Визитная карточка
Визитная карточка — инструмент межличностного общения, носитель контактной информации персоны или организации, важный инструмент протокольных мероприятий и деловых контактов. Основная цель визитной карточки представить её владельца независимо от его должности и рода занятий. «Визитная карточка сейчас является обязательным атрибутом при установлении любых деловых отношений, тем более с представителями зарубежных компаний, и особенно при первых встречах»[1].
Визитная карточка изготавливается из бумаги, картона или пластика небольшого формата. Существуют также CD-визитки, выполненные на уменьшенной до 50×90 мм поверхности CD-диска, изготовленные из дерева (деревянного шпона или 3-миллиметровой фанеры) и металла.
История
Визитная карточка — важная составляющая бизнеса. Это эффективная и к тому же недорогая форма рекламы <…> Карточка — это стратегическое оружие. Она влияет на развитие бизнеса ещё долго после того, как вы её кому-то дали. <…> Ответ на вопрос «Чем вы занимаетесь?» должен лежать у вас в кармане.Кристи Ли
«Согласно первым упоминаниям в истории, визитки появились между вторым и третьим веком до нашей эры в Древнем Китае. Китайские чиновники специальным указом обязывались иметь карточки на красной или другого цвета бумаге с написанными на них именем владельца и занимаемой должностью. Цвет бумаги, на которой составлялся документ, соответствовал рангу чиновника. Эти визитки могут и сейчас служить образцом сдержанности и эстетичности: никаких лишних и неуместных деталей, кроме имени, фамилии и должности»[2].
В XVII веке визитные карточки появились в Европе во Франции. «Они вошли в употребление при дворе легендарного французского короля Людовика XIV, в эпоху которого придворный этикет приобрел практически законодательный характер»[3]. Визитная карточка — новый элемент королевского церемониала, обязательный аксессуар для представителей высших слоёв населения.
Надо показать ему какую-нибудь бумагу, иначе он не поверит, что вы существуете.Илья Ильф
В XVIII веке в Германии появились печатные визитные карточки, они были изготовлены на местной бумажной фабрике. «Из достоверных источников известно, что в Германии они уже были в ходу в 1786 году и продавались на одной бумажной фабрике в Лейпциге в трёх размерах»[4]. До этого времени изготовлением визитных карточек занимались граверы. «Одновременно с печатными карточками использовались и рукописные визитные карточки. Текст на них наносили пером с помощью орешковых чернил. Эти первые визитные карточки — визитте билете — первоначально имели размер игральной карты и были способны вместить весьма значительные по размеру послания»[3].
Европейская мода на визитные карточки и обмен ими не могла миновать и Россию. Самые ранние образцы относятся к эпохе Екатерины II. В Правилах светской жизни, изданных в Петербурге в 1889 году, говорилось, что «визитные карточки имеют то достоинство, что часто избавляют обе стороны от взаимного докучания и, заменяя личный визит, служат знаком внимания»[2].
Этикет строго регламентировал использование визитных карточек в соответствии со статусом и чином её владельца. Так, например, вплоть до 1917 года подчиненные не имели права посылать визитные карточки своим начальникам. Они должны были завозить их лично. Это правило распространялось также на всех высокопоставленных особ.
Если визит делался начальнику, и подчиненный не заставал его дома или начальник не принимал поздравлений, то на этот случай готовился «особенный визитный лист», то есть специально предназначенный для этих целей лист бумаги, на котором следовало расписаться молодым служащим и подчиненным. Кроме того, почти в каждом доме имелась так называемая визитерная книга, куда швейцар записывал имена гостей и посетителей в том случае, если гость не оставлял визитной карточки. Запись в книге соответствовала визиту, и карточки уже не требовалось[3]. Об этом написал в своем стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасов:
«Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!…»[2][5]
Виды
В деловом мире и в частной жизни граждане разных стран могут использовать одновременно разные виды визитных карточек. Они различаются по назначению, объёму информации, стилю оформления, размеру.
Дипломатическая визитная карточка
Визитная карточка дипломатического работника содержит ограниченный объём информации: имя (в российской практике — имя и отчество), фамилию и должность официального лица. Современные визитные карточки дипломатов могут содержать номер телефона.
Деловая визитная карточка
Деловая визитная карточка — важный атрибут при установлении деловых отношений с представителями различных учреждений, компаний. Визитная карточка в деловой среде выполняет функции:
- представление деловых партнёров;
- подтверждение заинтересованности в последующих деловых контактах;
- информирование об организации;
- осуществление деловых контактов между партнёрами[6].
Представительская визитная карточка
Визитная карточка, на которой указаны только имя и фамилия. «Такую карточку можно приложить к подарку, букету цветов, и вручить персонам, которые нас знают лично и не нуждаются в нашем представлении»[3].
Семейная визитная карточка
Мужские и женские визитные карточки использовались в обществе по-разному. При посещении знакомого дома мужчина оставлял то количество визитных карточек, которое соответствовало числу проживающих там персон — мужчин и женщин. Женщина могла оставить визитную карточку только женщине, и не могла оставить свою визитную карточку в доме неженатого мужчины — такой поступок мог стоить её репутации.
При совместных визитах супругов в России существовали следующие правила обращения: жена оставляла свою визитную карточку хозяйке дома, а муж оставлял две карточки — хозяину и хозяйке. Этикетный справочник середины XIX века сообщал по этому поводу: «Если муж и жена делают визиты вместе, то на карте гравируется прежде имя и отчество мужа, потом жены и, наконец, уже фамилия их; сверх того они должны иметь особые карточки, каждый для своих визитов»[3][7]
«Семейная визитная карточка удобна в совместных путешествиях, …, визитах к родственникам и … В оформлении семейных визитных карточек тоже есть свой этикет. По современным правилам имя жены пишется первым. Например,
Ольга и Константин
Преображенские»[3].
На семейной визитной карточке не указывают сферы деятельности супругов, однако список реквизитов может быть шире — рекомендуется указывать домашний телефон и адрес.
Личная визитная карточка
Личная визитная карточка предназначена для использования в ситуациях светского общения. «Такая карточка, например, может быть вложена в букет цветов или подарок»[3]. На личной визитной карточке, помимо контактной информации, рекомендуется указать сферу деятельности. Например, следует указывать
Ольга Павловна
Шадиева
специалист по современному этикету
Размеры и оформление
«Во многих странах, включая Россию, традиционным является размер 50×90 мм. Однако если Ваши реквизиты не вписываются в эти рамки, то можно их немного раздвинуть, но только на пару миллиметров»[8]. Визитницы и кляссеры, предназначенные для хранения визитных карточек имеют кармашки определённого размера, рассчитанные максимум на размер карточки 55×95 мм.
Классическим цветом бумаги для оформления визитных карточек считается белый цвет.
Облик визитных карточек и материал связаны с характером деятельности компании. Деловые визитные карточки могут быть изготовлены из кожи, стекла, фарфора, пластмассы, дерева, в виде небольшого CD-диска. «Такое разнообразие вполне допустимо, … . Визитная карточка является носителем индивидуальности своего владельца или отражением фирменного стиля компании»[3].
Компоновка информационных блоков на поле визитной карточки. «Таких блоков всего пять, и по мере расположения сверху вниз это:
- блок принадлежности (к организации, региону), … наименование организации;
- блок символики: герб, товарный знак, логотип;
- блок персональных данных: имя, отчество, фамилия;
- блок статусных данных: звание или звания, должность;
- блок реквизитов: адрес, телефоны, электронный и Интернет адреса»[8]
«… Превосходную визитную карточку сведущий заметит с первого взгляда»[8]. В книге «Табель о рангах визитных карточек» автор определил 15 классов визитных карточек по качеству исполнения — от посредственной до превосходной.
Содержание
Визитная карточка — это всегда знакомство. <…> И от того, какую она несет информацию и как выглядит, у нас складывается первое впечатление о визави.Б. Бемоль
Содержание визитной карточки должно быть лаконично, но отражать всю необходимую информацию:
- Фамилия, имя и отчество. В соответствии с международными нормами в написании следует придерживаться следующего порядка: сначала имя и отчество (может отсутствовать), а затем фамилия.
- Должность. «В случае совмещения обязанностей в одной организации, указывается более высокая должность. В случае выполнения обязанностей в разных структурах целесообразно иметь несколько визитных карточек»[8].
- Степень и звания. Обычно указывается более высокая степень или звание.
- Реквизиты: страна (для международных контактов), почтовый индекс, город, адрес, телефон (для международных контактов перед номером телефона и факса указывается код страны и города), факс, e-mail, адрес в Интернете.
«Ваша карточка может сказать о вас кое-что и сама. Например:
- о состоянии ваших дел, когда визитная карточка весьма низкого класса полиграфического исполнения;
- о вашем тщеславии, когда перечисление званий не произнести на одном дыхании;
- о вашей аккуратности, когда вы достаете откуда-то помятую или истрепанную карточку;
- о вашей деловой активности, когда визитка затерта и становится ясно, что предыдущую доставали из бумажника довольно давно;
- и, наконец, о вашей предусмотрительности, когда во время деловой встречи у вас её не оказалось»[8].
Этикетные правила обращения
Традиции и условности при обмене визитными карточками:
- «направление визитной карточки равноценно визиту;
- более правильным считается оставлять свою визитную карточку лично;
- на визитные карточки отвечают не позднее, чем в течение 24 часов;
- в резиденции супругов неженатые мужчины должны оставлять две карточки;
- женщины не оставляют свою визитную карточку в доме холостого мужчины;
- супруги, оставляя визитные карточки в доме другой супружеской пары, оставляют одну из визитных карточек супруга для хозяина дома и одну совместную карточку для хозяйки;
- после состоявшегося знакомства первым оставляет свою визитную карточку тот, чей ранг ниже. При прочих равных условиях при оставлении карточки во внимание принимается возраст. Младший по возрасту оставляет карточку первым, мужчина оставляет карточку женщине. Когда возникают сомнения, первым оставляет карточку тот, кто окажется более вежливым;
- после представления женщине мужчина должен как можно скорее, не позднее, чем в течение недели, направить ей свою карточку и карточку для её супруга, даже если он не был представлен;
- если женщина представляется другой женщине и намерена поддерживать с ней отношения в дальнейшем, если она старше или если представляющаяся женщина замужем за лицом, положение которого в обществе либо на службе выше положения её супруга, то она должна оставить карточки, даже если её супруг не знаком с этой женщиной;
- всем гостям, присутствующим на завтраке, обеде или вечернем приёме, следует, если они не посылают письма с выражением благодарности, оставить в течение недели свои визитные карточки в доме хозяйки;
- высокопоставленные иностранные лица, находящиеся в стране проездом, оставляют свои визитные карточки в течение 24-х часов после приезда, на них следует ответить также в течение суток»[9];
- рекомендуется использовать односторонние визитные карточки. «… обратная чистая сторона предназначается для дополнительных записей. Здесь вы можете зафиксировать дату и тему будущей встречи, … указать область Ваших интересов в отношении данной персоны или организации»[8];
- рекомендуется часть тиража визитных карточек заказать на языке ваших зарубежных партнеров;
- при передаче визитной карточки с третьим лицом, традиции диктуют загнуть левый угол. Такое же правило действует, если вы оставляете визитную карточку, не встретившись с персоной.
Вручение визитных карточек
Церемония обмена визитными карточками требует знания этикета, внимания и осторожности:
- визитная карточка всегда вручается лицевой стороной к партнеру, чтобы её текст можно было сразу прочесть. Вручая визитную карточку иностранцу, произнесите своё имя и фамилию, чтобы исключить неловкость при произношении;
- при обмене визитными карточками следует вручать и принимать их обеими руками или правой рукой;
- после обмена визитными карточками следует легкий полупоклон благодарности;
- получив визитную карточку, необходимо уделить ей внимание, изучив информацию и уточнить отдельные сведения, таким образом, вы проявите уважение к собеседнику. Вам вручили визитную карточку труднопроизносимую в прочтении, что требует навыков в освоении произношения и запоминания. Например, визитная карточка «Гурбангулы Мяликгулмевич Бердымухаммедов». Следует уточнить правильность произношения с целью исключить впоследствии неловкую ситуацию;
- недопустимо после получения визитной карточки: сразу класть её в карман, мять, делать пометки на глазах владельца;
- полученную визитную карточку следует разместить в визитницу, или положить на стол во время переговоров — это упростит процесс обращения к новому собеседнику;
- в ситуациях делового общения следует предусмотреть необходимое количество визитных карточек для вручения во время деловых переговоров;
- «Обмениваться визитными карточками следует по обоюдному желанию. … Если в ответ на предложение обменяться визитными карточками вы получаете карточку, на которой значится только имя и фамилия без контактных данных, это означает, что противоположная сторона не заинтересована в продолжении знакомства. Такое возможно. Огорчаться не стоит. Надо быть готовым и к такому повороту дел»[3].
Условные сообщения
Существуют условные сообщения — общепринятые подписи от руки для определённых случаев, которые делаются на визитных карточках в левом нижнем углу и имеют следующие значения:
- Р.R. (Pour remercier) — выражение благодарности.
- Р.F. (Pour fete) — поздравление по случаю праздника.
- P.F.C. (Pour faire connaissance) — выражение удовлетворения знакомством.
- P.F.N.A. (Nouvel An) — поздравление пo случаю Нового года.
- P.P.C. (Pour prendre conge) — прощание при окончательном отъезде.
- P.C. (Pour condoleances) — выражение соболезнования.
- P.P. (Pour presentation) — представление.
- R.S.V.P. (Repondez, s’il vous plait) — просим ответить.
- В менее официальных случаях в зависимости от характера отношений с адресатом на визитках могут делаться надписи, обязательно в третьем лице. Например: «Благодарит за поздравление», «Поздравляет с национальным праздником», «Благодарит за оказанное внимание», «С наилучшими пожеланиями» и т. д.
Национальные особенности
Правила использования и оформление визитных карточек в разных странах мира различаются.
Россия. На визитных карточках принято указывать звания, награды и учёную степень. На визитной карточке не пишут господин или госпожа перед именем. Не встречаются семейные и детские визитные карточки.
Великобритания. На деловых визитных карточках зачастую по центру указывают название компании, адрес — в нижнем левом углу, телефон — в верхнем левом углу, внизу справа — имя сотрудника. На профессиональных визитных карточках врачей, адвокатов имя и фамилия пишутся в центре, адрес — в нижнем левом углу, телефон — в нижнем правом углу. «Женские визитные карточки, как правило, по размеру несколько больше мужских»[3]. На визитных карточках принято указывать сведения о наградах, степенях и отличиях.
Китай. При обмене визитную карточку внимательно изучают. «В Китае принято передавать карточку из рук в руки, придерживая её по краям двумя руками. Также приветствуется лёгкий наклон головы. … Получив визитку, следует внимательно ознакомиться с ней, и ни в коем случае нельзя сразу убирать её в карман брюк — так можно серьёзно обидеть китайцев! После тщательного осмотра, можно поместить визитку в нагрудный карман или специальный кошелек для визиток»[10].
США. На визитной карточке адрес указывают в правом верхнем углу. При обмене к визитной карточке поверхностное внимание. Женские карточки квадратные, мужские имеют прямоугольную форму. На визитных карточках не принято указывать звания, награды и учёную степень.
Франция. На визитных карточках не принято указывать звания, награды и учёную степень.
Япония. При обмене визитную карточку внимательно изучают. Могут задать уточняющие вопросы. Представителям Китая, Японии, Кореи визитную карточку вручают только двумя руками.
Хранение
Хранить визитные карточки следует в специальных карманных футлярах-порткартах, кляссерах и визитницах. Карманные футляры на 12-20 экземпляров визитных карточек могут быть пластиковые, металлические или кожаные. Кожаные футляры более удобны в использовании.
В последние годы стала распространяться мода на отрывные визитные карточки в сменных книжках и кожаных футлярах. Благодаря специальной надсечке они без труда отрываются одним лёгким движением.
Мужчинам рекомендуется носить визитницы в верхнем кармане пиджака, не в брючном, женщинам — в сумке.
На рабочем месте визитные карточки хранятся в специальных подставках.
Галерея
Литература
- Басманова Э. Б. Этикет визитной карточки // Справочник секретаря и офис-менеджера. № 11-12, 2009.
- Басманова Э. Б. Визитная карточка: история и современность — М.: Новый хореограф, 2010. — 104с.: ил. — ISBN 978-5-94881-110-9
- Белоусов И. Ушедшая Москва. Записки по личным воспоминаниям с начала 1870 годов. М., 1927.
- Бемоль Б. Табель о рангах визитных карточек — Санкт-Петербург: Корпорация «РАЙЗ», 2007. — 76 с. —ISBN 978-5-9901070-1-4
- Бунин И. А. Визитные карточки // Собр.соч. в 4 т. Т. 4. М., 1988.
- Бунин И. А. Памятный бал // Собр.соч. в 4 т. Т. 4. М., 1988.
- Бутовский Н. Очерки современного офицерского быта. СПб., 1899.
- Вуд Д. и Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол.: Международные отношения. 2019. — 284 с. — ISBN 978-5-7133-1636-5
- Гульнев К. Н. Военно-морской протокол и церемониал. — СПб.: Морское наследие, 2020. — 700 с. — ISBN 978-5-905795-42-8
- Гоголь Н. В. Мёртвые души // Собр.соч. в 9 т. Т. 5. М., 1994.
- Граф Тонский Б. Н. Как сделаться джентльменом. С приложением дуэльного кодекса. СПб., 1908. Дамский журнал. № 16. 1827.
- Зарайченко В. Е. Этикет государственного служащего: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 445 с. — ISBN 978-5-222-21284-4
- Игнатьева Е. С. Международный деловой этикет на примере 22 стран мира — М.: Эксмо, 2020. — 416 с. — ISBN 978-5-04-096151-1
- Князьков С. А. Быт дворянской Москвы конца XVIII и начала XIX веков // Москва в её прошлом и настоящем. Т.8. 1911.
- Лаврентьева Е. В. Повседневная жизнь русского дворянства пушкинской поры. М., 2007.
- Мельникова А. Воспоминания о давно минувшем и недавно былом. Из записной книжки Александры Мельниковой. М., 1898.
- Правила светской жизни этикета. Хороший тон. СПб., 1889.
- Светский человек или руководство к познанию светских приличий и правил общежития. Составитель Д. И. Соколов. М., 1855.
- Соловьёв Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол. М., 2000.
- Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. СПб., Издание Германа Гоппе.1881.
- Энциклопедия этикета. Составитель О. И. Максименко. М., 2000.
Примечания
- ↑ Игнатьева Е. С. Международный деловой этикет на примере 22 стран мира. — М.: Эксмо, 2020. — С. 47. — 416 с. — ISBN 978-5-04-096151-1.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Гульнев К. Н. Военно-морской протокол и церемониал. — СПб.: Морское наследие, 2020. — С. 511. — 700 с. — ISBN 978-5-905795-42-8.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Басманова Э. Б. Визитная карточка. История и современность. — М.: Новый хронограф, 2010. — С. 91. — 104 с. — ISBN 978-5-94881-110-9.
- ↑ Хороший тон - Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. — СПб.: Герман Гоппе, 1881.
- ↑ Некрасов Н. А. Размышления у парадного подъезда . Дата обращения: 20 мая 2023.
- ↑ Зарайченко В. Е. Этикет государственного служащего. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — С. 131. — 445 с. — ISBN 978-5-222-21284-4.
- ↑ Соколов Д.И. Светский человек или руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом. — М., 1855. — С. 128. — 140 с.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Б. Бемоль. Табель о рангах визитных карточек. — Санкт-Петербург: "Корпорация "РАЙЗ", 2007. — С. 32. — 76 с. — ISBN 978-5-9901070-1-4.
- ↑ Джон Вуд и Жан Серре. Дипломатический церемониал и протокол. — Международные отношения, 2019. — 384 с. — ISBN 978-5-7133-1636-5.
- ↑ Титарева Татьяна. Церемония обмена визитными карточками в Китае (20 января 2017). Дата обращения: 12 июня 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |