Кимоно

Кимоно
яп. 着物
 Япония
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Кимоно́ (яп. 着物[1]) — дословно означает одежда, костюм, часто состоящий из нескольких разных слоёв. В современном понятии — туникообразный халат с запа́хом направо (погребальные кимоно запа́хиваются налево). Для женщин и мужчин в крое костюма нет различий. Прародителем является широкий халат с широкими рукавами (ханфу), который носили в Китае. Основные черты современного кимоно сложились в эпоху ЭдоXVII по XIX век)[2][3].

История костюма

Айны — коренные жители Японии, носили простой, довольно короткий Т-образный халат. Японский народ, переселившийся с Корейского полуострова на острова, трансформировал наряд айнов, объединив его с китайским халатом ханьфу (ханфу). Эта трансформация происходила на протяжении нескольких веков[1].

Термин «кокуфу» («японский стиль») впервые появился в период Хэйан (7941185 годы). Сложился он благодаря высоким запросам богатых аристократов. Творческий поиск проходил в рамках национальных эстетических принципов под влиянием синтоистских обычаев. Результатом этих поисков стали многослойные и богато украшенные наряды, которые были предназначены для японской аристократии. От китайского стиля эти наряды отличали утончённость и женственность (независимо от пола). При их изготовлении использовались дорогие материалы, на которые наносились сложные узоры. Всё это подчёркивало высокий статус владельцев. В этот период появился халат «косодэ» с узкими рукавами, который аристократы носили как нижнее платье, а низшие слои населения как верхнюю одежду[4][3].

В VII веке в стране появился свод законов, названный Тайхо рицурё. В нём наравне с законами гражданского и уголовного права был введён строгий регламент ношения одежды аристократами, чиновниками и военными. Девятнадцатый закон этого кодекса, именуемый «Закон об одежде» или «Закон о придворных одеяниях», в статье № 14 подробно описывает, в какой одежде должны быть люди, находящиеся при дворе, — от цесаревичей до простых чиновников. Всем лицам, находящимся при дворе, предписывалось иметь надлежащий вид, согласно своего класса и ранга[3][5].

Вот пример форменного одеяния безрангового чиновника[5]:

Безранговые чиновники при посещении государева дворца по служебным делам всегда должны надевать: чёрную гладкую головную повязку (соман); коричневое длинное платье (кохо); чёрный пояс; белые носки; кожаные туфли.Статья 6.

Дамам, находившимся при дворе, предписывалось одеваться следующим образом[5]:

Царевны первого класса и ниже и дамы пятого ранга и выше не должны носить парадные головной убор, нижнюю юбку и туфли; в остальном всё одеяние одинаково с парадным.
Дамы шестого ранга и ниже, до начального, всегда должны носить причёску из накладных волос (гикэй). Цвет одежды как у мужа; тёмно-светло-зелёный украшенный пояс; зелёно-голубая верхняя юбка со складками (кэппикун); у дам начального ранга — без складок (юхада); белые носки; чёрные кожаные туфли.
Это одеяние носить в первый день начального месяца каждого сезона.Статья 11.

Наказания за несоответствующий наряд могли быть суровыми. Третья часть кодекса, содержащая статьи уголовного права так говорит о наказаниях за невыполнение правил траура по близким родственникам[6]:

Если кто-либо до окончания срока траура сменит траурную одежду на обычную, то ему 100 палок.
Если совершается траур по старшим родственникам от второго колена и далее, то наказание соответственно уменьшать на две ступени, а при трауре по младшим родственникам — уменьшать ещё на одну ступень.Статья 30.


Во время периодов Камакура (1185—1333 годы) и Муромати (13361573 годы) кимоно всё более упрощалось и унифицировалось. В XII веке к власти в Японии пришло военное сословие, появился институт сёгуната и новый класс — самураи. С этого времени началась активная демократизация культуры. В костюме также произошли множественные изменения. Носить кимоно стали разные слои общества. Появились новые элементы одежды, такие как носки «таби», кофта «хаори», пояс-шнур и другие. В этот период на основании учения Дзен создавалась новая система ценностей и эстетических воззрений. Появилась мода на мужественный стиль. Неотъемлемым атрибутом этого стиля в одежде стали штаны «хакама», дополнившие кимоно[3][4].

Временем расцвета наряда кимоно стал период Эдо (16031868 годы). Состоятельные жители Японии старались продемонстрировать своё богатство и изысканный вкус с помощью наряда. В XVIII веке, чтобы сохранить свой статус, пришлось от имени аристократии издать указ, в котором запрещалось обычным гражданам носить дорогую одежду или применять богатый декор. Этот запрет умело обходили, надевая дорогие костюмы под более скромные. В этот период появилось множество видов и стилей костюма. Они отражали как региональные особенности, так и социальный статус владельцев. Большой вклад в развитие моды в этот период внесли актёры театра Кабуки. Под их влиянием пояс у женского кимоно стали делать более широким и повязывать выше талии[3][4].

После реформы, проведённой Мэйдзи, в конце XIX века в Японию приходит мода на европейский костюм. В это время, в противовес «ёфуку» («западному платью»), в Японии появился термин «вафуку» («японская одежда»). У мужчин рабочей формой одежды стал европейский костюм, а традиционное кимоно перешло в разряд домашней одежды. У женщин кимоно стало в основном нарядом для праздников и церемоний. В начале XX века появился новый вид кимоно — «хомонги», который стал универсальным и подходил для любого случая выхода из дома. Рабочей одеждой кимоно стало только для гейш и майко[1].

Главное отличие женского наряда начала XX века от современного — это его многослойность. Надевалось сразу несколько нижних контрастных кимоно. В магазинах их продавали комплектами из двух, трёх и более слоёв, сочетавшихся по цвету. Именно эти комплекты и стали называться «кимоно»[3].

О чём говорит кимоно

Кимоно с хризантемами из коллекции художественного музея Метрополитен, США

Кимоно — это не просто одежда. Это цельный образ, несущий в себе большую смысловую нагрузку. Изначально при декорировании одежды использовались орнаменты и цвета, которые являлись оберегами, определёнными символами, либо знаками отличия[3].

Значения цвета и орнамента было взято из культов синтоизма и буддизма. Всё имело свои магические свойства. Например считалось, что цвет огня и крови (красный цвет) защищает от пожара и восстанавливает здоровье. Белый в синтоизме — цвет богов. Император, как их потомок носил одеяния белого цвета. Из орнаментов самыми благоприятными считались изображения дракона и феникса, которые отгоняли злых духов и давали власть и силу[3].

В японской культуре существует понятие «котодама», исток которого находится в вере в магию слова. Эта вера отразилась и на орнаменте кимоно. Орнамент должен был ассоциироваться только с хорошими словами и понятиями. Например, такими, как «расти», «продолжаться», «укрываться», «танцевать» и другими[3].

К XIV веку сформировались принципы сезонности цвета и орнамента. По японской традиции каждый орнамент должен предварять сезон, которому он соответствует. Например, кимоно с изображением распустившейся хризантемы следовало надевать в момент, когда в природе только появились бутоны этого цветка[3]. В каждом месяце было минимум два сезона, связанных с цветением какого-либо растения. Поэтому настоящая модница могла иметь минимум 24 кимоно[1].

Одним из видов орнамента кимоно являются фамильные гербы (камоны). Они указывают на принадлежность к тому или иному роду. Предназначены такие кимоно только для формальных встреч[4].

Основные принципы, которыми руководствуются японцы при выборе кимоно[3]:

  • благоприятное значение (каждый подобранный цвет и изображённый на ткани узор должны иметь благоприятное значение);
  • соответствие ситуации;
  • сезонность.

Виды современных кимоно

Женщины в кимоно, улица Нибантё, Канадзава, Япония, 2016 год

В настоящее время существует множество видов кимоно, различающихся по форме, декору, назначению и материалу.

  • Фурисодэ (яп. 振袖, буквальный перевод — «развивающийся рукав») — имеет длинные свисающие рукава. Предназначено для молодых незамужних девушек. Часто надевается по официальным торжественным случаям. Например, на церемонию совершеннолетия (сейдзин-но-хи) или свадебные церемонии[1][4].
  • Томэсодэ (яп. 黒留袖) — это кимоно замужней женщины. Имеет более короткие рукава и менее яркие узоры. Бывает двух видов[1][4]:
  1. Куротомэсодэ — чёрное, с орнаментом по подолу. Оно украшается гербами семьи. Надевается только по самым торжественным случаям, таким как свадьбы.
  2. Иротомэсодэ — цветное, так же с орнаментом по подолу. Надевается по менее официальным праздникам.
  • Иромудзи (яп. 色無地) — однотонный наряд нежных расцветок. Предназначен для чайных церемоний[1].
  • Комон (яп. 小紋) — имеет мелкий повторяющийся узор. Предназначено для повседневных прогулок и встреч с друзьями[1][4].
  • Сусохики (яп. 裾引き) — кимоно со шлейфом. Его носят гейши и исполнительницы традиционных танцев[1].
  • Хоумонги (яп. 訪問着) — наряд с орнаментом по подолу и на рукавах. Предназначен для праздничных неофициальных встреч[1].
  • Цукесагэ (яп. 付け下げ) — наряд со скромным орнаментом на подоле. Предназначен для повседневной носки[1].
  • Мофуку (яп. 喪紋) — полностью чёрное кимоно. Надевается на церемонию похорон[1].
  • Юката — яркое кимоно, часто с весёлыми узорами. Шьётся из лёгкой хлопчатобумажной ткани. Предназначено для летних фестивалей и посещения общественных бань[4].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Попова Е. Кимоно (着物). Творческий альманах Artifex.ru. Дата обращения: 28 октября 2025.
  2. Кимоно. Большая российская энциклопедия: электронная версия. Дата обращения: 28 октября 2025. Архивировано 28 октября 2025 года.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Хованчук О. А. Особенности формирования японского традиционного костюма и эстетического мировоззрения // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2009. — № 4. — С. 58—64.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 История японских кимоно: символика и виды. Портал о Японии JapanTimes.ru. Дата обращения: 28 октября 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 XIX. Придворные одеяния // Свод законов Тайхорё. 702-718 годы / Вступительная статья, перевод с древнеяпонского и комментарий K. А. Попова; Ответственный редактор П. П. Топеха. — М.: Наука, 1985. — Т. 2. XVI --- XXX законы. — С. 45—50.
  6. Тайхо рицурё. Уголовный кодекс. III. Административно-уголовный закон (сикисэйрицу). ДревЛит: библиотека древних рукописей. Дата обращения: 3 ноября 2025. Архивировано 3 ноября 2025 года.