Хатынь

Материал из «Знание.Вики»
Мемориальный комплекс Хатынь
Скульптура «Непокорённый человек»Скульптура «Непокорённый человек»
Дата открытия 5 июля 1969 года
Основатели Сергей Селиханов, Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин
Посетителей в год 226 000 чел. (2017)
Директор Артур Зельский
Сайт khatyn.by
54°20′10″ с. ш. 27°56′26″ в. д. / 54.3361556° с. ш. 27.9407528° в. д. / 54.3361556; 27.9407528 (G) (O) (Я)
Знак «Историко-культурная ценность» Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Белоруссии
Код: 611Д000279

Хаты́нь (возможно, от белор. хата — дом) — деревня в Белоруссии, уничтоженная вместе с жителями 22 марта 1943 года карательным отрядом (118-й батальон шуцманшафта и особый батальон СС «Дирлевангер»)[1][2] из мести за убийство нескольких немецких военнослужащих окрестными партизанами[3].

В 1969 году на месте деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь», как символ и в память о массовом уничтожении нацистами мирного населения на оккупированной территории СССР.

Причины карательной операции

Трагическая история белорусской деревни Хатынь, к тому времени уже полтора года находившейся в зоне немецкой оккупации, началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром 22 марта группа партизан специально повредила линию связи фашистов. На ликвидацию поврежденной линии связи отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». Среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вёльке. Этот офицер, несмотря на сравнительно невысокий чин, был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством. Дело в том, что в 1936 году он стал победителем Олимпийских игр в соревнованиях по толканию ядра.

Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни. Война на территории оккупированной Белоруссии в тот период велась главным образом партизанскими отрядами, пользовавшимися поддержкой местного населения, которое давало им временное укрытие и снабжало продовольствием. Зная об этом, каратели вечером того же дня окружили деревню[4].

118-й шуцманшафт-батальон

Главную роль в чудовищном преступлении, совершенном в Хатыни, сыграл 118-й полицейский батальон. Его костяк составляли бывшие военнослужащие Красной Армии, взятые в плен под Киевом, в печально известном «Киевском котле», а также жители западных областей Украины. Командовал батальоном бывший майор польской армии Смовский, начальником штаба был бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра. Уже упоминавшийся бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко был командиром взвода. Немецким «шефом» 118-го карательного батальона был штурмбаннфюрер СС Эрих Кернер[5][6].

Бывший офицер Красной Армии Григорий Васюра лично уничтожил более 360 женщин, стариков и детей. Кроме зверства в Хатыни, этот нелюдь лично возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи, руководил карательной операцию в селе Осови, где было расстреляно 78 человек, организовал расправу над жителями села Вилейки, командовал уничтожением жителей села Маковье и Уборок, расстрелом 50 евреев у села Каминская Слобода[7]. За это фашистами Васюра был произведен в лейтенанты и награжден двумя медалями.

Описание преступления

Фашисты крайне обозлились гибелью капитана Вёльке, который не только был чемпионом Олимпийских игр в метании ядра, но и личным знакомым Гитлера. Когда подоспевшие на помощь каратели прочёсывали местность в поисках стрелков, они по ошибке расстреляли 26 человек из близлежащей деревни Козыри, которые всего лишь собирали в лесу дрова. По свежим следам немцы и вышли на скрывшуюся за деревьями Хатынь. Она была объявлена главным штабом партизанского движения и окружена батальоном «Диверлингер», где служили свирепые головорезы. Его отряды участвовали в многочисленных кровопролитных операциях. На их счету убийство по меньшей мере 120 тысяч мирных жителей Беларуси[8].

Всё мирное население деревни обвинили в пособничестве диверсантам. Возможно, всё разрешилось бы иначе, если бы положение не усугубила смерть капитана Ганса Вёльке, который был высокопоставленным офицером и глубоко ценился в верхах. Когда весть о его гибели дошла до главного немецкого штаба, будущее деревни и её народа было предрешено.

Приказ о ликвидации поступил от майора полиции Эриха Кёрнера. Отряд карателей, по большей части, состоял из советских солдат и военнопленных, переметнувшихся на сторону гитлеровцев, чтобы спасти свою судьбу. Действовали они под командованием бывшего советского офицера Красной Армии Григория Васюры.

Полицаи согнали всех жителей деревни в сарай, заперли ворота и подожгли. Первой принялась пылать соломенная крыша сарая, затем огонь распространялся и дальше. Испуганные люди пытались выбраться из горящей ловушки, но отряды карателей безжалостно расстреливали всех, кому удавалось сбежать. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов, автоматов и винтовок. Приказ открыть огонь отдали Кёрнер, Смовский и Васюра[9]. Стрельба прекратилась лишь тогда, когда затихли крики и стоны и обвалилась крыша сарая.

В сарае заживо сгорели 149 человек, 75 из которых были детьми[8].

Выжить удалось лишь немногим. В их числе были две девушки Юлия Климович и Мария Фёдорович, которые чудом выбрались из огня и доползли до соседней деревни. Однако от этого их участь кажется ещё печальнее, ведь и эту деревню позже спалили эсэсовцы.

Благодаря прикрывшим телам матерей также уцелели пятеро детей – Володя Яскевич, Соня Климович, Саша и Виктор Желобковичи, а также двенадцатилетний Антон Барановский, который был ранен в ногу случайной пулей. Дети пролежали под трупами, дождавшись пока фашисты не уйдут. Спасли и выходили малышей жители других деревень, после чего они воспитывались в детском доме.

Последний свидетель сожжения Хатыни, Виктор Желобкович, скончался в 2020 году при невыясненных обстоятельствах[10].

Единственный взрослый мужчина, который выжил в пылающем сарае, - кузнец Иосиф Каминский. Во время пожара он потерял сознание и пришёл в себя только глубокой ночью, когда отряды эсэсовцев уже покинули деревню. Он был сильно изранен и получил множество ожогов, но они были незначительны по сравнению с душевной утратой. Ведь среди погибших соседей и знакомых он увидел своего сына Адама, который был смертельно ранен от языков пламени и пули в живот. Он так и скончался на руках у отца. Трагедия кузнеца и его сына послужила прообразом для знаменитого памятника в центре мемориального комплекса[8].

Все шестеро человек были признаны свидетелями трагедии в Хатыни.

Исполнители преступления

Фамилии из 118-й шуцманшафт-батальона Командиры: Кёрнер, Смовский Шудря (все в майорской должности);

  • начальник штаба Г.Васюра
  • командиры роты: Герман, Франчук, Винницкий, Нарадько
  • взводные операции: Мелешко, Пасичнык, Гнатенко, Славутенко
  • рядовой состав состоял из 70 человек

Список палачей из батальона СС «Дирлевангер»

  • командир роты И Мельниченко
  • рядовой состав насчитывал 41 карателя[11].

Судьбы карателей

На Рижском судебном процессе, проходившем в 1946 году, сожжение Хатыни фигурировало среди многих других трагедий. Выяснение обстоятельств и поимка убийц заняла многие годы, в результате палачей постигла следующая учесть[11]:

  • Брюно Павель повешен 3 февраля 1946 года (признался, что отдал приказ об уничтожении Хатыни и Лошадинецов;
  • Иосиф Лукович подорвался на мине в 1943 году во время движения на мотоцикле (поджег крышу сарая);
  • Иван Мельничекнко до 1945 года скрывался в Мурманске и его окрестностях, затем вернулся на Украину, воровал, убил сотрудника НКВД, после чего явился с повинной, но сбежал во время переправки по ж/д. Был застрелен при задержании в 1946 году;
  • рядовые из батальона Дирлевангера в количестве 11 человек были в 1961 году приговорены к смерти;
  • в 1974 году понесли наказание Лакуста, Кнап, Курка и Лозинский. Лакуста был расстрелян, остальным смертную казнь заменили тюрьмой;
  • Василий Мелешко был судим как коллаборационист, амнистирован в 1955 году, после чего занимал должность главного агронома колхоза в Ростовской области. Арестован в 1974 году, расстрелян в 1975 году;
  • Григорий Васюра после деятельности в Беларуси продолжил служить в 76-м гренадерском полку. После победы прошел через фильтрационный лагерь, но сумел скрыть свое предательство. Только в 1952 году его удалось осудить на 25 лет тюрьмы за содействие оккупантам. На тот момент факт причастности Васюры к карательной деятельности был неизвестен. В 1955 году вышел по амнистии и вернулся на Черкасчину. Через несколько десятилетий сотрудники НКВД вновь арестовали преступника. Васюра к тому времени был замдиректора совхоза и даже в 1984 году успел получить медаль «Ветеран труда». В 1986 году состоялся процесс над палачом, в ходе которого выяснилось, что он лично убил более 360 женщин, детей, стариков. Приговорен к расстрелу;
  • Смовский после Великой Отечественной войны вёл активную деятельность в эмигрантской организации, наказан не был, умер в Америке;
  • Иван Слижук состоял в членстве оуновской эмиграции, умер в 1994 году;
  • Винницкий был представителем украинской диаспоры на территории Канады, к ответственности не призывался, умер в Монреале;
  • Злодеяния Владимира Катрюка стали известны совсем недавно, в 1999 году Канада отказала ему в гражданстве, где он на тот момент проживал, однако в 2010 году суд восстановил его в правах. В 2015 году Следственный Комитет России, в рамках статьи «Геноцид», возбудил против нациста уголовное дело, но в тот же месяц Катрюк умер.

Мемориальный комплекс «Хатынь»

В память уничтоженных нацистами сел, было принято решение создать мемориальный комплекс. Над проектом работали архитекторы Градов, Занкович и Левин, а также скульптор Селиванов. Торжественное открытие комплекса произошло 5 июля 1969 года.

К комплексу ведёт пятикилометровая дорога, окружённая лесами. Мраморные монолиты словно отсчитывают каждый её километр. Сам архитектурно-исторический ансамбль расположился на площади в 50 га.

В самом центре возвышается памятник «Непокорённому человеку», изображающий выжившего старика со своим погибшим сыном на руках. Стоит он в окружении гранитных плит, символично воссоздающих крышу пылающего сарая. Тут же братская могила из белого мрамора, на которой высечены слова – своего рода обращение к тем, кто погиб[8].

К памятнику ведёт бывшая улица деревни — ныне широкая аллея с железобетонными плитами. 26 пепельных фундаментов представляют собой дома жителей, над каждым высится печная труба, а также таблички с именами тех, кто здесь когда-то жил. Каждый дом Хатыни венчается колоколом, звенящим каждые 30 секунд вместе с соседскими. Перед каждым из домов установлена калитка, как знак гостеприимства.

185 могил символизируют 185 сожжённых фашистами деревень Беларуси. Каждая деревня выполнена в виде пепелища с очагом пламени в самом центре и с урной, в которой хранится земля, привезённая из каждой деревни. Каждая могила «Кладбища деревень» имеет название и район месторасположения деревни.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

Также одним из ключевых элементов мемориального комплекса «Хатынь» являются «древа жизни», на которых в алфавитном порядке расположились 433 названия деревень Беларуси, которые были уничтожены в ходе Великой Отечественной войны, но позже восстановлены. В память о каждом четвёртом погибшем жителе Беларуси установлен постамент из трёх берёз, а вместо четвёртой горит «Вечный огонь»[8].

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 и 2022 годах были проведены реконструкции комплекса.

Галерея

Хатынь в искусстве

  • «Хаты́нская повесть» (1971) — повесть Алеся Адамовича, посвящённая борьбе партизан против немецких оккупантов в Белоруссии во время Великой Отечественной войны.

Белорусскими композиторами написаны произведения разных жанров, но наиболее весомыми являются:

— симфоническая поэма «Погребение Хатыни» Андрея Мдивани;

— оратории «Памяти Хатыни» В.Войтика (на слова Г. Буравкина и Р. Тармолы), «Хатынь» К. Тесакова (на слова Ф. Жички). Среди наиболее известных песен можно выделить следующие:

— «Хатынь» – ВИА «Песняры»;

— «Соловьи Хатыни» – Эдуард Хиль;

— «Люди мира на минуту встаньте» – Муслим Магомаев.

Картина белорусского художника Святослава Федоренко «Памятайце! Покліч Хатыні»[12].

См. также

Примечания

  1. Политика геноцида (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 апреля 2008. Архивировано 15 апреля 2017 года.
  2. Natalia Petrouchkevitch. Victims and criminals: Schutzmannschaft battalion 118. (Belarus, Ukraine) — Wilfrid Laurier University. — 1999. — P. 73—74.
  3. Исторические «нестыковки» преследуют Хатынь даже спустя 70 лет после трагедии. // Interfax.by. Дата обращения: 21 февраля 2015.
  4. Правда о Хатыни. История трагедии 22 марта 1943 года.
  5. Сидорчик, Андрей. Сожжённые заживо. Каратели в Хатыни не щадили ни стариков, ни детей // Аргументы и факты. — 2013. — № за 22 марта.  (Дата обращения: 22 октября 2015)
  6. Сожженные заживо. Каратели в Хатыни не щадили ни стариков, ни детей
  7. Per Anders Rudling. Terror and Local Collaboration in Occupied Belarus: The Case of Schutzmannschaft Battalion 118. Part I: Background // Nicolae Iorga Historical Yearbook. Vol. VIII, n. 35. — 2011. — P. 201—202.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Мемориальный комплекс «Хатынь»
  9. Кириллова Н.В., Селеменев В.Д., Скалабан В.В. Хатынь. Трагедия и память. Документы и материалы. — Минск: НАРБ, 2009. — ISBN 978-985-6372-62-2.
  10. Умер 86-летний Виктор Желобкович — последний свидетель Хатыни. Наша Ніва (30 мая 2020). Дата обращения: 30 мая 2020.
  11. 11,0 11,1 Мемориальный комплекс «Хатынь»
  12. В память о Хатыни

Ссылки