Грим

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

У этого термина существуют и другие значения, см. Грим (значения).

Кавендиш Мортон в роли Шейлока — прогресс в гриме

Грим (от фр. grimerбукв. подкрашивать лицо) — это специальные косметические средства и техники их нанесения, используемые для изменения внешности человека с целью создания определённого образа или персонажа. Грим применяется в различных сферах, таких как театр, кино, телевидение, фотография, карнавалы, маскарады и другие[1].

История грима

Сэвендиш Мортон в роли Фальстафа — прогресс в создании грима

Грим, как искусство изменения внешности, имеет богатую и многообразную историю. Эта практика, которая сочетает косметические и художественные методы, использовалась на протяжении тысячелетий для различных целей — от религиозных и ритуальных до развлекательных и артистических.

Древний Египет

Одной из первых цивилизаций, использовавших грим, был Древний Египет. Египтяне применяли натуральные красящие вещества, такие как охра, уголь и малахит, для подкрашивания глаз, кожи и волос. Эти косметические практики не только имели эстетическое значение, но и выполняли защитную функцию, предохраняя кожу от солнца и песка. Грим также имел религиозное значение и часто использовался в ритуалах, где цвета символизировали божественные силы и статусы[1].

Древняя Греция и Рим

В Древней Греции грим использовался для театральных представлений. Актёры наносили яркие краски и наносили маски для создания различных персонажей, что позволяло зрителям легко различать роли на сцене. Греческие трагедии и комедии требовали яркого грима для подчёркивания эмоций и состояний героев.

В Риме грим продолжил своё развитие, где женщины использовали косметические средства для создания идеального образа. Помада и крема на основе растительных экстрактов были популярны, а также применялись сложные техники для создания макияжа[1].

Средние века

В Средние века использование грима и косметики стало менее распространённым, особенно в христианской Европе, где акцент был на скромности. Однако, в некоторых культурах, например, в арабских и восточных, грим оставался важной частью повседневной жизни. Женщины продолжали использовать косметику для украшения, несмотря на религиозные ограничения.

С Ренессансом в Европе произошло возрождение интереса к искусству и культуре, что также затронуло и грим. В театре того времени активно использовались маски и сложные костюмы, что требовало новых подходов к гриму. Художники и актёры работали над созданием более выразительных образов для сценических представлений[1].

XIX и XX века

С появлением театра и кино в XIX веке грим получил новое развитие. В театре викторианской эпохи и позднее, в киноиндустрии, грим стал неотъемлемой частью создания персонажей. Специальные техники и материалы начали использоваться для создания более сложных и выразительных образов. К XX веку гримëры начали использовать пластичные материалы, такие как латекс и силикон, для создания трюков и эффектов, что позволило значительно расширить возможности грима[1].

Современные тенденции

В XXI веке грим продолжает развиваться, интегрируясь с новыми технологиями и стилями. Синтез искусственного и натурального, инновационные подходы и материалы позволяют гримёрам создавать невероятные образы, от фантастических существ в кино до художественных концепций в фотографии и моде.

История грима — это история культурных и художественных изменений, отражающих как эволюцию эстетических стандартов, так и технологические достижения. От древних ритуалов до современного искусства грима, это искусство остаётся важной частью человеческой самовыражения и креативности, показывая, как через изменение внешности можно создавать новые миры и персонажи[1].

Техники и материалы

Брендан Джордан, с макияжем (сентябрь 2019)

Современные техники грима включают в себя использование широкого спектра материалов, таких как:

  • Кремовые и жидкие основы — обеспечивают ровное нанесение и стойкость цвета.
  • Пудры и румяна — помогают создать текстуру и придать естественность.
  • Краски на водной или масляной основе — используются для создания ярких и длительных эффектов.
  • Продукты для специального эффекта — такие как латекс или гель, для создания ран, бородавок и других эффектов.

Техники, используемые для гримирования, могут варьироваться от простого нанесения макияжа до сложных процессов, таких как лепка и создание объёмных элементов[2].

Виды и функции грима

Женщина с радужным макияжем на теле

Существуют два основных вида грима: живописный и объёмный (пластический). Живописные техники грима подразумевают использование только краски для создания иллюзии объёма — нужные углубления и выпуклости просто рисуются на лице, изменяя цвет кожи. Объёмный грим включает использование накладок, наклеек и подтяжек, а также постижерных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает нанесение на кожу эластичных накладок из пенолатекса или силикона.

Основные материалы для создания пластических накладок — различные виды силикона, латекса (обычно вспененного), желатиновые смеси, полиуретаны и другие эластичные материалы.

Впервые вспененный латекс был получен в 1929 году в лаборатории разработки латекса Dunlop в Бирмингеме британским учёным E. A. Мерфи. Мерфи использовал обычный кухонный миксер, чтобы взбить первую в истории порцию латексной пены. И только спустя много лет пенолатекс стал широко использоваться гримерами[3].

История развития пластического грима в России и Советском Союзе началась в 1930 году. Первые упоминания о латексе появились у Р. Д. Раугула в статье «Новые приёмы грима как средство обогащения выразительности актёра». Большая исследовательская работа в области пластического грима проводилась в мастерской пластического грима киностудии «Мосфильм» под руководством художника-гримёра Владимира Георгиевича Яковлева. Успешные результаты этой работы позволили широко использовать пластический грим в советском кинопроизводстве.

После распада СССР цех пластического грима на «Мосфильме» пришёл в упадок, и на рынке появились независимые мастера и студии. Для изменения внешности гримёры также используют постижерные изделия — накладные усы, бороды, парики и так далее. Нередко для изменения прикуса используются вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из стоматологических материалов.

Гримёрные материалы и краски, наносимые на кожу, должны быть безопасными и гипоаллергенными, и должны легко смываться без вреда для здоровья. Совершенствование современных гримёрных технологий происходило и продолжает происходить преимущественно на киностудиях в США как в стране с развитой киноиндустрией[3].

Танцовщица-павлин с боди-артом

Основные функции грима

  • Создание или изменение внешности. Грим позволяет скрыть или подчеркнуть определённые черты лица, изменить цвет кожи, глаз, волос, добавить морщины, шрамы, бородку и другие элементы.
  • Подчёркивание эмоций и выражения лица. Специальные техники грима помогают усилить или смягчить мимику актёра, сделать её более выразительной.
  • Соответствие образу персонажа. Грим используется для того, чтобы максимально точно воссоздать внешность вымышленного героя, исторической личности или любого другого образа[3].

Виды грима:

  • Театральный грим — используется в театральных постановках, балете, опере. Отличается яркостью и контрастностью, чтобы быть заметным даже с дальних рядов зрительного зала.
  • Кинематографический грим — применяется в кино и на телевидении. Должен выглядеть естественно и гармонично на крупных планах.
  • Фантазийный грим — используется для создания сказочных, фантастических, мифологических образов.
  • Исторический грим — воссоздаёт внешность людей определённых исторических эпох.
  • Грим для спецэффектов — применяется для создания ран, шрамов, ожогов, протезов и других визуальных эффектов.

Грим накладывается с помощью различных инструментов — кистей, спонжей, аэрографа, а также специальных косметических средств — тональных основ, румян, теней, помад, клеев, латексов и так далее. Профессиональные гримёры должны обладать обширными знаниями в области анатомии, физиологии, цветоведения, а также владеть техниками макияжа, скульптурирования, протезирования[3].

Гримёрные средства

Гримёрные средства — это специализированные косметические и технические материалы, используемые в гриме для изменения внешности человека с целью создания различных образов и персонажей. Эти материалы находят широкое применение в театре, кино, телевидении, фотографии, а также на мероприятиях, таких как карнавалы и маскарады. Гримёрные материалы делятся на несколько категорий в зависимости от их назначения и свойств.

Основные виды гримёрных материалов

Основы и тональные средства

  • Тональный крем — это основа, которая используется для выравнивания тона кожи. Он может быть представлен в различных формах: крем, жидкость, пудра и стик. Эти продукты помогают скрыть недостатки кожи и создать идеальное покрытие.
  • Продукты на масляной и водной основе — используются в зависимости от желаемого эффекта. Масляные средства обеспечивают стойкость и глубину цвета, в то время как водные составы легче в нанесении и более удобны для быстрого изменения образов.
  • Краски и пигменты

Краски для грима бывают двух основных типов:

  1. Жидкие краски — часто на водной основе, простые в нанесении и легко смываются. Они широко используются для создания ярких образов на сцене и на фотографии.
  2. Кремовые и пудровые пигменты — обеспечивают более плотное покрытие и возможность создания текстур. Эти краски идеально подходят для сценического и театрального грима.
  • Материалы для специальных эффектов

Материалы для специальных эффектов играют ключевую роль в создании объёмных и реалистичных образов. К ним относятся:

  1. Латекс — используется для создания различных эффектов, таких как раны, шрамы и другие изменения кожи. Латекс легко формуется и с ним можно работать, создавая объёмные элементы.
  2. Силикон — более современный и безопасный материал, используемый для создания прочных и гибких прокладок и эффектов. Он обеспечивает более естественный внешний вид по сравнению с латексом.
  3. Пластика и гель — могут использоваться для создания текстур и эффектов, таких как ожоги или порезы.
  • Уходовые средства

Уходовые средства включают в себя различные лосьоны и масла, предназначенные для подготовки кожи к нанесению грима и для его удаления. Эти продукты помогают защитить кожу от возможных раздражений и делают процесс гримирования более комфортным.

  • Инструменты для нанесения

Грамотное использование гримёрных материалов невозможно без соответствующих инструментов. Важнейшие из них:

  1. Кисти и спонжи — используются для точного нанесения грима. Разные формы и размеры кистей позволяют создать различные текстуры и эффекты.
  2. Палитры и шаблоны — помогают в рисовании и создании сложных изображений на коже или в технике body art.

Гримёрные материалы являются неотъемлемой частью искусства грима, позволяя создавать уникальные образы и впечатляющие визуальные эффекты. Постоянное развитие технологий и материалов в этой области неизменно влияет на креативные подходы и возможности для артистов на сцене и экране. В результате гримёрные материалы становятся важным инструментом как для профессиональных гримёров, так и для любителей, стремящихся к самовыражению и креативности через художественное преобразование своей внешности[4].

Литература

Товарный словарь / Пугачёв И. А.. — Москва: Государственное издательство торговой литературы, 1957.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 История грима. Реферат. Культурология. Bibliofond (15 января 2014). Дата обращения: 22 августа 2024.
  2. Искусство трансформации: профессиональные методы создания образа в макияже. Apni. Дата обращения: 22 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Театральный грим и его особенности. Videoforme. Дата обращения: 22 августа 2024.
  4. Театральный грим — история, инструкции, советы. Mouo.tuk.obr55. Дата обращения: 22 августа 2024.