Кончаловская, Наталья Петровна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наталья Петровна Кончаловская
Наталья Петровна Кончаловская.jpg
Дата рождения 19 января 1903(1903-01-19)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 12 октября 1988(1988-10-12) (85 лет)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя/республика
Флаг РСФСР (1918-1954) РСФСР
 СССР
Род деятельности переводчик, прозаик, поэт
Годы творчества 1938 — 1988
Жанр перевод, повесть, поэзия
Язык произведений русский
Дебют 1938, переводы произведений английских поэтов
Награды
Орден Трудового Красного Знамени Орден Дружбы народов  — 1983 Орден «Знак Почёта»  — 1963

Ната́лья Петро́вна Кончало́вская (род. 19 января 1903, Санкт-Петербург — 12 октября 1988, Москва) — советский писатель, поэт и переводчик. Выступила в печати в 1938 году с переводами произведений английских поэтов: Шелли, Браунинга, Вордсворта. Переводила также с французского, украинского, грузинского, кабардинского, еврейского, балкарского и других языков.

Автор сборников поэзии и прозы для детей и взрослых, произведений о деятелях литературы и искусства: художниках Василии Сурикове, Петре Кончаловском, композиторе Сергее Прокофьеве, писателе Максиме Горьком, скульпторе Сергее Конёнкове, певице Эдит Пиаф и других

Автор либретто к операм Моцарта, Верди, Эркеля, Обера, к оперетте Оффенбаха[1].

Биография

Происхождение

Наталья Петровна Кончаловская родилась в семье, давшей русской культуре много известных имён. Её дед, разорившийся помещик Пётр Петрович Кончаловский, дал вольную своим крестьянам ещё до отмены крепостного права, за что был арестован и сослан в Холмогоры. Там он занимался первым переводом на русский язык романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»[2].

Пётр Петрович Кончаловский. Автопортрет

Другим дедом Натальи Кончаловской был художник Василий Иванович Суриков, происходивший из сибирских казаков-ермаковцев, автор картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» и других.

Бабушка — французская дворянка Елизавета Августовна де Шарет, дочь известного французского революционера и внучка декабриста Петра Николаевича Свистунова, высланного во Францию вместе с семьёй[3].

Отец Натальи Петровны — художник Пётр Петрович Кончаловский — основатель объединения московских художников «Бубновый валет».

Мать, Ольга Васильевна — старшая дочь художника Василия Ивановича Сурикова[4].

Дядя, Максим Петрович Кончаловский — известный терапевт, профессор Московского государственного университета.

Другой дядя, Дмитрий Петрович Кончаловский — историк, переводчик «Двенадцати цезарей» древнеримского писателя Светония, автор мемуаров[5].

Крёстным отцом Натальи Петровны Кончаловской был известный скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков.

Детство

Наталья Петровна Кончаловская родилась 6 (19) января 1903 года в Петербурге[6]. А в 1906 году в семье Кончаловских родился её младший брат Миша[3].

Василий Иванович Суриков был рад рождению внучки. Обычно суровый и строгий человек, общаясь с девочкой, он становился нежным и мягким.[6].

Он привязался ко мне, не успев даже приглядеться как следует, ведь трёх недель от роду я начала путешествовать с родителями.Из воспоминаний Натальи Петровны Кончаловской

Василий Иванович очень волновался за маленькую внучку и часто писал её родителям:

Здравствуйте, мои дорогие! Наташечку и вас каждый день вспоминаю. Внучку поцелуйте несчётное число раз. Берегите её — она всем нужна. Будьте здоровы. Целую вас крепко. Ваш папа.Из письма Василия Ивановича Сурикова

Детские годы Натальи Кончаловской прошли в доме отца в окружении выдающихся художников, артистов, музыкантов, писателей и поэтов. Среди них певец Фёдор Шаляпин, пианист Константин Игумнов, певица Антонина Нежданова, композиторы Сергей Прокофьев, Александр Скрябин, пианист Владимир Софроницкий, скульптор Сергей Конёнков, писатель Михаил Булгаков и многие другие[7].

Василий Иванович Суриков

Первое детское воспоминание Натальи Кончаловской относится к 1905 году, когда двухлетняя Наталья, гуляя в церковном дворике в Лёвшинском переулке Москвы, попросила своего деда Василия Ивановича Сурикова покатать её верхом. Суриков, бросив свою шляпу на землю, посадил внучку на плечи, и девочка увидела вдали большой белый собор. Суриков объяснил ей, что это Храм Христа Спасителя, который он расписывал[6].

Наталья Кончаловская много раз бывала в мастерской Сурикова, потому что в семье существовала традиция — каждое воскресенье после литургии ездить в гости к Василию Ивановичу, который с радостью встречал внуков и угощал их заранее приготовленным чаем и калачами[6].

Возле входной двери художник повесил качели для Наташи, прикрепив их на два крюка. Василий Иванович Суриков любил петь весёлые песни, подыгрывая себе на гитаре, а внучка подпевала ему. Суриков часто рассказывал детям сказки и одновременно рисовал карандашом иллюстрации к ним[6].

Пётр Кончаловский. «Наташа» (1910)

В мастерской художника было много древних репродукций с изображениями святых, пейзажей западных художников. Там же на мольбертах стояли эскизы его исторических картин: «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин», «Боярыня Морозова»[6].

А на стенах московской квартиры Сурикова висели репродукции картин Веласкеса и Рафаэля[7]. Девочка с интересом рассматривала полотна и разговаривала с Суриковым об искусстве.

В детстве Наталья Петровна часто бывала и в мастерской своего крёстного, скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова, где наблюдала за его работой, слушала стихи поэта Сергея Есенина и видела, как танцует Айседора Дункан[8].

Наталья Кончаловская под влиянием творческой атмосферы в семье тоже рано научились рисовать[6].

Когда она немного подросла, то стала помогать Сурикову в работе над картинами. В девятилетнем возрасте она, надев царский костюм, взятый напрокат в костюмерной Большого театра, несколько раз позировала для картины «Посещение царевной женского монастыря»[7]. Это полотно сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве. Суриков также написал небольшой карандашный портрет своей внучки, который она хранила долгие годы[6].

Пётр Кончаловский. «Семейный портрет» (1911)

Отец Натальи Петровны, художник Пётр Петрович Кончаловский, тоже написал несколько картин, на которых изображена его дочь. В 1912 году был создан «Семейный портрет», на котором запечатлены сам художник, его жена Ольга Васильевна и дети: Наташа и Михаил[9].

В 1925 году был написан «Портрет дочери в розовом платье», где Наталья с гладко зачёсанными чёрными волосами, с серёжками в ушах, стоит, чуть нагнувшись и повернув к зрителям голову[9].

По вечерам семья Кончаловских при свете керосиновой лампы собиралась дома у самовара. Пётр Петрович не проводил в доме электричества, считая, что живопись лучше рассматривать при неярком освещении[9].

Родители дали дочери хорошее образование: с шести лет она училась в парижской школе, а с 1910 года — в гимназии Потоцкой на Пушкинской площади Москвы. На верхнем этаже здания гимназии жил композитор Сергей Васильевич Рахманинов, и гимназистки часто слушали его игру на рояле[9].

Юность и первые шаги в литературе

Пётр Кончаловский. «Семейный портрет в мастерской». 1917

В 1917 году семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади. Рядом жил писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. В доме художника частыми гостями были Сергей Прокофьев, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Илья Эренбург, Сергей Эйзенштейн, Сергей Конёнков, Илья Грабарь, Борис Ливанов и другие творческие личности.

Наталья Петровна и её младший брат Михаил, окружённые людьми искусства, тоже приобщались к русской культуре. Все это в дальнейшем позволило раскрыться их ярким талантам: Михаил Кончаловский стал художником, а Наталья —писателем[7].

Стихотворный дар проявился у Натальи Кончаловской ещё с детства, однако долгое время она не знала, чем будет заниматься в будущем[10].

Наталья увлеклась музыкой, особенно любила Иоганна Баха и Сергея Рахманинова, готовилась к поступлению в консерваторию. Но музыкантом она не стала[9].

По характеру юная Наталья был сильной, смелой и отважной. Родители воспитывали дочь достаточно строго, в православных традициях и уважении к труду[11].

В отличие от сверстниц, я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства и, воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования.Из воспоминаний Натальи Петровны Кончаловской

Семья Кончаловских много путешествовала. В детстве и юности Наталья Петровна побывала во Франции, Испании и Италии, куда уезжал работать отец.

Наталья Кончаловская в совершенстве знала итальянский, французский, английский, испанский языки[9].

В Италии были по много раз и отлично знали все сокровища итальянских музеев, по которым ещё до революции таскали нас маленькими, и мы с младенчества привыкли шаркать по каменным плитам соборов и резным паркетам знаменитых галерей, и многое из того, что мы видели, и многое из того, что мы видели, вживалось в память навсегда.Наталья Кончаловская «Волшебство и трудолюбие»

Семья

Наталья Кончаловская рано вышла замуж. Первым её супругом был купец Алексей Богданов, мечтавший о карьере пианиста. С ним Наталья Кончаловская уехала в Америку, где они поженились. Но этот брак был недолгим. Разведясь с супругом, Наталья Кончаловская вернулась на Родину. От брака с Алексеем Богдановым у Натальи Кончаловской была дочь Екатерина.

Сергей Владимирович Михалков. Почтовая марка

Второй раз Наталья Кончаловская вышла замуж за поэта Сергея Владимировича Михалкова (19132009), который был моложе её на десять лет. Они встретились, когда ей было 33 года, а ему 23 года. От второго брака у них родилось два сына — впоследствии известные режиссёры Андрей Кончаловский и Никита Михалков[4]. Семейный союз с Сергеем Михалковым длился 53 года. Супруги успели отметить золотую свадьбу.

Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение — она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу.Сергей Михалков

Наталья Кончаловская, сильная по натуре женщина, всегда находила выход из сложных ситуаций. Когда возникали проблемы, в том числе и в быту, она со всем справлялась, вспоминая то, чему её научила мама. Например, в середине 30-х годов XX века Наталья Кончаловская зарабатывала тем, что шила женские шляпки, которые были популярны у московских дам[12].

Наталья Кончаловская с большим удовольствием занималась хозяйством: доила корову, топила русскую печь, готовила творог и сметану, пекла хлеб, варила варенье и каждый год готовила легендарную «настойку Кончаловских», секрет которой передавался из поколения в поколение[12].

Андрей Кончаловский

Татьяна Михалкова, невестка Натальи Петровны Кончаловской, вспоминает[13].

Многое Наталья Петровна делала своими руками и это любила. Она сама выпекала хлеб, имелись специальные шприцы для приготовления пирожных, много было собственных рецептов. Когда приходили люди, она всё с удовольствием показывала и рассказывала. В доме, в котором она всех собирала, был дух дома. Все усаживались за стол под абажуром, который она сделала тоже своими руками. Когда собирались, читали вслух: Чехова, Толстого, Платонова. За долгими чаепитиями и Никита, и Андрон часто читали свои сценарии.Татьяна Михалкова

В воспитании детей Наталья Петровна следовала духовной традиции своей семьи. Вспоминая свое детство, младший сын Натальи Кончаловской, Никита Сергеевич Михалков, рассказывал, что его мама была глубоко верующим человеком и никогда этого не скрывала. Дети ходили в церковь, причащались, учили молитвы, исповедовались.

Сергей Михалков с уважением и благодарностью говорил о Наталье Кончаловской[14]:

Что нас сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Мы старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Для меня осталось неизменным чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед её талантами и энергиейСергей Михалков

Никита Сергеевич Михалков

В доме Кончаловских-Михалковых господствовала атмосфера любви и творчества. Часто один из супругов произносил начало стихотворения, а второй заканчивал его. И получались оригинальные произведения, как, например, стихотворение «Бараны»[13].

Наталья Кончаловская, следуя традициям предков, воспитывала в своих детях любовь к своей семье, преданность Родине, честь и достоинство. И заветом всем детям мира стали такие слова Натальи Кончаловской:

К вам обращаюсь, сыновья, мои или чужие:
Отчизна, хлеб, любовь, семья — понятия Святые!
Наталья Кончаловская

Последние годы жизни

Последние двадцать лет Наталья Петровна Кончаловская жила на своей даче на Николиной Горе под Москвой. Вспоминая о последних годах жизни Натальи Петровны, её сын, Никита Сергеевич Михалков, сказал[13].

Она старела замечательно легко — в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит. И даже в последние дни жизни — она находилась в больнице, в реанимации — осталась себе верна. Господь послал ей не смерть, а скорее уход. Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь, она устала и уходила — спокойно, достойноНикита Михалков

Умерла Наталья Петровна Кончаловская в Москве в 1988 году.

Отпевание проходило на Новодевичьем кладбище в Свято-Даниловом монастыре, где Наталья Кончаловская была прихожанкой и где её хорошо знали. Обряд отпевания совершил Патриарх Пимен. Наталья Кончаловская похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца, художника Петра Петровича Кончаловского и матери — Ольги Васильевны Кончаловской[15].

Литературная деятельность

Переводы

Знание иностранных языков и рано проявившийся талант писателя позволили Наталье Петровне Кончаловской много лет заниматься переводческой деятельностью, начавшейся с работы над произведениями Уильяма Вордсворта, Перси Шелли, Роберта Браунинга.

Наталья Кончаловская переводила не только зарубежных классиков, но и кабардинских, еврейских, балкарских, украинских поэтов. Самым крупным переводом Натальи Кончаловской стала поэма «Мирей» французского поэта XIX века Фредерика Мистраля[8].

Первая печатная работа Натальи Кончаловской появилась, когда ей было уже 35 лет[16].

Произведения для детей

Во второй половине 1930-х годов Кончаловская начала писать детские стихотворения, в которых звучали народные мотивы[9]. Одна из первых книг «Сосчитай-ка» была напечатана в 1944 году. В этом издании под иллюстрациями размещены стихи, которые учат детей считать в пределах первого десятка:

Две подружки, две сестрички

Заплели себе косички.

Задаю я вам вопрос:

Сколько кос?

Все произведения Натальи Петровны Кончаловской для детей увлекательны и познавательны. Они собраны в книги «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!» и другие. Были изданы и книги в необычном формате: книжки-игрушки, книжки-ширмы. Есть книга-путешествие по Китаю «Чжунго, Нинь Хао!», изданная совместно с писателем Юлианом Семёновым[8].

Необычна и книга Натальи Кончаловской «Дело в шляпе», в которой вместе с художником Борисом Диодоровым они не только авторы, но и главные герои, отправляющиеся в прошлое и проводящие историческое расследование. В книге рассказывается, какие головные уборы существовали в разные времена, как они выглядели и кому принадлежали, повествуется и о головных уборах литературных героев: Робинзона Крузо, Красной Шапочки, Гулливера.

Историческая тема

Василий Иванович Суриков — Вид на Кремль зимой 1876

Особое место в творчестве Натальи Петровны Кончаловской занимает историческая тема, представленная прежде всего в поэме для детей «Наша древняя столица».

Первая часть поэмы вышла в 1947 году, к 800-летнему юбилею Москвы. Вторая и третья части создавались постепенно и печатались в течение шести лет. В 1953 году были полностью опубликованы все три части поэмы. Книга переиздавалась много раз. В неё вносились дополнения и исправления. Наталья Кончаловская посвятила работе над произведением пятнадцать лет жизни.

Это произведение об истории Москвы от её основания и до петровских времён. Автор рассказывает об Иване Сусанине, о Минине и Пожарском, об Иване Болотникове, Степане Разине, о правлении Ивана Грозного и династии Романовых, о пожарах в Москве и о восстановлении столицы. В поэме показан московский быт разных слоёв населения: бояр, купцов, ремесленников, простонародья[10].

Эта поэма прославила Наталью Кончаловскую как детского писателя и поэта.

В 1983 году вышла книга Натальи Кончаловской «Славен град Москва», в которой рассказывается об истории Москвы 1147 — 1558 годов.

В последние годы жизни Наталья Кончаловская начала писать книгу о строительстве Петербурга, но эта работа осталась незавершённой в связи со смертью автора.

Произведения о людях искусства

Наталья Кончаловская в своём творчестве большое внимание уделила рассказам о жизни и творчестве людей искусства. Долгое время она собирала материал о своём деде — художнике Василии Сурикове. Для этого ездила в Сибирь, на родину деда, была в Красноярске и его окрестностях. Первая книга о Сурикове — «Сын земли Сибирской» — была напечатана в издательстве «Знание» в серии «Прочти, товарищ!». Затем была написана книга «Суриково детство» и романтическая быль «Дар бесценный». В этих произведениях Наталья Кончаловская с помощью художественных образов показала внутренний мир героев, раскрыла сложный процесс рождения живописного полотна[14].

Скульптор Сергей Конёнков

В книге мемуаров «Кладовая памяти», описав картины старой Москвы, Наталья Кончаловская рассказала о многих известных людях, деятелях литературы и искусства, близких семье Суриковых-Кончаловских, среди которых Сергей Прокофьев, Максим Горький, Сергей Конёнков. В книге автор описывает свои впечатления от поездок в Италию, Францию, рассказывает об искусстве этих стран, о творчестве знаменитого французского скульптора и живописца Майоля, о песнях известного шансонье Брассенса[2].

Слово — это связующее звено для разного рода творчества. В данном случае ко мне, проведшей больше половины жизни в мастерских художников — деда и отца, все впечатления приходят от визуального восприятия. Я училась видеть среди художников и потому, начав заниматься литературой, стремилась донести до читателя в цвете всё то, чем хочу с ним поделиться.Наталья Кончаловская

Наталья Петровна Кончаловская писала и о других художниках, при этом используя необычные образы:

Комья серого снега, подброшенного лопатой, легли плоскостями, случайно сложившими большую мужскую голову, поразительно схожую с врубелевским Демоном... Она была с глубокими глазными впадинами и могучим подбородком. Сильный лоб выдавался вперед. Она была вдохновенной и выразительной.Из рассказа Натальи Кончаловской «Нерукотворное»

В книге «Магнитное притяжение» Наталья Кончаловская вспоминает о встречах с интересными людьми, описывает эпизоды из жизни художников Василия Сурикова, Петра Кончаловского и других известных представителей русской культуры.

Повесть «Трубадуры и святые Марии» посвящена рассказам о работе Натальи Кончаловской над переводом поэмы «Мирей» французского писателя Мистраля.

В 1989 году, уже после смерти Натальи Петровны Кончаловской, в издательстве «Советский писатель» вышла её книга «Волшебство и трудолюбие», в которой собраны рассказы, повести, статьи, очерки, посвящённые её отцу Петру Кончаловскому, скульптору Сергею Конёнкову, её крёстному, композитору Сергею Рахманинову, артистам Василию Качалову, Сергею Образцову. В этом произведении также есть рассказы о Франции и деятелях её культуры[13].

Мне хочется поделиться с моими читателями, главным образом молодыми, своим опытом, своими наблюдениями, своими знаниями в области искусства: музыки, живописи, литературы. Я хочу рассказать также о природе, о семейных традициях русской интеллигенции моего времени. Эту книгу я назвала «Волшебство и трудолюбие», поскольку в течение многих лет жизни я была свидетельницей удивительных явлений в творческой жизни людей.Из предисловия к книге «Волшебство и трудолюбие»

Впечатления от путешествий по планете, от увиденных в разных странах произведений искусства легли в основу поэтических циклов, посвящённых Армении, Лондону, искусству Италии[8].

Музыкальная тема в творчестве

С детских лет увлёкшись музыкой, Наталья Кончаловская хорошо разбиралась в ней и написала русские тексты к операм Моцарта «Дон Жуан», Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», Керубини «Медея», Верди «Фальстаф», Эркеля «Бан-Банк», Массне «Манон», Обера «Фра-Дьяволо»[2].

Сильное впечатление на Наталью Кончаловскую произвело творчество французской певицы Эдит Пиаф, с песнями которой её познакомил сын Андрей. В 1965 году Наталья Кончаловская написала о певице книгу «Песня, собранная в кулак», а также записала грампластинку «Поёт Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская»[2].

Побывав в Белоруссии на известном мемориале Хатынь, Наталья Кончаловская за несколько дней сочинила поэму «Хатынская поляна», к которой композитор Эмиль Олах написал музыку. Впоследствии вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора[8].

Музыкальная тема отражена и в произведениях для детей. Так, в книге «Нотная азбука» Наталья Кончаловская в стихотворной форме просто и доступно рассказывает детям об основах нотной грамоты[14]:

Песни на стихи Натальи Кончаловской

На стихи Натальи Кончаловской написаны песни:

  • романс «При дороге ивы» из кинофильма Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» (музыка Вячеслава Овчинникова);
  • «Песня о матери» из кинофильма Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых» (музыка Александра Градского);
  • «Колыбельная» из кинофильма Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых» (музыка Александра Градского);
  • «Песня о корабле» из кинофильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (музыка Эдуарда Артемьева);
  • «Где же ты, мечта» из кинофильма Никиты Михалкова «Раба любви» (музыка Эдуарда Артемьева) ;
  • «Ночью за окном ходит сон» (музыка Александра Градского);
  • «Вечная любовь» (перевод стихов Шарля Азнавура, музыка Жоржа Гарваренца);
  • «Близнецы» (музыка Оскара Строка);
  • «Романс Вари» (музыка Николая Крюкова);
  • «Скажите, лебеди» в соавторстве с Михаилом Михалковым (музыка Валентина Левашова)[17].

Общественная деятельность

Наталья Петровна Кончаловская много ездила по стране с музыкально-литературными концертами, сборы от которых передавала в Фонд Мира[2]. Её деятельность была отмечена Золотой медалью Комитета борьбы за мир[14].

Наталья Кончаловская занималась общественной деятельностью по сохранению красноярского музея-усадьбы своего знаменитого деда — художника Василия Ивановича Сурикова[16].

Библиография

1987 — «Избранное в 2-х томах».

Том 1. Стихотворения и поэмы 19401970 годов и рассказы из книги «Кладовая памяти».

Том 2. Рассказы «Магнитное притяжение», «Волшебство и трудолюбие». Повести «Песня, собранная в кулак», «Династия Вишневских», «Трубадуры и святые Марии» и другие (1962—1984).

Проза

1959 — книга о путешествии «Чжунго, нинь хао!» в соавторстве с Юлианом Семёновым (впечатления от путешествия по Китаю)[18].

1960, 1961 — мемуары и биография «Сын земли Сибирской» (о художнике Василии Сурикове)[19].

1964 — мемуары и биография «Дар бесценный» (о жизни и творчестве художника Василия Сурикова)[20].

1965 — мемуары и биография «Песня, собранная в кулак» (о французской певице Эдит Пиаф)[21].

1972 — повесть «Трубадуры и святые Марии» (о работе над переводами поэмы французского поэта Мистраля «Мирей»)[22].

1973, 1980 — мемуары и биография «Кладовая памяти» (о представителях русской и мировой культуры: Максиме Горьком, Сергее Прокофьеве, Сергее Конёнкове, Майоле и других, об искусстве Италии, Франции);

1976 — мемуары и биография «Магнитное притяжение» (рассказы о встречах с интересными людьми)[23].

1981 — мемуары и биография «В поисках Вишневского» (о советском хирурге Александре Вишневском)[24].

1982 — книга для детей «Деревянные сказки» (о скульпторе Сергее Конёнкове и его работах по дереву)[25].

1984 — рассказ «Суриково детство» (о детстве художника Василия Сурикова)[26].

1988 — мемуары и биография «Эдит Пиаф. Песня собранная в кулак» (о французской певице Эдит Пиаф)[27].

1987 — книга для детей «Дело в шляпе» (об истории головных уборов)[28].

1989 — мемуары и биография «Волшебство и трудолюбие»[29].


Поэмы

1947—1953 — «Наша древняя столица» (об истории Москвы от основания до петровских времён)[30].

1970 — «Хатынская поляна» (о трагедии в белорусской деревне Хатынь в годы Великой Отечественной войны)[31].

1983 — «Славен град Москва» (об истории Москвы 1147 — 1558 годов)[32].

Сборники стихотворений

1943 — «Про пугало огородное».

1943 — «Про четверть килограмма».

1944 — «Сосчитай-ка!» (для детей)[33].

1946 — «Я сам!».

1947 — «Нотная азбука: в стихах и картинках» (для детей).

1947 — «Самокат» (стихи для детей).

1958 — «Сказ про Муравья и Великана».

1958 — «Что случилось?».

1960 — «Оранжевые лапы».

1961 — «Стихи» (циклы «Сердце», «На дальних путях», «Поближе к природе»).

1961 — «Цвет».

1961 — «Сердце».

1963 — «Картинки для детей».

1985 — «Стихотворения» (стихотворения для взрослых читателей; поэма «Хатынская поляна»).

Переводы

1938 — стихотворения Шелли, Браунинга, Вордсворта.

1938 — Роберт Льюис Стивенсон «Солнце» / «The Sun Travels» (стихотворение).

1938 — Роберт Саути «Перекрёсток» / «The Cross Roads» (стихотворение).

1942 — Роберт Льюис Стивенсон «Бродяга» / «The Vagabond» (стихотворение)

1942 — Чарльз Кингсли «На дюнах Ди» / «The Sands of Dee» (стихотворение).

1945 — стихотворения Леонида Первомайского «Апрель», «Вернулись аисты с чужбины…», «Лес шумит… Даль шумит…», Леонид Первомайский «Когда б ты голубкой была…», «Солдат».

1966 — Сайфи Кудаш «Яблоневый сад» (стихотворение)

1976 — Жозеф д’Арбо «Чудище из Ваккареса» / «La Bèstio dóu Vacarés» (повесть).

1977 —- Фредерик Мистраль «Мирей» (поэма).

1986 — произведения Жозефа д’Арбо:

  • «Белый павлин» / «Lou Regrèt de Pèire Guihem» (рассказ);
  • «Победа» при Морнесе" / «Mournès a gagna» (сказка);
  • «Буа-у» / «Bouha-hou» (сказка);
  • «Бунт» / «La revoulunado» (сказка);
  • «Гнезда сарычей» / «Li nis de rùssi» (сказка);
  • «Дикий осёл» / «L’ase fèr» (сказка);
  • «Клятва Волка» / «Lou Sarramen dóu Loup» (сказка);
  • «Тайна угрей» / «Lou secrèt dis anguielo» (сказка);
  • «Болотные песни» / «Li Cant palustre» (сборник)[34].

Награды

  • В 1963 году Наталья Петровна Кончаловская награждена орденом «Знак Почёта».
  • В 1983 году Кончаловской был вручён орден Дружбы народов.
  • За поэму «Хатынская поляна» Наталья Петровна Кончаловская была удостоена золотой медали «Борцу за мир» Комитета защиты мира.

Память

  • 18 января 2015 года по инициативе Российского фонда культуры открыта мемориальная доска с бронзовым барельефом на московском доме, где с 1951 по 1988 год жила Наталья Петровна Кончаловская, по адресу: Новинский бульвар, дом 28/35, строение 1[35][36].

Мы отдаем дань памяти Наталье Петровне Кончаловской, которую еще долгие и долгие годы будут с восхищением вспоминать как настоящий «стержень семьи Михалковых», как человека, который своими теплом, любовью и заботой, а также прекрасным знанием истории семьи объединял вокруг себя так много талантливых людей — Кончаловских и Михалковых.Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации

  • Наталье Петровне Кончаловской посвящён документальный фильм режиссёра Александра Шувикова «Портрет в розовом платье. Наталья Кончаловская», в котором звучат стихотворения и воспоминания Натальи Кончаловской. В фильме участвуют её муж Сергей Михалков и сыновья — Андрей Кончаловский и Никита Михалков[37].
  • В 2003 году в честь столетнего юбилея Натальи Кончаловской был снят документальный фильм Никиты Михалкова «Мама»[38].

Литература

  1. Бондарева, А. С. Донецкий след в истории Михалковых-Кончаловских: генеалогический аспект / А. С. Бондарева // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». — 2021. — Т. 2, № 13-1. — С. 55 — 59.
  2. Октябрьская О. С. Жанр древнерусской летописи и его воплощение в поэме Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» // Litera. 2019. № 6 — С. 29 — 45.
  3. Рачкова И. В. Язык и национальное самосознание / И. В. Рачкова, Л. В. Труфанова // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку : Сборник материалов Межрегиональной конференции, Рязань, 15-17 декабря 2014 года / Ответственный редактор: О. А. Скрябина. Том Часть 2. — Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2015. — С. 179—183.

Примечания

  1. Кончаловская // Краткая литературная энциклопедия.. — 1966. — Т. 3.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Левочкина А. В. Вклад художественных династий в культуру. (артисты цирка, театра и кино) // Аналитика культурологии. : журнал. — 2013. — № 2(26). — С. 76—89. — ISSN 1990-4045.
  3. 3,0 3,1 Русская писательница Н.П. Кончаловская (1903-1988) // Вера и Время : сайт.
  4. 4,0 4,1 Андреева М., Короткова М. Волшебство и трудолюбие Натальи Кончаловской // Семейное чтение : журнал. — 2008. — № 2. — С. 15.
  5. Шмидт С. О. Переписка Н.П. Кончаловской и М.Н. Тихомирова // Археографический ежегодник : журнал. — 1997. — Т. 1, № 1. — С. 359—363. — ISSN 0571-0626.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Василий Суриков и Наталья Кончаловская. Радио ВЕРА. Дата обращения: 16 марта 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Андреева М., Короткова М. Волшебство и трудолюбие Натальи Кончаловской // Семейное чтение : журнал. — 2008. — № 2. — С. 16.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Кузнецов И. Дар бесценный, неслучайный // Культура : газета. — 2017. — 24 декабря.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 Андреева М., Короткова М. Волшебство и трудолюбие Натальи Кончаловской // Семейное чтение : журнал. — 2008. — № 2. — С. 17.
  10. 10,0 10,1 Андреева М., Короткова М. Волшебство и трудолюбие Натальи Кончаловской // Семейное чтение : журнал. — 2008. — № 2. — С. 20.
  11. Печерская Е. Наталья Кончаловская: музы и семейные узы // Люберецкая газета : газета. — 2008. — 1 февраля.
  12. 12,0 12,1 О русских женщинах: неизвестные и известные таланты Натальи Кончаловской. И 4 песни на ее стихи // КиноВояж и не только (сайт). — 2023. — 13 марта.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Андреева М., Короткова М. Волшебство и трудолюбие Натальи Кончаловской // Семейное чтение : журнал. — 2008. — № 2. — С. 22.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Андреева М., Короткова М. Волшебство и трудолюбие Натальи Кончаловской // Семейное чтение : журнал. — 2008. — № 2. — С. 21.
  15. Бестужева-Лада С. Неоцененный талант // Стихи.ру : сайт. — 2013.
  16. 16,0 16,1 Наталья Кончаловская. Краткая биография. Стихи Натальи Кончаловской. Всё для детей! (сайт). Дата обращения: 17 марта 2024.
  17. Наталья Кончаловская / Тексты песен. pesni.guru (сайт). Дата обращения: 24 марта 2024.
  18. Чжунго, нинь хао! (1959) — книга автора Кончаловская Н.П., Семенов Ю.С.. Национальная электронная библиотека. Дата обращения: 21 марта 2024.
  19. Сын земли сибирской (В.И. Суриков) (1962) — Кончаловская Наталья Петровна — читать книгу онлайн. Национальная электронная библиотека. Дата обращения: 21 марта 2024.
  20. Наталья Кончаловская ★ Дар бесценный читать книгу онлайн бесплатно. Электронная библиотека ЛибКат (libcat.ru). Дата обращения: 21 марта 2024.
  21. Песня, собранная в кулак - Наталья Кончаловская. Электронная библиотека litresp.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  22. Трубадуры и святые Марии. «Волшебство и трудолюбие» | Кончаловская Наталья Петровна. Электронная библиотека litresp.ru. Дата обращения: 24 марта 2024.
  23. Магнитное притяжение, Наталья Кончаловская - читать онлайн.. LiveLib — сайт о книгах. Дата обращения: 24 марта 2024.
  24. В поисках Вишневского. universalinternetlibrary.ru сайт. Дата обращения: 23 марта 2024.
  25. Читать онлайн «Деревянные сказки Художник В. Федяевская» - Кончаловская Наталья Петровна. RuLit - Электронная библиотека. Русская литература. Дата обращения: 24 марта 2024.
  26. Суриково детство (Наталья Петровна Кончаловская). Литвек - Читать онлайн полностью. Дата обращения: 24 марта 2024.
  27. Эдит Пиаф. Песня, собранная в кулак читать онлайн, Наталья Кончаловская. knigogid.ru. Дата обращения: 21 марта 2024.
  28. Дело в шляпе - Кончаловская и Диодоров - читать онлайн. Мишкины книжки - познавательный сайт для детей и родителей. Дата обращения: 24 марта 2024.
  29. Читать книгу «Волшебство и трудолюбие », Наталья Петровна Кончаловская. Книги - электронная библиотека. Дата обращения: 23 марта 2024.
  30. Наша древняя столица Кончаловская. Данинград (сайт для детей и родителей). Дата обращения: 24 марта 2024.
  31. Поэма Н. Кончаловской «Хатынская поляна» - Наталья Лайдинен. laidinen.ru (сайт). Дата обращения: 21 марта 2024.
  32. Кончаловская, Наталья. Славен град Москва. Поэма. Худ. Е. Монин. М.: Детская литература. 1983 г.:
  33. Сосчитай-ка | Кончаловская, 1948 - скачать бесплатно. sovetskie-uchebniki.ru (сайт). Дата обращения: 21 марта 2024.
  34. Переводы Н. Кончаловской. Лаборатория Фантастики (сайт). Дата обращения: 24 марта 2024.
  35. Мемориальные доски Москвы:справочное издание. — М.,: Департамент культурного наследия города Москвы, 2018. — С. 30. — 512 с.
  36. Мемориальная доска открыта на московском доме, где жила писательница Наталья Кончаловская - ТАСС. сайт tass.ru (18 января 2015). Дата обращения: 10 марта 2024.
  37. Портрет в розовом платье. Наталья Кончаловская, документальный фильм. сайт smotrim.ru (2003). Дата обращения: 10 марта 2024.
  38. Мама, документальный фильм, смотреть онлайн. smotrim.ru (сайт). Дата обращения: 19 марта 2024.

Ссылки

  1. Могила Натальи Петровны Кончаловской
  2. «Наталья Петровна Кончаловская» Профессор МПГУ И. Г. Минералова. Проект «Отличный повод для чтения» — смотреть видео онлайн от «Канал МПГУ» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2023 г. 10:44
  3. Стержень семьи / Прямая речь / Независимая газета
  4. «Жизнь мне слово подарила» к 115-летию со дня рождения Н. Кончаловской — Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотек Челябинска
  5. Письмо Н. П. Кончаловской — Ю. С. Семенову | Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина
  6. Екатерина Сергеевна Михалкова-Кончаловская со своей матерью — Натальей Петровной Кончаловской, январь 1958 года | Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина
  7. Наталья Кончаловская и актриса Ирина Скобцева после шефского выступления для моряков Черноморского флота в Севастополе | Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина