Верховая езда
Верхова́я езда́ — передвижение, при котором человек расположен на спине одомашненного животного, представляет собой форму транспорта, широко распространённую в культурах и странах мира[1]. В качестве транспортных средств в этом процессе могут выступать различные виды животных, включая лошадей, ослов, слонов и верблюдов. Для верховой езды приоритет оказался на стороне лошади как самого приемлемого в дрессировке и чувствительного в выполнении команд животного. Верховая езда на лошади — одно из направлений профессионального и любительского вида спорта. Считается элитным видом спорта, привлекательным как для российской, так и для зарубежной аристократии. Верховая езда оказывает позитивное влияние на здоровье, психоэмоциональное состояние человека, используется в лечебных и реабилитационных практиках.
История
История верховой езды неразрывно связана с образом жизни и мировоззрением её народов верховой езды. Лошадь сыграла особо важную роль для кочевых народов Среднеазиатской степи, а также для соседних земледельческих цивилизаций. Она служила для передвижения, торговли, ведения военных действий и сельского хозяйства. Породы домашних лошадей, имеющихся в XXI веке, произошли от обитавших между Днепром и Уралом диких лошадей. Согласно исследованиям генетиков, лошадей приручили около 4200 лет тому назад[2]. Согласно другому источнику, одомашнивание лошади произошло около 5500 лет назад[3], что оказало долгосрочное воздействие на развитие цивилизаций Евразии. Кроме лошадей одомашненные ослы также использовались в качестве транспортных средств. Они применялись как вьючные животные, а также для верховой езды. Со временем доминирующую позицию для верховой езды заняла лошадь[2][4].
В XXI веке созданы условия для проведения археозоологических исследований, что позволяет уточнить время появления верховой езды в Евразии. Современные возможности позволяют научным работникам определять возможные формы использования лошадей по деформации костей животных, следам на зубах[5]. С неолитической эпохи костные останки лошадей, ассоциированные с деятельностью человека, начинают фиксироваться в археологических находках. Исследователи предполагают, что животные были одомашнены. На территории Украины и Сибири были обнаружены крупные скопления костей лошадей[6].
На примере позднесредневекового населения Среднего Енисея (предков хакасов и других тюркских народов) прослеживается тенденция использования лошадей не только в качестве транспортного средства: они становились фундаментом всей социокультурной системы. Возникновение и развитие верховой езды в этом регионе было обусловлено, в первую очередь, жизненной потребностью. В условиях сурового климата и огромных расстояний между населёнными пунктами верховая лошадь стала основой мобильности. Она использовалась для кочевого скотоводства, охоты, ведения войны и поддержания торговых связей. Без лошади было невозможно освоение обширных территорий Южной Сибири[4].
Древние письменные источники Китая указывают на то, что западные жуны были искусными всадниками. Их принимали в кавалерию армии Цинь. Это подтверждается наличием в терракотовой армии Цинь (вторая половина III века до нашей эры) верховых лошадей со степными сёдлами. Сведения о широком распространении верховой езды и кавалерии у скотоводов Северного Китая относятся только к IV веку до нашей эры. Доказательством служат письменные источники, одежды хуннского типа у конных лучников-китайцев. Также есть мнение, что конными лучниками могли быть кочевники Алтая, пришлые племена, с которыми сражались жуны и ди[5][7].
Служба Отечеству
История русской кавалерии насчитывает более тысячи лет. Зародившись в дружинах киевских князей, она прошла долгий путь, не раз решая исход важнейших битв и оставаясь грозной силой вплоть до середины XX века[8].
От дружины до регулярного войска
В Древней Руси конница превратилась из вспомогательной силы в основу княжеского войска. Боевые качества кавалерии решили исход легендарных сражений: Ледового побоища (1242 год) под командованием Александра Невского и Куликовской битвы (1380 год), где засадный полк Московской рати Дмитрия Донского нанёс сокрушительный удар по войску Золотой Орды[8].
С развитием государства менялась и система комплектования конницы. В XV веке появилась «поместная кавалерия». Она состояла из дворян, обязанных нести службу за земельные наделы. В эпоху Ивана Грозного конница стала ведущим родом войск, насчитывая десятки тысяч всадников. Неоценимый вклад в разведку и быстрые рейды вносила казачья кавалерия[8].
Реформы и новые войны
Пётр I коренным образом преобразовал армию, создав регулярную драгунскую кавалерию. Её особое преимущество было в совмещении подвижности конницы с умением вести пеший бой. В Полтавской битве (1709 год) конница под командованием князя Александра Даниловича Меншикова сыграла ключевую роль в победе над шведами. К XIX веку русская кавалерия была поделена на стратегическую и войсковую. В русской кавалерии насчитывалось 65 кавалерийских полков, из них пять полков гвардейских, восемь кирасирских, тридцать шесть драгунских, одиннадцать гусарских, пять уланских. Кавалерийские войска ни в чём не уступали лучшим европейским образцам и сыграли приоритетную роль в процессе Отечественной войны 1812 года[8].
Несмотря на появление новых видов оружия (огнестрельное оружие, артиллерийские орудия, военная авиация), кавалерия сохранила свою значимость в XX веке. В годы Гражданской войны в России (7 ноября 1917 год — 25 октября 1922 год) созданные Первая и Вторая Конные армии выступили мощной ударной силой Красной Армии. В Великую Отечественную войну (22 июня 1941 год — 9 мая 1945 год) кавалерийские соединения действовали в составе конно-механизированных групп. Они успешно выполняли задачи по прорыву фронта, разведки в тыл врага и нарушению коммуникаций противника. Их главным преимуществом была мобильность в условиях бездорожья, там, где техника была бессильна[8].
Возрождение традиций
После Великой Отечественной войны в Советской армии численность кавалерийских войск была сокращена. В эпоху тотальной моторизации и создания оружия массового поражения к середине XX столетия кавалерия как род войск была упразднена. Эта тенденция прослеживалась во всех армиях мира. Исключением была 68-я отдельная мотострелковая горная бригада, в состав которой входили горно-вьючная рота и кавалерийский эскадрон. Бригада находилась в городе Ош Киргизской ССР и была упразднена с распадом СССР (1991 год)[8].
В России верховая езда до сих пор востребована. Вьючно-транспортные подразделения представлены в пограничных и внутренних войсках, расположенных в горной местности. Они выполняют задачи по перевозке боеприпасов, грузов и раненых, способствуют ускоренному перемещению личного состава подразделения по бездорожным путям, недоступным для боевой техники[8].
На базе 11-го Отдельного кавалерийского полка, созданного ещё в 1962 году для съёмок фильмов, в 2002 году в составе Президентского полка создан Кавалерийский почётный эскорт. Его миссия — участие в показательных выступлениях, военных парадах, фестивалях военного искусства[8].
Духовный и социальный мир
Значение верховой езды на коне выходило далеко за рамки утилитарного. Конь выступал в качестве мощного социального маркера. Владение лошадью, особенно породистой и дорогой, подчёркивало статус и благосостояние его владельца. Конь считался ценнейшим имуществом и часто выступал в качестве меры стоимости или престижного дара[4].
Наиболее глубоко сакральная роль лошади проявлялась в погребальном обряде. Животное хоронили вместе с хозяином как верхового спутника для загробного путешествия. Конь воспринимался как проводник души умершего в иной мир. Этот обычай, подтвержденный археологическими находками в курганах, указывает на веру в то, что социальное положение и образ жизни человека (всадника) должны были сохраниться и после смерти. Примером служит Приенисейская Сибирь, где для позднесредневекового населения верховая езда была стержнем, связывавшим практическую необходимость с глубокими духовными представлениями. Верховой конь был не просто животным, а верным спутником человека как в земной, так и в загробной жизни. Это отражено в археологических находках в курганах, где обнаруживают полный конский снаряд — уздечки, стремена, сёдла[4].
Амуниция для верховой езды
Снаряжение для верховой лошади
Состоит из средства управления лошадью, её предохранения, а также обеспечения удобного и правильного положения всадника. Для управления лошадью предназначены трензельные или мундштучные оголовья — система ремней, включающая в себя нащёчные, затылочные, налобные, подбородные повода и трензеля (удила)[9].
Спортивные сёдла облегчают передвижение лошади в прыжках и поступательных перемещениях. К уздечке пристёгивают мартингал, не позволяющий лошади поднимать голову слишком высоко. Прикосновением хлыста к боку лошади указывают на невыполненное требование всадника. Корду и шамбарьер используют на этапе приручения лошади. Попона из шерстяной ткани необходима для предохранения от переохлаждения. Чтобы избежать травм во время тренировок, используют резиновые кабуры, бинты, ногавки[9].
Одежда для всадника
Всадник для безопасности надевает защитный шлем и защитный жилет, который благодаря амортизации повышает безопасность грудной клетки и позвоночника. Защищает грудную клетку и позвоночник от травм. Обувь жёсткая на плоской гладкой подошве с небольшим каблуком. К обуви нужны краги для защиты внутренней поверхности ноги. Бриджи из хлопковой ткани, чтобы не скользили по седлу. Куртку лучше выбрать из мягкой ткани с отстёгивающими рукавами и подкладкой, а её длина не должна мешать сидеть в седле. Перчатки для всадника должны быть хлопковые или замшевые, чтобы не скользили в дождливую погоду. Шарообразные шпоры или шпоры с гладким репейником помогут управлять лошадью[9][10].
Мужской костюм
В XVIII веке мужской костюм европейского аристократа для верховой езды был символом статуса, роскоши и внимания к деталям. Именно в эту эпоху сформировалась основа гардероба, прообраз современного пиджака, жилета и брюк, который отличался от сегодняшнего. Основой парадного костюма для верховой езды был тройной ансамбль — кафтан, камзол и кюлоты. Кафтан — длиннополый приталенный пиджак до колен, который часто не застёгивали, чтобы демонстрировать камзол. Камзол — безрукавка, повторявшая фасон кафтана, но часто более яркая и декоративная. Кюлоты — короткие штаны, заканчивающиеся ниже колена, которые были привилегией знати. Именно они подчёркивали социальный статус, так как простолюдины (санкюлоты) носили длинные практичные брюки[11].
Парадные костюмы шили из бархата, шёлка и атласа, украшая вышивкой, золотым галуном и кружевами. Под камзол надевали белоснежную сорочку, которая играла важную гигиеническую роль. С кюлотами носили чулки, часто белые. Аристократ уделял внимание каждой детали — туфли на каблуках с пряжками, обильно напудренный парик с завитками и чёрным бантом, а также шляпа-треуголка, перчатки, трость и плащ. Сборы «петиметра» (щёголя) в свет, в том числе и для конной прогулки, были длительным и тщательным ритуалом, не уступающим дамскому[11].
Дамский костюм
Дамский костюм для верховой езды (амазонка) сочетал моду и функциональность, заимствуя элементы мужского гардероба. Изначально это был приталенный камзол (безрукавка) или кафтан, позже — строгий сюртук (редингот) в мужском стиле. Короткий жакет соединялся с юбкой крючками, чтобы костюм не сбивался при езде. Главный элемент амазонки — юбка. Её шили особым кроем, чтобы правая пола была длиннее левой и закрывала ноги при езде в дамском седле. Её утяжеляли песком или дробью, а внутри были петли, позволяющие продевать ноги и предотвращать задирание. Для безопасности и удобства под юбку надевали брюки (панталоны или бриджи). Со временем костюмы стали шить из практичных тканей (сукно, шерсть) в темных цветах[12].
Российские модельеры проводят демонстрации коллекций одежды, специально разработанной для верховой езды. В рамках международных соревнований по конному спорту турнира «Русские сезоны» соревновательных мероприятий «Кубок Завидово» в 2025 году в Тверской области прошёл показ дизайнерской модной одежды для всадниц и проведён конкурс обладательниц самой стильной шляпки[13].
Шёлковый путь
Животные имели фундаментальное значение для функционирования Шёлкового пути. В то время как мелкий рогатый скот (овцы и козы) обеспечивал базовые потребности оседлого и кочевого населения, вьючные и верховые животные (верблюды и лошади) были ключевым фактором в развитии трансконтинентальной торговли, путешествий и культурного обмена[3].
Распространение навыков верховой езды и связанных с ней технологий обеспечило возможность масштабного сухопутного перемещения. Это способствовало интенсивному культурному обмену по маршрутам Шёлкового пути. Проходило распространение и развитие конных игр и спортивных мероприятий, связанных с верховой ездой. Многочисленные традиционные конные игры, возникшие и распространившиеся по этим маршрутам, продолжают существовать и демонстрируют уровень верховой езды в современном мире XXI века. Верховая езда стала частью живого культурного наследия народов Евразии[3].
Верховая езда в различных культурах
Национальные особенности
На Руси в условиях суровой сибирской природы лошади были главным средством передвижения. Особую ценность приобретала верховая езда в зимний период, когда речные пути замерзали. Без верхового коня были невозможны охота, дальние переезды и военные походы. Кони обеспечивали выживание и безопасность, являясь ключевым элементом хозяйства[4].
На территории Республики Тува кочевыми скотоводами выведена особая порода лошадей. Тувинские лошади отличаются выносливостью, высокой работоспособностью и приспособленностью к суровым климатическим условиям резко континентального климата Тувы. Они способны выдерживать длительные верховые поездки. С древних времён тувинцы относятся к лошадям с большим уважением. Прирученная лошадь становится верным спутником своего хозяина. В каждом месте стоянки чабанов организовано обучение детей и подростков искусству управления лошадью. Популярны конные скачки, где проверяется выносливость обученных лошадей и их скорость передвижения[14].
Для верховой езды башкиры использовали как жеребцов, так и меринов, реже кобылиц. Верховой ездой занимались как мужчины, так и женщины. Обучение детей верховой езде начиналось с четырёх лет. Раннее обучение способствовало развитию у них ловкости, выносливости и способности длительное время находиться в седле. Башкирами разработана уникальная система конского снаряжения, включающая различные виды сёдел, уздечек, недоуздков, подпруг и стремян. Особого внимания заслуживают потники и чепраки, которые изготавливались из войлока, кожи и шерсти и часто украшались аппликацией и вышивкой[15].
В степных и лесостепных районах Башкортостана была распространена охота на волков и лисиц с использованием лошадей, а также охота с ловчими птицами. В горно-лесных районах, особенно в бассейне реки Инзер, практиковалась верховая ловля рыбы с применением острог. На традиционных праздниках проводились состязания в верховой езде — джигитовка и кыз кыуыу, где участники демонстрировали умение стрелять из лука и рубить саблей на скаку. Одна из национальных особенностей башкиров состоит в сохранении традиций развития конного спорта и проведением национальных конно-спортивных игр[15].
Народные традиции
Все народы мира придерживаются определённой единой методологической основы верховой езды. На начальных этапах обучения — акцент на формировании базовых навыков: посадка в седло, развитие чувствительности (сенситивности) к движениям лошади, освоение техники управления и формирование гармоничного взаимодействия с животным. Однако на более продвинутых уровнях подходы и стили имеют отличия. Например, в Испании традиции верховой езды выделяют уникальные элементы, которые напоминают цирковые номера, хотя их истоки восходят к военной практике. Один из таких элементов — «каприоль». Для исполнения каприоля лошадь делает прыжок на месте с последующим движением вперёд, при этом задние конечности выбрасывает вверх. Это движение, несмотря на свою внешнюю грациозность, имело военное применение. В прошлом его использовали кавалеристы для дезорганизации и уничтожения вражеских пехотных формирований[16].
Особое место верховая езда занимает в традициях казачества. Казак — не только пограничный страж, но и мастер владения телом, что включает в себя элементы джигитовки. Казачья школа верховой езды отличается комплексным подходом, включающим как боевые приёмы, так и демонстрационные номера, вызывающие восхищение в том числе за пределами России. Пример такого номера — выступление, в ходе которого с лошади снимают седло, уздечку и другое снаряжение, оставляя лишь тонкую верёвку. Всадник демонстрирует элементы управления лошадью, которые он выполнял при наличии полного комплекта амуниции. В таком выступлении лошадь работает в унисон с всадником, что является ключевой особенностью российской казачьей школы верховой езды. Это искусство выходит за рамки спортивной дисциплины, требующей физической силы и выносливости. Здесь показан характер художественного выражения, основанного на взаимном доверии и уважении между всадником и лошадью.
Региональные ценности
Конные прогулки доступны в самых разных уголках России. Конный туризм акцентирует внимание на национальной культуре и региональных ценностях, предоставляя возможность рассмотреть разнообразие и уникальность природного богатства страны с новой перспективы.
Кавказ — уникальное место для любителей высокогорных маршрутов. В Адыгее заслуживают внимание виды на Главный Кавказский хребет и Лаго-Накское нагорье, а также вершины Чугуш и Фишт. В Домбае и Архызе — пейзажи Эльбруса и плато Бермамыт. Для тех, кто предпочитает морской отдых, подойдут однодневные прогулки по побережью Сочи или более длительные туры, включающие посещение Сочинского национального парка и Кавказского природного биосферного заповедника[17].
Алтай — предлагает магию, воплощенную в горах, степях и озёрах. Конные прогулки здесь позволяют насладиться видами Чуйского хребта, кедровыми лесами, альпийскими лугами с пещерами и водопадами, а также небольшими реками, которые можно перейти вброд. Туры открывают доступ к местам, куда не добраться на автомобиле или пешком[17].
Башкирия и Оренбуржье — идеальное место для конных туров. Здесь можно прогуляться вдоль живописных и строптивых рек, ощутить единение с природой в Бузулукском бору и лесах Башкортостана. Посетить национальные парки, исследовать пещеры и насладиться лесами, богатыми грибами и ягодами . Комбинированный конно-водный тур предлагает конные прогулки и сплавы на катамаранах. Отдых в Соль-Илецке дополнит верховая езда в традиционном костюме казака в интерактивном музее казачьей культуры «Казачий курень»[18][17][19].
Байкал — озеро, которое стоит увидеть с высоты. Конные тропы, проложенные вдоль береговой линии, ведут через живописные побережья, горячие источники, степи и леса, скалы, горные вершины и дикую природу. Путешествие на лошадях по Байкалу — новый взгляд на его сокровища[17].
Подмосковье — это равнинная местность, спокойствие и природная красота. Маршруты конных прогулок проходят по берегам бескрайних рек, цветущим лугам в утреннем тумане. Регион идеально подходит для тех, кто хочет отдохнуть от суеты и насладиться природой[17].
Здоровье и самочувствие
Верховая езда стала для многих современников XXI века модным хобби. Приобретает всё большую популярность лечение с помощью верховой езды (иппотерапия). Метод лечения считается особенным, заключается в получении особой физической и эмоциональной нагрузки от поездки верхом на лошади. Лечебные процедуры помогают улучшить здоровье на психологическом уровне. Иппотерапия создаёт особую связь между всадником и лошадью, что даёт комплексный эффект для лечения пациента. Исследования показывают, что иппотерапия помогает людям чувствовать себя лучше и благоприятно действует на их физическое состояние[1].
Верховая езда вызывает у человека комплекс положительных ощущений и переживаний. Данный вид активности способствует повышению уровня самооценки, укреплению уверенности в собственных силах, максимальной мобилизации волевых качеств, улучшению социализации и формированию гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Кроме того, верховая езда стимулирует поиск нестандартных решений жизненных проблем. Позитивный эмоциональный фон, создаваемый верховой ездой, способствует повышению общей активности, улучшению настроения и общего состояния здоровья[2].
Культурный ресурс
В силу своей значимости, лошадь стала частым объектом художественного изображения. Её образ запечатлён в живописи, скульптуре, керамике, миниатюрах, а также в поэзии и эпической литературе народов, в том числе живших вдоль Великого Шёлкового пути[3].
В качестве экспонатов в музеях и галереях представлены картины, на которых изображены всадники[12][20][21][22][23]:
- Карл Брюллов. Портрет Кирилла Нарышкина и Марии Нарышкиной. 1827 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Георг Христоф Гроот. Великая княгиня Екатерина Алексеевна в охотничьем костюме. 1740-е годы. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
- Георг Христоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком (фрагмент). 1743 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Александр Головин. Портрет Ефимии Носовой (фрагмент). 1916 год. Государственный исторический музей, Москва.
- Михаил Нестеров. Портрет дочери Ольги (фрагмент). 1906 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Карл Брюллов. Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Карл Брюллов. Всадница. 1832 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Франсуа Жувене. Портрет Петра I. 1717 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Памятники исторически значимым персонам, находящимся верхом на коне, установлены в разных странах (Россия, Монголия, США, Чехия, Австрия и другие). Например, знаменитые скульптуры установлены в следующих городах[24][25][26][27][28]:
- Конная статуя Чингисхана скульптора Д. Эрдэнэбилэг и архитектора Ж.Энхжаргал установлена в городе Цонжин-Болдоге недалеко от столицы Монголии Улан-Батора.
- Бронзовая скульптура Яна Жижки, национального героя Чехии, установлена в в Праге на холме Витков. Создал скульптурную композицию чешский скульптор Богумил Кафка.
- Памятник эрцгерцогу Карлу Австрийскому на коне установлен в Вене в 1860 году. Автор скульпторы Антон Доминик Фернкорн.
- Скульптура седьмого президента США Эндрю Джексона верхом на коне установлена в Лафайет-сквере в Вашингтоне. Автор работы Кларк Миллс.
- Памятник Петру I (Медный всадник) была первым монументом в Российской империи. Находится перед Инженерным (Михайловским) замком в Санкт-Петербурге. Первый автор памятника, выполненного в гипсе ещё при жизни Петра I — Франческо Растрелли.
- Памятник оренбургскому казачеству установлен в Оренбурге на пересечении улиц Чкалова и Степана Разина. Автор скульптуры Василий Николаев, автор проекта — Николай Чудин-Александров.
- Статуя Николая I верхом на коне установлена в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади в 1859 году. Автор проекта Огюст Монферран, выполнил скульптуру Пётр Клодт.
- Памятник Салавату Юлаеву установлен в 1967 году в Башкортостане на берегу реки Белая в Уфе. Автор работы Сосланбек Тавасиев.
- Памятник Юрию Долгорукому установлен в 1947 году в Москве на Тверской площади. Работу выполнили скульптор Сергей Орлов и архитектор Виктор Андреев.
- Памятник Василию Ивановичу Чапаеву стоит на проспекте Ленина в Чебоксарах. Изначально был установлен на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (по состоянию на 2025 год — ВДНХ) в Москве в 1939 году. Автор работы Павел Александрович Баландин.
Спорт и игры
Верховая езда на лошади заняла центральное место в традиционных видах спорта и играх. Многие из них сохранены до XXI века, способствуют социальной сплочённости и преемственности культурных традиций[3].
Верховая езда — вид спорта, который считается благородным. Длительное время он привлекает внимание российской и зарубежной аристократии. Среди известных поклонников верховой езды можно назвать королеву Великобритании Елизавету II, принцессу Анну и её дочь Зару Филлипс, эмира Дубая Моххамеда ибн Рашида Аль Мактума, а также президента Российской Федерации Владимира Путина и других представителей политической элиты[29].
Верховая езда в спорте
Конный спорт — совокупность спортивных дисциплин, связанных с верховой ездой и использованием лошадей. Его история тесно связана с эволюцией роли лошади в человеческом обществе — от транспортного и рабочего животного до партнёра в спортивных состязаниях[13].
Истоки конного спорта прослеживаются со средних веков, когда лошадей стали использовать для досуга аристократии. Рыцарские турниры, требовавшие от всадника высокого мастерства управления боевым конём, можно назвать одними из первых документально зафиксированных конных состязаний. Знаковый этап развития наступил в Эпоху Возрождения с появлением в Европе специализированных академий верховой езды. Первая такая школа была основана в Неаполе в XVI веке. Значительный вклад в её становление внёс Джованни Баттиста Пиньятелли. Разработанные им методики оказали влияние европейскую традицию верховой езды. Во Франции фундамент классической выездки заложил Франсуа Робишон де ла Гериньер, чьи труды до сих пор считаются основополагающими. В этот период при королевских дворах были введены должности придворных инструкторов по верховой езде[13].
В XIX веке подготовка лошади была в значительной степени подчинена военным нуждам, что оказало прямое влияние на формирование многих современных спортивных дисциплин, таких как конкур и троеборье. Параллельно, преимущественно в Великобритании, получило развитие новое направление — скачки на открытой местности (стипль-чез)[13].
Важным этапом в истории спорта стало его включение в программу Олимпийских игр в 1912 году. Для СССР, а затем России, олимпийским дебютом в конном спорте стали Игры 1952 года в Хельсинки (Финляндия)[13].
В XXI веке конный спорт вышел за рамки профессиональных соревнований. Он популярен как среди спортсменов профессионального уровня, так и среди любителей. Занятия верховой ездой признаются эффективной физической практикой, направленной на развитие координации, улучшения осанки и укрепления мышц корпуса. Помимо спортивного и рекреационного значения, взаимодействие с лошадьми нашло применение в реабилитационной медицине[13].
Достижения до революции
Пётр I заложил основы верховой езды как спортивного направления, демонстрируя свои выдающиеся навыки в седле и разработав первые рекомендации по управлению лошадью. По его инициативе в 1766 году в России состоялись первые официальные конные соревнования, где всадники показывали своё мастерство[29].
Первым российским победителем престижного международного турнира International Horse Show стал Габриэль Бертрен. Несмотря на французское происхождение, он идентифицировал себя с Россией. Принял православие с именем Гавриил Алексеевич и вступил в брак с российской подданной. Во время визита в Россию он был впечатлен русской армией и подал рапорт о зачислении в один из полков. Габриэль Бертрен впервые выступил на международных конноспортивных соревнованиях как представитель русской армии. В 1910 году он отправился на соревнования в Лондон. В условиях сильного шторма прибытие делегации задержалось и участие в турнире было без предварительной разминки. Победа оказала значительное влияние на европейские конноспортивные круги и способствовала росту интереса к международным соревнованиям среди других российских офицеров[30].
Вслед за этим успехом была сформирована команда в составе Дмитрия фон Эксе, Павла Родзянко, Михаила Плешкова и Дмитрия Иваненко. Команда достигла уникального результата в истории конного спорта, трижды завоевав Кубок Короля Эдуарда VII — аналог современного Приза Наций. Согласно регламенту турнира, Кубок должен перейти в Россию на постоянное хранение. Известно, что Кубок был доставлен в Российскую империю, однако в дальнейшем его местонахождение перестало быть документированным[30].
Советский период
После 1920 года в России повсеместно стали открываться школы верховой езды, кружки и секции по обучению верховой езде и другим видам конного спорта. Всадники команды СССР впервые в 1952 году участвовали в XV Олимпийских играх[29]. История советского конного спорта неразрывно связана с именем Григория Терентьевича Анастасьева — человека, чьи усилия и стратегическое видение определили целую эпоху выдающихся побед. Под его руководством сборная СССР добилась ряда исторических успехов[30]:
- победа на Призе Наций в Париже (1959 год), повторившая дореволюционное достижение российских конников (Д. фон Эксе, М. Плешков, П. Родзянко, Д. Иваненко);
- победы советских троеборцев на чемпионатах Европы в 1960-е годы;
- триумф на Олимпиаде в Мюнхене (1972 год), где Елена Петушкова, Иван Кизимов и Иван Калита обыграли немецкую команду на её территории;
- первая в истории победа на чемпионате мира (1970 год) в личном и командном зачёте (чемпионка — Елена Петушкова на коне по кличке Пепле).
Государственная поддержка конного спорта в советский период была значительной. Центральную роль сыграла дипломатическая работа — например, усилия Нины Громовой, легендарной всадницы и чиновника международной федерации конного спорта. Она повлияла на внесение изменений в правилах — отменить двойные коэффициенты за шаг, что сыграло на руку советской команде на Олимпиаде 1972 года в Германии[30].
Мировое признание советской сборной подтверждено практическими деталями — их лошадей размещали в лучших конюшнях наряду с командами Германии и США. Последней яркой вспышкой советского периода стала Олимпиада в Москве (1980 год), где сборная СССР завоевала золото во всех дисциплинах конного спорта. Начиная с 1990 года ситуация резко изменилась. Перспективные лошади были проданы в Европу за бесценок. Ушли из жизни тренеры Николай Ситько, Григорий Череда, Иван Калита, Борис Мурашов. Многие всадники уехали за границу или открыли бизнес по подготовке лошадей на продажу[30].
Достижения российских спортсменов
Прошёл длительный период для возрождения в России конного спорта. В спорт пришла талантливая молодёжь, по состоянию на 2025 год есть достижения российских спортсменов[30]:
- команда юных всадников не первый год занимает пьедестал почёта в чемпионатах Европы по выездке (тренер Ольга Соболева);
- в троеборье Россия имеет сильных спортсменов, включая чемпионов Европы (Александр Евдокимов, Владимир Тишкин) и олимпийских чемпионов (Валерий Волков, Александр Блинов);
- Олимпийский чемпион Вячеслав Чуканов и мастер спорта Анатолий Тимченко, победитель Кубка Наций, занимаются тренерской работой с молодыми спортсменами;
- чемпион Европы по троеборью Виктор Калинин выдвинут на пост Почётного президента Федерации конного спорта России.
Конные игры
Вся современная амуниция для верховой езды была изобретена всадниками евразийских степей и впоследствии заимствована другими культурами. Конные игры и виды спорта имеют различное происхождение[3].
Чоган (Конное поло) — игра имеет происхождение на Иранском нагорье, расположенном в Азии. Командная игра, в которой всадники с помощью специальных клюшек направляют мяч в ворота соперника. Является одним из ранних прототипов поло. Известна более двух тысяч лет, что подтверждается древними миниатюрами. Сопровождается музыкальными выступлениями и устным творчеством. Традиция игры отражена в литературе, ремёслах и украшениях[3].
Поло — происхождение игры примерно в VI веке до нашей эры на Иранском нагорье. Формализованный командный вид спорта. Две команды по четыре всадника на травяном поле стремятся забить деревянный мяч в ворота противника. Первоначальное предназначение — тренировка для кавалерийских подразделений. Впоследствии стало популярным среди знатных сословий. По Шёлковому пути игра распространилась на Аравийский полуостров, в Индию, Китай и Японию. Исторически сложилось, что спорт был связан с дипломатией и межкультурным взаимодействием между странами[3].
Аль-Ардха — происхождение игры на юго-востоке Аравийского полуострова в государстве Передней Азии Султанат Омане. Представляет собой торжественное собрание, включающее парады и демонстрации мастерства верховой езды на лошадях и верблюдах. Сопровождается поэтическими речитативами и акробатическими номерами на полном скаку[3].
Кок-бору — игра имеет корни происхождения в Кыргызстане и Центральной Азии. Командная игра, в которой всадники борются за тушу козы или её муляж. Главная цель — забросить её в «казан» (ворота) противника[3].
Литература
- Малютина М. В. Основы обучения верховой езде: методические рекомендации / М. В. Малютина, Стодеревская К. Ю; Оренбургский государственный университет. — Оренбург: ОГУ, 2011. — 32 с.
- Штрюбель С. Профессиональные советы Людгера Бербаума / Н. Ю. Бройко, Д. Я.Гуревич. — Аквариум-Принт, 2004. — 144 с. — (Практическое руководство). — ISBN 5-94838-154-4.
- . Практическое руководство по конному спорту / Федерация конного спорта Германии ; перевод с немецкого Коган И. Л.. Начальная подготовка всадника и лошади. — М.: Рейман О. В., 2022. — 277 с. — ISBN 978-5-600-03426-6.
- Мюзелер В. Учебник верховой езды / Пер. с нем. [и предисл.] Н.А. Савинкова; под общ. ред. И.Ф. Бобылева. — М.: Прогресс, 1980. — 213 с. — (Мир и спорт).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Михайлова А. А., Зиннатова М. В. Роль верховой езды в изменении психоэмоционального состояния человека (en, ru) // Lurian Journal : журнал. — 2022. — № 3 (4). — С. 41—50. — doi:10.15826/Lurian.2022.3.4.3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Зазулина Е. В., Титова Е. Р. Влияние конного спорта на здоровье человека // Достижения науки и образования : сборник. — 2024. — № 2 (93). — С. 6—10.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Знаете ли вы? Традиционные игры верхом и виды конного спорта на Шелковом пути. UNESCO. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Выборнов А. В. Верховая езда и верховой конь в повседневной и духовной жизни позднесредневекового населения Среднего Енисея (en, ru) // Вестник НГУ. Серия: История, филология : сборник. — 2012. — № 5. — С. 152—158.
- ↑ 5,0 5,1 Шульга П. И. Колесничество и верховая езда у скифоидного населения Северного Китая (культура янлан) (en, ru) // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. — 2023. — № 15. — С. 635—651. — doi:10.53737/1468.2023.57.53.023.
- ↑ Кожин П. М. От колесничной упряжки к древнекитайской кавалерии // Общество и государство в Китае: : сборник. — 2015. — № 1. — С. 24—33.
- ↑ Улетова Ю. Верховая езда в Китае древнее, чем считалось раньше. АНО Редакция журнала «Наука и жизнь» (9 декабря 2020). Дата обращения: 10 ноября 2025.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Ильясова А. История: Всадники на страже Родины // Голд Мустанг : журнал. — 2011. — № 4 (106).
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Амуниция для лошади. ГАУ РХ «СШ по конному спорту имени А. А. Магдалина» (27 ноября 2018). Дата обращения: 9 ноября 2025.
- ↑ Евсеев А. Экипировка наездника: сколько стоит одежда для верховой езды?. pravda.ru (29 июня 2010). Дата обращения: 9 ноября 2025.
- ↑ 11,0 11,1 Скуратовская М. Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 9 ноября 2025.
- ↑ 12,0 12,1 Скуратовская М. Русские амазонки. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 9 ноября 2025.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 История возникновения конного спорта. Конноспортивный комплекс «Альфарес» (17 июня 2021). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ Мендот Э. В., Ойдуп-оол С. В., Монгуш В. Б. Конный спорт кочевого народа // Меридиан : журнал. — 2020. — 18 января.
- ↑ 15,0 15,1 Традиционные средства передвижения. ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия» (22 января 2020). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Кудряшов К. Всадники Кремля. Русская конная традиция ближе к искусству, чем к спорту // АО «Аргументы и Факты» : газета. — 2018. — 17 октября (№ 40).
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 Конный туризм: что это такое и куда за ним ехать?. ООО «Едем-в-Гости.ру» (6 февраля 2024). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Прогулки на лошадях: единение с природой в Бузулукском бору. ООО «Эконика» (29 июля 2025). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Соль-Илецкий городской округ. Официальный портал Правительства Оренбургской области (21 августа 2020). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Картины русских хуожников. Музеи мира. Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Выбор Ильи Муромца. Любопытные факты о картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Комсомольская правда (13 мая 2016). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Тесленко Д., Ряднова Е. 5 шедевров Русского музея. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Жувене Ф.. Русский музей. Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Величайшие конные скульптуры мира. ГессоСтар. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Утемова Л. 7 самых известных конных памятников Петербурга. ФКУ «Цифровая культура».
- ↑ Памятник оренбургскому казачеству г.Оренбург. Портал «Культура Оренбуржья». Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Памятник Салавату Юлаеву. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Памятник Василию Ивановичу Чапаеву. Исторический багаж. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 29,0 29,1 29,2 Скворцова Д. Королевский спорт: что нужно знать о верховой езде. Сетевое издание MarieClaire Онлайн (15 июля 2023). Дата обращения: 10 ноября 2025.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 30,5 Рассказова И. Краткая история. Федерация Конного Спорта России. Дата обращения: 9 ноября 2025.