Гарем
Гаре́м (от араб. حرم, харам — «запретное, священное место») — закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома в мусульманских странах, предназначенная для жён и наложниц[1].
Описание гарема
Посещение гарема дозволялось только хозяину и его близким родственникам мужского пола. Женщины, проживавшие в гареме, назывались хурам. Места были распространены в различных мусульманских государствах, включая Османскую империю, государства Аббасидов и Сефевидов. Структура варьировалась от небольших помещений в домах обычных людей до обширных комплексов во дворцах правителей. В крупных гаремах существовала строгая иерархия между женщинами, где главенствующую роль часто играла мать султана — валиде-султан[2].
Этимология
Слово «гарем» происходит от арабского «харам» (араб. حرم), означающего «запретное, священное место». В турецком языке произошло смягчение звучания с добавлением суффикса «lik», указывающего на место. Термин «харамлик» обозначал женскую часть дома, тогда как мужские покои назывались «селамлик» (букв. «место для приветствий»).
Альтернативное название гарема — «сераль» — имеет итальянское происхождение (итал. seraglio). Оно было заимствовано из персидского языка и обозначало не только женскую часть дома, но и весь комплекс султанских строений. В европейских языках термин «сераль» часто использовался как синоним «гарема», хотя имел более широкое значение. Женщины, проживавшие здесь, назывались «хурам», что является производным от того же арабского корня[3].
Гаремы правителей
Гаремы правителей исламских государств сформировались как сложная социально-политическая структура в период правления халифов Аббасидов (750-1258 гг.). В начале X века гарем стал изолированной частью дворцового комплекса. Масуди сообщает, что Яхья Бармакид, надзиравший за хурамом Харуна ар-Рашида, запирал его ворота на ночь и уносил ключи.
В гареме Гаруна аль-Рашида проживало более двух тысяч певичек и служанок, а также двадцать четыре наложницы, вынашивавшие детей халифа. Женщины в гаремах халифов происходили из разных стран и культур. Они приобретались как военные трофеи или покупались на невольничьих рынках. Высоко ценились берберки из Северной Африки, гречанки из Византии, турчанки и славянки[4].
В Османской империи структура гарема претерпела изменения. После XV века султаны, за исключением Сулеймана Великолепного, перестали вступать в официальные браки. Женитьба Сулеймана на Хюррем (Роксолане) в 1534 году вызвала удивление и недовольство традиционалистов.
В XVI веке ключевую роль в османском гареме играли фаворитки султана. К началу XVII века власть перешла к валиде-султан — матери правящего султана. Все решения в гареме принимались ей с письменного разрешения султана.
Гаремы правителей часто становились центрами политических интриг и борьбы за власть. Женщины гарема, особенно матери наследников, могли оказывать значительное влияние на государственные дела. В некоторых случаях они фактически управляли империей от имени малолетних или неспособных султанов.
Размеры гаремов варьировались в зависимости от эпохи и правителя. В период расцвета Османской империи гарем Топкапы насчитывал до нескольких тысяч обитательниц, включая наложниц, служанок и евнухов. Содержание такого большого гарема требовало значительных государственных ресурсов[5].
Гаремы подданных
Гаремы в домах обычных подданных располагались на верхнем этаже в передней части дома и имели отдельный вход. Они включали собственный двор и сад. Женская (гаремлик) и мужская (селамлик) половины разделялись запертой дверью, ключ от которой хранился у хозяина. Для передачи пищи между половинами использовался специальный люк. Женщины и мужчины не ели вместе. Размеры и роскошь гаремов зависели от социального статуса и богатства владельца. В гаремах подданных обычно проживали жёны, наложницы и женская прислуга[6].
У животных
В биологии термин «гарем» применяется к группам животных с полигамной структурой размножения. У некоторых видов млекопитающих, таких как морские котики, морские слоны и горные гориллы, один доминантный самец контролирует группу самок. Этот самец защищает свой «гарем» от других самцов и получает преимущественное право на спаривание. Размер может варьироваться от нескольких до сотен особей, в зависимости от вида и экологических условий. Такая структура обеспечивает успешное размножение сильнейших особей, но может приводить к жёсткой конкуренции между самцами[7].
В искусстве
Тема гарема появилась в западном искусстве в XVII веке, отражая растущий интерес европейцев к культуре Востока. Художники, писатели, а позже и кинематографисты создавали образы, основанные на своих представлениях о закрытом мире восточных женщин. Жан Огюст Доминик Энгр, Эжен Делакруа и Жан-Леон Жером были среди художников, чьи работы сформировали западное восприятие гарема.
Картины часто изображали идеализированные сцены роскоши и чувственности, не отражающие реальность гаремной жизни. «Турецкая баня» Энгра и «Алжирские женщины в своих покоях» Делакруа стали знаковыми произведениями ориентализма. Исследователи колониализма, такие как Малек Аллула, отмечают, что изображения восточных женщин на открытках также отражали западные фантазии о недоступности гарема[8].
В литературе эта тема нашла отражение в произведениях Монтескьё «Персидские письма» и «Тысяча и одна ночь». Кинематограф XX века продолжил традицию экзотизации гарема в таких фильмах, как «Шейх» с Рудольфо Валентино[8].
Примечания
- ↑ Гарем . Картаслов.ру. Дата обращения: 7 октября 2024.
- ↑ Пензер Н. Гарем. История, традиции, тайны / / Пер. с англ. О. И. Миловой. — М.,: Центрполиграф, 2007. — 303 с.
- ↑ Происхождение слова гарем . Этимологические онлайн-словари русского языка. Дата обращения: 7 октября 2024.
- ↑ Запретная любовь в Сарае: как были устроены гаремы турецких султанов . Вокруг света. Дата обращения: 7 октября 2024.
- ↑ Мамедов И. Б. Институт хасеки в гаремах османских султанов. — СПб.,: Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена, 2009. — Т. 111. — С. 33-40.
- ↑ Казиев Ш. М. Повседневная жизнь восточного гарема. — М.,: Молодая гвардия, 2006. — 265 с.
- ↑ Олескин А.В., Кировская Т.А. Иерархические и сетевые структуры в социуме и в биосистемах // Фундаментальная экология : журнал.
- ↑ 8,0 8,1 Фатыхов C. Г. Мировая история женщины. — 2-е изд.,. — 2-е изд., испр. и доп.. — Екатеринбург:: Банк культурной информации, 2008. — 943 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |