Археозоология

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Эталонная коллекция берцовых костей (Tibia) различных видов животных помогает определить найденные при раскопках кости.

Археозооло́гия (или зооархеоло́гия) — наука, раздел археологии, который изучает останки животных с археологических объектов. Археозоология в первую очередь занимается изучением останков животных из археологических раскопок, реже — из природных коллекций или других видов останков. В первую очередь анализируются кости, а также раковины мидий, улиток, яичная скорлупа, мумии животных, перья или мех и остатки рогов. Временные рамки в основном охватывают голоцен. Однако изучаются также останки животных, относящиеся к плейстоцену, что пересекается с палеонтологией и палеозоологией[1].

История

Долгое время останкам животных уделялось мало внимания, особенно в классической археологии, которая изначально рассматривала себя скорее как чисто искусствоведческую дисциплину и лишь недавно начала признавать важность экономической истории, а значит, и значение костей животных и растительных останков. Ранним исключением является находка скелета вепря из Хаслебена близ Эрфурта, который был обнаружен в 1821 году при рубке торфа и извлечен под руководством Иоганна Вольфганга фон Гёте. Этот скелет был проанализирован Людвигом Генрихом Боянусом в 1827 году и описан как Bos primigenius. В XIX веке археозоология занималась в основном изучением находок из палеолитических стоянок, обычно из пещер, при этом кости животных играли более значительную роль. В своих стандартных работах, опубликованных в 1865 и 1875 годах, Генри Кристи и Эдуард Ларте использовали останки животных из пещер департамента Дордонь во Франции для характеристики и определения фаз палеолита в зависимости от преобладающих видов животных. Швейцарца Людвига Рютимейера считают пионером археозоологии. В 1861 году он опубликовал отчет об останках рыб и домашних животных из швейцарских свайных поселений и использовал морфологический метод, который до сих пор применяется для идентификации костных останков[2].

Поскольку в развитие археозоологии были вовлечены самые разные отрасли науки (палеонтология, ветеринария, зоология, археология, антропология), а также она пересекается с ними в многочисленных областях исследований, она является ярко выраженной междисциплинарной наукой.

Одними из первых, кто работал с костями животных из археологических памятников в Европе, среди прочих были, российские учёные А. А. Иностранцев и К. Ф. Кесслер. В начале XX века с материалами археологических раскопок работали, как правило, палеонтологи и биологи-фаунисты, такие как А. А. Браунер, В. И. Бибикова, В. А. Витт, И. М. Громов, В. И. Громова и другие. В России последовательность ученых, работавших с костями животных, фактически не прерывалась, а начиная со второй половины ХХ века начался существенный подъём исследований, в первую очередь благодаря таким ученым, как В. И. Цалкин, Г. В. Лебедев и их ученики[3].

Методология

Из каждой кости извлекается максимальное количество доступной информации. Сначала определяется, какая именно кость исследуется. Затем — к какому животному она принадлежит. При этом скелет млекопитающего в среднем состоит из около 200 костей. Основных видов, которые чаще всего встречаются на раскопках в рамках определённого ареала, как правило, не менее 20. Следовательно, специалист должен знать приблизительно 4000 костей млекопитающих. У рыб диагностическими являются около 20 костей[4],

С рыбами и птицами ситуация сложнее, чем с млекопитающими — различия между видами костей настолько мелкие, что без сравнительных остеологических коллекций можно определить только небольшую часть видов даже с значительным опытом работы и не на всех костях. Учитывая, что целые кости обычно встречаются только в ритуальных объектах, археозоологу приходится решать практически 3D-пазлы, из нескольких сотен костей, предоставленных археологами с определённого объекта, снова соединяя фрагменты от одной кости в одно целое. Это имеет существенное значение при анализе комплекса в целом, когда подсчитывается видовое соотношение и мясной рацион жителей исследуемой территории.

Галльские артефакты, найденные на стоянке Фонт-Барбот в Понс (17). Это место относится к периоду Ла-Тен, то есть ко второму железному веку, между V и I веками до нашей эры.

Один из вопросов, которому зооархеологи уделяют пристальное внимание — тафономия. Методы, используемые при изучении тафономии, включают исследование того, как предметы закапываются и откладываются на археологическом объекте, каковы условия, способствующие сохранению этих предметов, и как эти предметы разрушаются — все это часть того, что археолог Майкл Брайан Шиффер называет поведенческой археологией. Один из важных аспектов тафономии — оценка того, как образец был поврежден; понимание тафономии фаунистической коллекции может объяснить, как и почему кости были повреждены. Одним из источников повреждения костей животных является человек. Следы от порезов на костях животных свидетельствуют о том, что их разделывали. Переломы, например при ударном воздействии, и спиральный перелом кости могут свидетельствовать о том, что она была обработана человеком для получения костного мозга, минералов и питательных веществ[5].

К другим антропогенным процессам, влияющим на кости, относятся сжигание и повреждения при археологических раскопках. Нечеловеческий ущерб костям включает межвидовое повреждение, повреждения от хищников и падальщиков, повреждения от грызунов, повреждение грибками, выветривание под воздействием окружающей среды, и полировка. Различение различных типов повреждений костей животных — утомительный и сложный процесс, требующий знаний в нескольких научных областях. Некоторые из физических повреждений на костях можно увидеть невооруженным глазом, но для того, чтобы увидеть большинство повреждений, необходима линза с 10-кратным увеличением и хорошее освещение.

Идентификация является неотъемлемой частью археологического анализа останков животных. Идентификация останков животных требует сочетания анатомии, таксономии и изучения археологического контекста. Способность идентифицировать кусок кости требует знания того, каким элементом (костью в теле) она является и какому животному принадлежит. Последнее называется таксономией, которая используется для сортировки животных по различным группами. В зооархеологии используется Линнеевская номенклатура, которая включает в себя различные степени конкретизации в отношении вида. Линнеевская номенклатура (таксономия Линнея) используется потому, что она позволяет археологам идентифицировать и показать генетические и морфологические связи между видами.

Генетический анализ с использованием древней ДНК — важный инструмент, применяемый зооархеологами. Генетическая история животного может дать информацию о перемещении популяции во времени и экологических адаптациях, необходимых для жизни в той или иной местности. Она также может дать представление о том, как животные могли или не могли быть одомашнены с течением времени группой людей. Древняя ДНК имеет решающее значение для генетического анализа останков животных. В то время как современная ДНК содержит очень длинные фрагменты в образцах, древняя ДНК имеет очень короткие фрагменты, что делает её очень легко загрязненной. Выделение и отбор образцов древней ДНК требует высокоспециализированной подготовки, а также интенсивного протокола для предотвращения её загрязнения современной ДНК[6].

Фаунистические останки

Фаунистические останки — это части животных, оставшиеся в материальной летописи, которую изучают археологи. Эти останки важны для истории, потому что по оставленным останкам можно судить о культурных традициях, например о том, какую пищу они употребляли. Зооархеологи могут выяснить такие сведения, как вид животного, возраст, когда оно умерло, и его пол.

Среди распространенных фаунистических останков, найденных на местах раскопок, как уже говорилось, кости, раковины, волосы, хитин, чешуя, шкура, белки и ДНК. Их часто находят в кучах оставленного мусора. Это означает, что зооархеология является частью общего изучения отходов или гарбологии. Археологам приходится сортировать и определять вид и область тела фаунистических останков. Виды фауны, оставившие после себя эти останки, зависят от того, где находится археологический объект. Эти животные могут быть одомашненными или дикими, и иногда на местах раскопок находят останки обоих типов[7].

Помимо того, что зооархеология помогает понять прошлое, она также может помочь нам улучшить настоящее и будущее. Изучение того, как люди обращались с животными, и их последствий может помочь избежать многих потенциальных экологических проблем. Это, в частности, включает проблемы, связанные с управлением дикой природой. Например, один из вопросов, которым задаются специалисты по сохранению дикой природы, заключается в том, следует ли содержать животных, которым грозит вымирание, на нескольких небольших территориях или на одной большой территории. Основываясь на зооархеологических данных, они обнаружили, что животные, разделенные на несколько небольших территорий, имеют больше шансов вымереть.

Совокупность костных останков из раскопок

Анализ фаунистических останков важен для того, чтобы показать, как доисторические цивилизации и цивилизации охотников-собирателей взаимодействовали с животными в своей среде обитания. Эта информация может быть использована для реконструкции палеолитической среды. Фаунистические останки со следами порезов, зубов, ожогов или разделки могут свидетельствовать о взаимодействии с человеком, что может быть важно для археологических данных. Иногда такой анализ может быть затруднен из-за разложения и выветривания, что может привести к повреждению останков. Фаунистические останки не только помогают реконструировать среду обитания в прошлом, но и могут свидетельствовать о других культурных традициях. Эти останки не всегда являются остатками пищи, их можно найти в украшениях, орудиях труда, духовных практиках и так далее. Эта информация может показать фауну, обитавшую в районе проведения анализа, а также культурное значение[8].

Некоторые аспекты

Отношения и взаимодействие человека и животных в доисторический период были самыми разнообразными: от источника пищи до более социальной роли в обществе. Животные использовались и в неэкономических целях, например, как часть человеческого погребения. Однако в большинстве случаев зооархеология сосредотачивалась на том, кто и что ел, рассматривая различные останки, такие как кости, зубы и рыбья чешуя. В XXI веке исследователи начали интерпретировать животных в доисторический период в более широких культурных и социальных рамках, уделяя внимание тому, как животные влияли на человека. Существуют свидетельства того, что такие животные, как горный лев или ягуар, использовались в ритуальных целях, но не употреблялись в пищу.

Захоронения животных появились ещё в доисторические времена, а их примеры относятся к мезолиту. В Швеции на стоянке Скатехольм I собаки были найдены похороненными вместе с детьми до восьми лет или сами по себе. Некоторые из собак, похороненных в одиночку, имели погребальные предметы, похожие на их человеческих современников, такие как кремневое оружие и оленьи рога. Между тем, в тот же период времени возникла стоянка Скатехольм II, которая сильно отличалась от Скатехольма I, так как собаки были похоронены вдоль северной и западной границ могильного участка. В другом захоронении в Сибири у озера Байкал, известном как могильник эпохи раннего неолита «Локомотив», среди человеческих могил было обнаружено захоронение волка. Вместе с волком, но немного ниже него, был захоронен мужской человеческий череп. Порода волка не была местной для этой местности, поскольку здесь было тепло, а другие исследования этой местности не выявили других мест обитания волков. Базалийский и Савельев предполагают, что присутствие и значение волка, возможно, отражает удачные попытки одомашнивания этого животного. Другой пример произошел в 300 г. до н. э. в Пазырыке, известном как Пазырыкские захоронения, где десять лошадей были похоронены вместе с человеком. Лошади были полностью украшены седлами, подвесками и другими ценностями. Эрика Хилл, профессор археологии, считает, что захоронения доисторических животных могут пролить свет на взаимоотношения человека и животного[9].

Примечания

  1. Археозоология - Sapiens: Антропология и биоархеология (22 июня 2022). Дата обращения: 20 мая 2024.
  2. РЮТИМЕЙЕР ЛЮДВИГ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  3. Сборник статей. Новейшие археозоологические исследования в России. К столетию со дня рождения В. И. Цалкина. — Litres, 2022-05-15. — 225 с. — ISBN 978-5-457-45043-1.
  4. The Skeletal System of Mammals (англ.). Sciencing. Дата обращения: 20 мая 2024.
  5. Кости животных. Зооархеология. Тафономия. arhiv-history.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  6. Ermanno Rizzi, Martina Lari, Elena Gigli, Gianluca De Bellis, David Caramelli. Ancient DNA studies: new perspectives on old samples // Genetics Selection Evolution. — 2012-07-06. — Т. 44, вып. 1. — С. 21. — ISSN 1297-9686. — doi:10.1186/1297-9686-44-21.
  7. Своеобразие зооархеологических исследований. spravochnick.ru. Дата обращения: 20 мая 2024.
  8. Плохенко Борис Геннадьевич. Изучение фаунистических остатков в этноархеологии как пример палеоэкономических реконструкций // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. — 2014. — Вып. 4. — С. 119–129. — ISSN 2074-8132.
  9. В ранненеолитических захоронениях человека обнаружили собаку и волка. www.kommersant.ru (6 июня 2011). Дата обращения: 20 мая 2024.