Но (театр масок)
| Но | |
|---|---|
| | |
| Тип | Исполнительские искусства |
| Страна |
|
| Область | Традиционный театр |
| Ссылка | 00012 |
| Регион | Страны Азии и Тихого океана |
| Включение | 2008 год (3 сессия) |
Теа́тр Но (яп. 能, «мастерство, совершенство»), также Нога́ку (яп. 能楽, «совершенная музыка») — классический японский театр, сочетающий драматическое искусство, музыку и танец[1]. С 2008 года искусство Но включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[2].
История происхождения
Театр Но — один из древнейших видов традиционного японского искусства, оказавший значительное влияние на развитие театра Кабуки и Бунраку. Истоки Но и Кёгэн восходят к представлениям сангаку, проникшим в Японию из Китая в конце VIII века. Изначально термин «сангаку» объединял разнообразные народные представления — от акробатических номеров и танцев до комических сценок. Впоследствии эти представления эволюционировали и стали известны как саругаку («обезьянье искусство»), сохранив элементы китайской традиции, но адаптировав их к японской культуре[3].
Бродячие актёры саругаку-хоси включали свои номера в программы религиозных празднеств. Пьесы стали называть «Но» (что означало «мастерство»). Первоначально театр Но был связан с религиозными церемониями и выполнял не только художественную, но и духовную функцию[4].
Расцвет театра Но пришёлся на период Муромати (1336—1573). Годом его официального возникновения считается 1375 год, когда в городе Нара состоялось первое признанное представление[5]. Основоположником театра считается Канъами Киёцугу (1333—1384), а его сын Дзэами Мотокиё (ок. 1363—1443) систематизировал искусство Но в философских трактатах[1]. Дзэами также обработал тексты драм Но, создал хореографию танцев и написал музыку для постановок[5].
При сёгунате Асикага театр Но и Кёгэн пользовались поддержкой влиятельных самураев и считались искусством, доступным преимущественно аристократии и воинскому сословию[3].
Художественные особенности
Театр Но представляет собой синтез ритуального действа и сценического искусства. Каждый элемент спектакля — от пластического жеста и вокальной интонации до смысловой паузы — подчинён задаче воплощения эстетического идеала югэн — «прелесть недосказанности». Движения актёров отличаются медленным и плавным характером, что побуждает зрителя к созерцанию и домысливанию[4].
Сценография следует строгому архитектурному канону, включающему основной помост с ритуальной крышей, соединительную галерею (хасикакари) и «зеркальный зал» (кагами-но ма) для подготовки исполнителей[4]. Особенностью театра является традиция исполнения всех ролей актёрами-мужчинами, использующими стилизованные резные маски (омотэ), систему символических жестов (ката) и скользящую походку (хакоби)[6].
Система персонажей включает главного героя-ситэ (часто духа умершего), его антагониста-ваки (обычно монаха или странника), их спутников и комедийных персонажей кёгэн[6]. Драматургической основой служат сюжеты из японской мифологии, буддийских притч и историй о беспокойных душах[3].
Музыкально-вокальная составляющая представлена ансамблем хаяси с бамбуковой флейтой нокан и тремя типами барабанов, а также вокальной партией ёкёку, сочетающей речитатив и распев[1]. Представления строятся по принципу дзё-ха-кю (начало — разрыв — стремительный финал) и включают чередование серьёзных драм с комическими интермедиями кёгэн[5].
Современное состояние
В 1957 году театр Но признан важнейшим нематериальным культурным достоянием Японии[4]. С 2008 года искусство Но (Ногаку) включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[2].
Театр Но поддерживается Министерством культуры Японии, университетами и фондами. Подготовка актёров ведётся через систему традиционного ученичества в пяти основных школах. Национальный театр Но в Токио, возрождённый в 1983 году, проводит регулярные представления и образовательные программы[3].
В начале XXI века в Японии насчитывается около 1500 профессиональных исполнителей Но[1]. Для адаптации классических произведений исспользуются субтитры, сопроводительные буклеты, мастер-классы и интерактивные лекции, а также современные световые и звуковые технологии, не нарушающие традиционную суть искусства[6].
Литература
- Анарина Н. Г. Японский театр Но. — М.: Наука, 1984. — 213 с.
- Дзэами М. Предание о цветке стиля (Фуси кадэн) / пер. со старояп., исслед. и коммент. Н. Г. Анариной. — М.: Наука, 1989. — 198 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Есипова М. В. Но. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Nôgaku theatre (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Лемзякова А. А., Новак М. В. Театральные искусства Японии в прошлом и настоящем: основные характеристики и особенности // Наука. Искусство. Культура. — 2018. — № 1 (17).
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Ильенко В. Таинственный театр Но. Вокруг света (28 июля 2020). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Театр Но. JRTS (06.2025). Дата обращения: 11 ноября 2025.