Текст
Текст (лат. textum — связь, соединение) — слова, предложения, расположенные в определённой связи и последовательности, которые образуют какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и тому подобные и которые напечатаны, написаны или запечатлены в памяти[1]. Это основная единица коммуникации, которой мы пользуемся в процессе речевого общения.
Понятие о тексте в языкознании
В языкознании под текстом понимают последовательность словесных знаков, основными свойствами которой являются смысловая связность и цельность[2]. Говоря о смысловой цельности, лингвисты имеют в виду общую, единую тему всего текста. Увидеть это можно по регулярности употребления ключевых слов и слов одной тематической группы. Текст характеризуется как внешней связностью, так и внутренней осмысленностью. Цель всякого текста — осуществление коммуникации. Все тексты можно разделить на устные и письменные.
Языковые единицы, из которых состоит текст, и более сложные структурные элементы, в которые объединяются языковые единицы, отвечают за то, насколько правильно будет восприниматься текст слушателем или читателем. Однако для передачи смысла в текстах также используют интонационные средства (что характерно для устной речи) и графические средства: подчёркивания, употребление разных шрифтов, авторская пунктуация (характерно для письменной речи).
Устный и письменный текст
Устную и письменную формы текста можно охарактеризовать с двух сторон: с лексической (употребление лексики разной стилистической окрашенности, разных лексических средств) и с грамматической (построение словосочетаний и предложений). Устный текст отличается спонтанностью. Особенностями его является сиюминутность, особая роль мимики и жестов, важность ситуативного контекста для восприятия высказывания. Для устных текстов характерно наличие грамматических ошибок, обрывов и повторных высказываний, а также наличие пауз.
Письменный текст сохраняется гораздо дольше, он содержит больше языковой информации, особую роль играют графические средства. Письменный текст отличается более сложными конструкциями, абстрактной лексикой[3].
Основные типы текста
В русском языке выделяют три типа текста, которые ещё называют функционально-смысловыми типами речи: повествование, описание и рассуждение. Для каждого типа текста есть определённая функция, которую он выполняет в речи, поэтому каждый из них характеризуется определёнными лингвистическими особенностями.
Повествование характеризуется наличием сюжета: в нём описываются последовательные действия, события в их хронологии.
Описание — это изображение предмета, портрета, пейзажа или какого-либо явления через раскрытие его признаков.
Рассуждение раскрывает причины свойств и явлений. Рассуждение отличается более четкой структурой, чем другие типы текста. Оно состоит из тезиса (главной мысли, которую нужно доказать), аргументов и вывода. То есть сам текст может быть объяснением чего-то, размышлением или доказательством каких-то фактов[4].
Прецедентный текст
Прецедентные тексты (от лат. Praecedens — идущий впереди, предшествующий) — тексты или выражения, которые известны очень многим, но при этом люди, которые их употребляют, не всегда знают их реальный источник, такие тексты употребляют в качестве устойчивых выражений (речевых стереотипов). Этот термин ввел в языкознание Юрий Николаевич Караулов, русский лингвист, который так объяснял явление прецедентного текста: «Прецедентные тексты можно было бы назвать хрестоматийными в том смысле, что если даже они не входят в программу общеобразовательной школы, ‹…› то всё равно все говорящие так или иначе знают о них, — прочитав ли их сами, или хотя бы понаслышке».
Примерами прецедентных текстов могут быть цитаты из фильмов, книг, популярных песен. Причем, такие тексты имеют два значения: первое — это прямое значение, которое можно увидеть в контексте источника, откуда текст взят. Это смысл, который вложил в это высказывание автор. Второе значение — обобщённый смысл, который приобретается в устной или письменной речи без отсылки к источнику. Примером прецедентного текста может быть известная фраза: «Это мы не проходили! Это нам не задавали!» Она прозвучала впервые в мультфильме «Антошка» из молодёжного альманаха «Весёлая карусель» № 1 в 1969 году. С тех пор это выражение употребляется в шутку: для оправдания чьей-то некомпетентности в каком-либо вопросе[5].
Примечания
- ↑ Кузнецов С. А. Текст. Грамота.ру - справочно-информационный портал о русском языке. Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Николаева Т. М. Текст. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Бутенко Ю. И., Шершнева Е. А. Аспекты разграничения устных и письменных текстов на примере интернет-чатов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация : журнал. — 2021. — № 4. — С. 20—27.
- ↑ Литневская Е. И. Типы речи. Грамота.ру - справочно-информационный портал о русском языке. Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Велижанина А. О., Филатова В. В., Шарина Л. Г., Кириллова Н. Н. Прецедентные тексты. Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (2011 год). Дата обращения: 21 августа 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |