Музеология

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Музеология  
Музееведение
Spb 06-2012 MichaelPalace.jpg
Предмет изучения музей
Период зарождения XIX век
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Музеология или Музееведение — научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела[1].

История музеологии

Первой попыткой сформулировать музейную теорию исследователи считают книгу Й. Д. Майора «Ничего не предрешающие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях» 1674 года. За ней следует ряд научных трудов, обобщивших уже существовавший к этому времени опыт научного описания, хранения и использования музейных предметов и коллекций «О кунсткамерах и натуркамерах», «Публичные кабинеты редкостей и естественнонаучных предметов» и «Музей музеев» 1704—1714 год. В XVIII веке Карл Енкель в работе «Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума или раритет-камеры» 1727 года ввёл в обращение термин музеография и предложил первый опыт классификации музеев. В конце XIX века Иоганн Грассе вводит в обращение термин Музеология в статье «Музеология как наука» 1883 года, в которой был обозначен исследовательский потенциал этой области знания и сделана попытка утвердить её как новую научную дисциплину[1].

В России характерной особенностью развития музееведческой мысли уже на раннем этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов. Первые проекты, предлагавшие модели музейных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени, впервые появляются в первой половине XIX века , их авторами были Фёдор Аделунг, Бурхард-Генрих Вихман и Павел Свиньин. В конце XIX века складывается учение мыслителя Николая Фёдорова — единственного философа, в учении которого значительное место уделено концепции музея, который значительно расширил представление о значении и возможностях музея. Актуальные проблемы и пути развития музеев обсуждались на Археологических съездах XIX - начало ХХ веков, на Предварительном музейном съезде и I Всероссийской музейной конференции. Значительные достижения в развитии теории были сделаны советскими музееведами 1920-х годов Николая Романова, Фёдора Шмит, Игоря Грабарь, заложившими основу советской музееведческой школы. Особенно велико с этой точки зрения значение работ Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулировавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции, предложившего оригинальную классификацию музеев и принципы построения музейной сети[1].

Новый этап развития музееведческой мысли в Советском Союзе был связан в первую очередь с деятельностью НИИ краеведческой и музейной работы (в дальнейшем — НИИ культуры, ныне — Российский институт культурологии). Созданная в его стенах и вышедшая в свет в 1955 году книга «Основы советского музееведения» впервые представила музееведение в качестве цельной системы знаний[1].

Предмет музеологии

Предметом Музеологии являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью возникновения и функционирования музеев; изучение особых сторон первоисточников, сосредоточиваемых в музеях в соответствии с их специализацией, а также особых аспектов в развитии явлений природы и общественной жизни[2]. Музеология изучает систему музеев и собственно музей как исторически обусловленный общественный институт, его внутреннюю организацию, зависящую от социальных условий и состояния профильных дисциплин. Музеология исследует социальные функции музеев, проявляющиеся в комплектовании первоисточников, неразрывно связанном с изучением природы и общества, в научном документировании, исследовании и хранении музейных предметов, создании экспозиций и выставок как характерных форм научной популяризации, в научно-просветительской, идейно-воспитательской деятельности. С последней функцией связано также изучение психолого-педагогических вопросов (в частности, воздействие музея на посетителя)[2].

Музееведческое исследование первоисточников — музейных предметов — преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций; определения режимов хранения, методов консервации, реставрации; всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального научного и образовательно-воспитательного использования; раскрытия экспрессивных возможностей музейных предметов, то есть определение эмоционального заряда источника и возможности его использования при экспонировании и в различных видах массовой работы. Особый аспект в изучении природы и общественной жизни в Музеологии сказывается в определении явлений, документируемых музеем, и отборе для фондового хранения и последующего использования первоисточников, отражающих существенные стороны явлений, входящих в круг профильных интересов музея. Это находит выражение в исследовании-комплектовании музейных предметов[2].

Музеология применяет приёмы полевого исследования и систематического непосредственного наблюдения, социологические методы в процессе комплектования музейных предметов, изучения посетителей, использует разнообразные методы, применяемые общественными и естественными науками, в том числе взаимную документацию, сравнительный анализ, типологизацию, а также рентгенографию, спектрографию, химический анализ (в консервации и реставрации) и эксперимент (в экспозиции)[2].

Структура и дисциплины музеологии

В структуру Музеологии входят:

  • теория музейного дела;
  • история музейного дела, включая музееведческую историографию;
  • музейное источниковедение;
  • научная методика всех специфических сторон деятельности музеев и музееведческого исследования[2].

Объективная сложность Музеологии предопределяет множественность его связей с другими науками. Музеология связана как с общественными, так и с естественными научными дисциплинами. Особенно много общности с теми научными дисциплинами, в том числе специальными и вспомогательными, которыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание). Вместе с тем различные дисциплины не механически связаны с Музеологией, а интегрированы им как самостоятельной отраслью знаний[2].

Разделы музеологии

Выделяют следующие разделы (составляющие) музееведения:

  • Историческое музееведение
    • Историография
  • Теоретическое музееведение
    • Общая теория музееведения
    • Теория документирования
    • Теория тезаврирования
    • Теория коммуникации
  • Прикладное музееведение
    • Научная методика Общие методики разрабатываются применительно ко всей совокупности музеев независимо от типа, вида и профиля, специальные ориентированы на конкретные типы и профили музеев.
    • Техника
    • Организация и управление
  • Музейное источниковедение
  • Музеография[1]

Галерея


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Музееведение как научная дисциплина. Дата обращения: 14 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Музеология / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 18: Никко-Отолиты. — 1974. — 631 с.

Литература

  • Музеология / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 23: Николай Кузанский - Океан. Т. 23. — 2013. — 766 с. — ISBN 5-85270-320-6
  • Музеология / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 18: Никко-Отолиты. — 1974. — 631 с.
  • Музееведение / Т. Ю. Юренева ; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — Москва : Институт Наследия, 2020. — 438 с. — ISBN 978-5-86443-306-5