Гарем
Гаре́м (от араб. حرم, харам — «запретное, священное место») — закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома в мусульманских странах, предназначенная для жён и наложниц.
Описание гарема
Посещение гарема дозволялось только хозяину и его близким родственникам мужского пола. Женщины, проживавшие в гареме, назывались хурам. Места были распространены в различных мусульманских государствах, включая Османскую империю, государства Аббасидов и Сефевидов. Структура варьировалась от небольших помещений в домах обычных людей до обширных комплексов во дворцах правителей. В крупных гаремах существовала строгая иерархия между женщинами, где главенствующую роль часто играла мать султана — валиде-султан[1].
Этимология
Слово «гарем» происходит от арабского «харам» (араб. حرم), означающего «запретное, священное место». В турецком языке произошло смягчение звучания с добавлением суффикса «lik», указывающего на место. Термин «харамлик» обозначал женскую часть дома, тогда как мужские покои назывались «селамлик» (букв. «место для приветствий»).
Альтернативное название гарема — «сераль» — имеет итальянское происхождение (итал. seraglio). Оно было заимствовано из персидского языка и обозначало не только женскую часть дома, но и весь комплекс султанских строений. В европейских языках термин «сераль» часто использовался как синоним «гарема», хотя имел более широкое значение.
Женщины, проживавшие здесь, назывались «хурам», что является производным от того же арабского корня[2].
Гаремы правителей
Гаремы правителей исламских государств сформировались как сложная социально-политическая структура в период правления халифов Аббасидов (750-1258 гг.). В начале X века гарем стал изолированной частью дворцового комплекса. Масуди сообщает, что Яхья Бармакид, надзиравший за хурамом Харуна ар-Рашида, запирал его ворота на ночь и уносил ключи.
В гареме Гаруна аль-Рашида проживало более двух тысяч певичек и служанок, а также двадцать четыре наложницы, вынашивавшие детей халифа. Женщины в гаремах халифов происходили из разных стран и культур. Они приобретались как военные трофеи или покупались на невольничьих рынках. Высоко ценились берберки из Северной Африки, гречанки из Византии, турчанки и славянки.
В Османской империи структура гарема претерпела изменения. После XV века султаны, за исключением Сулеймана Великолепного, перестали вступать в официальные браки. Женитьба Сулеймана на Хюррем (Роксолане) в 1534 году вызвала удивление и недовольство традиционалистов.
В XVI веке ключевую роль в османском гареме играли фаворитки султана. К началу XVII века власть перешла к валиде-султан — матери правящего султана. Все решения в гареме принимались ей с письменного разрешения султана.
Гаремы правителей часто становились центрами политических интриг и борьбы за власть. Женщины гарема, особенно матери наследников, могли оказывать значительное влияние на государственные дела. В некоторых случаях они фактически управляли империей от имени малолетних или неспособных султанов.
Размеры гаремов варьировались в зависимости от эпохи и правителя. В период расцвета Османской империи гарем Топкапы насчитывал до нескольких тысяч обитательниц, включая наложниц, служанок и евнухов. Содержание такого большого гарема требовало значительных государственных ресурсов[3].
Гаремы подданных
Гаремы в домах обычных подданных располагались на верхнем этаже в передней части дома и имели отдельный вход. Они включали собственный двор и сад. Женская (гаремлик) и мужская (селамлик) половины разделялись запертой дверью, ключ от которой хранился у хозяина. Для передачи пищи между половинами использовался специальный люк. Женщины и мужчины не ели вместе. Размеры и роскошь гаремов зависели от социального статуса и богатства владельца. В гаремах подданных обычно проживали жёны, наложницы и женская прислуга[4].
У животных
В биологии термин «гарем» применяется к группам животных с полигамной структурой размножения. У некоторых видов млекопитающих, таких как морские котики, морские слоны и горные гориллы, один доминантный самец контролирует группу самок. Этот самец защищает свой «гарем» от других самцов и получает преимущественное право на спаривание. Размер может варьироваться от нескольких до сотен особей, в зависимости от вида и экологических условий. Такая структура обеспечивает успешное размножение сильнейших особей, но может приводить к жёсткой конкуренции между самцами[5].
В искусстве
Тема гарема появилась в западном искусстве в XVII веке, отражая растущий интерес европейцев к культуре Востока. Художники, писатели, а позже и кинематографисты создавали образы, основанные на своих представлениях о закрытом мире восточных женщин. Жан Огюст Доминик Энгр, Эжен Делакруа и Жан-Леон Жером были среди художников, чьи работы сформировали западное восприятие гарема.
Картины часто изображали идеализированные сцены роскоши и чувственности, не отражающие реальность гаремной жизни. «Турецкая баня» Энгра и «Алжирские женщины в своих покоях» Делакруа стали знаковыми произведениями ориентализма. Исследователи колониализма, такие как Малек Аллула, отмечают, что изображения восточных женщин на открытках также отражали западные фантазии о недоступности гарема[6].
В литературе эта тема нашла отражение в произведениях Монтескьё «Персидские письма» и «Тысяча и одна ночь». Кинематограф XX века продолжил традицию экзотизации гарема в таких фильмах, как «Шейх» с Рудольфо Валентино.
Примечания
- ↑ Пензер Н. Гарем. История, традиции, тайны / Пер. с англ. О. И. Миловой. — М.: Центрполиграф, 2007. — 303 с..
- ↑ Гарем / Родионов М. А. // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 402. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6)..
- ↑ Мамедов И. Б. Институт хасеки в гаремах османских султанов // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 111. — СПб., 2009. — С. 33—40..
- ↑ Казиев Ш. М. Повседневная жизнь восточного гарема. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 265 с. — (Живая история. Повседневная жизнь человечества)..
- ↑ Кировская Т. А., Олескин А. В. Иерархические и сетевые структуры в социуме и в биосистемах. — 2005..
- ↑ Фатыхов C. Г. Мировая история женщины. — 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. — 943 с..