Гейша
Ге́йша (гэйся, яп. 芸者) — женщина в Японии, развлекающая клиентов на мероприятиях танцем, песней, игрой на традиционных музыкальных инструментах (сямисэне, кото, биве и др.) и беседой. Носит традиционный костюм, прическу и макияж[1].
Термин
Слово «гейша» состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек»,[2] но для обозначения данного явления японской культуры используются и иные названия. В некоторых регионах страны существуют такие понятия, как «гэйко», а учениц называют «майко». В иных регионах (к примеру, в Токио) юных и в совершенстве освоивших мастерство называют «хангёку», что переводится «полудрагоценный камень», что объясняется фактом уменьшенной в дважды цены на их услуги[3].
История
Первые гейши появились в XVII веке из театра Кабуки. Как и все актеры того времени, они были именно мужчинами и выполняли те функции на мероприятиях, для которых позже возникла отдельная профессия. Первой женщиной-гейшей стала госпожа Кайсё. Деятельность гейши в те времена фактически являлась целым образом жизни — будущие актрисы должны были поступать в дом гейш («окия») в пять-шесть лет. Зачастую родители из небогатых семей отдавали своих дочерей в окия, чтобы обеспечить им возможность жить в достатке и в будущем находиться в высшем обществе.
Профессия гейши была престижной и требовала высочайшего мастерства — актрисы из самых популярных домов с высокой репутацией зачастую обслуживали высокопоставленных чиновников, даймё и даже сёгуна и императора. Места, в которых располагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати). У гейш не было фамилий, а имена переходили по наследству от предыдущих гейш.
Чтобы стать гейшей, надо было пройти путь множества испытаний и процедур, надо постоянно совершенствовать свое мастерство. От уровня мастерства зависела популярность, а от популярности - размер вознаграждения. Поэтому с раннего утра и до поздней ночи гейши вели свой размеренный по минутам и часам образ жизни — образ совершенной женщины, воплотивший японскую культуру и национальную утонченность. В конце XIX и в начале XX века гейши стали особенно известными из-за борьбы японского правительства с проституцией. Из-за их более приличного внешнего вида власти и общество смотрели на них с пониманием. В то время в Японии было более 25 тысяч гейш. Высокопоставленные политики не стеснялись быть любовниками гейш, и раскрытие таких отношений придавало популярности обеим сторонам[4].
Деятельность и быт гейш
Поступив на обучение в окия, девушка приобретает статус «майко» — ученица. Как правило, ей выделяют наставницу, которая должна обучить свою подопечную всем необходимым навыкам: танцам, музыке, живописи и каллиграфии, литературе. Необходимо и знание всех актуальных новостей политики и социальной жизни — гейша должна быть способна поддержать диалог с клиентом на любую тему, а нанимателями зачастую являлись чиновники и военные. Параллельно с освоением искусств майко выполняли бытовые обязанности и поручения.
Гейши, вступившие в работу, должны были «вести» мероприятие, выполняя роль тамады или даже хозяйки, ухаживающей за гостями. Окия находились в специально отведенных районах. Гейши редко покидали границы города и организовывали мероприятия исключительно в традиционных японских местах. Вблизи школ открывались реканы (японские гостиницы), бары, рестораны, чайные домики и театры.
Ранее гейши были привязаны к своим школам, но сегодня выпускницы распределяются по всей Японии. Каждая из них присоединяется к ресторану или чайному домику, где через администрацию заведения получает заказы на банкеты и приемы. Перед выходом в свет девушка уделяет 5–6 часов на подготовку. Половину времени занимает создание прически и макияжа, два часа уходит на выбор одежды и украшений. Каждый элемент в образе гейши имеет свою символику. Для фиксации прически используется около 20 различных украшений, включая канзаши — украшение, являющееся настоящим произведением ювелирного искусства. Доход гейши состоит из почасовой оплаты и чаевых. Экономическими аспектами занятости гейш занимается специализированная организация под названием «камбукан». Ее сотрудники отслеживают доходы девушек, уплачивают налоги и поддерживают наивысшие стандарты профессионализма, составляя рейтинги гейш по различным районам и городам[5].
Гейши в современном мире
В Японии, где традиция глубоко укоренена в культуре, существуют уникальные учебные заведения, которые и по сей день, как и два с половиной века назад, занимаются подготовкой молодых девушек для профессии гейш. В этих школах девушки осваивают знания в области литературы, музыкальных искусств, танцев, изобразительного искусства, каллиграфии, а также учатся искусству сервировки напитков и ведения светских бесед, а также обладают навыками ношения кимоно.
Особое внимание уделяется умениям вести разговор свободно и уверенно, но одновременно с тем и с благоговением, что является ключевым аспектом в профессии гейши. В начале двадцатого века профессия гейши стояла на пороге исчезновения из-за стремления к западным веяниям. Япония активно интегрировалась с международным сообществом, и гейши с их архаичным стилем исполнения, традиционными музыкальными инструментами и белой маской на лицах казались анахронизмом.
В этот период появились гейши-модернистки, которые надевали западные платья и танцевали чарльстон вместе с клиентами. Однако мода на чарльстон быстро ушла, и с ней исчезли и эти гейши. Японское общество решило, что более важно сохранять традиции, нежели менять их под воздействие современных тенденций. Число современных гейш уменьшилось до менее чем 10 тысяч, выглядят они так же, как их предшественницы двести пятьдесят лет назад. В наше время приглашение гейш на вечер обходится дорого, их присутствие является показателем высокого уровня мероприятия. Выступая перед гостями, гейши создают особую атмосферу уюта, игрового интереса и, при необходимости, интеллектуального общения.
На момент XXI века можно сказать, что институт гейш не процветает, а скорее выживает. Однако тенденция начинает меняться. Количество гейш в стране медленно увеличивается, появляются новые силы в этой древней профессии. В общественном плане гейши ценны для современной Японии тем, что только они продолжают передавать дух прошлого: только гейши умеют носить кимоно идеально, и только у них остается то их количество, которое было у уважаемой японской женщины в прошлом. Только гейши мастерски ходят в гэта - деревянных шлепанцах. Сегодня только они проходят специальное обучение чайной церемонии и отличаются искусством исполнения древних песен и игры на сямисэне[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Чистюхина Ю.С. Институт гейш в Японии: традиция и современность // Система ценностей современного общества. — 2009. — № 6. — С. 171-173.
- ↑ Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн Востока. — Москва: Вече, 2010. — 473 с.
- ↑ Дмитриева И.И. Гейша - носительница традиций Японии // Дискурс-Пи. — 2004. — № 1. — С. 81-85..
- ↑ Лайза Дэлби. Гейша. — СПб.: Амфора, 1999.
- ↑ Искусство быть гейшей . diletant.media (22 октября 2015). Дата обращения: 19 января 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |