Вебинар
Вебинар (webinar —сокращение от словосочетания web-based seminar — «семинар, проводимый в интернете») — мероприятие, которое проходит в реальном времени посредством интернета.
Основные сведения
Вебинар — семинар, который проходит в режиме реального времени. Основная цель вебинара — передача информации. В нём участвуют спикер (спикеры) и слушатели (зрители). Спикеры излагают тему семинара, участники слушают, смотрят, задают вопросы в чате.
Основные характеристики вебинара:
- Режим реального времени.
- Взаимодействие участников.
- Использование видео, аудио, презентации, демонстрации экрана.
- Доступность.
История
История вебинара началась с 1957 года в США, когда стране потребовалась система, которая бы передавала информацию. В 1969 году была создана первая в мире компьютерная сеть ARPANET, созданная Агентством передовых исследовательских проектов по заказу Министерства обороны США. Она соединяла четыре компьютера в разных городах. Уже в 1971 году появилась программа передачи электронных сообщений и электронная почта. Через два года, в 1973, сеть стала международной. Своё развитие вебинар получил на Западе. В 1988 году была создана система общения посредством текста в реальном времени, а в 1990 году появилась технология, которая основывалась на протоколе HTTP и языке HTML. Уже в конце 1990-х появились первые веб-страницы. В 1998 году Эрик Корб запатентовал термин «webinar», однако это было оспорено в суде компанией InterCall, которая владеет этим патентом до сих пор. В 2006 году в 25 % случаях европейские и американские компании обучали своих сотрудников с помощью вебинаров[1]. Настоящий бум развития и распространения вебинара произошёл в эпоху пандемии (2020 год), когда удалённая работа стала основной. В постпандемийный период вебинар получил развитие в продвижении товаров и услуг, в образовании и в организации внутрикорпоративных совещаний.
Классификация вебинаров
По назначению:
- Учебные (навыковые) — это учебное мероприятие[2], позволяющее спикеру (преподавателю), проводить занятия, с незамедлительной обратной связью, а слушателям или зрителям получать информацию и таким образом осуществлять познавательную деятельность[3].
- Продающие — мероприятие, направленное на решение маркетинговых задач, при которых товар презентуется, и эксперт от компании может ответить на все вопросы и получить живой отклик[4].
- Промовебинар — ознакомительная онлайн-встреча, где участникам предоставляется возможность познакомиться со спикером и его методами работы. Как правило, проводится перед платным вебинаром. Это удобный и эффективный способ рассказать участникам, чем вы собираетесь с ними поделиться на следующих встречах, чему у вас можно научиться, и какую ценную информацию от вас они могут получить[5].
- Репутационные (имиджевые) — мероприятие, в ходе которого спикер показывает свою экспертность в теме[6][7]). Такой вебинар проводится с целью формирования у слушателей определённого образа о ведущем, компании или товаре.
- Корпоративный вебинар — проводится для сотрудников одной организации, иногда из разных филиалов. Такой вебинар объединяет слушателей и ведущих, находящихся даже в разных странах. Позволяет донести одну и ту же информацию сразу до большого количества слушателей.
По типу доступа:
- Открытые — ссылка на вебинар размещается в открытом доступе и каждый желающий может в нём поучаствовать.
- Закрытые — ссылка на вебинар присылается адресно каждому участнику, данное мероприятие проводится для конкретной аудитории.
- Платные — это те же закрытые вебинары, доступ к которым открывается только после оплаты[8].
По типу событий:
- «Живые» вебинары. Не ждите окончания вебинара для взаимодействия с аудиторией, общайтесь на трансляциях. Чаты, вопросы, опросы и другие интерактивы вовлекут зрителей, это обогатит содержание онлайн-вебинара и произведет более глубокое впечатление. В онлайне между пользователями могут активно обсуждаться актуальные вопросы, у них есть возможность спрашивать докладчика о том, что действительно интересно.
- Вебинары по запросу. Вебинары по запросу — это информативные предварительно записанные видеоролики, которые зрители могут смотреть в любое время. Они записываются в прямом эфире, редактируются и загружаются на хостинговые сервисы, которые поддерживают большинство форматов видео. Доступ к ним часто представляется через регистрацию. После неё пользователь получает письмо со ссылкой на запись. Эти видео часто заканчиваются призывом к следующему шагу, например, связаться с компанией. С помощью вебинаров по запросу вы делаете ваш уникальный контент доступным всегда — зритель может выбрать, когда он будет смотреть контент.
- Автоматические вебинары. Даже самые опытные спикеры, которые имеют опыт проведения вебинаров перед большой аудиторией, часто нервничают и это сказывается на их выступлениях. Конечно, никто не хочет, чтобы другие подумали о его непрофессионализме. Такой вид транслируемого вебинара дает возможность записать вебинар, отредактировать записи и показывать их в удобное время на нужную аудиторию[9].
Платформы для проведения и просмотра вебинаров
Для проведения вебинара существуют специальные платформы как платные, так и бесплатные. Несколько бесплатных платформ для проведения и просмотра вебинара:
- Вебинары от МТС Линк. На платформе Вебинары от МТС Линк бесплатное проведение вебинаров доступно на базовом тарифе с ограничениями по количеству участников и объёму хранилища. Тариф действует бессрочно. Можно приглашать одновременно 30 человек, сохранять 0,5 Гб материалов и записей видео. Максимальная длительность эфира у пользователей базового тарифа — 60 минут[10].
- LiveWebinar. Облачная платформа для проведения вебинара. Доступно из браузера с любого устройства. Бесплатная версия позволяет подключать до 5 человек на 45-минутные встречи. Облачное хранилище не предоставляется. Сервис подойдет преподавателям, работающим в формате лекций, без элементов тренинга.
- Pruffme. На этой платформе доступны два бесплатных тарифа. На первом можно провести вебинар бесплатно для 5 человек в прямом эфире. Количество таких онлайн-трансляций в день не ограничено. В эфире могут выступать 2 спикера и организатору доступно облачное хранилище на 2 Гб. Функции записи нет.
- Google Meet. Площадка с минималистичным и простым интерфейсом. В Google Meet можно провести вебинар бесплатно на 100 человек. Максимальная продолжительность встречи — 60 минут. Базовый функционал доступен бессрочно, нет возможности записывать видео.
- FreeConferenceCall.com. Бесплатные приложения для вебинаров и видеоконференций на iOS, Windows, Mac, Android. Организатор встречи может приглашать одновременно до 1000 участников. На основном экране отображается только главный спикер и презентация. Продолжительность звонков не ограничена. В тариф включено хранилище на 1 Гб для записей прошедших онлайн-мероприятий.
- Zoom. Площадка для вебинара в двух версиях: облачном сервисе и приложении. Бесплатно работает только приложение. Оно устанавливается на любое устройство и OC. Подходит для проведения коротких мероприятий на 100 человек. Эфиры ограничены по времени 40 минутами. Облачного хранилища нет, но можно записывать трансляции на компьютер.
- Skype. Самая известная программа для видеосвязи. Работает на всех устройствах и в браузерах, обеспечивает HD-качество изображения и звук без задержек. В Skype можно бесплатно провести вебинар на 100 человек. Время звонка не ограничено, а функционала хватает для проведения интерактивного онлайн-мероприятия.
- Apache OpenMeetings. Программное обеспечение с открытым исходным кодом и функцией API для удаленного взаимодействия. Приложение устанавливается на сервис пользователя, работает на Windows и Mac. На сайте регулярно появляются обновления и есть сообщество разработчиков. Количество приглашенных пользователей и время эфира не ограничено.
- BigBlueButton. Российская платформа для вебинара. Сама программа бесплатная, но её нужно устанавливать на выделенный или виртуальный сервер. Количество пользователей в вебинарной комнате и время эфира ограничены характеристиками сервера. Для подключения к трансляции спикерам и участникам достаточно браузера. У ПО есть демо-версия с упрощенным интерфейсом.
- Jitsi meet. Программное обеспечение с открытым кодом. Можно установить десктопное и мобильное приложение. Количество пользователей и время эфира не ограничено. ПО регулярно обновляется, появляются новые функции. На сайте выложены инструкции по установке.
- Telegram. В телеграме можно бесплатно создать вебинар для подписчиков канала. Количество пользователей не ограничено, но транслировать видео смогут только 30 человек. Трансляция запускается как в десктопной, так и в мобильной версии.
- Discord. Программа для вебинаров с небольшим количеством слушателей. Площадка вмещает 10 человек. Ограничения по времени трансляции нет. Есть браузерная версия и приложения для Windows, Mac, Linux, Android, iOS.
- iMind. В этом онлайн-сервисе можно проводить вебинары с любого устройства без установки ПО. Бесплатный тариф позволяет подключать до 100 слушателей и до 4 спикеров с видео. Время трансляций и облачное хранилище не ограничены. Организатор может использовать платформу как сайт с вебинарами, предоставляя участникам доступ к облаку. Это удобно при обучении сотрудников — у них всегда будет доступ к информации по работе.
Преимущества вебинаров: оперативность, интерактивность, доступность, удобство, мобильность, информативность[11].
Примечания
- ↑ История вебинаров . Webinar.tW. Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Берлин Сергей Игоревич. Проведение вебинаров как фактор повышения качества преподавания экономических дисциплин . Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Журнал «Научный вестник Южного института менеджмента» (2015). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Е.А. Приборович. Современный педагогический процесс: вебинары как информационно-коммуникационная технология . Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Журнал «Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук» (14/10/2016). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Князева Галина Викторовна. Вебинары в персональной образовательной среде преподавателя . Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Журнал «Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева» (2013). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Классификация вебинаров от MyOwnConference . Сервис для проведения вебинаров и веб-конференций. Дата обращения: 30 июня 2024.
- ↑ О вебинарах простыми словами: что это такое и как их проводят . Образовательная платформа Skillbox (12/07/2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Цели вебинаров: зачем их проводят онлайн-школы . Образовательная платформа Skillbox (07.03.2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Что такое вебинар . Сервис видеоконференций КонтурТолк (22.02.2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Анна Костина. Вебинары - виды, типы, форматы // МТС Линк — российская экосистема сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы : сайт. — 2022.
- ↑ Нэлли Киргинцева. 15 лучших бесплатных платформ для проведения и просмотра вебинаров // МТС Линк — российская экосистема сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы : сайт. — 2022.
- ↑ Е.Г. Калинкина, Ю.В. Грузинова. Вебинары как форма непрерывного повышения квалификации: модели реализации 129—131. Журнал "Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского" (10.05.2012). Дата обращения: 2 октября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |