Фламенко

Танец
Фламенко
Шоу «Севильский дворик».
Шоу «Севильский дворик».
Направление Испанские танцы
Размер 2/4; 4/4; 3/4; 12/8
Истоки Мавританская культура, Цыганский танец, Еврейская культура
Время и место возникновения XV век, Андалусия
Годы расцвета 1850—1910-е, Европа, Северная Америка
Поджанры
Канте хондо, Канте чико

Фламе́нко (исп. flama — «пламя», или исп. flamenco — «фламинго») — культурное явление Андалусии (Испания), объединяющее вокал, танец и игру на гитаре. Оно возникло под влиянием арабских, византийских и цыганских традиций. Основные элементы фламенко — пение (cante), танец (baile) и гитарное сопровождение (tocado) — взаимодействуют для создания синергетического эффекта. Танец исполняется соло или в паре, пение чаще всего сольно, в ансамбле участвуют один — два гитариста. Важная часть фламенко — виртуозная техника сапатеадо (отбивание ритма ногами), дополняемая прищёлкиванием пальцев и хлопками. В 2010 году ЮНЕСКО включила фламенко в Список нематериального культурного наследия[1].

История развития фламенко

Истоки фламенко

Генеалогия фламенко восходит к периоду миграции рома (цыган) из Раджастхана (северо-запад Индии) в Испанию, охватывающему IXXIV века. Эти кочевые группы принесли с собой богатый музыкальный инструментарий, включая бубны, колокольчики и деревянные кастаньеты, а также разнообразные музыкальные и танцевальные традиции. В Испании они столкнулись с культурным влиянием еврейского населения (сефардов) и мавров, что привело к синтезу, результатом которого стало формирование уникального феномена — фламенко[2].

Эволюция фламенко, достигшая своего апогея в конце XVIII — начале XIX веков, обусловлена сложным взаимодействием различных культурных пластов, представленных на юге Пиренейского полуострова иберийской, арабской, еврейской и цыганской традициями. В музыкально-поэтических основах фламенко (cante flamenco) и его специфической технике горлового пения отчётливо прослеживаются элементы андалусской (арабо-испанской) музыкальной культуры. Это наследие восточных мотивов особенно ярко проявляется в cante jondo — глубоко эмоциональном стиле пения. Этот стиль цыгане, мигрировавшие на Пиренейский полуостров в XV веке, интегрировали с собственной национальной культурой, корни которой, по мнению ряда исследователей, включая испанского композитора Мануэля де Фалья, восходят к Индии[3].

Пластическая составляющая фламенко представляет собой результат многовекового процесса сохранения и эволюции выразительных средств, заимствованных как из танцевальных традиций Древнего Востока, так и из пластической культуры Средиземноморья. В контексте Индии, являющейся исторической родиной цыган, танец занимает центральное место в религиозном и культурном смысле, выступая как форма театрально-музыкального синтеза. В античном мире, согласно упоминаниям географа Страбона, танцы Кадиса (современный Кадис) пользовались популярностью в императорском Риме времён Тиберия и Траяна[3].

Особенностью восточных танцев является их театральность, сочетающая танец, музыку и пение в единое целое, раскрывающее определённый сюжет. В фламенко можно проследить элементы древних плачей — форм пения, сопровождаемых экстатическим танцем. Фламенко, как и древние мистерии, несёт в себе трагическое мироощущение, отражающее мировоззрение цыган — расы вечных кочевников, подвергнутых многочисленным преследованиям. В Испании цыгане прошли аналогичный путь, что нашло отражение в основных мотивах фламенко: одиночестве, ностальгии по утраченной родине и трагической любви[3].

Расцвет фламенко

Таблао фламенко, Хосе Рико Сехудо музей Беллвер. Картина Хосе Рико Сехудо «табла» (1895).

Золотой век музыки фламенко охватывает период с 1780 по 1845 год, когда пение занимало центральное место, а танцы и музыка были второстепенными элементами. В 1842 году Сильверио Франконетти открыл первое кафе-кантанте, Café sin Nombre, в Севилье, что стало поворотным моментом в истории фламенко. С 1850 по 1910 годы начинается расцвет танцевального жанра фламенко. В крупных городах Испании, таких как Гранада, Кордова и Севилья, подобные заведения стали центрами притяжения для музыкантов и танцоров, что привело к изменению статуса певцов, которые постепенно утратили свою центральную роль[2][4].

В конце XIX века эпоха танца фламенко, насыщенная эмоциональной экспрессией и глубоким символизмом, подошла к своему завершению. На рубеже столетий наблюдается постепенное снижение интереса к этому жанру, который некогда олицетворял страдания и боль различных этнических групп. В результате, к концу века фламенко трансформировался в обыденную форму развлечения, утратив свою сакральную значимость в глазах молодого поколения[4].

В этот период произошло замещение традиционных исполнителей цыганского происхождения представителями иных культурных слоёв, которые предпочитали более мягкие и адаптированные формы фламенко такие, как фанданго и андалузские народные песни. Эти трансформации привели к ослаблению влияния cante jondo, что, в свою очередь, способствовало интеграции фламенко в театральные постановки иных жанров, где он начал функционировать как хореографический элемент. В рамках этих изменений также произошло появление соло-гитариста фламенко, что стало важным этапом в эволюции жанра. В 1920-х годах произошло зарождение фламенко-балета, что ознаменовало собой дальнейшее развитие и интеграцию фламенко в более широкий культурный контекст[4].

Несмотря на то, что коммерциализация позволила многим артистам зарабатывать на жизнь, она также вызвала опасения по поводу искажения аутентичного искусства. В 1922 году, стремясь сохранить чистоту фламенко, Лорка и Мануэль де Фалья организовали первый конкурс, посвящённый исполнению cante primitivo andaluz («примитивное андалузское пение»). Этот шаг стал важной попыткой предотвратить дальнейшее размывание традиционного наследия и способствовал дальнейшему развитию фламенко в современной культуре[2]. Вторая мировая война, последовавший за ней период голода и разрухи снизили интерес зрителей к фламенко[4].

Возрождение фламенко

1956 год ознаменовался значимым событием в истории фламенко, когда в Кордове состоялся исп. Concurso de Cante Jondo, первый за период с 1922 года, что стало важным этапом в развитии этого жанра. В 1957 году в Утрере прошёл первый фестиваль фламенко El Portaje Gitano, что стало катализатором для организации подобных мероприятий в большинстве небольших городов и деревень, где местные исполнители могли представить свои уникальные стили фламенко. Этот период характеризовался активным возрождением и популяризацией фламенко, что способствовало его интеграции в культурное наследие Испании и за её пределами[4].

В 1960-е годы фламенко пережило новый этап трансформации благодаря появлению выдающихся артистов, таких как гитарист-виртуоз Пако де Лусия и певец Камарон де ла Исла. Камарон де ла Исла сыграл ключевую роль в формировании эпохи фламенко-фьюжн, объединив традиционные элементы жанра с инновационными музыкальными стилями, что позволило фламенко выйти за рамки его классического восприятия. Пако де Лусия, в свою очередь, радикально переосмыслил роль гитары в жанре, превратив её из инструмента аккомпанемента в равноправного участника музыкального процесса, что способствовало формированию нового звучания фламенко[4].

В 1990-е годы фламенко-фьюжн достиг пика популярности, став доминирующим направлением в чартах. Артисты такие, как Gypsy Kings, Remedios Amaya и Ketama, внесли значительный вклад в популяризацию этого жанра, сочетая традиционные элементы фламенко с современными музыкальными стилями и формами. Этот период ознаменовал собой новый этап в развитии фламенко, демонстрируя его способность к адаптации и трансформации в ответ на изменения в культурной и музыкальной среде[4].

Традиция фламенко оказалась созвучна культуре постмодерна с её эклектичностью и открытостью к различным влияниям. Постмодернизм переосмысливает роль танца, который, с одной стороны, становится элементом массовой культуры, а с другой — обращается к архаике и мифологическому пространству. Это нашло отражение в кинематографе, где фламенко используется как символически насыщенный элемент. В конце XX века Карлос Саура создал танцевальную трилогию («Кровавая свадьба», «Кармен» и «Колдовская любовь»), где фламенко, интерпретируя классические сюжеты, достиг уровня мировой художественной культуры[2].

Стили фламенко

Знакомство широкой аудитории с фламенко произошло в XIX веке благодаря появлению кафе кантанте. Этот период называют «золотым веком» жанра. Фламенко включает множество стилей, таких как булериас, севильяна, фанданго, сигирийас и другие. Оно тесно связано с испанским классическим танцем, включающим болеро, сегидилью, малагуэнью и хоту. Несмотря на различия в контексте, фламенко и классическое танцевальное искусство сосуществуют, подчёркивая эмоциональность и выразительность[5].

Фламенко представляет собой сложное и многослойное музыкальное и культурное явление, которое можно классифицировать на два основных стиля, каждый из которых обладает уникальными характеристиками и историческим контекстом[1]:

  • канте хондо (cante jondo) — это архаический и драматический стиль, который характеризуется глубоким эмоциональным выражением и сложной мелодической и ритмической структурой. Этот стиль часто ассоциируется с траурными и философскими темами, что делает его одним из наиболее эмоционально насыщенных направлений фламенко. В рамках канте хондо можно выделить такие жанры, как саэта, солеа, тона, канья, поло, сигирийя, таранто и мартинете, каждый из которых имеет свою собственную музыкальную и ритмическую структуру и историческое значение.
  • канте чико (cante chico), напротив, является более современным и лёгким стилем, отличающимся простотой мелодических и ритмических формул. Этот стиль часто используется в развлекательных целях и характеризуется более игривым и жизнерадостным настроением. Канте чико, в свою очередь, включает в себя такие жанры, как алегриа, булериа, фаррука, тьенто, гарротин и другие, которые характеризуются более динамичной и разнообразной музыкальной палитрой.
  • Школа фламенко Замбра и Клаудио

    Школа фламенко Замбра и Клаудио

  • Женщина-танцовщица фламенко

    Женщина-танцовщица фламенко

  • Фламенко аутентичное и впечатляющее

    Фламенко аутентичное и впечатляющее

  • Фламенко на улице

    Фламенко на улице

  • Фламенко аутентичное и впечатляющее

    Фламенко аутентичное и впечатляющее

  • Фламенко на улице

    Фламенко на улице

Булериас

Булериас — это уникальный синтез фламенко, который предоставляет танцору широкие возможности для самовыражения. Во время исполнения булериаса танцор создаёт новые и новые импровизации, объединяя разнообразные движения и мелодии[5].

Для этого стиля характерны жизнерадостные и весёлые песни, наполненные счастьем, хотя и допускаются лёгкие нотки грусти. Булериас — один из самых молодых и популярных стилей фламенко, который привлекает внимание своей энергичностью и эмоциональностью[5].

Севильяна

Севильяна — одно из самых известных и уважаемых направлений фламенко. Этот музыкальный стиль зародился и окончательно сформировался в таких районах Севильи, как Ла Аламеда, Сан Бернардо, Ла Ферия, Ла Макарена и Триана[6].

Севильяна представляет собой жанр музыкального и танцевального искусства, в котором танцевальные элементы занимают доминирующее положение над вокальными компонентами. В этом жанре особое внимание уделяется грациозным движениям, которые служат основным средством выражения эмоционального состояния исполнителей. Основными характеристиками севильианы являются грация, экспрессивность и гибкость движений, что позволяет исполнителям создавать глубокие и многослойные художественные образы[6].

Алегриас

Алегриас возник в городе Кадис. Название данного стиля, происходящее от исп. alegría — «радость», точно передаёт его эмоциональную суть и философскую основу. Алегриас является одним из наиболее жизнерадостных танцевальных стилей в рамках фламенко, что выражается в его динамичной и ритмически насыщенной структуре[6].

Ритмическая основа алегриас имеет некоторое сходство с солеа, отличается более лёгкими и воздушными движениями, которые придают танцу особую грацию и элегантность. Песни в стиле алегриас, как правило, характеризуются высокой степенью эстетической выразительности и мелодической красоты, что делает их одними из наиболее ценимых в репертуаре фламенко[6].

Изначально алегриас создавался для сопровождения танцевальных композиций, что обусловило его мелодическую и ритмическую структуру, направленную на подчёркивание и усиление эмоциональной выразительности движений. Алегриас можно рассматривать как интеграцию музыки и танца, где каждая составляющая играет ключевую роль в создании целостного художественного произведения[6].

Фанданго

Фанданго — стиль фламенко, который изначально воспринимался как песня, аккомпанирующая танцу. Фанданго — это старинный испанский парный танец, исполняемый под аккомпанемент гитары и кастаньет. Первое упоминание о танце датируется 1712 годом, когда его описал испанский священник Мартин Март. Фанданго был включён в театральную постановку в 1720 году, когда в Севилье была поставлена пьеса-интермеццо «El novio de la aldeana»[6].

Современные исследователи считают, что фанданго имеет мавританские корни. Как и многие другие парные танцы, фанданго имитирует ухаживание, представляя собой любовную пантомиму, в которой танцующая пара передаёт свои чувства. Сегодня искусство фанданго по-прежнему популярно во многих испанских провинциях. Поэзия фанданго отличается возвышенностью и красотой слога, но основной темой всегда остаётся лирика любовных отношений[6].

Пик популярности фанданго в Европе пришёлся на XVIII век, когда этот танец исполнялся на всех балах и включался в балеты и оперы. В настоящее время фанданго сохранился как народный танец в Испании, Португалии, на юге Франции и в Латинской Америке. В классической музыке его использовали Римский-Корсаков («Испанское каприччио»), АльбенисМалага», из сюиты «Иберия»), и де Фалья (танец мельника из балета «Треуголка»). Часто встречаются обработки известных произведений в ритме фанданго[6].

Тьентос

Тьентос исп. tiento — «нащупывание» или «пробование на ощупь». Так называют пробные ноты и аккорды, которые гитарист играет перед началом исполнения, или же несколько нот, которые кантаор поёт перед началом песни, чтобы подготовить свой голос. Этот набросок стал основой для танца, который вскоре приобрёл большую популярность. К нему был создан аккомпанемент и написаны песни, получившие название «тьентос»[6].

Этот стиль не относится к канте хондо и характерен для нижней Андалузии, Кадиса и Лос Пуэртос, его происхождение связывают с цыганской культурой. Первым кантаором, исполнявшим тьентос, был цыган Эль Марруко. Одним из самых выдающихся мастеров этого стиля стал Мануэль Торрес, который способствовал его популярности[6].

Тангос (Кадис)

Тангос (Кадис) — это динамичный и жизнерадостный танец, являющийся одним из наиболее архаичных стилей фламенко. Он традиционно исполняется на праздниках и фиестах, отличаясь простым, но чётким ритмическим рисунком[7].

Основной компас тангоса представляет собой восьмидольный метр. На сегодняшний день тангос остаётся одним из самых популярных и часто исполняемых стилей фламенко, что свидетельствует о его культурной значимости и влиянии на последующие поколения танцоров[7].

Румба

Румба (исп. rumba gitana) — это стиль, который возник на юге Иберийского полуострова. Затем проник в Африку, а затем был привезён на Кубу, где претерпел значительные изменения и обогатился элементами джаза[7].

В результате этого сложного процесса синтеза в румбе сформировались сложные ритмические структуры, которые гармонично сочетают негритянские ритмические паттерны и цыганские мелодические мотивы. Это слияние культурных влияний придало румбе особую остроту, динамичность и восточный меланхоличный оттенок, что сделало её одним из выразительных и значимых музыкальных и танцевальных жанров латиноамериканской культуры[7].

Поло

Поло — это древнейший стиль, который является основой канте хондо, и его копла тесно связана с коплой каньи. Первое документальное упоминание о поло датируется 1773 годом. Предполагается, что этот стиль мог исполняться цыганскими сообществами задолго до этого времени. Истоки поло можно проследить в средневековых романсах, которые легли в основу формирования тона. Поло характеризуется эмоциональным исполнением, преимущественно мужским, и требует от кантаора высокого уровня мастерства и чувства ритма[7].

Кантаора Эль Планета получил титул короля поло, а такие исполнители, как Курро Дульсе, Эль Фильо, Эль Нитри и Антонио Чакон, стали выдающимися мастерами этого стиля. Поло традиционно рассматривается как мужской и величественный жанр, который предполагает сохранение аутентичной структуры и исполнения, известного как «поло натураль» (polo natural). Тоблао внёс значительные изменения в структуру и окраску поло, удлинив куплеты и придав стилю большую глубину и эмоциональную насыщенность, что сделало его непохожим на канью. В настоящее время «поло де Тоблао» практически забыто, и лишь немногие кантаоры владеют этим стилем[7].

Солеа пор булериас

Солеа пор булериас представляет собой медленный, строгий и торжественный танец с элементами быстрых и молниеносных сапатео (дробей), эскобилий и поворотов. Компас этого танца имеет двенадцатидольную структуру, что обычно подчёркивается в музыкальном сопровождении, исполняемом на кахоне или пальмосе. Пение в солеа пор булериас характеризуется отсутствием ритмического рисунка, что придаёт танцу особую выразительность. Танец может плавно переходить в булериас, другой стиль фламенко, известный своей динамичностью и энергичностью[8].

Лирика песен солеа характеризуется глубоким и серьёзным содержанием, часто передающим чувства душевной боли и отчаяния. В текстах иногда встречаются ироничные строфы, что добавляет контраста и глубины в общую эмоциональную палитру. Тематика песен солеа включает в себя размышления о жизни, любви и смерти, что делает этот стиль одним из самых древних и значимых в канте хондо. Название «солеа» происходит от испанского слова «soledad», что означает «одиночество», отражая основную эмоциональную направленность этого стиля[8].

Фаррука

Фаррука — это мужской танец фламенко, который иногда исполняется женщинами. Этимология термина «фаррука» восходит к слову «farruco», обозначающему цыган из Галисии и Астурии, переселившихся на юг Испании. Фаррука зародилась в портовых районах близ Кадиса и представляет собой синтез цыганских танцевальных традиций и местных музыкальных элементов, что позволило сформировать уникальный стиль фламенко, сочетающий культурное наследие и новаторские художественные решения[8].

Традиционное исполнение фарруки мужчинами закрепляет за этой танцевальной формой статус эталонного выражения технического мастерства и артистической виртуозности во фламенко. Техника танца включает сложные движения ног, жёсткую постановку корпуса, высокую скорость в кульминационных моментах и плавные драматичные переходы в замедленных фрагментах. Структура фарруки характеризуется волнообразным чередованием медленных и быстрых частей, что придаёт ей особую динамику и ритмическую выразительность[8].

Первая часть фарруки начинается с медленных движений, сопровождаемых мелкими дробными шагами, и завершается ямадой, часто с эффектными поворотами, демонстрирующими техничность и артистизм исполнителя. Во второй части важную роль играют гитаристы, исполняющие фальцету, что создаёт мелодическую основу для танца, подчёркивая его эмоциональную насыщенность и драматическую глубину. Вступление других инструментов, таких как скрипка или виолончель, обогащает музыкальное сопровождение, добавляя к нему разнообразие и многослойность. Иногда к исполнению присоединяется кантадор, хотя пение в фарруке не является строго обязательным элементом, но может значительно усилить художественное воздействие произведения. Третья часть фарруки состоит из эскобильи, завершающейся эффектными вращениями, что подчёркивает физическую выносливость и артистизм танцора. Компас фарруки имеет чёткую четырёхдольную структуру, обеспечивающую ритмическую устойчивость и структурную целостность танца[8].

Кампанильерос

Кампанильерос представляет собой стиль фламенко, генезис которого тесно связан с традициями сельских монахов. Еженедельно или ежемесячно один из монахов обязан был пробуждать своих соседей для утренней молитвы, используя при этом колокольчик (campanilla). В ряде случаев к нему присоединялись другие монахи, производя удары по пустому кувшину и металлическому треугольнику, что создавало характерный звуковой фон, который впоследствии стал неотъемлемой частью этого стиля[8].

Благодаря новаторским усилиям кантаора Мануэля Торреса, кампанильерос эволюционировал в самостоятельный и значимый музыкальный жанр, обладающий богатым эмоциональным содержанием. Этот стиль, отличающийся высокой степенью мелодичности и ритмичности, привлекает слушателей своим выразительным и многослойным музыкальным языком. Кампанильерос, пройдя путь от скромного звукового сопровождения религиозных обрядов до полноценного музыкального жанра, определяя способность адаптироваться и развиваться, сохранил при этом свою аутентичность и культурную значимость[8].

Канья

Канья представляет собой один из старых стилей канте хондо, оказавших существенное влияние на формирование малых и фундаментальных стилевых направлений фламенко, включая поло. Этимология термина восходит к арабскому слову «gamia», обозначающему «песню», которое со временем трансформировалось в «канья». Наибольшего расцвета этот стиль достиг в первой половине XIX века, отличаясь сложной вокальной техникой, требующей от исполнителя высокой степени мастерства и эмоциональной выразительности[8].

Гитара в канье играет второстепенную роль, служа лишь аккомпанементом, который подчёркивает вокальную линию певца. Основное внимание сосредоточено на вокальном исполнении, являющемся ключевым элементом стиля. Вокальная техника кантаора в канье характеризуется особой сложностью и глубиной, что требует от исполнителя не только технического мастерства, но и высокой эмоциональной выразительности[8].

Вопрос о цыганском происхождении каньи остаётся предметом дискуссий среди исследователей. Несомненно, цыганские кантаоры внесли значительный вклад в развитие и популяризацию этого стиля, демонстрируя выдающееся исполнительское мастерство. Среди выдающихся мастеров каньи можно выделить Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакона. Их выступления стали эталоном стиля, оказав значительное влияние на последующие поколения исполнителей и исследователей фламенко[8].

Карселерас

Карселерас — это жанр фламенко, название которого происходит от испанского слова «carcel», что означает «тюрьма». Этот стиль, глубоко укоренённый в цыганской культуре, характеризуется медленным и степенным темпом, что придаёт ему особую выразительность и эмоциональную насыщенность. Карселерас фокусируется на передаче страданий и надежд заключённых, что делает его одним из наиболее эмоционально насыщенных и значимых поджанров фламенко[8].

Тексты песен карселерас часто отражают темы отчаяния, раскаяния и социальной изоляции, связанные с преступлениями, совершёнными в состоянии помрачения сознания. Важной особенностью этого жанра является его функция средства коммуникации между заключёнными и их родственниками на свободе. Песни карселерас не только служат выражением внутреннего мира заключённых, но и выполняют роль своеобразного моста между мирами свободы и неволи, что придаёт им особую значимость и уникальность в контексте фламенко и народной музыкальной традиции. Карселерас представляет собой не только музыкальный жанр, но и социокультурный феномен, отражающий сложные взаимоотношения между личной трагедией и коллективной памятью в рамках испанской культурной традиции[8].

Сигирийас

В испанском музыкальном контексте термин «сигирийас» (siguiriyas, siguiriyas gitanas, seguiriyas, seguirillas) представляет собой многозначный феномен, связанный с канте хондо — одной из наиболее значимых и глубоко эмоциональных форм испанского музыкального искусства. Этот жанр, возникший в период с 1800 по 1820 годы, обрёл своё уникальное звучание и эмоциональное наполнение в трёх ключевых городах Андалусии: Хересе, Кадисе и Севилье[9].

Сигирийас представляет собой сложное сочетание индивидуального исполнительского мастерства кантаоров и строгой музыкальной формы, что позволяет сохранять аутентичность жанра на протяжении двух веков. Музыкальная структура сигирийяс характеризуется свободной ритмикой и сложными гитарными аранжировками, что придаёт ей особую глубину и выразительность. Этот стиль является отражением цыганской души, не приемлющей театральных эффектов, а сосредоточенной на передаче глубоких чувств и переживаний, связанных с темами голода, лишений и смерти[9].

Происхождение сигирийяс тесно связано с культурой кочевых цыган, которые, подвергаясь гонениям, создали этот жанр как форму самовыражения и протеста. Сигирийяс наполнена торжественной печалью, строгим горем и чувством безысходности, что делает её одним из наиболее трагических и значимых жанров канте хондо. Исполняется сигирийяс темпераментно и чувственно, что позволяет кантаорам, таким как Эль Нитри, Мануэль Молина, Мануэль Торрес, Сильверио Франконетти и Антонио Чакон, раскрыть всю полноту и глубину эмоциональной составляющей этого жанра[9].

Тона

Тона представляет собой один из стилей канте хондо, сформировавшийся в кузнечных мастерских Андалусии. Этот жанр возник на основе средневековых андалузских романсов, которые впоследствии были адаптированы и развиты цыганскими музыкантами. Первое упоминание о тоне датируется 1770 годом, глубина и выразительность этого стиля указывают на его более древнее происхождение. К середине XVIII века тона стала популярным и известным стилем, оказавшим значительное влияние на формирование музыки фламенко[9].

В отличие от сигирийяс, тона не сопровождается гитарой, а использует лишь звон кузнечного молота или металлического треугольника, имитирующего звук наковальни. Это придаёт жанру особую атмосферу и уникальность. Тона характеризуется свободной ритмикой, что позволяет кантаору создавать собственный ритм, соответствующий настроению и содержанию песни. Основные темы песен тона включают любовь, религию, жизнь и смерть, что делает этот жанр многогранным и эмоционально насыщенным[9].

В прошлом существовало более тридцати вариантов тона, каждый из которых имел своё уникальное значение и интерпретацию. Среди них можно выделить такие, как тона-ливиана, тона де лос пахаритос, тона дель серрохо, тона кокинера и тона тристе. В последние годы прошлого века тона стала терять свою значимость, и в настоящее время различают лишь несколько её основных видов: тона гранде, тона дель Кристо и ливиана. Современная тона исполняется в свободном ритме, сохраняя чёткость и выразительность мелодии[9].

Тона является одним из старейших стилей фламенко и представляет собой важное звено в его формировании. В отличие от булерии, которая является наиболее молодым стилем и кульминацией фламенко, тона характеризуется строгостью и минимализмом. Она является родоначальницей фламенко, в то время как булерия представляет собой его вершину и воплощение богатства красок и эмоций[9].

Малагенья

Малагенья — это один из традиционных стилей фламенко, возникший в районе Малаги и имеющий восточные корни. Этот жанр, несмотря на свою народную основу, стал неотъемлемой частью фламенко в XIX веке. Малагенья отличается свободной ритмикой и использованием микротонов, что придаёт ей уникальность и выразительность[9].

В отличие от других стилей фламенко, малагенья не используется для танцевальных целей, так как не имеет чёткого ритмического рисунка. Это не умаляет её ценности как музыкального жанра. Малагенья славится своей богатой мелодией и эмоциональной насыщенностью, что делает её одной из самых интересных и значимых форм фламенко[9].

Хота

Хота, являясь одним из наиболее значимых и разнообразных танцевальных жанров Испании, демонстрирует сочетание региональных вариаций и исторических контекстов. Её происхождение связано с различными провинциями, каждая из которых создавала собственные интерпретации, а также с конкретными событиями, такими как праздники и турниры, что способствовало формированию многочисленных вариантов этого танца. Несмотря на существующие различия, все версии хоты объединяет ряд характерных черт: обилие мягких прыжков, насыщенность движениями и обязательное сопровождение игрой на кастаньетах[10].

Хота как парный танец, исполняемый лицом друг к другу в быстром темпе и с неограниченным количеством участников, известна с XVII века. Традиционно она сопровождается пением и игрой на гитаре, хотя существуют также варианты с использованием флейты, волынки и аккордеона. Исторически хота возникла в провинции Арагон в честь Пиларской Богоматери — покровительницы региона. Впоследствии этот танец распространился по всему Иберийскому полуострову и вышел за его пределы, адаптируясь к местным культурным условиям и традициям[10].

В России хота получила сценическую интерпретацию в виде «Арагонской хоты» Михаила Ивановича Глинки, поставленной Михаилом Михайловичем Фокиным в 1916 году. Впоследствии этот танец стал неотъемлемой частью репертуара ансамблей народного танца, где балетмейстеры предлагали свои оригинальные трактовки, сохраняя при этом аутентичные элементы[10].

Хабера

Хабера представляет собой исконно андалузский музыкальный жанр, являющийся одним из древнейших стилей группы фанданго. Этот стиль характеризуется инструментальным вступлением, сходным с малагеньей, и коплой, похожей на фанданго, от которого он и произошёл. Хабера изначально была сельским крестьянским пением, но в настоящее время практически не исполняется[10].

Исчезновение хаберы не связано с её сложностью, а обусловлено популярностью других песен, которые начали исполняться на таблао. Тем не менее, благодаря усилиям кантаоров, хабера сохранила свою значимость и популярность в Мадриде[10].

Ливиана

Ливиана, происходящая из южной Андалузии, является родственницей тона, но отличается более нежным ритмом, лишённым характерного для тона ритма ударов кузнечного молота по наковальне. В отличие от тона, ливиана возникла как крестьянское пение, исполняемое в часы отдыха от полевых работ. Изначально этот стиль не имел аккомпанемента[10].

Профессиональные кантаоры быстро интегрировали ливиану в свой репертуар, добавив к ней гитарное сопровождение. Этот стиль требует от исполнителя высокого уровня мастерства и считается сложным для исполнения. Со временем ливиана начала забываться, благодаря усилиям некоторых старых кантаоров, этот уникальный стиль сохранился до наших дней, оставаясь личностным и индивидуальным, но при этом сохраняя весь колорит народной сельской музыки[10].

Нанас

Нанас, представляющие собой песни матери, качающей колыбель своего ребёнка, являются андалузским фольклорным жанром, который, несмотря на свои особенности, относят к фламенко. Эти песни характеризуются простой структурой музыкальных фраз, отсутствием мелизмов и украшений, что отличает их от классического фламенко[10].

Нанас исполняются в тихих, почти шёпотом тонах, с плавным ритмом, напоминающим качающуюся колыбель. Эти песни сочиняются на ходу и отражают мир детства, наполненный нежностью, простосердечием и меланхолией. Обычно нанас исполняются без аккомпанемента, хотя некоторые гитаристы, такие, как Перико эль дель Лунар, создавали импровизированные версии этих песен на гитаре[10].

Саэта

Саэта, представляющая собой феномен испанской музыкальной традиции, представляет собой форму диалога с божественным, выраженного через поэтическое и мелодическое искусство. Исторически саэты ассоциируются с религиозными праздниками, их генезис может быть связан с языческими и цыганскими традициями. В саэтах находят отражение глубинные человеческие эмоции, такие, как жалоба, ропот на судьбу и обращение к высшим силам за утешением. Первые документальные упоминания о религиозных саэтах датируются 1691 годом, когда они описывались как голоса, порождаемые человеческими грехами и терзаниями. В XVIII веке монашеские братства активно использовали саэты в качестве духовного наставления верующих, исполняя их в сопровождении монотонных и строгих мелодий[11].

Развитие саэты продолжалось на протяжении веков, достигнув апогея в начале XX столетия. Современная саэта, интегрированная в стиль фламенко, является результатом продолжительного культурного синтеза и трансформации. Она исполняется в различных музыкальных стилях, таких как сигирилья и мартинете, где кантаор сочетает поэтические тексты с характерными музыкальными элементами этих жанров[11].

Гранадина

Гранадина, будучи частью группы фанданго, выделяется своим уникальным арабским колоритом и сложной мелодической структурой. Этот музыкальный стиль обнаруживает тесные связи с исламским музыкальным наследием, что проявляется в его мелодических линиях и ритмических особенностях[11].

Мелодическая составляющая гранадины характеризуется лаконичностью и монотонностью в куплетах, что придаёт ей специфическую выразительность. В то же время финальная часть композиции демонстрирует повышенную сложность и экспрессивность, достигаемую за счёт виртуозного использования мелодических и ритмических элементов. Данный стиль является ярким примером взаимодействия различных культурных традиций, где арабские музыкальные элементы гармонично сочетаются с европейскими музыкальными формами, создавая уникальный и многослойный музыкальный феномен[11].

Тантанта

Тантанта, как и таранто, является важным элементом фламенко-традиции, их различие заключается в характере исполнения. Тантанта, как правило, представляет собой ритмически структурированное произведение, в то время как таранто допускает более свободное исполнение. Эти два стиля часто путают, но их можно различить по наличию или отсутствию строгого ритма[11].

Тантанта возникла в шахтёрских сообществах и отражает их тяжёлые условия жизни и труда. Она характеризуется длинными, грузными и суровыми мелодиями, передающими чувство трагедии и утраты. Основной мотив тантанты — жалоба на судьбу, несчастья и смерть, что соответствует жизненному опыту её исполнителей. Гитарное сопровождение в тантанте играет второстепенную роль, подчёркивая основные ноты мотива и не обладая сложной техникой, характерной для других стилей фламенко. Традиционно тантанта исполняется в аппликатуре фригийского фа-диеза или си-минора, что придаёт ей уникальное звучание[11].

Таранто

Таранто является элементом испанской музыкальной культуры, представляющим собой смесь традиций фламенко и народных жанров. Этот стиль часто ассоциируется с танго, но также может переходить в другие танцевальные формы, такие как румба. Таранто характеризуется свободным исполнением, что позволяет музыкантам и танцорам проявлять свою индивидуальность и креативность[11].

В отличие от тантанты, таранто не имеет строго установленной мелодии или ритма. Это позволяет исполнителям импровизировать и экспериментировать с музыкальными и танцевальными элементами. Важным аспектом таранто является фальсета эскобильи, которая представляет собой традиционную вариацию мелодии, исполняемую в начале композиции. Эти вариации репетируются заранее и готовятся перед концертом, что придаёт таранто особую выразительность и уникальность[11].

Фламенко и его стили

Фламенко представляет собой сложную и многогранную музыкальную традицию, включающую множество стилей и жанров. Каждый стиль имеет свои уникальные характеристики и особенности, которые определяют его место в общей системе фламенко. Одной из ключевых характеристик фламенко является использование различных техник игры на гитаре и вокальных приёмов. Например, солеа пор булерия, записанная Антонио Пако де Лусией, демонстрирует виртуозное владение гитарой и вокалом, что является отличительной чертой фламенко[11].

Кроме того, фламенко характеризуется активным использованием рук в танце. Движения сападеадо, питос и пальмас придают танцу экспрессивность и грациозность. Особое внимание уделяется технике флорео, которая напоминает распускающийся цветок и завораживает своей красотой и изяществом[11]. Танец фламенко — это чувственное выступление, включающее плавные движения рук, кистей, пальцев, ног и каблуков. Мужчины обычно делают сложные движения ногами, а женщины — руками и верхней частью тела. Гитарист поддерживает ритм, необходимый для танцора[2].

Говорят, что после долгого выступления танцор может войти в состояние, похожее на транс, которое называется дуэнде. Это состояние вызвано сильными эмоциями. Зрители и другие исполнители помогают танцору, хлопая в ладоши и подбадривая его. Исполнители фламенко считают свой танец формой молитвы, поэтому, когда они входят в дуэнде, они общаются как со зрителями, так и с Богом. Древние корни фламенко можно увидеть в движениях глубокого танца (байле гранде), где движения рук, кистей и ног похожи на движения классического индийского танца[2].

Фламенко представляет собой уникальное культурное явление, объединяющее музыкальные, танцевальные и поэтические традиции. Его эволюция и развитие продолжаются на протяжении веков, что делает его актуальным и востребованным в современном мире[11].

Костюм для исполнения фламенко

Традиционный костюм танцовщицы фламенко bata de cola представляет собой ключевой элемент визуального образа. Это длинное платье, обычно доходящее до пола, часто выполненное из разноцветных тканей в горошек и украшенное оборками и воланами. Исторически bata de cola восходит к традиционным цыганским нарядам, что делает его символом культурного наследия фламенко. Одним из ключевых аспектов этого костюма является его взаимодействие с телом танцовщицы, что проявляется в изящной игре с подолом платья, являющейся неотъемлемой частью танцевальной техники[4].

Костюм байлаора (исполнителя фламенко) также имеет свои характерные черты. Он состоит из тёмных брюк, широкого пояса и белой рубашки с широкими рукавами. Иногда рубашка завязывается спереди на поясе, а поверх неё может надеваться короткая жилетка-болеро, чалеко (chaleco). Этот костюм подчёркивает физическую форму и грацию исполнителя, создавая гармоничное сочетание функциональности и эстетики[4].

Фигура танцовщицы фламенко в элегантном приталенном костюме с летящей юбкой в горох стала символом Испании и приобрела статус мирового культурного феномена. Испанские красавицы активно поддерживают эту традицию, облачаясь в цыганские одеяния, особенно во время ярмарок. В Испании ношение национального костюма фламенко является предметом гордости и часто вызывает восхищение и зависть. В дни народных гуляний красочные платья можно увидеть на молодых девушках, дамах бальзаковского возраста, пенсионерах и даже воспитанницах детских садов[4].

Накануне фестивалей некоторые предпочитают приобретать готовые платья в специализированных магазинах, в то время как другие заказывают эксклюзивные экземпляры. Стоимость таких костюмов может варьироваться от 40 до 1500 евро. В начале XXI века культура костюма с силуэтом гитары представляет собой полноценную модную индустрию, включающую в себя фэшн-показы и выставки, что подчёркивает её важность и влияние на мировую моду[4].

Миф о том, что фламенко ассоциируется с красным цветом, имеет свои корни в названии стиля. Слово «фламенко» происходит от flamma, что означает пламя или огонь, и эти понятия неизменно связываются с оттенками красного. Кроме того, существует параллель с фламинго, название которых созвучно с названием танца, что также способствует закреплению ассоциации с красным цветом. Однако профессиональные танцоры рассматривают этот стереотип как лишь часть национального восприятия, подчёркивая его условность и ограниченность[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Фламенко. Большая российская энциклопедия. Электронная версия. Дата обращения: 2 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Bennahum N. D. Flamenco | Dance, Music, History, Artists, & Facts (англ.). Britannica. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Сергеева Т. С. О феномене Всемирной популярности фламенко // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2017. — № 6. — С. 15—21.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 История фламенко. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 7 ноября 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 Стили фламенко. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 7 ноября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Стили фламенко — Страница 2. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 7 ноября 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Стили фламенко — Страница 3. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 7 ноября 2025.
  8. 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 8,11 Стили фламенко — Страница 4. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 7 ноября 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 Стили фламенко — Страница 5. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 7 ноября 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7 10,8 Стили фламенко — Страница 6. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  11. 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 Стили фламенко — Страница 7. Flamenco-spb.ru. Дата обращения: 8 ноября 2025.