Общее образование
Общее образование (начальная ступень образовательной системы) — набор важных нравственных и культурных знаний, умений, навыков и творческого опыта, а также эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, который необходим для активного и осознанного участия человека в общественной жизни. Общеобразовательные знания формируют базу для научного понимания и служат основой технического и профессионального образования; их освоение способствует развитию когнитивных способностей и возможностей. Сегодня к общему образованию в широком смысле относятся следующие этапы: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее обучение[1].
Структура общего образования
Образование общего характера подразделяется на несколько ключевых этапов. Прежде всего, это дошкольное обучение, за которым следует начальная школа, затем идет основное общее образование, и завершает этот путь среднее общее обучение.
В некоторых случаях дошкольное и начальное образование не включают в общий образовательный процесс, рассматривая их отдельно. В Российской Федерации и ряде других стран три уровня — начальное общее, основное общее и среднее общее нередко называют средним образованием, поскольку они входят в школьное образование и преподаются в средних учебных заведениях.
Дошкольное образование
Дошкольное образование представляет собой процесс, направленный на интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет. Подходы к дошкольному образованию варьируются в зависимости от правовой базы, традиций и культурных особенностей различных стран — перед ним могут стоять разные цели и задачи, оно может быть обязательным или добровольным, а также реализуется через различные традиционные институты. В России дошкольное образование обычно осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях (предшколы), учреждениях дополнительного образования детей (центры и клубы раннего развития), но также может быть реализовано в домашних условиях. Учитывая, что в России более трети молодых семей с детьми не обеспечены местами в дошкольных учреждениях, важной задачей молодежной семейной политики становится подготовка родителей к основам семейного дошкольного воспитания[2].
Начальное общее образование
Начальное общее образование охватывает детей в возрасте от 6 до 10 лет и направлено на формирование базовых учебных навыков, таких как чтение, письмо и математика. В разных странах начальное образование организуется по-разному в зависимости от законодательных норм, местных традиций и культурных особенностей. Оно может быть обязательным или добровольным, а также реализоваться через различные образовательные учреждения. В России начальное общее образование обычно проводится в общеобразовательных школах, которые следуют установленным государственным стандартам. Важной задачей для начальной школы является создание условий для всестороннего развития детей, включая физическое, интеллектуальное и социальное воспитание.
Начальное общее образование (1-4 классы) представляет собой начальную стадию общего образования у детей в России и многих других странах. В процессе начального обучения дети получают базовые знания о мире, учатся взаимодействовать с другими и решать практические вопросы. На этом этапе начинается формирование и развитие личности ребёнка[3].
Основное общее образование
Основное общее образование (5-9 классы) представляет собой вторую ступень системы общего образования в России и многих других странах. Его задачей является создание условий для всестороннего развития личности ученика, а также выявление и развитие его интересов и способностей. Этот этап необходим для последующего получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования[3][4].
В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, и в большинстве таких стран оно должно быть бесплатным и общедоступным, как это прописано в их конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование включает 9-летний курс обучения в средней школе. По завершении этого периода, в девятом классе, ученики сдают экзамены (в России это Основной государственный экзамен, или ОГЭ), результаты которых определяют их дальнейший учебный путь: либо в сторону полного среднего образования, либо в сторону среднего профессионального образования.
В СССР в XX веке, с 1920-х по 1980-е годы, существовало понятие "неполное среднее образование" (НСО): в 1920-х – 1960-х годах это означало завершение 7 классов (ФЗС и семилетняя школа) из 10 классов средней школы. В 1960-х – 1980-х годах неполным средним образованием считалось завершение 8 классов из 10 классов средней школы. В настоящее время, при переходе на 11-летнее среднее образование, НСО соответствует завершению 9 классов общеобразовательной школы.
Среднее общее образование
Среднее общее образование (10-11 классы) — это заключительная стадия общего образования в России и ряде других государств, направленная на развитие творческих навыков учащихся и формирование самостоятельности в учёбе. Согласно части 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании», среднее общее образование является обязательным до достижения учащимся 18 лет, если оно не было завершено ранее. Этот этап необходим для поступления в высшие учебные заведения[3].
Основная цель старших классов — подготовка к поступлению в вузы. Учащиеся переходят в старшие классы после успешного завершения экзаменов, завершающих основное общее образование. В России среднее общее образование включает начальное, основное общее образование и два года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран этот период составляет не два, а три года (например, в Германии — четыре года). Из-за этого российские аттестаты признаются на Западе частично, что лишает российских абитуриентов возможности прямого поступления в многие зарубежные вузы. Завершение среднего общего образования сопровождается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в высшие учебные заведения. Помимо средних общеобразовательных школ, среднее общее образование представлено в средних специальных учебных заведениях, вечерних школах, гимназиях и лицеях.
Во Франции аналогичная стадия образования называется «лицей» (10-12 классы).
Права и обязанности
Среднее общее образование (10-11 классы) — это заключительная стадия общего образования в России и ряде других государств, направленная на развитие творческих навыков учащихся и формирование самостоятельности в учёбе. Согласно части 5 статьи 66 Закона Российской Федерации «Об образовании», среднее общее образование является обязательным до достижения учащимся 18 лет, если оно не было завершено ранее. Этот этап необходим для поступления в высшие учебные заведения. Основная цель старших классов — подготовка к поступлению в вузы. Учащиеся переходят в старшие классы после успешного завершения экзаменов, завершающих основное общее образование. В России среднее общее образование включает начальное, основное общее образование и два года обучения в старших классах (10 и 11 классы). В большинстве развитых стран этот период составляет не два, а три года (например, в Германии — четыре года). Из-за этого российские аттестаты признаются на Западе частично, что лишает российских абитуриентов возможности прямого поступления в многие зарубежные вузы. Завершение среднего общего образования сопровождается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в высшие учебные заведения. Помимо средних общеобразовательных школ, среднее общее образование представлено в средних специальных учебных заведениях, вечерних школах, гимназиях и лицеях.
Во Франции аналогичная стадия образования называется «лицей» (10-12 классы). Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года, провозглашает обязательность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатным как минимум в аспекте начального и общего образования». В ряде стран, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции России).
На данный момент в некоторых странах (например, в России) общее образование является не только правом, но и обязательной обязанностью граждан.
Организация
Образование на школьном уровне предоставляется государственными, муниципальными и частными учреждениями. В некоторых государствах запрещено открытие частных учебных заведений для общего образования, тогда как в России, например, многие уровни образования требуют лицензии. В большинстве стран школьное образование до основного уровня включительно доступно без платы. Обычно государства оказывают поддержку всей системе школьного образования в рамках своей социальной политики.
Стандарты качества среднего образования
В отличие от высшего образования, которое регулируется международными стандартами благодаря Болонскому процессу, регламентация среднего образования и его учебных программ осуществляется на уровне каждого конкретного государства. Унифицированных международных стандартов для среднего образования практически не существует: в наличии лишь общие требования относительно продолжительности школьного обучения (не менее 12 лет) и обязательного введения государственных экзаменов для выпускников. Так, в некоторых странах школьники сдают 6 экзаменов (например, Великобритания и Франция), тогда как в других — до 12 (например, Швейцария). В большинстве государств школьное обучение длится 12 лет, однако в Германии и Австрии оно продолжается 13 лет. В России же школьный цикл короче — всего 11 лет, и количество государственных экзаменов минимально — всего два (русский язык и математика). Для получения аттестата о среднем образовании достаточно сдать эти два обязательных экзамена, а остальные предметы выпускник может выбрать для поступления в вуз.
Образование является ключевым направлением государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов для среднего образования, международные организации, такие как ОЭСР, ЮНЕСКО и ООН, считают крайне важным отслеживать изменения в этой сфере на глобальном и национальном уровнях, проводя собственные исследования. Наиболее авторитетным таким исследованием является PISA (Программа международной оценки учащихся). Согласно результатам этого исследования, в среднем по странам ОЭСР наблюдается снижение качества подготовки школьников (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2015). Лучшие показатели среднего образования, по данным PISA, демонстрируют Сингапур и Япония. Среди европейских стран лидером является Эстония и Финляндия. В рейтинге, включающем 73 страны, Россия в 2015 году заняла 32-е место по качеству среднего образования[5].
Дополнительная информация
- Федеральный базовый учебный план для учебных заведений Российской Федерации
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия)
Примечания
- ↑ Общее образование . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 2 октября 2024.
- ↑ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) . КонсультантПлюс. Дата обращения: 2024-20-03.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) . КонсультантПлюс. Дата обращения: 3 октября 2024.
- ↑ Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 64
- ↑ Основные результаты междунарожного исследования PISA-2015 (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 декабря 2018. Архивировано 26 августа 2018 года.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |