Колыбельная песня

Эта статья прошла проверку экспертом
«Колыбельная песня». Пелевин И. 1888

Колыбе́льные пе́сни — это особый лирический жанр народной песни, предназначенный для успокоения и укладывания младенцев. Существует свыше тысячи различных вариантов колыбельных, которые отличаются мелодией, содержанием и смысловыми оттенками. Колыбельные песни исполняли матери, няньки, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры новорождённого, реже всего — отцы[1]. Многие народы мира используют их в быту, сохраняют традиции предков. В традиционной культуре эти песни служат оберегами, защищают от бед[2].

Описание

Колыбельные песни — это мелодичные напевы, через которые поющий передаёт ребёнку свою любовь и заботу. Младенец слушает колыбельную песню, знакомится с родным языком и народной музыкой[3].

Происхождение названия «колыбельная» связано с глаголом «колыбать», который означает раскачивать, колебать или зыбать. Наши предки заметили, что ритмичное покачивание обладает успокаивающим эффектом на младенцев, помогая им заснуть. Были придуманы специальные детские кроватки — колыбельки (зыбки). Песни, которые исполняли во время укачивания, стали называть колыбельными. Девочек с пяти лет обучали искусству убаюкивания, чтобы они могли заботиться о своих младших братьях и сёстрах. Этих юных нянь называли «байкалами», «байкалыцицами» или «баюкалками»[3].

Развитие колыбельных песен шло веками. Для ребёнка слова в колыбельной не имеют значения. В раннем возрасте дети реагируют не на смысл услышанного, а на звуковое сопровождение и интонацию. Колыбельные песни исполняют, используя ровный, убаюкивающий ритм и спокойную, однообразную напевность. Ударения в словах убаюкивающей песни подстраиваются под ритм, имитируя покачивание люльки, как в строках[3]:

Баю, баю, баю.

Тебе песенку спою

Я про серого кота.

Как у серого кота

Колыбелька золота,

Позолоченная...

Шипящие звуки, такие как «ч-ч-ч» или «ш-ш-ш», вызывают у младенцев ассоциации с внутриутробным периодом. В этот период они слышали успокаивающие ритмы материнского сердца. Женщины инстинктивно используют эти свистящие звуки, когда укладывают детей спать[4][3]:

Шла наша Дрёма,

Вдоль по улице прошла,

Зашла наша Дрёма

К Ивану на двор.

В древности колыбельным песням придавали гораздо большее значение. Это было некое таинство, которое соединяло новорождённого через голос матери с необъятным миром. Важны были глубокие чувства, которые поющий передавал через красоту слов и мелодии. Древние верили, что младенцы чувствуют себя потерянными и уязвимыми в мире взрослых. Колыбельная песня помогала показать ребёнку, что он не одинок. Поэтому в колыбельных так много нежных, ласковых слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «дорогулечка», «золотая золотиночка», «жемчужная жемчужиночка», «деточка-крохотулечка», — с их помощью взрослые выражали свою любовь и заботу о малыше[3].

В убаюкивающих песнях, как и в других народных произведениях были воплощены вековые представления о мироустройстве, о его разделении на «своё» и «иное». «Своё» — это мир человека, его дом, его безопасность. «Иное» — это таинственная, пугающая стихия, где обитают высшие силы, болезни, откуда приходят дети и куда уходят души предков. В древности верили, что младенец рождается из этого «иного» мира. Поэтому к нему относились с особым трепетом, а колыбельные пели, чтобы провести его через границу миров, в безопасное «своё» пространство[1].

Колыбельные песни когда-то служили настоящими оберегами. Считалось, что их мелодичные слова способны оградить младенца от тёмных сил, недугов и смерти. Песня была заклинанием, которое давало ребёнку защиту и благополучие. Со временем магическая сила этих песен угасла, они стали восприниматься, как добрые напутствия и пожелания на будущее[1].

Роль колыбельных песен

«Колыбельная песня».
Ф. Рисс, ранее 1886

Значение колыбельных песен выходит за рамки простого убаюкивания. Убаюкивающие напевы, простые по форме, но богатые яркими образами и сказочными существами, играют важную роль в укладывании ребёнка спать. Добрые персонажи: Кот, Сон, Дрёма, способствуют успокоению, пугающие образы — волк, бабай или бука — предостерегают от опасностей, призывают младенца оставаться в своей кроватке. В древности люди были убеждены, что за пределами «своего» мира для малыша таятся угрозы[1].

Колыбельные песни — это целый мир чувств, нежности и мудрости, доступный ребёнку с первых дней жизни. Они оказывают мощное воздействие на его развитие: формируют эмоциональную сферу, тренируют слух, обогащают речь и способствуют установлению крепких связей[5].

Связь между родителями и ребёнком

Колыбельные песни — это проявление родительской любви и заботы. Через нежный голос, ласковые слова и успокаивающий ритм создаётся атмосфера, в которой младенец чувствует себя любимым и защищённым, ощущая безопасность и спокойствие. Это способствует укреплению эмоциональной связи между новорождённым и его родителями[5].

Нежная мелодия колыбельной действует, как успокоительное для детской нервной системы, уменьшая стресс и беспокойство. Ритмичные звуки и движения, сопровождающие пение, способствуют выделению окситоцина — гормона, дарящего ощущение уюта, любви и близости. Через колыбельные ребёнок ощущает родительскую заботу и любовь, что укрепляет его доверие к близким[5].

Развитие речи и слуха

«Колыбельная песня». А. Бугро 1875

Повторяющиеся звуки и ритм колыбельных песен способствуют развитию слухового восприятия ребёнка. Мелодичность и чёткость произношения слов помогают ему учиться распознавать звуки и формировать первые речевые навыки. Малыш, слушая голос поющего, учится понимать речь, обогащает свой словарный запас. Мелодии и ритмы колыбельных «настраивают» слух ребёнка на восприятие тонкостей речи, закладывают основу для её дальнейшего развития[5].

Успокоение

Медленный, успокаивающий темп колыбельной помогает ребёнку справиться с перевозбуждением, стрессом и страхом. Песня учит малыша расслабляться и находить внутреннее спокойствие. Мелодия колыбельной действует, как успокоительное для детской нервной системы. Спокойные напевы и ритм колыбельных стимулируют выработку мелатонина, гормона сна, облегчают засыпание, улучшают качество отдыха. Регулярное исполнение колыбельных перед сном может сформировать полезную привычку, помогающую ребёнку расслабиться и ложиться спать в одно и то же время[5].

Связь поколений

Колыбельные песни — это часть культурного наследия. Они передают традиционные ценности и представления о мире из поколения в поколение. Каждая культура имеет свои уникальные колыбельные, отражающие её особенности. Убаюкивающие напевы связывают ребёнка с семьёй и культурой, вплетая в его сознание традиционные ценности. Песни выступают хранителями и проводниками культурного наследия, передавая его из уст в уста, из сердца в сердце. Через мелодии колыбельных малыш открывает для себя мир общения и учится взаимодействовать с людьми, формируя свои социальные компетенции[5].

Категории колыбельных песен

По своему содержанию колыбельные песни можно разделить на несколько категорий, каждая из которых выполняет определённую функцию[6]:

Функция колыбельной песни Содержание Пример
Создание атмосферы благополучия Песни, где колыбель предстаёт в образе роскошного, богато украшенного ложа (например, «золотая колыбель»). У кота, кота

Колыбелька золота,

А у дитятки мово

И получше тово:

Люля точёная,

Позолоченая[7]!

Формирование позитивных ожиданий Песни, в которых к малышу обращаются с пожеланиями крепкого сна, счастливой судьбы, достатка и обещают приятные подарки и угощения. Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай!

Когда вырастешь большой,

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить,

Обноски мамушке дарить[8]!

Привлечение помощников из животного мира Песни включают обращения к животным и птицам (котам, голубям, галкам) с просьбой помочь убаюкать ребёнка или не нарушать его покой. Также сюда относятся песни, повествующие о жизни животных. Люли-люли-люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать[9].

Использование мифологических образов для умиротворения Песни, где фигурируют персонифицированные понятия сна и покоя (Сон, Дрёма, Угомон), к которым обращаются с просьбой успокоить младенца. Сон да Дрёма

По качульку брела,

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела[10].

Стимулирование засыпания через лёгкое устрашение Песни, в которых используются образы, призванные вызвать у ребёнка чувство лёгкого страха (бука, старик, серый волчок), чтобы он быстрее заснул. Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Он ухватит за бочок[9].

Современные колыбельные песни

Современные колыбельные песни написанны специально для детей, в них говорится о понятных и близких вещах, например: «Спят усталые игрушки» или «Спи, моя радость, усни». Слушая их, ребёнок успокаивается, потом начинает интересоваться музыкой. Малыши пытаются подпевать, даже ещё не умея говорить, быстро запоминают слова всех колыбельных, которые им поют. Убаюкивающие песни помогают развивать музыкальный слух, чувство прекрасного, способствуют развитию речи[11][12].

Название Авторы Премьера
«Спят усталые игрушки» Музыка: Аркадий Островский

Слова: Зоя Петрова

Премьера песни состоялась 1 сентября 1964 года[13].
«Колыбельная медведицы» Музыка: Евгений Крылатов

Слова: Юрий Яковлев

Впервые песню услышали в советском рисованном мультфильме «Умка» (1969)[14].
«Спи, моя радость, усни» Музыка: Фридрих Флейшман

Слова: Фридрих Готтер

Перевод: София Свириденко

Эта старинная немецкая колыбельная XVIII века, на русский язык текст колыбельной был переведён в 1924 году[15].
«Носики-курносики» Музыка: Борис Емельянов

Слова: Ангелина Булычёва

Колыбельная песня принесла Валентине Толкуновой победу на конкурсе «Песня года — 1978» и навсегда поселилась в сердцах советских граждан[16].
«Сон приходит на порог» Музыка: Исаак Дунаевский

Слова: Василий Лебедев-Кумач

Колыбельная песня была написана специально для советского комедийного музыкального художественного фильма «Цирк» 1936 года[17].
«За печкою поёт сверчок» Музыка: Раймонд Паулс

Слова: Аспазия (поэтесса) Перевод: Ольга Петерсон

Более 100 лет назад латышская поэтесса Аспазия подарила миру проникновенное стихотворение, адресованное малышу. Благодаря таланту композитора Раймонда Паулса в 1980 году в кинофильме «Долгая дорога в Дюнах» появилась нежная колыбельная песня[18].
«Колыбельная сыну» Музыка: Матвей Блантер

Слова: Михаил Исаковский

«Колыбельная сыну», произведение Матвея Блантера и Михаила Исаковского, созданно в 1949 году. Песню исполнил Сергей Лемешев, но Анна Герман придала ей совершенно новое звучание[19].
«Зелёная карета» Музыка: Александр Суханов

Слова: Овсей Дриз

Перевод: Генрих Сапгир

Произведение Шике Дриза получило новую жизнь благодаря переводу с идиша. Перевод привлёк внимание барда Александра Суханова. Он сочинил музыку и на протяжении многих лет исполнял эту композицию на своих концертах. В 1997 году Елена Камбурова исполнила «Зелёную карету» для сборника колыбельных песен[20].

Примечания

Ссылки

Народные колыбельные для наших малышей. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора

Как баюкали малышей наши предки? Картины природы в русских народных колыбельных

Право на сон и условные рефлексы: колыбельные песни в советской культуре (1930—1950-е годы)

Тексты колыбельных

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Колыбельные — народная поэзия сна. Горбилет (25.09.2024). Дата обращения: 6 августа 2025.
  2. Зуева Т.В., Фраёнова Е.М. Колыбельные песни. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 августа 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Самойленко И.В. Колыбельные в развитии ребёнка. Дефектология Проф (21.08.2020). Дата обращения: 6 августа 2025.
  4. Николаева Е.В., Ерхонина Д.Е. Основные фонетические особенности английских, русских и татарских колыбельных песен // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева : журнал. — 2022. — № 3. — С. 98.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Демьянченко Э.А. Влияние колыбельных на развитие ребёнка: Мелодия любви, убаюкивающая разум. Сайт психологов B17.ru (04.11.2024). Дата обращения: 7 августа 2025.
  6. Паутова Н. Колыбельные как средство формирования модели мира ребёнка младенческого возраста // Развитие личности : журшал. — 2010. — № 1. — С. 247.
  7. Простонародные колыбельные песни.. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Дата обращения: 7 августа 2025.
  8. Колыбельные песни для малышей. Азбука.ру. Дата обращения: 7 августа 2025.
  9. 9,0 9,1 Колыбельная песня – удивительный дар прошлого!. 2025-08-07 (01.08.2013).
  10. Детские годы. Колыбельные песни (7 августа 2025).
  11. Петь ли детям колыбельные?. Азбука.ру (18.06.2024). Дата обращения: 7 августа 2025.
  12. Спокойной ночи: 10 лучших колыбельных и их истории. МТС Редспот (12.12.2019). Дата обращения: 7 августа 2025.
  13. Спят усталые игрушки. Rutube. Дата обращения: 7 августа 2025.
  14. Умка (1969). Kino-teatr.ru. Дата обращения: 7 августа 2025.
  15. Спи, моя радость, усни. Rutube. Дата обращения: 7 августа 2025.
  16. Носики-курносики. Rutube. Дата обращения: 7 августа 2025.
  17. Сон приходит на порог. ВКвидео. Дата обращения: 7 августа 2025.
  18. За печкою поёт сверчок. ВКвидео. Дата обращения: 7 августа 2025.
  19. Колыбельная сыну. ВКвидео. Дата обращения: 7 августа 2025.
  20. «Зелёная карета». ВКвидео. Дата обращения: 7 августа 2025.