронное письмо, но не ожидается, что они ответят. Когда пользователь нажимает Ответить всем, ответ получают все адреса CC.

Скрытая копия (BCC). Если отправитель не хочет, чтобы его получатель узнал, кто еще получил электронное письмо, он может использовать поле BCC для ввода этих адресов. Адреса в списке BCC не получают ответов, когда кто-то нажимает Ответить всем.

Вложения. Это поле содержит все файлы, которые прикреплены к сообщению. Файлы могут передаваться в письме, так и загружаться автоматически на файловый сервер, если объем файла большой.

Body (Тело письма)

Это содержание электронного письма. Оно может содержать текст, видео или вложения файлов. В зависимости от используемого почтового клиента текст письма может быть отформатирован либо в виде обычного текста, либо в формате HTML. В то время как обычные текстовые сообщения не могут содержать специального форматирования или мультимедийных элементов, электронные письма в формате HTML допускают специальное форматирование и включение мультимедийных опций в текст сообщения. Текст сообщения может также включать подписи или автоматически сгенерированный текст, который вставляет система электронной почты отправителя.

Спам

Спам по электронной почте, также известный как нежелательная почта, относится к нежелательным сообщениям электронной почты, обычно массово отправляемым большому списку получателей. Спам может рассылаться реальными людьми, но чаще всего он рассылается ботнетом, который представляет собой сеть компьютеров (ботов или спамботов), зараженных вредоносным ПО и контролируемых одной атакующей стороной. Помимо электронной почты, спам также может распространяться через текстовые сообщения или социальные сети.[16]

Большинство людей находят спам раздражающим, но считают его неизбежным побочным эффектом использования электронной почты. Хотя спам раздражает — он может забивать почтовые ящики электронной почты, если его должным образом не фильтровать и регулярно удалять, — он также может представлять угрозу.

Отправители спама по электронной почте, или спамеры, регулярно изменяют свои методы и сообщения, чтобы обманом заставить потенциальных жертв загружать вредоносные программы, делиться данными или отправлять деньги.

Спам-письма почти всегда носят коммерческий характер и продиктованы финансовыми мотивами. Спамеры пытаются продвигать и продавать сомнительные товары, делают ложные заявления и обманывают получателей, заставляя их поверить в то, что не соответствует действительности. Спамеры используют спам-ботов для обхода Интернета в поисках адресов электронной почты, которые используются для создания списков рассылки по электронной почте. Списки используются для отправки нежелательной почты на несколько адресов электронной почты — обычно на сотни тысяч — одновременно.

Фильтры спама электронной почты, которые могут быть частью приложения безопасности или дополнения к системе электронной почты, могут перехватывать многие спам-сообщения, помещая их в папку «Спам» пользователя, а не в его почтовый ящик. Однако полностью устранить спам невозможно. Некоторые новые фильтры могут считывать изображения и находить в них текст, но это может непреднамеренно отфильтровывать письма без спама, содержащие изображения с текстом.

Тем не менее, пользователи могут снизить свою уязвимость к спам-письмам с помощью следующих шагов:

  • сообщать, блокировать и удалять экземпляры спам-сообщений — или любых подозрительно выглядящих сообщений — которые появляются в их почтовых ящиках;
  • добавление стороннего фильтра защиты от спама в локальных почтовых клиентах;
  • настройка фильтра для блокировки сообщений, содержащих определенные слова или фразы, которые часто встречаются в спам-письмах;
  • создание списка разрешенной электронной почты с конкретными адресами электронной почты, IP-адресами или доменами, которым пользователь доверяет и с которых он готов получать электронную почту;
  • использование одноразовой учетной записи электронной почты или замаскированного адреса электронной почты для использования онлайн, например, на форумах;

Популярные почтовые сервисы

В России популярны следующие почтовые сервисы:

  • Яндекс почта. Существует с 2000 года. Помимо бесплатной почты, есть возможность создания корпоративной почты с использованием своего доменного имени.[17]
  • Mail.ru. Сервис был создан в 1998 году. Изначально пользователю было доступно 2Мб для хранения писем и файлов. На сегодняшний день это самый популярный почтовый сервис в России. Предоставляет почтовые услуги также для корпоративного сегмента.
  • Gmail. Бесплатная почта от компании Google. Сервис был открыт в 2004 году.
  • Rambler почта. Сервис был запущен 1 августа 2000 года.

Популярные программы для работы с почтой

  • Microsoft Outlook. Раньше имел название Outlook Express. Один из первых почтовых клиентов.
  • The Bat!. Первая версия была выпущена в марте 1997 года. Выпускается только для ОС Windows.
  • Mozilla Thunderbird. Почтовый клиент выпускается с 2003 года для Windows, macOS и Linux.
  • Spark Mail. Почтовый клиент для ОС Android, macOS, iOS. Выпускается с 2015 года.
  • Claws Mail. Почтовый клиент выпущенный в 2001 году. Выпускается для Windows, macOS и Linux.

Примечание

  1. 1,0 1,1 Об истории создания электронной почты (англ.). Издательство «Открытые системы».
  2. 50 лет назад в Минобороны США изобрели первый в мире интернет. Почему проект глобальной сети не выжил?. Lenta.RU.
  3. 46 лет назад было отправлено первое сообщение в сети ARPANET. Хабр.
  4. Как появилась электронная почта: история с соб@чкой. GeekBrains.
  5. Печкин-mail. ​От инструмента общения ученых до мирового стандарта: Краткая история электронной почты. SPARK (21 июня 2016).
  6. Первый русскоязычный почтовый сервис, завоевавший миллионы пользователей. mainspy.ru.
  7. Алексей Булатов. Основатель сервиса Hotmail. www.peoples.ru.
  8. Adamya Sharma. From Yahoo to Altaba: The rise and fall of an internet sensation (англ.). Digit (10 января 2017).
  9. Mail.Ru – все начиналось с Почты. Блог Почты Mail.ru (15 октября 2014).
  10. С чего начинался Рунет: герои и проекты, создавшие интернет в России. Forbes.ru.
  11. POP3 или IMAP: в чем разница между почтовыми протоколами и какой лучше выбрать. Блог компании Селектел (12 марта 2023).
  12. Удаляет ли pop3 электронную почту с сервера? (23 июля 2022).
  13. sasza. Что такое IMAP и как он работает?. toadmin.ru (21 февраля 2023).
  14. Протокол SMTP. kunegin.com.
  15. Структура email-сообщения. kunegin.com.
  16. Р. И. А. Новости. Спам: история появления, последние тенденции. Справка. РИА Новости (20090220T1137).
  17. Корпоративная почта в 2023 году: что изменилось и как с этим жить. uchi.pro.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!