Вебинар

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Вебинар (webinar —сокращение от словосочетания web-based seminar — «семинар, проводимый в интернете») — мероприятие, которое проходит в реальном времени посредством интернета.

Вебинар

Основные сведения

Вебинар — семинар, который проходит в режиме реального времени. Основная цель вебинара — передача информации. В нём участвуют спикер (спикеры) и слушатели (зрители). Спикеры излагают тему семинара, участники слушают, смотрят, задают вопросы в чате.

Основные характеристики вебинара:

  • Режим реального времени.
  • Взаимодействие участников.
  • Использование видео, аудио, презентации, демонстрации экрана.
  • Доступность.

История

История вебинара началась с 1957 года в США, когда стране потребовалась система, которая бы передавала информацию. В 1969 году была создана первая в мире компьютерная сеть ARPANET, созданная Агентством передовых исследовательских проектов по заказу Министерства обороны США. Она соединяла четыре компьютера в разных городах. Уже в 1971 году появилась программа передачи электронных сообщений и электронная почта. Через два года, в 1973, сеть стала международной. Своё развитие вебинар получил на Западе. В 1988 году была создана система общения посредством текста в реальном времени, а в 1990 году появилась технология, которая основывалась на протоколе HTTP и языке HTML. Уже в конце 1990-х появились первые веб-страницы. В 1998 году Эрик Корб запатентовал термин «webinar», однако это было оспорено в суде компанией InterCall, которая владеет этим патентом до сих пор. В 2006 году в 25 % случаях европейские и американские компании обучали своих сотрудников с помощью вебинаров[1]. Настоящий бум развития и распространения вебинара произошёл в эпоху пандемии (2020 год), когда удалённая работа стала основной. В постпандемийный период вебинар получил развитие в продвижении товаров и услуг, в образовании и в организации внутрикорпоративных совещаний.

Классификация вебинаров

По назначению:

  1. Учебные (навыковые) — это учебное мероприятие[2], позволяющее спикеру (преподавателю), проводить занятия, с незамедлительной обратной связью, а слушателям или зрителям получать информацию и таким образом осуществлять познавательную деятельность[3].
  2. Продающие — мероприятие, направленное на решение маркетинговых задач, при которых товар презентуется, и эксперт от компании может ответить на все вопросы и получить живой отклик[4].
  3. Промовебинар — ознакомительная онлайн-встреча, где участникам предоставляется возможность познакомиться со спикером и его методами работы. Как правило, проводится перед платным вебинаром. Это удобный и эффективный способ рассказать участникам, чем вы собираетесь с ними поделиться на следующих встречах, чему у вас можно научиться, и какую ценную информацию от вас они могут получить[5].
  4. Репутационные (имиджевые) — мероприятие, в ходе которого спикер показывает свою экспертность в теме[6][7]). Такой вебинар проводится с целью формирования у слушателей определённого образа о ведущем, компании или товаре.
  5. Корпоративный вебинар — проводится для сотрудников одной организации, иногда из разных филиалов. Такой вебинар объединяет слушателей и ведущих, находящихся даже в разных странах. Позволяет донести одну и ту же информацию сразу до большого количества слушателей.

По типу доступа:

  • Открытые — ссылка на вебинар размещается в открытом доступе и каждый желающий может в нём поучаствовать.
  • Закрытые — ссылка на вебинар присылается адресно каждому участнику, данное мероприятие проводится для конкретной аудитории.
  • Платные — это те же закрытые вебинары, доступ к которым открывается только после оплаты[8].

По типу событий:

  1. «Живые» вебинары. Не ждите окончания вебинара для взаимодействия с аудиторией, общайтесь на трансляциях. Чаты, вопросы, опросы и другие интерактивы вовлекут зрителей, это обогатит содержание онлайн-вебинара и произведет более глубокое впечатление. В онлайне между пользователями могут активно обсуждаться актуальные вопросы, у них есть возможность спрашивать докладчика о том, что действительно интересно.
  2. Вебинары по запросу. Вебинары по запросу — это информативные предварительно записанные видеоролики, которые зрители могут смотреть в любое время. Они записываются в прямом эфире, редактируются и загружаются на хостинговые сервисы, которые поддерживают большинство форматов видео. Доступ к ним часто представляется через регистрацию. После неё пользователь получает письмо со ссылкой на запись. Эти видео часто заканчиваются призывом к следующему шагу, например, связаться с компанией. С помощью вебинаров по запросу вы делаете ваш уникальный контент доступным всегда — зритель может выбрать, когда он будет смотреть контент.
  3. Автоматические вебинары. Даже самые опытные спикеры, которые имеют опыт проведения вебинаров перед большой аудиторией, часто нервничают и это сказывается на их выступлениях. Конечно, никто не хочет, чтобы другие подумали о его непрофессионализме. Такой вид транслируемого вебинара дает возможность записать вебинар, отредактировать записи и показывать их в удобное время на нужную аудиторию[9].

Платформы для проведения и просмотра вебинаров

Для проведения вебинара существуют специальные платформы как платные, так и бесплатные. Несколько бесплатных платформ для проведения и просмотра вебинара:

  • Вебинары от МТС Линк. На платформе Вебинары от МТС Линк бесплатное проведение вебинаров доступно на базовом тарифе с ограничениями по количеству участников и объёму хранилища. Тариф действует бессрочно. Можно приглашать одновременно 30 человек, сохранять 0,5 Гб материалов и записей видео. Максимальная длительность эфира у пользователей базового тарифа — 60 минут[10].
  • LiveWebinar. Облачная платформа для проведения вебинара. Доступно из браузера с любого устройства. Бесплатная версия позволяет подключать до 5 человек на 45-минутные встречи. Облачное хранилище не предоставляется. Сервис подойдет преподавателям, работающим в формате лекций, без элементов тренинга.
  • Pruffme. На этой платформе доступны два бесплатных тарифа. На первом можно провести вебинар бесплатно для 5 человек в прямом эфире. Количество таких онлайн-трансляций в день не ограничено. В эфире могут выступать 2 спикера и организатору доступно облачное хранилище на 2 Гб. Функции записи нет.
  • Google Meet. Площадка с минималистичным и простым интерфейсом. В Google Meet можно провести вебинар бесплатно на 100 человек. Максимальная продолжительность встречи — 60 минут. Базовый функционал доступен бессрочно, нет возможности записывать видео.
  • FreeConferenceCall.com. Бесплатные приложения для вебинаров и видеоконференций на iOS, Windows, Mac, Android. Организатор встречи может приглашать одновременно до 1000 участников. На основном экране отображается только главный спикер и презентация. Продолжительность звонков не ограничена. В тариф включено хранилище на 1 Гб для записей прошедших онлайн-мероприятий.
  • Zoom. Площадка для вебинара в двух версиях: облачном сервисе и приложении. Бесплатно работает только приложение. Оно устанавливается на любое устройство и OC. Подходит для проведения коротких мероприятий на 100 человек. Эфиры ограничены по времени 40 минутами. Облачного хранилища нет, но можно записывать трансляции на компьютер.
  • Skype. Самая известная программа для видеосвязи. Работает на всех устройствах и в браузерах, обеспечивает HD-качество изображения и звук без задержек. В Skype можно бесплатно провести вебинар на 100 человек. Время звонка не ограничено, а функционала хватает для проведения интерактивного онлайн-мероприятия.
  • Apache OpenMeetings. Программное обеспечение с открытым исходным кодом и функцией API для удаленного взаимодействия. Приложение устанавливается на сервис пользователя, работает на Windows и Mac. На сайте регулярно появляются обновления и есть сообщество разработчиков. Количество приглашенных пользователей и время эфира не ограничено.
  • BigBlueButton. Российская платформа для вебинара. Сама программа бесплатная, но её нужно устанавливать на выделенный или виртуальный сервер. Количество пользователей в вебинарной комнате и время эфира ограничены характеристиками сервера. Для подключения к трансляции спикерам и участникам достаточно браузера. У ПО есть демо-версия с упрощенным интерфейсом.
  • Jitsi meet. Программное обеспечение с открытым кодом. Можно установить десктопное и мобильное приложение. Количество пользователей и время эфира не ограничено. ПО регулярно обновляется, появляются новые функции. На сайте выложены инструкции по установке.
  • Telegram. В телеграме можно бесплатно создать вебинар для подписчиков канала. Количество пользователей не ограничено, но транслировать видео смогут только 30 человек. Трансляция запускается как в десктопной, так и в мобильной версии.
  • Discord. Программа для вебинаров с небольшим количеством слушателей. Площадка вмещает 10 человек. Ограничения по времени трансляции нет. Есть браузерная версия и приложения для Windows, Mac, Linux, Android, iOS.
  • iMind. В этом онлайн-сервисе можно проводить вебинары с любого устройства без установки ПО. Бесплатный тариф позволяет подключать до 100 слушателей и до 4 спикеров с видео. Время трансляций и облачное хранилище не ограничены. Организатор может использовать платформу как сайт с вебинарами, предоставляя участникам доступ к облаку. Это удобно при обучении сотрудников — у них всегда будет доступ к информации по работе.

Преимущества вебинаров: оперативность, интерактивность, доступность, удобство, мобильность, информативность[11].

Примечания

  1. История вебинаров. Webinar.tW. Дата обращения: 2 октября 2023.
  2. Берлин Сергей Игоревич. Проведение вебинаров как фактор повышения качества преподавания экономических дисциплин. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Журнал «Научный вестник Южного института менеджмента» (2015). Дата обращения: 2 октября 2023.
  3. Е.А. Приборович. Современный педагогический процесс: вебинары как информационно-коммуникационная технология. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Журнал «Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук» (14/10/2016). Дата обращения: 2 октября 2023.
  4. Князева Галина Викторовна. Вебинары в персональной образовательной среде преподавателя. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Журнал «Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева» (2013). Дата обращения: 2 октября 2023.
  5. Классификация вебинаров от MyOwnConference. Сервис для проведения вебинаров и веб-конференций. Дата обращения: 30 июня 2024.
  6. О вебинарах простыми словами: что это такое и как их проводят. Образовательная платформа Skillbox (12/07/2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
  7. Цели вебинаров: зачем их проводят онлайн-школы. Образовательная платформа Skillbox (07.03.2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
  8. Что такое вебинар. Сервис видеоконференций КонтурТолк (22.02.2023). Дата обращения: 2 октября 2023.
  9. Анна Костина. Вебинары - виды, типы, форматы // МТС Линк — российская экосистема сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы : сайт. — 2022.
  10. Нэлли Киргинцева. 15 лучших бесплатных платформ для проведения и просмотра вебинаров // МТС Линк — российская экосистема сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы : сайт. — 2022.
  11. Е.Г. Калинкина, Ю.В. Грузинова. Вебинары как форма непрерывного повышения квалификации: модели реализации 129—131. Журнал "Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского" (10.05.2012). Дата обращения: 2 октября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!