Обряды и обычаи белорусов
| Обряды и обычаи белорусов | |
|---|---|
| Советская марка с изображением белорусов в традиционной одежде | |
| Связан с | Флаг Белоруссии, Герб Белоруссии, Гимн Белоруссии |
Обря́ды и обы́чаи белору́сов — множество представлений, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Это целостное, многообразное, полифункциональное этнокультурное явление, обусловленное региональной спецификой, представляющее собой совокупность знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности белорусского народа[1].
Народные традиции и обычаи
Духовное богатство народа отражается в его обычаях и культуре. Бережно сохраняя наследие прошлого, суверенная Беларусь закладывает новые традиции. В них наши достижения и лучшие качества: милосердие и дружелюбие, душевная щедрость и готовность поделиться всем, что имеем. Беларусь сегодня демонстрирует всему миру, как нужно отстаивать свой суверенитет.
В древних белорусских обрядах и обычаях отражены история, быт и дух народа. С их помощью наши предки надеялись уберечься от несчастий. В названиях народных праздничных ритуалов отражены верования белорусов, их связь с природой: «Грамніцы», «Гуканне вясны», «Провады русалкі», «Радзімічы». Древний обряд «Багач» у белорусов символизирует окончание осенних полевых работ. Под дожиночные песни весёлые люди ходят от дома к дому и собирают в деревянный «лубок» зерно, которое хранится до следующего года[2].
Обычаи и обряды белорусов представляют часть их духовной культуры, которая тесно связана с их мировоззрением, историей народа, с укладом его жизни на разных этапах развития, с природными и социальными условиями. Большинство из обрядов имеют ярко выраженную аграрную направленность. В процессе трудовой деятельности складывались взаимоотношения человека с окружающей средой, с которой он стремился жить в гармонии, руководствовался подсказками природы, принимая важные для своей хозяйственной деятельности решения[1].
Уникальное явление белорусской народной культуры — волковысский каравай, трёхъярусный, на 200 цветов, который выпекается на протяжении недели. Ещё один обряд, относящийся к Могилёвской области, — «Свеча-оберег». Каждый год люди делают обход деревни с ритуальной шестнадцатикилограммовой свечой-защитницей. Затем её оставляют в доме, хозяева которого нуждаются в защите и помощи, и свеча становится оберегом семьи на год[3].
Календарные праздники
Календарные праздники, обычаи и обряды в течение многих веков были средством передачи культуры, знаний, опыта от поколения к поколению. Традиционный календарно-обрядовый комплекс белорусов играл и играет значительную роль в формировании ритмичности и экологичности их жизнедеятельности на протяжении всего календарного года, в чередовании работы и отдыха, регулировании психического и физического здоровья человека и общества[1].
Коляды
Коляды (Сьвяты́я вечары́) — один из древнейших славянских праздников, двухнедельный период с тремя основными точками. Они приурочены к зимнему солнцестоянию. Если брать по католической традиции, это с 24 декабря по 7 января, в православном варианте — с 6 по 19 января. В обязательном порядке существовало правило встречать Коляды всей семьёй за столом. Если семья собралась за одним столом, замкнула круг, то это символизирует то, что весь следующий год эта семья намерена прожить вместе[3].
Стол обязательно должен быть богатым, так как это символизирует достаток в течение всего последующего года. Основным блюдом является кутья. Первая кутья — это сочельник. По белорусской традиции, она называлась «бедная», потому что там были постные блюда. Потом то, что сегодня связано со старым Новым годом, тогда в народе назывался «щедрец», так как это был самый богатый стол. Затем третья кутья, которая называлась «бедной» или «водяной», потому что она совпадала по времени с Крещением, а раз доминант вода, то и стол праздничный назывался так[3].
К Колядам тщательно готовятся — убирают квартиру, в сёлах колют свиней. Всё, что в этот день совершается переодетыми (ряжеными) людьми, так или иначе связано с прославлением Христа. Этот могут быть небольшие театрализованные представления с участием «козы» или «медведя» (наряженные в костюмы артисты). Могут быть дети и молодёжь, распевающие колядки — специальные песни, в которых сообщают о рождении Христа, прославляют его, а также желают хозяевам урожая, благополучия в следующем году. За колядки хозяева их щедро одаривают. Когда-то колядникам в Беларуси выносили вкусности, пироги, домашнюю колбасу, сейчас — сладости и деньги[4].
О популярности и особом статусе Коляд у белорусов свидетельствует тот факт, что ряд обычаев внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь: «Цари» (агрогородок Семежево Копыльского района Минской области), «Щедрец» (деревня Рог Солигорского района Минской области), «Коники» (Столинский район Брестской области), «Жаніцьба Цярэшкі» (Лепельский район Витебской области), «Куры» (деревни Дмитровка, Вирков и агрогородок Несята Кличевского района Могилёвской области)[1].
Cретенье Господне
Cретенье Господне (Стрэчанне, Грамніцы) — календарный праздник, имеющий постоянную дату: отмечается католиками 2 февраля, православными — 15 февраля. Торжество напоминает о встрече Младенца Христа в храме со старцем Симеоном и Анной-пророчицей. В этот день в церквях (костёлах) освящают восковые свечи, их называют сретенскими или громничными. Сретенская свеча является ритуальным сакральным предметом, который современные жители Белоруссии используют в разнообразных обрядовых, защитных, магических, лечебных целях. Согласно народным воззрениям, она действенно помогает от грозы и пожара, защищает дом и семью от всяческого зла[1].
Народное название Сретения — Громницы — связывают с языческим Перуном (Громовником), повелителем гроз и весенних животворных дождей. Древний праздник, знаменующий границу между зимой и весной, со временем трансформировался в народно-христианский[5].
Масленица
Масленица — это языческий праздник, который ранее назывался Проводами зимы или Комоедицей. У предков слово «ком» означало медведь. Считалось, что он просыпался именно в это время. И люди угощениями хотели его задобрить. Данный праздник является пограничным между зимой и весной. Он длится на протяжении недели, а после него наступает Великий пост[6].
Название праздника произошло от слова «масло», которое, как и многие другие молочные продукты, запрещено есть после масленичной недели на протяжении почти двух месяцев (столько длится Великий пост)[6]. В этот период люди пекут блины с разнообразными начинками и угощают ими родственников и близких. Кульминацией празднования последнего дня Масленицы является сожжение чучела Масленицы. В этот день перед Великим постом (Прощёное воскресенье) принято просить прощения у своих родных[4].
Пасха
Пасха (Вялікдзень) — самый яркий праздник весеннего цикла. Последняя неделя перед Пасхой носит название Страстная седмица, каждый день особый, со своими правилами, природа и человек готовятся к празднованию Воскресения Иисуса Христа. Белорусский пасхальный комплекс сохранил и ряд отличительных мотивов, характерных для новолетия, прославления нового весеннего солнца и весны («Вясна красна на увесь свет!»), наступления очередного земледельческого цикла[1].
На Воскресение Христово главным атрибутом считаются крашеные яйца. Обязательным является посещение службы в храмах и освящение пасхальных корзин, в которые собирают хлеб, соль, яйца, куличи, мясные изделия (состав пасхальной корзины может отличаться в зависимости от региона Беларуси). Солью, освящённой на Пасху, пользуются на протяжении года. Праздник принято проводить в кругу родных и близких. В этот день все поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!». А в ответ говорится: «Воистину Воскрес!» В некоторых регионах Беларуси было принято ходить в «волочёбники». Данный обряд связан с тем, что люди с пасхальными песнями ходили по дворам со славословиями, принося удачу хозяевам, плодовитость скоту. Одна из национальных традиций Пасхи связана с тем, что объедки со стола старались закопать в поле. Считалось, что земля окажется более плодородной. Если нет огорода или поля, то объедки рекомендуется скормить птицам или бездомным животным[7].
Купалье
Праздник Купалье в агрогородке Александрия берёт своё начало в 2011 году. Ежегодно в начале июля «Александрия собирает друзей» на масштабные летние народные гулянья в Шкловском районе Могилёвской области. Все мероприятия проходят на берегу реки Днепр, которая некогда была неотъемлемой частью большого торгового пути «из варяг в греки». В основе праздника, отражающего развитие купальских традиций, — культурный обмен между разными государствами. На него приезжают гости из разных стран. Делегации представлены коллективами народного творчества и мастерами декоративно-прикладного искусства. Торговые ряды ярмарки с оригинальными сувенирами и национальными блюдами тянутся на несколько километров вдоль живописного побережья Днепра. Гости наслаждаются старинными песнями и танцами, парятся в бане, гадают на судьбу, вечером проходят ритуал очищения огнём, а затем отправляются на поиски магического папоротника, зацветающего раз в году[2].
Спасы
Первый Спас (Макавей, Спас Мядовы) отмечается 14 августа. В этот день в церквях освящаются мёд, мак, садовые цветы. В природе уже наблюдаются заметные изменения: «Іспас — пайшло лета ад нас». С этого дня начинается двухнедельный пост («спасаўка»), который продолжается до 28 августа. Второй Спас (Яблычны Спас, Іспас; в церковном календаре это Преображение Господне) православные отмечают 19 августа, католики — 6 августа. В храмах освящают овощи и фрукты, воду. У белорусов было принято до этого дня воздерживаться от употребления яблок тем, у кого умерли дети, так как, по легенде, на том свете на Спас Бог или Матерь Божья раздают детям яблоки, не достаётся ничего тем, чьи родители нарушили запрет, и они плачут[1].
Последний из трёх августовских Спасов имеет несколько названий: Хлебный, Ореховый, Холщовый, Холодный, Спас Нерукотворный. Первые два связаны с периодом созревания злаков, из нового урожая которых пекли хлеб, и сбора плодов на ореховых деревьях. Холщовый — поскольку в этот период года крестьяне устраивали ярмарки, где продавали полотна и холсты. Холодный — так как дни становились холоднее, и крестьяне активно делали запасы на зиму. Дата его фиксирована и каждый год приходится на 29 августа. В церковном календаре 29 августа обозначено, как Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Произошло это событие именно в эту дату в 944 году. В основу праздника положено предание о чудесном исцелении Авгара — царя города Эдессы (территория современной Турции)[8].
Семейные традиции Белоруссии
Институт семьи для современного белоруса играет важную роль. Ребёнок воспринимается как продолжение рода, поэтому его воспитанию уделяется пристальное внимание. Главой семьи всегда является отец, на которого возлагаются функции защитника и добытчика. Жена — верная супруга, умелая хозяйка, хранительница семейного очага. Она заботится о доме и детях. Женщина и мужчина равные в правах[4].
Свадьба
Самым весёлым обрядовым праздником в Белоруссии является свадьба (Вяселле). Торжество можно планировать с учётом разрешённых дат. Его не отмечают в период постов и с 7 по 21 января («кровавые вечера»)[4].
Ни одно действие во время свадьбы не является случайным. Все этапы основательно продуманы. Свадьба белорусов представляет собой театрализованное представление, призванное принести счастье, лад и достаток в семью молодожёнов. По традиции, свадебный обряд имеет трёхэтапный сценарий: предсвадебный («запыты», беседа сватов, помолвка), сама свадьба и послесвадебный (пироги и «медовый месяц»)[9].
Молодожёны современной Белоруссии почти не соблюдают традиции предков, однако иногда применяют в своём торжестве некоторые элементы. Нередко классические свадебные наряды современности заменяются на традиционную национальную одежду[4].
Рождение детей
В белорусских семьях в почёте многодетность. Это связано с представлениями о том, что большое количество детей приносит счастье всему роду. В первые годы жизни младенца он окружён заботой не только матери и отца: о нём заботятся все родственники, они берегут его от невзгод и болезней. При этом к воспитанию в белорусской семье подходят строго, с определёнными требованиями. Уже в четыре года ребёнок помогает отцу и матери в семье, выполняя посильную для него работу. Родители демонстрируют личным примером уважительное отношение к труду, к старшим, учат детей трудолюбию и ответственности[10].
Обряд крещения ребёнка
Обряд крещения детей — это особое таинство, к которому нужно готовиться определённым образом, важное для семьи событие. Считается, что во время крещения происходит смерть человека для его греховной жизни и возрождение для жизни вечной, чистой[4].
После возвращения из храма, где крестили ребёнка, в доме организовывали торжество, на которое приглашали соседей и родственников. Праздничный стол состоял в основном из выпечки и сладостей. Гостей угощали сбитнем и горилкой[11].
После застолья бабушка продавала участникам крестин «бабуліную» кашу (из перловой, пшённой крупы). Вокруг каши обычно разворачивался целый спектакль, шуточные игры. Из платка делался кармашек, в который «покупатели» клали деньги. Бабушка первой снимала пробу каши, клала деньги и говорила пожелания. Собранные деньги она отдавала родителям для воспитания ребёнка. В некоторых деревнях весь горшочек с кашей выкупал крёстный[11].
В благодарность бабушке её садили в украшенное корыто или садовую тачку, давали в руки хлыст и катали по всей деревне, производя как можно больше шума. Причём звук производили не только песнями и музыкой, но и хлопаньем в ладоши, стуком в пустые вёдра, тазы и кастрюли. Всех, кого встречали в пути, угощали, чтобы все разделили радость от появления на свет малыша[12].
Взросление
Детей было не принято брать на игры и праздники взрослых. Но уже с 14 лет молодые люди имели право посещать вечерние гуляния — «вячоркі». Разного рода гадания и тематические обряды как раз и были нацелены на то, чтобы помочь юношам и девушкам создать пары. Однако даже там молодёжь находилась под присмотром старших. Они регламентировали поведение подростков. К юноше были весьма высокие требования. Вначале он должен был позаботиться о материальном достатке, стать самостоятельным и ответственным и только потом приводить в дом невесту. В то же время статус холостого всерьёз осуждался общественностью[13].
Похороны
В Белоруссии сформированы аутентичные похоронные обряды. При подготовке и проведении похорон белорусы соблюдают правила, согласно которым родственники не должны сами делать что-либо с усопшим. Чужие люди моют его тело, одевают и несут на кладбище. Считается, что покойник даже после смерти сохраняет связь с родными и может унести их с собой. Согласно ритуальному обряду, умершего одевают таким образом, чтобы все швы одежды были наружными, таким образом отрезая его от мира живых[4].
Современные традиции и обычаи
Традиции и ритуалы Белоруссии формировались столетиями. Всех обрядов современная молодёжь не соблюдает, однако многие ритуалы использует как в быту, так и во время празднования важных событий. Белорусы стремятся сохранить свои народные обряды и обычаи, поэтому для их популяризации часто устраиваются фестивали, концерты и другие развлекательные, просветительские мероприятия в сфере культуры[4].
В традиционном обращении к выпускникам вузов 27 июня 2020 года Александр Григорьевич Лукашенко сказал[14]:
Когда есть традиции, тогда мы имеем право называть себя народом. Если нет традиций — мы не народ. Я уверен, что вы можете сделать это. Сделайте это, пожалуйста. И нашей родной Беларусью, которую вы сохраните и сделаете ещё более красивой и сильной, будут гордиться наши потомки!
Международный фестиваль искусств «Славянский базар» — главное культурное событие года, визитная карточка страны. Это крупнейшее в стране событие принимает гостей со всех континентов. С 1995 года он проводится под патронатом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Василёк, изображённый на логотипе форума, символизирует чистоту и красоту Беларуси. Он призывает к уважительному отношению к настоящему искусству, не знающему ни границ, ни религиозных и политических разногласий. Фестиваль способствует развитию диалога культур между различными народами и странами. В город над Двиной в июле приезжают мировые звёзды и дебютанты. Девизом фестиваля являются слова, которые содержат миссию «Славянского базара»: «Через искусство — к миру и взаимопониманию». На фестивале Президент Республики Беларусь вручает специальную премию с одноимённым названием[2].
Литература
- Котович О. В. Золотые правила народной культуры. — 4-е изд. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 590 с. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Самуль А. В. Формирование семейных ценностей с учётом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства. — Минск: Лазурак, 2010. — 235 с. — ISBN 9789856260486.
- Фетисова Л. Е. Белорусские традиции в народно-бытовой культуре Приморья. — Владивосток: Приморская краевая организация Добровольного общества любителей книги. — 239 с. — ISBN 5-7278-0204-0.
Галерея
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Володина Т. В., Кухаронак Т. И. Календарные праздники, обычаи и обряды белорусов. Белорусская Энциклопедия (16 июля 2024). Дата обращения: 19 августа 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Традиции Беларуси, обычаи и обряды. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Дата обращения: 19 августа 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Народные традиции: Коляды. БелТА (4 января 2013). Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Боярчук Л. Обычаи и традиции Белоруссии. Информационный ресурс TravelAsk.ru. Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Бебенина О. Сретение Господне в Беларуси празднуют дважды: 2 февраля — католики, 15 февраля — православные. Издательский дом «Беларусь сегодня» (2 февраля 2024). Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Иванова К. Масленица 2023 в Беларуси: дата, история, традиции, рецепты блинов, где будут гуляния. Комсомольская правда. Беларусь (18 февраля 2023). Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Иванова К. Пасха, Светлое Воскресение Христово, 2024: история, традиции, стол, что можно делать, что нельзя делать. Комсомольская правда. Беларусь (3 мая 2024). Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Хлебный или Спас нерукотворный-2025: история, традиции и запреты, рецепты пирогов и печенья на Ореховый Спас. Лидская газета (19 августа 2025). Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Беларусь: традиции и обычаи, обряды. Туристический портал ПроБеларусь. Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Семейные традиции в белорусской культуре. ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря». Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ 11,0 11,1 Изучаем народные традиции. Обряд крещения ребёнка и катание «бабули». УО «Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины». Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Семейные праздничные традиции Беларуси. «Городская клиническая больница №3 г. Гродно». Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Народные традиции белорусской семьи. Национальная телерадиокомпания Республики Беларусь (11 мая 2022). Дата обращения: 21 августа 2025.
- ↑ Красивые и добрые традиции современной Беларуси для детей, молодёжи и пожилых людей. Издательский дом «Беларусь сегодня» (23 декабря 2023). Дата обращения: 21 августа 2025.