Румба

Танец
Румба
Чемпионат мира по танцевальному спорту WDSF 2015, латиноамериканские танцы, 2015-11-21, Швехат, Нижняя Австрия
Чемпионат мира по танцевальному спорту WDSF 2015, латиноамериканские танцы, 2015-11-21, Швехат, Нижняя Австрия
Направление Латиноамериканские танцы
Размер 4/4
Истоки Африканские танцы
Время и место возникновения конец XIX века, Куба
Поджанры
гуагуанко, ямбу,колумбия,

Ру́мба (исп. rumba) — кубинский танец африканского происхождения, который в результате интеграции с элементами джаза породил новую форму, получившую широкое распространение в городах Кубы, США и Европы в 1930-е годы. Эта танцевальная форма характеризуется оживлённым темпом, двудольным метром, использованием характерных ритмических формул, основанных на синкопе, а также вариативным повторением начального восьмитактового периода. Важную роль в создании и поддержании ритмического рисунка играют ударно-шумовые инструменты[1].

Румба — многослойное кубинское танцевальное направление, включающее три основные разновидности: гуагуанко, ямбу и колумбия. Гуагуанко — это танец флирта, где мужчина использует платок для тактильного контакта, а женщина отвечает характерными движениями бёдер. Он отличается эмоциональной насыщенностью и экспрессивностью. Ямбу — древняя форма румбы с мягким и сдержанным исполнением, акцентирующая интимность и нежность. Этот танец эволюционировал от энергичных форм к более плавным. Колумбия — синтез сельских и городских традиций, энергичная и динамичная, с солистом-мужчиной в центре, задающим темп. Эта разновидность отличается быстрым темпом. Каждая из них уникальна сочетанием технических приёмов, эмоциональных нюансов и культурных особенностей, отражая разнообразие кубинской танцевальной традиции[2]. Кроме того, термин «румба» также используется для обозначения медленного парного бального танца, входящего в стандартную «латиноамериканскую» программу[1].

История развития румбы

Румба, возникшая на Кубе в конце XIX века, представляет собой синтез африканских танцевальных традиций и европейских музыкальных элементов. Этот танец, характеризующийся выразительными движениями корпуса и сложными ритмическими структурами, стал важным культурным феноменом, оказавшим значительное влияние на развитие мировой танцевальной культуры. Румба родилась в Гаване в результате взаимодействия африканских и европейских культурных традиций. Африканские корни танца проявляются в его ритмической структуре, основанной на полиритмии, создаваемой с помощью разнообразных ударных инструментов, таких как горшки, ложки и бутылки. Эти ритмы, играющие ключевую роль в румбе, подчёркивают её африканское наследие[3].

Ритмическая структура румбы основана на сложных полиритмических паттернах, создаваемых ударными инструментами. Эти ритмы накладываются друг на друга, создавая уникальную музыкальную ткань, характеризующуюся высокой степенью импровизации. В сельской форме румбы на Кубе использовались такие инструменты, как maracas, claves, marimbola и барабаны. Музыкальная аранжировка румбы включает в себя элементы, заимствованные из других жанров кубинской музыки, таких как son, danzón и guaracha. В 1930-х годах в США произошла трансформация румбы, в результате которой она приобрела более современный характер. Американская румба, в отличие от своей кубинской предшественницы, отличается более медленным темпом и плавными движениями[3].

Базовыми элементами румбийского ансамбля традиционно выступают клавы — две деревянные палочки, которые ритмически ударяются друг о друга, создавая характерный звук, и барабаны конга, включающие квинто (ведущий барабан с высоким частотным диапазоном), трес дос (среднечастотный инструмент) и тумба или салидор (низкочастотный элемент). В репертуаре румбы также встречаются cata или guagua, — деревянный цилиндр, райно — деревянные палочки для удара по сах, шейкеры, такие как спекегё и тагасаз, скребковые ударные инструменты, колокольчики и саопез — деревянные ящики, которые служили предшественниками конгов[4].

В 1940-х годах румба испытала значительное влияние со стороны жанра son cubano, что привело к интеграции таких инструментов, как рес, контрабас, труба и фортепиано в состав ансамблей. В этот период кубинские биг-бэнды, в сотрудничестве с выдающимися музыкантами, такими как Чано Позо, активно внедряли аутентичные элементы румбы в свои танцевальные композиции, обогащая их звучание и расширяя жанровые границы[4].

В 1940-х годах Пьер Лавелл, ведущий английский преподаватель латиноамериканских танцев, посетил Гавану и обнаружил, что кубинская румба выполняется с акцентом на счёт «два», а не на «раз», как в американской версии. Эта техника, известная как «кубинская румба», была стандартизирована в 1955 году и получила международное признание. В Европе румба также претерпела значительные изменения благодаря усилиям Пьера Лавелла и его партнёрши Дорис Лавелл. Они внесли значительный вклад в популяризацию румбы, выступая с показательными выступлениями и уроками в Лондоне. Их нововведения, такие как перенос веса на счёт «раз» без фактического шага, придали румбе чувственный и романтический характер[3].

В дальнейшем, группа AfroCuba de Matanzas, основанная в 1957 году, внесла революционные изменения в традиционную структуру румбийского ансамбля, добавив барабаны Бата. Этот инновационный подход позволил создать уникальный стиль bata-rumb, который стал важным этапом в эволюции румбы и оказал значительное влияние на последующие поколения музыкантов[4].

Румба нашла своё отражение в массовой культуре, в частности, в кинематографе. Фильм «Rumba» (1935) с Джорджем Рафтом в главной роли стал первым фильмом, в котором герой получает в награду героиню благодаря их общей любви к танцам. Впоследствии румба стала популярным элементом в таких фильмах, как «Грязные танцы» (1987) и «Strictly Ballroom» (1992)[3].

Этимология румбы

Сцена из финала чемпионата США по латиноамериканским танцам 2005 года. На фото: Валентин Чмерковский и Валерия Кожаринова.

По мнению Жоана Короминаса, термин «румба» может быть производным от слова «rumbo», которое обозначает «шум» или «помпезность», а также «курс корабля». Последняя коннотация, вероятно, связана с использованием символа «ромб» на компасе, что указывает на возможное происхождение термина от навигационной терминологии[4].

Документальный фильм 1978 года «Румба», снятый режиссёром Оскаром Вальдесом, выдвигает альтернативную гипотезу, согласно которой термин «румба» возник в Испании для обозначения всего, что считалось легкомысленным. Эта гипотеза основывается на термине «mujeres de rumbo», который может быть интерпретирован как «игра» или «веселье»[4].

Существует также предположение о западноафриканских корнях термина «румба», особенно в контексте его сходства с другими афро-карибскими терминами, такими как «тумба», «макумба», «мамбо» и «тамбо». Это предположение подкрепляется культурными и историческими связями между Африкой и Карибским регионом, где музыка и танцы играли важную роль в жизни африканских сообществ[4].

В XIX веке на Кубе, особенно в городах Гавана и Матансас, термин «румба» начал использоваться для обозначения вечеринок и массовых мероприятий. Со временем румба приобрела статус самостоятельного музыкального жанра и специфической формы танца, что свидетельствует о её трансформации из общего термина в обозначение определённого культурного события[4].

Термины «rumboén» и «rumbantela», имеющие галисийское или португальское происхождение, часто используются для обозначения уличных выступлений румбы. На Кубе для обозначения вечеринок использовались и другие термины, такие как «changüi» (в Ориенте), «guateque» (в сельских районах), «tumba» (у афрокубинцев), «bembé» (связанный с религиозными практиками Сантерии), «macumba» и «mambo». Это свидетельствует о многообразии форм и названий, которые использовались для обозначения танцевальных и музыкальных мероприятий на острове[4].

Термин «румба» сохраняет определённую степень полисемии, что обусловлено его историческим развитием и культурными контекстами. К концу XIX века кубинские крестьяне (гуахирос) начали исполнять румбиту на своих праздниках (гуатеки, чангуи, паррандас и фиестас патроналес). Эти песни представляли собой городские гуарачас, которые имели двоичный метр, в отличие от троичного метра традиционных сельских жанров, таких как тонада и сапатео[4].

Название «Rumba», возможно, происходит от термина «rumboso orquestra», использовавшегося для обозначения танцевальных групп в Гаване в 1807 году. В испанском языке слово «rumbo» означает «путь», а «rumba» — «куча мала». Также существует предположение, что название может быть связано с карибским ликёром «rhum»[3].

Общее музыкальное строение

Запев

В рамках традиционного исполнения румбы, вокалист начинает с так называемого запева, который представляет собой своего рода ритуальный призыв к аудитории. Этот запев, являясь ключевым элементом структуры, выполняет функцию тонального ориентира для последующего хора[5].

В различных жанрах румбы он носит разные названия: в гуагуанко — «диана» (diana), в ямбу — «лалалэо» (lalaleo), а в колумбийской румбе — «йорао» (llora’o). Согласно исследованию Ларри Кроука, «диана» особенно значима, поскольку зачастую содержит первый рефренный элемент, который затем подхватывает хор[5].

Десима

После запева следует основная часть песни, основанная на десиме — десятистрочной поэтической структуре, которая постепенно подводит к кульминации румбы. В некоторых случаях вместо импровизированной десимы исполняется одна из известных сочинённых композиций[5].

Примерами таких песен могут служить «Ave Maria Morena» (yambú), «Llora como lloré» (guaguancó), «Cuba linda, Cuba hermosa» (guaguancó), «China de oro (Laye Laye)» (columbia) и «A Malanga» (columbia). Эти произведения являются неотъемлемой частью культурного наследия румбы и демонстрируют её богатство и разнообразие[5].

Капетильо

После завершения основной песни начинается капетильо — вокальная форма, в которой хор отвечает на импровизированные вопросы певца. Капетильо также служит приглашением для танцоров выйти в круг, создавая таким образом интерактивное взаимодействие между всеми участниками[5].

В колониальный период, который часто называют «tiempo españa» (времена Испании), румберос использовали специальные музыкальные инструменты. Большой кахон, изготовленный из досок от ящиков для рыбы (например, сомов или зубатки), выполнял функцию tumbadora, воспроизводя повторяющиеся ритмические фигуры. Малый кахон, сделанный из более тонкого дерева (например, от ящиков из-под свечей), использовался для игры на quinto, где исполнители могли импровизировать ритмические фрагменты в соответствии со своими навыками и предпочтениями[5].

Виды румбы

Гуагуанго

Наиболее известным и современным является гуагуанко, который у кубинцев чаще всего ассоциируется с самим термином «румба». Этот стиль представляет собой танец-состязание между мужчиной и женщиной: мужчина пытается сделать партнёрше «вакунао» (дословно «укол», метафора флирта), а женщина, играя с ним, стремится уклониться. Партнёры в гуагуанко не касаются друг друга, сохраняя динамику напряжённого диалога с помощью движений[5][6][7].

Ритмически танец построен на двух тактах (половина такта 4x4): на первом такте выполняются два быстрых шага, на втором — замедленный шаг с акцентом на плавном движении бёдер, что создаёт эффект «застывшего» движения. Гуагуанко сочетает в себе элементы испанских танцев, традиционные костюмы румберов и использование платка, сохраняя при этом энергичность и жизненную выразительность уличной культуры[5][6][7].

Ямбу

Другим важным стилем является ямбу, который иногда называют «румбой для стариков». Этот медленный и степенный танец отличается лиричностью и отсутствием конкурентной борьбы, характерной для гуагуанко. В ямбу партнёры могут держаться за руки или обниматься, что подчёркивает гармонию и близость[5][6][7].

Ямбу зародился в городской среде и связан с гаванскими «хорами клаве» и уличными ансамблями Матансас. Его ритм мягче, а движения плавнее, что создаёт атмосферу спокойного романтического диалога[5][6][7].

Колумбия

Третий стиль — колумбия — зародился в сельской местности и изначально был исключительно мужским танцем. Это быстрая, энергичная и акробатическая форма румбы, в которой танцоры поочерёдно демонстрируют силу, ловкость и индивидуальное мастерство. Для колумбии традиционно использовались необычные инструменты, например мотыга для отбивания ритма, что подчёркивало её связь с деревенской жизнью. Со временем женщины стали активно участвовать в этом стиле, и сегодня их исполнение колумбии уже не вызывает удивления, отражая эволюцию традиции[5][6][7].

Помимо этих трёх основных стилей, в истории румбы выделяются и адаптированные формы. Салонная румба возникла как ответ на неприятие элитой народного танца, который считался непристойным. В салонной румбе партнёры танцуют в тесном контакте, используя «тропический стиль» расположения рук, характерный для карибских танцев. Ещё одной разновидностью стала медленная румба, появившаяся в США и позже распространившаяся в Европе. Её музыкальное сопровождение напоминает болеро, а движения сочетают в себе плавность салонного стиля и романтичность, сохраняя при этом основные элементы кубинской ритмики[5][6][7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Румба. Большая российская энциклопедия: электронная версия. Дата обращения: 27 октября 2025.
  2. Румба – кубинский танец, пропитанный духом свободы. Творческий Центр «Звуки Времён». Дата обращения: 27 октября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Георгиев А. История танца Румба. Dancersbg.eu. Дата обращения: 27 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Танец и музыка Румба. Mydancelife. Дата обращения: 27 октября 2025.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 Капранов М. Румба - история и современность. Roman Diaz и Berta Jottar (9 ноября 2017). Дата обращения: 27 октября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Румба. Латиноамериканские танцы. Дата обращения: 27 октября 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 История афро-кубинской румбы. Нью медиа. Дата обращения: 27 октября 2025.