Кабуки
| Кабуки | |
|---|---|
| | |
| Тип | Исполнительские искусства |
| Страна |
|
| Область | Традиционный театр |
| Ссылка | 00253 |
| Регион | Страны Азии и Тихого океана |
| Включение | 2008 год (3 сессия) |
Кабу́ки (яп. 歌舞伎, буквально — ремесло песенного танца) — один из видов традиционного японского театра, представляющий собой синтез драмы, танца и музыки. Характерными особенностями являются сложный грим (кумадори), стилизованные костюмы, использование ханамити (сценического помоста) и специфическая манера исполнения[1]. В 2008 году кабуки включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[2].
История
Кабуки — один из основных видов традиционного японского театра, сложившийся в эпоху Эдо в начале XVII века и получивший распространение среди городских жителей[3]. Возникновение кабуки связывают с деятельностью Окуни, танцовщицы из Киото, которая в 1603 году начала исполнять ритуальные танцы с элементами театрализации. Первоначально представления носили название «юдзё кабуки» (кабуки куртизанок) и часто имели фривольный характер[1].
Изначально в труппах Кабуки состояли актёры обоих полов, однако в 1629 году сёгунат Токугава запретил выступления женщин, что привело к формированию традиции исполнения всех ролей мужчинами, что стало традицией, сохраняющейся до настоящего времени. Актёров, которые играли женщин, называли «оннагата». Параллельно вводились ограничения на театральные костюмы и содержание пьес[1].
К XVIII веку сформировались основные амплуа: «арагото» (стилизованный, героический тип) и «вагото» (сдержанный, реалистичный тип). Развитие драматургии связано с творчеством Тикамацу Мондзаэмона, а сценография обогатилась вращающейся сценой и системой люков[1].
В отличие от театра Но, который был предназначен для элиты японского общества, театр Кабуки считался искусством для более бедной прослойки населения — горожан. После Реставрации Мэйдзи (1868 год) предпринимались усилия по адаптации искусства Кабуки к современным требованиям и повышению его статуса в глазах аристократии и интеллигенции[3].
Особенности театра
В основе спектаклей Кабуки лежат исторические хроники и сюжеты, связанные с морально-этическими конфликтами. Характерной чертой является особая манера декламации, которая исполняется монотонно[3]. Музыкальное сопровождение осуществляется ансамблем хаяси в сопровождении традиционных японских музыкальных инструментов (сямисена и ударных)[4].
Сцена театра оснащена вращающимся механизмом и системой люков, позволяющей актёрам мгновенно появляться и исчезать. Конструктивной особенностью является также ханамити — специальный помост, ведущий от сцены через зрительный зал[3].
К отличительным признакам Кабуки относятся синтез музыки, костюма, особенного грима («кумадори») и сложной сценографии, а также уникальный репертуар и сценические приёмы, такие как «миэ» — выразительная статичная поза, фиксирующая кульминационный момент в раскрытии образа персонажа. Техника «оннагата» предполагает глубокое перевоплощение мужчин в женский образ, включая освоение специфической пластики и голосового диапазона[4].
Современность
В 1928 году состоялись первые гастроли театра Кабуки в СССР, оказавшие влияние на кинорежиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна. В фильме «Иван Грозный» он использовал принцип «миэ» — выразительную статичную позу с акцентом на мимике, что получило дальнейшее развитие в кинематографе через систему крупных планов. Театральный режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд проявлял интерес к искусству кабуки и поддерживал связи с японскими искусствоведами[4].
В настоящее время Кабуки сохраняет статус наиболее популярного вида классического театрального искусства в Японии, в котором все роли исполняются мужчинами. Ведущие театры осуществляют активную гастрольную деятельность, в том числе в рамках программ культурного обмена между Россией и Японией[4].
В ноябре 2002 года в Киото установили памятник танцовщице Окуни в честь 400-летия театра кабуки[5]. В 2008 году первые виды японского исполнительского искусства — Кабуки, Но и Кёгэн, Бунраку — включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[6]. Но при общем росте развлекательного рынка Японии традиционные японские исполнительские искусства, включая кабуки, переживают системный кризис[7].
Литература
- Гундзи М. Японский театр Кабуки / пер. с яп. Б. В. Раскина. — Прогресс.: Прогресс, 1969. — 230 с.
- Хамамура Ё., Сугавара Т. и др. Кабуки. — М.: Искусство, 1965. — 204 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Анарина Н. Г. Кабуки. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (21 мая 2022). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Kabuki theatre (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage (2008). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Аневич Ю. Е. Театр кабуки как культурносоциальное явление в истории Японии: особенности развития // The Newman in Foreign policy. — 2018. — № 40 (84).
- ↑ Кузнецов Е. Памятник актёру театра Кабуки в Киото. Необычные места и памятники (2021). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Все формы театрального искусства Японии. Японская национальная туристическая организация. Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ В Японии падает интерес к традиционному театральному искусству кабуки и но. Акционерное общество «Евразийская медиа группа» (9 сентября 2025). Дата обращения: 11 ноября 2025.