Но (театр масок)

Unesco Cultural Heritage logo.svgUNESCO-ICH-blue.svg Нематериальное наследие ЮНЕСКО
Но
Masque japonais théâtre Nô Démon Hannya – Onnamen – Okina.jpg
Тип Исполнительские искусства
Страна  Япония
Область Традиционный театр
Ссылка 00012
Регион Страны Азии и Тихого океана
Включение 2008 год (3 сессия)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе


Теа́тр Но (яп. , «мастерство, совершенство»), также Нога́ку (яп. 能楽, «совершенная музыка») — классический японский театр, сочетающий драматическое искусство, музыку и танец[1]. С 2008 года искусство Но включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[2].

История происхождения

Театр Но — один из древнейших видов традиционного японского искусства, оказавший значительное влияние на развитие театра Кабуки и Бунраку. Истоки Но и Кёгэн восходят к представлениям сангаку, проникшим в Японию из Китая в конце VIII века. Изначально термин «сангаку» объединял разнообразные народные представления — от акробатических номеров и танцев до комических сценок. Впоследствии эти представления эволюционировали и стали известны как саругакуобезьянье искусство»), сохранив элементы китайской традиции, но адаптировав их к японской культуре[3].

Бродячие актёры саругаку-хоси включали свои номера в программы религиозных празднеств. Пьесы стали называть «Но» (что означало «мастерство»). Первоначально театр Но был связан с религиозными церемониями и выполнял не только художественную, но и духовную функцию[4].

Расцвет театра Но пришёлся на период Муромати (13361573). Годом его официального возникновения считается 1375 год, когда в городе Нара состоялось первое признанное представление[5]. Основоположником театра считается Канъами Киёцугу (1333—1384), а его сын Дзэами Мотокиё (ок. 1363—1443) систематизировал искусство Но в философских трактатах[1]. Дзэами также обработал тексты драм Но, создал хореографию танцев и написал музыку для постановок[5].

При сёгунате Асикага театр Но и Кёгэн пользовались поддержкой влиятельных самураев и считались искусством, доступным преимущественно аристократии и воинскому сословию[3].

Художественные особенности

Гравюра спектакля в театре Но (1891 год)

Театр Но представляет собой синтез ритуального действа и сценического искусства. Каждый элемент спектакля — от пластического жеста и вокальной интонации до смысловой паузы — подчинён задаче воплощения эстетического идеала югэн — «прелесть недосказанности». Движения актёров отличаются медленным и плавным характером, что побуждает зрителя к созерцанию и домысливанию[4].

Сценография следует строгому архитектурному канону, включающему основной помост с ритуальной крышей, соединительную галерею (хасикакари) и «зеркальный зал» (кагами-но ма) для подготовки исполнителей[4]. Особенностью театра является традиция исполнения всех ролей актёрами-мужчинами, использующими стилизованные резные маски (омотэ), систему символических жестов (ката) и скользящую походку (хакоби)[6].

Система персонажей включает главного героя-ситэ (часто духа умершего), его антагониста-ваки (обычно монаха или странника), их спутников и комедийных персонажей кёгэн[6]. Драматургической основой служат сюжеты из японской мифологии, буддийских притч и историй о беспокойных душах[3].

Музыкально-вокальная составляющая представлена ансамблем хаяси с бамбуковой флейтой нокан и тремя типами барабанов, а также вокальной партией ёкёку, сочетающей речитатив и распев[1]. Представления строятся по принципу дзё-ха-кю (начало — разрыв — стремительный финал) и включают чередование серьёзных драм с комическими интермедиями кёгэн[5].

Современное состояние

В 1957 году театр Но признан важнейшим нематериальным культурным достоянием Японии[4]. С 2008 года искусство Но (Ногаку) включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[2].

Театр Но поддерживается Министерством культуры Японии, университетами и фондами. Подготовка актёров ведётся через систему традиционного ученичества в пяти основных школах. Национальный театр Но в Токио, возрождённый в 1983 году, проводит регулярные представления и образовательные программы[3].

В начале XXI века в Японии насчитывается около 1500 профессиональных исполнителей Но[1]. Для адаптации классических произведений исспользуются субтитры, сопроводительные буклеты, мастер-классы и интерактивные лекции, а также современные световые и звуковые технологии, не нарушающие традиционную суть искусства[6].

Литература

  • Анарина Н. Г. Японский театр Но. — М.: Наука, 1984. — 213 с.
  • Дзэами М. Предание о цветке стиля (Фуси кадэн) / пер. со старояп., исслед. и коммент. Н. Г. Анариной. — М.: Наука, 1989. — 198 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Есипова М. В. Но. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 11 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 Nôgaku theatre (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 11 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 8 ноября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Лемзякова А. А., Новак М. В. Театральные искусства Японии в прошлом и настоящем: основные характеристики и особенности // Наука. Искусство. Культура. — 2018. — № 1 (17).
  5. 5,0 5,1 5,2 Ильенко В. Таинственный театр Но. Вокруг света (28 июля 2020). Дата обращения: 11 ноября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Театр Но. JRTS (06.2025). Дата обращения: 11 ноября 2025.

Ссылки