Бунраку
| Бунраку | |
|---|---|
| | |
| Тип | Исполнительские искусства |
| Страна |
|
| Область | Кукольный театр |
| Ссылка | 00064 |
| Регион | Страны Азии и Тихого океана |
| Включение | 2008 год (3 сессия) |
Бунра́ку (яп. 文楽), также известный как Нингё дзёрури (яп. 人形浄瑠璃) — театр кукол, который наряду с Но и Кабуки является одним из трех основных традиционных исполнительских искусств в Японии. Бунраку является синтезом кукольного представления и музыкального повествования, исполняемого сказителем под аккомпанемент сямисэна. Признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества в 2008 году[1].
История
Истоки Бунраку восходят к началу XVII века, когда повествовательные песни монахов-бродяг, исполняемые под аккомпанемент струнного щипкового музыкального инструмента, объединились с искусством кукловодов[2]. Основы будущего театра сформировались с появлением более выразительного трёхструнного музыкального инструмента — сямисэна и развитием драматургического жанра дзёрури[3].
Расцвет Бунраку пришёлся на конец XVII — начало XVIII века и связан с именем драматурга Тикамацу Мондзаэмона (1653—1724), создавшего классические пьесы, такие как «Самоубийство влюблённых на Острове Небесных Сетей» (1703) и «Битва кохёганэ» (1715)[4]. Его произведения, разделённые на исторические хроники (дзидаимоно) и бытовые драмы (сэвамоно), заложили литературную основу репертуара театра[3].
В XVIII веке была усовершенствована техника управления куклами — вместо одного кукловода стали использовать трёх, что позволило достичь невиданной ранее выразительности движений[5]. Своё современное название театр получил по имени антрепренёра Уэмура Бунракукэна (1751—1810). Его труппа пользовалась большой популярностью в городе Осака в начале XIX века[1].
В XX и XXI веке Бунраку, столкнувшись с конкуренцией современных видов развлечений, сохранился как живое искусство благодаря государственной поддержке и деятельности Ассоциации Бунраку, основанной в 1963 году. Главной сценой является Национальный театр Бунраку в Осаке, открытый в 1984 году[1]. Труппа регулярно даёт представления в городах Японии, а также гастролирует по всему миру[4].
Особенности театра
Репертуар
Представления театра кукол Бунраку — развлечение не для детей, а для взрослых. Тематически пьесы Бунраку концентрируются на трагических и эмоциональных сюжетах, часто показывающих взаимоотношения человека с обществом, честь и верность, страдание и любовь. В спектаклях оживают образы древних японских легенд и сказаний, события давно ушедших времён[6].
Основу репертуара составляют классические пьесы, созданные в период Эдо (1603–1868). Тематически они делятся на исторические хроники, часто о подвигах самураев, конфликтах между долгом и чувством[7], а также на «бытовые драмы», рассказывающие о трагических судьбах горожан, торговцев, куртизанок[3]. В современном репертуаре сохранилось около 160 из 700 старинных пьес. Спектакли, которые раньше длились целый день, были сокращены с первоначальных шести до двух—трёх актов[1].
Техника проведения спектакля
Каждый спектакль является синтезом трёх искусств. Рассказчику (таю) в кукольном театре отведено особое место[3].
- Дзёрури — песенный сказ (декламация). Текст пьесы нараспев читает сказитель (таю). Он располагается на сцене на специальном возвышении — платформе юка. Таю — виртуозный мастер, обладающий актёрским даром и сильным голосом. В его обязанности входит не только повествование, но и передача диалогов персонажей, их мыслей и описаний событий. Сказитель озвучивает как мужские, так и женские роли, искусно меняя голос и интонации в зависимости от персонажа и ситуации[3]. И хотя таю следует заранее написанному тексту, у него всегда остаётся пространство для импровизации[1].
- Сямисэн — музыкальное сопровождение. Музыкант находится рядом с таю. Он создаёт звуковой фон на трёхструнной колковой лютне, усиливает драматизм и ритмически организует действие. В некоторых пьесах используются флейта и барабаны.
- Нингё — кукольное представление. Большие шарнирные куклы высотой около 1—1,5 метров управляются тремя кукловодами (нингёдзукаи), которые видимы зрителям. Находятся на сцене за ширмой высотой по пояс[5].
Куклы
Куклы Бунраку — это сложные большие механизмы в изысканных костюмах, которые мастера изготавливают вручную, превращая их в произведения искусства[7]. Как и в традиционных японских театрах Но и Кабуки, в Бунраку существует система амплуа. Только здесь её основой служат не маски актёров, а сменные головы кукол. Эти головы, каждая для своего типа ролей, обладают сложными механизмами, позволяющими передавать эмоции: кукла может двигать бровями, глазами, ртом и даже пальцами[6].
Задача трёх кукловодов — тщательно координировать свои движения, чтобы жесты и позы куклы выглядели реалистично. Система управления отрабатывалась веками[6].
- Главный кукловод (омодзукаи) управляет головой и правой рукой куклы с помощью основного стержня, проходящего через её тело, и проводов, контролирующих мимику. Он работает без маскировки, в церемониальном кимоно[1].
- Помощник (хидаридзукаи) управляет левой рукой куклы[5].
- Младший помощник (асидзукаи) отвечает за движение ног[5].
Обучение мастерству кукловода занимает многие годы, начиная с детства. Ученики начинают с работы с ногами кукол. Через десять лет могут допустить к управлению левой рукой, и лишь после многолетней практики — к управлению головой и правой рукой[6]. Для сохранения и передачи традиций при Национальном театре Бунраку действует школа, где новое поколение артистов изучает мастерство управления куклами, декламации дзёрури и игры на сямисэне[1].
Литература
- Анарина Н. Г. Японский театр Но. — М.: Наука, 1984. — 213 с.
- Гришелёва Л. Д. Театр современной Японии. — М.: Искусство, 1977.
- Кужель Ю. Л. Японский театр Нингё Дзёрури. — М.: Наталис; Рипол-Классик, 2004. — 480 с.
- Keene D. Bunraku: The Art of the Japanese Puppet Theatre (англ.). — Kodansha America, Incorporated, 1974. — 88 p. — ISBN 10: 0870111930.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Ningyo Johruri Bunraku Puppet Theatre. UNESCO Culture Sector. Дата обращения: 19 ноября 2025.
- ↑ Театр нингё дзёрури в эпоху городской культуры Японии XVII—XVIII вв.. ChelovekNauka. Дата обращения: 19 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кужель Ю. Л. Японский театр Нингё Дзёрури. — М.: Наталис; Рипол-Классик, 2004. — 480 с.
- ↑ 4,0 4,1 Комацу М. Бунраку. Ниппония (15 сентября 2002). Дата обращения: 19 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Театр в Японии: Но, Кабуки и Бунраку. Ethnomir. Дата обращения: 19 ноября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова / сост. С. С. Гнутикова. — М.: Бук Хаус, 2005. — С. 45—46. — 216 с. — ISBN 5-98641-011-4.
- ↑ 7,0 7,1 Лемзякова А. А., Новак М. В. Театральные искусства Японии в прошлом и настоящем: основные характеристики и особенности // Наука. Искусство. Культура. — 2018. — № 1 (17).