Фалес Милетский

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Фалес Милетский
др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος
Посмертный портрет Фалеса работы Вильгельма Мейера, основанный на бюсте IV векаПосмертный портрет Фалеса работы Вильгельма Мейера, основанный на бюсте IV века
Дата рождения 637/624 годы до н. э.
Место рождения Милет
Дата смерти 558/547 годы до н. э.
Место смерти Милет
Школа/традиция Милетская школа
Основные интересы философия, математика
Испытавшие влияние Анаксимандр, Анаксимен

Фале́с (др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος, 637/624 — 558/547 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета в Малой Азии. Представитель ионической натурфилософии[1].

По мнению античных и современных учёных является основателем древнегреческой философии. По древнегреческой традиции всегда стоял на первом месте в списке «семи мудрецов», которые заложили основы греческой культуры и государственности. В своём родном городе основал первую в Древней Греции философскую школу. Именно с этой школы историки ведут отсчёт начала европейской науки — космогонии и космологии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии и математики.

Подробного и точного жизнеописания Фалеса не существует, так как те древнегреческие историки, которые упоминали его в своих работах, жили уже спустя пять веков после его смерти. Более точные данные о нём приводят в своих работах Геродот и Аристотель, которые жили через 200—300 лет после его кончины.

Фалес сделал многочисленные открытия в области астрономии и математике. Ему принадлежит утверждение, что первоосновой всего живого на Земле является вода[2].

Биография

Родился примерно в 637/624 годах до н. э. в Милете[3], точная дата его рождения неизвестна[1].

Также мало достоверной информации о его ранних годах жизни. Известно только, что его родителями были богатыми представителями финикийского происхождения. Поэтому Фалес получил блестящее по тем временам образование[4].

Закончив учёбу и став взрослым он на первых порах пробовал свои силы в торговле. С товарами он путешествовал по Средиземному морю. В том числе он побывал в городах Древнего Египта. Общение с ними оказали на него огромное влияние в последующей жизни. От жрецов он получил знания, которые потом заложил в новую науку — геометрия[2].

Общественная деятельность

Фалес обладал ярко выраженными ораторскими способностями. Он призывал греков объединиться в совместной борьбе против лидийских и персидских захватчиков.

Как стратег, он понимал, что разобщённые греческие города-государства не могли по отдельности оказать серьёзного сопротивления врагам. И поэтому он выступал за создание объединённой армии этих городов, которые подчинялись бы единому командованию.

За эти свои идеи он подвергался гонениям, но он не стал отказываться от своей гражданской позиции[1].

Научные достижения

Не сохранилось ни одно из сочинений Фалеса. Историки выяснили, что учёный написал две научные работы: «О равноденствиях» и «О солнцеворотах». Помимо научной работы увлекался поэзией и сочинил около 200 стихотворений.

В мае 585 года до н. э. он предсказал солнечное затмение, которое произошло в точное определённое им времени. После этого он получил славу великого мудреца.

Также он открыл угол наклона эклиптики. По этому большому кругу по небе происходит видимое годичное движение Солнца. Вычислил время равноденствия и солнцестояния, при этом он условно разделил небесную сферу на пять кругов.

Именно он выдвинул гипотезу о том, что сияние Луны является отражением солнечного света. Его учение о природе звёзд стало революционным для тех времён, и многие его гипотезы легли в основу современного математического метода изучения звёзд и планет.

Наиболее значительный вклад он внёс в геометрию, практически став создателем этой научной дисциплины. В наше время в средних школах изучают его теоремы[1].

Философская школа

Фалес был сторонником идей монизма — учения, при котором все формы бытия имеют одну основу[2].

Именно это его учение и легло в основу Милетской школы философии. Учёный стоял у истоков поиска единого бога. Благодаря именно его усилиям в древнегреческом обществе со временем назрел конфликт с язычеством, который привёл к принятию христианской веры[1].

Примечания