Краеведение

Материал из «Знание.Вики»
Краеведческая экскурсия по Москве

Краеведение — научная дисциплина, область гуманитарного знания занимающаяся изу­че­нием при­ро­ды, на­се­ле­ния, хо­зяй­ст­ва, ис­то­рии и куль­ту­ры ка­кой-ли­бо тер­ри­то­рии («края») или объ­ек­та — от круп­но­го ре­гио­на до от­дель­но­го го­ро­да, се­ла, пред­при­ятия, усадь­бы, ули­цы, до­ма главным образом си­ла­ми ме­стно­го на­се­ле­ния.

В своем фундаменте краеведение основывается на меж­дис­ци­п­ли­нар­ные свя­зи с археологией, социологией, культурологией и урбанистикой, и учи­ты­ва­ет не толь­ко тео­ре­тические на­учные по­ло­же­ния, но и пер­вич­ные на­блю­де­ния, анкетирования, фото и видеоматериалы; пред­по­ла­га­ет ос­вое­ние ме­ст­но­го ис­то­рического опы­та и оп­ре­де­ле­ние но­вых тен­ден­ций раз­ви­тия ис­хо­дя из ме­ст­ных ус­ло­вий и тра­ди­ций.

Как учеб­ная дис­ци­п­ли­на краеведение вклю­ча­ет­ся в школь­ные про­грам­мы, пре­по­да­ёт­ся в ву­зах.

Краеведение также можно рассматривать как общественное движение, как одно из направлений изучения родного края (малой родины).

Предмет исследования

Предметом краеведческих исследований может быть городской район или даже улица, населенный пункт, единица административного деления и т. д.

Некоторые исследователи говорят о фокусе краеведения, как «внутреннего описания»: «… подлинностью переживания, понимания, постижения „провинции“ обладает только „внутреннее“ её описание, культурно- и духовно-генетическая связь провинциолога с „провинцией“. Во всех других позициях он — только „наблюдатель“, „свидетель“; только — „другой“»[1].

Основной пласт краеведческого знания состоит из уникальных фактов, незначительных деталей и их интерпретаций, редко поднимаясь до уровня их научного обобщения и объяснения. Частно можно встретить описания краеведения как «энциклопедии мелочей»[2].

Развитие научной дисциплины

Периодизация краеведения можно представить в следующих периодах[3]:

  • Этап этнографической мысли — предыстория российского краеведения/регионоведения.
  • Этнографическая мысль античности и средневековья.
  • Этнографические знания.
  • Период общего российского краеведения (XIX — начало XX века).
  • Период развития российского краеведения как общенаучной и образовательной дисциплины на методологической основе общечеловеческих ценностей (XXI век).

В XVIII веке появляются первые очаги научного интереса к знаниях о локальных территориях. В этот период краеведение понимали как собирание материальных свидетельств местной истории и описание особенностей географического положения того или иного края. О важности развития краеведческого знания говорит ряд указов Петра I о выявлении и описании достопримечательностей, в идее создания «Российской географии» и «Российской истории», организации академических экспедиций по изучению Сибири и Дальнего Востока.

Важной институцией аккумулирования знания по краеведению во 2-й четверти XVIII в. становится Петербургская академия наук. У истоков краеведения стояли крупнейшие ученые середины XVIII в.: В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов[4].

Развитию краеведения в ХІХ в. во многом способствовали различные общества (Вольное экономическое общество, Русское географическое общество и др.), в том числе местные общества по изучению края, губернские статистические комитеты, губернские ученые архивные комиссии, земства и издания при них. По всей Российской империи открываются музеи и архивы, которые становятся центрами краеведения, появляется и формируется церковное краеведение. Сущность краеведения все больше связывают с краевой историей, появляются первые разработки основополагающих методологических подходов к организации родиноведения (краеведения), например, лидера сибирских областников Г. Н. Потанина, а именно: разработка проекта концентрического родиноведения.

Во второй половине ХІХ в. сформировался принцип краеведения — демократический социальный состав исследователей. Разработкой краеведческих вопросов занимались сельские и городские учителя, священники, волостные писари, провинциальные врачи, служащие местных статистических комитетов. Они были авторами краеведческих работ в «Этнографических сборниках», «Известиях» и «Вестнике» Русского географического общества, местных газетах и др. изданиях.

Литературное краеведение

Литературное краеведение — одно из направлений краеведческой работы библиотек, литературных музеев, культурных центров и т. д.

Литературное краеведение может освещать такие аспекты, как[5]:

— изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных;

— изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально-краеведческих связей;,

— исследование современного литературного процесса в регионе или локации. В данном случае предметом исследования является не только литература, но и формы её современного социального бытования: писательские объединения (формальные и неформальные), газеты, журналы, альманахи, зины, деятельность издательств, различные формы непосредственного общения с читателями (литературные вечера, читательские конференции, диспуты, встречи с аудиторией, запись подкастов и т. д.);

— регион в художественной литературе и кинематографе;

— история развития литературы в регионе.

К наиболее распространенным формам работы библиотек по литературному краеведению относятся[6]:

— создание информационных продуктов и ресурсов по литературной проблематике;

— справочно-библиографическое и информационное обслуживание по запросам литературно-краеведческой проблематики;

— научно-просветительская деятельность.

Отличие от других научных дисциплин

Ведутся научные споры о объектах исследования регионоведения и краеведения. Схожесть двух описываемых понятий видна уже на уровне терминов, их определяющих: край или регион, в обоих случаях предмет исследования имеет территориальную локализацию[7].

Краеведение, в широком понимании, аккумулирует знания по историко-культурному и природному наследию региона; регионоведение же обязательно включает познание современного состояния региона, освоение данных и политологии, и экономической географии.

Краеведение отличается от регионоведения ещё и методами исследования. Один из важных методов региональных исследований является сопоставление. Краеведческие же исследования, сосредоточенные на уникальности предмета, практически не использует в своем научном аппарате сопоставительных методов.

Литература

Исламова Дания. Сущность понятия «Краеведение» // Вестник культуры и искусств. — 2010. — № 2 (22).

Руцинская Ирина Ильинична. Регионоведение и краеведение: масштабы различий и формы взаимодействий // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2009. — № 3.

Шалимова Ж.Н. Краеведение: история и современность // Вестник Московской международной академии. — 2013. — № 2.

Селиванов, Александр Михайлович. Историческое краеведение: накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII—XX вв.) : учебное пособие : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 46.03.01 «История», 43.03.02 «Туризм», 51.03.01 «Культурология» (квалификация (степень) «бакалавр»). / А. М. Селиванов. . 2-е издание- Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 316, [2] с. : ил. ; 22 см. 600 экз. — ISBN 978-5-91134-850-2. — ISBN 978-5-16-009546-2. — 1214.90.

Примечания

  1. Беленький И.Л. "Провинция" как предмет знания и переживания. Возможна ли "провинциология"? // Российская провинция ХVIII-ХХ веков: Материалы Всероссийской конференции Кн. 1.. — Пенза, 1996. — С. 41—42.
  2. Регионоведение и краеведение: масштабы различий и формы взаимодействий. Регионоведение и краеведение: масштабы различий и формы взаимодействий // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.. — 2009.. — № 3. — С. 11.
  3. Пирожков Г.. Краеведение: о периодизации дисциплины // Вестник ТГТУ.. — 2005. — № 4.
  4. Исламова Дания. Сущность понятия «Краеведение» // Вестник ЧГАКИ.. — 2010. — №2 (22).. — С. 103.
  5. Тараненко Л.Г. Литературное краеведение в библиотеках: новые грани развития // Учёные записки (АГАКИ).. — 2017. — № 2 (12)..
  6. Тараненко, Л. Г. Литературное краеведение в библиотеках // Библиотечная жизнь Кузбасса. - 2010.. — 2010. — № 4. — С. 6—10.
  7. Руцинская Ирина Ильинична. Регионоведение и краеведение: масштабы различий и формы взаимодействий // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.. — 2009. — № 3.

Ссылки