Лаконичность

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Лаконичность (от греч. Λακωνία; «лаконизм») — это краткое и точное выражение мысли (как в письменном виде, так и в речи).

Лаконичность представляет собой качество выражения индивидом какой-либо мысли наиболее кратким и ясным образом[1]. При этом приветствуется использование как можно меньшего количества слов, но без ущерба для смысла или контекста повествования. Лаконичность является фундаментальным принципом эффективной коммуникации и ценится во многих областях, включая письменную форму, публичные выступления, рекламу, технические коммуникации и прочее. Так, сосредоточив внимание на краткости и ясности, возможно как повысить эффективность передачи информации, так и поддерживать достаточный уровень вовлеченности и понимания у аудитории[2].

Данный формат коммуникации назван в честь Лаконии, области Греции[3], которая также включала город Спарту, жители которой характеризовались строгим словесным аскетизмом, а также содержательными замечаниями.

Определение понятия

Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (ныне Ростовская область), Российская империя — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер, Германская империя)

Лаконичность определяется как качество индивида вести коммуникации кратко[4]. При этом, в XIX веке, в рамках данного понятия подразумевается не только краткая, но емкая письменная и устная речь, а минимализм (как социокультурное направление) в целом, в сочетании с функциональностью[5].

Особенность выражения мыслей в лаконичном стиле выступает полное сохранение смысла высказывания, а также его выразительность и афористичность[6]. Так основную характеристику лаконичной манеры повествования отразил русский писатель, прозаик и драматург Антон Павлович Чехов:

Краткость — сестра таланта

Также, в силу специфики, лaкoнизм эффективно применяется в процессах построения (и адаптации) aфopизмoв, а также пocлoвиц и пoгoвopoк[7].

Лаконичность среди спартанцев

Спартанцы характеризовались своим стремлением к лаконичности в общении. Они противопоставляли данный стиль общения древнегреческим ораторам (в частности — ораторам из Афин), которые, напротив, стремились разнообразить свое повествования различными средствами выразительности речи[8].

В своих работах древнегреческий писатель и историк Плутарха уточнял, что у спартанцев была поговорка: «Если тебе нечего сказать, ничего не говори»[9]. Подобный акцент на краткости и ясности был отражен в военной подготовке спартанцев, и их коммуникационных стратегиях. Так спартанские посыльные были обучены передавать информацию быстро и эффективно, используя как можно меньше слов. Этот акцент на лаконичности помогал спартанцам эффективно общаться как в бою, так и в социальном контексте[10].

В своих работах древнегреческий философ Сократ отражал предупреждение при коммуникациях со спартанцами: «Говоря со спартанцем, он может совершенно неожиданно поразить тебя простотой своих рассуждений … как опытный стрелок, спартанец может выдать острую фразу, которую может выдать только слаборазвитый маленький ребёнок»[11].

Данное предупреждение иллюстрируется несостоявшейся попыткой штурма города Филиппом II. Так расположившись у стен Спарты, Филипп направил послание спартанцам, в котором описал, что в случае, если штурм произойдет, то все жители Спарты будут уничтожены, и им целесообразнее сдаться сразу, без боя. На данное послание спартанцы ответили коротко — «Если»[12].

Ещё одной иллюстрацией лаконичности спартанцев выступает ответы спартанских командиров во время Фермопильского сражения. Так получив донесение, содержащее данные о количестве атакующих персов и предупреждение, что их стрелы «затмят небо», ответил — «Тогда будем сражаться в тени»[13]. В рамках этого же сражения, царь Леонид I дал лаконичный ответ на предложение «сдаться и сложить оружие» от предводителя персидской армии — «Приди и возьми»

[14].

Типы лаконичности

Существует несколько типов лаконичности, каждый из которых имеет свои особенности, фокусировку и цель. Среди наиболее распространенных типов лаконичности выделяют[15][16]:

Лаконичность на уровне предложений — данный тип лаконичности фокусируется на сокращении длины отдельных предложений без ущерба для смысла или ясности повествования; пример: сокращение вводных конструкций, использование глаголов и прочее.

Краткость на уровне абзаца — данный тип лаконичности направлен на сокращение длины абзацев (в целом) за счет удаления избыточной или ненужной информации; пример: избегание повторений, отказ от переходных фраз, сокращение описательной части повествования и прочее.

Лаконичность на уровне документа — данный тип лаконичности направлен на сокращение общего объёма документа за счет отказа от части текста; пример: сокращение или изъятие дополнительных разделов, в которых не представлена существенная ценность для контекста и понимания повествования; объединения и сокращение общего объёма информации; использование визуализации для передачи информации и прочее.

Примеры использования

Лаконичность является ценным качеством и применяется во многих областях человеческой жизни. Среди примеров того, как лаконичность используется в различных контекстах, можно выделить:

Письмо — в письменной форме лаконичность важна для удержания внимания читателя, а также четкой и эффективной передачи информации; авторы могут добиться лаконичности, используя синонимы, а также сокращая текст, оставляя в нём только ценную (для читателя) информацию.

Публичные выступления — в публичных выступлениях краткость также важна для вовлечения аудитории и эффективной передачи информации; выступающие могут добиться лаконичности, используя ясный и лаконичный язык (избегая жаргона и технических терминов), а также используя наглядные пособия для передачи информации[17].

Реклама — в рекламе лаконичность важна для быстрой и эффективной передачи сообщения; рекламодатели могут добиться лаконичности, используя запоминающиеся слоганы, яркие визуальные эффекты, а также сосредоточив внимание на наиболее важных функциях или преимуществах своего продукта[18].

Техническая коммуникация — в технической коммуникации лаконичность важна для четкой и эффективной передачи сложной (для понимания) информации; технические писатели могут добиться лаконичности, используя логическую организацию (структурирование) информации, а также используя различную инфографику[19].

См. также

Примечания

Литература