Нигилизм
Нигили́зм (от лат. nihil «ничто») — термин, обозначающий мировоззренческие позиции, основанные на отрицании общепринятых ценностей, норм, традиций и устоев[1]. Он проявляется в различных сферах — философии, религии, этике, эстетике и социальной психологии[2].
Термин
Слово Нигилизм происходит от латинского слова nihil, что означает «ничто». Это слово также можно встретить в других родственных терминах, таких как annihilate, что означает «уничтожить», и nihility, что означает «ничто»[3].
Термин «нигилизм» появился в Европе в XVIII веке. В основном он использовался в немецкой форме Nihilismus. Однако его также использовали в Средние века для обозначения определённых форм ереси. Концепция нигилизма впервые сформировалась в русской и немецкой философии. Эти две культуры представляли два основных течения в дискуссии о нигилизме до XX века.
Термин «нигилизм», вероятно, пришёл в английский язык из немецкого Nihilismus, позднелатинского nihilismus или французского nihilisme. Первые упоминания этого термина можно найти в немецких публикациях. В 1733 году немецкий писатель Фридрих Леберехт Гетц использовал его как литературный термин в сочетании с ноизмом (нем. Neinismus).
В период, предшествовавший Великой Французской революции, этот термин использовался как уничижительный для обозначения определённых ценностно-деструктивных тенденций современности, таких как отрицание христианства и европейской традиции в целом. Нигилизм впервые стал объектом философского изучения в контексте дискуссии вокруг философии Канта и посткантовской философии. Примечательно, что этот термин появился в трудах швейцарского эзотерика Якоба Германа Оберейта в 1787 году и немецкого философа Фридриха Генриха Якоби в 1799 году.
Уже в 1824 году этот термин начал приобретать социальный контекст. Немецкий журналист Йозеф фон Гёррес использовал его для обозначения отрицания существующих социальных и политических институтов.
В России термин «нигилизм» был опубликован в 1829 году, когда Николай Иванович Надеждин использовал его как синоним скептицизма. В российской журналистике этот термин всё ещё имел значительные социальные коннотации.
История
Античные и средневековые истоки нигилизма
Первые элементы онтологического нигилизма можно обнаружить в рассуждениях древнегреческого философа Горгия, изложенных в его трактате «О том, чего нет, или О природе». В полемике с учением Парменида о бытии Горгий исходил из концепции небытия, утверждая невозможность достоверного познания реальности. В XII веке термин nihilianismus применялся к еретическому учению, отрицавшему человеческую природу Христа, что вызвало богословские споры[3].
Нигилизм в немецкой философии
В конце XVIII века понятие нигилизма стало использоваться в философском контексте. Фридрих Якоби в письме к Иоганну Готлибу Фихте охарактеризовал его «абсолютный идеализм» как форму нигилизма, что положило начало дискуссии в немецкой философии. Позднее термин встречался у Жана Поля, Фридриха Шлегеля (в связи с пантеизмом) и Франца Ксавера фон Баадера, который связывал нигилизм с атеистическим сциентизмом[3].
Наиболее глубокую трактовку нигилизма предложил Фридрих Ницше, рассматривавший его как симптом кризиса европейской культуры. В работе «Воля к власти» он писал: «Что обозначает нигилизм? — то, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос 'зачем?'» (1860-е годы). Ницше видел выход в «переоценке всех ценностей», отвергая традиционную мораль и религию[4].
Русский нигилизм XIX века
В России термин «нигилизм» впервые употребил Николай Иванович Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» (1829), критикуя романтизм, включая поэзию Александра Сергеевича Пушкина. Позднее его использовали Степан Петрович Шевырёв, Виссарион Григорьевич Белинский и Николай Александрович Добролюбов, но широкое распространение он получил после публикации романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1862). Главный герой, Евгений Базаров, стал символом нигилизма: «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру» (Санкт-Петербург, 2008)[2].
В 1860-х годах нигилистами называли радикальную молодёжь, отвергавшую сословные порядки, религию и идеалистическую эстетику, пропагандируя материализм и атеизм. Журнал «Русское слово», где ведущую роль играл Дмитрий Иванович Писарев, стал рупором этих идей. В то время как Михаил Александрович Бакунин и Пётр Алексеевич Кропоткин видели в нигилизме позитивное явление, консервативные круги осуждали его. В «антинигилистических» романах — «Взбаламученное море» (1863) Алексея Феофилактовича Писемского, «Некуда» (1864) Николая Семёновича Лескова и «Бесы» (1871—1872) Фёдора Михайловича Достоевского — нигилизм изображался как разрушительная сила[3].
Нигилизм в философии XX века
Освальд Шпенглер в «Закате Европы» (1918) определял нигилизм как «чисто практическое миронастроение усталых обитателей большого города», лишённых веры в будущее. Мартин Хайдеггер в работе «Бытие и время» (1927) рассматривал нигилизм как следствие «забвения бытия» в западной метафизике, восходящей к Платону[3].
Альбер Камю связывал нигилизм с осознанием абсурдности существования, видя в «бунте» единственную форму солидарности. Карл Ясперс противопоставлял нигилизм «философской вере» в трансценденцию. В России Семён Людвигович Франк («Этика нигилизма», 1909) и Николай Александрович Бердяев («Истоки и смысл русского коммунизма», 1937) анализировали нигилизм как культурно-исторический феномен[5].
Таким образом, нигилизм прошёл сложную эволюцию — от античного скептицизма до философского осмысления кризиса современной цивилизации. Его интерпретации варьируются от радикального отрицания ценностей до поиска новых смыслов в условиях утраты традиционных ориентиров[3].
Литература
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.
- Ницше Ф. Воля к власти
- Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
- Лотман Л. М. И. С. Тургенев // Расцвет реализма. — Л.: АН СССР. Институт русской литературы, 1982. — Т. 3. — С. 120—159. — (История русской литературы: В 4 т.).
- Ткаченко С. В. Миф о правовом нигилизме как один из методов информационной войны.
- Ткаченко С. В. Рецепция Западного права в России: проблемы взаимодействия субъектов : монография. — Самара, 2009.
- Россинская Е. Р. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. Составитель Е. Р. Россинская, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
- Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
- Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // NB: Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108—148.
- Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
- Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании — социализм, коммунизм и нигилизм — о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
- Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
- Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
- Ульянов В. А. Развитие нигилизма в Новое и Новейшее время: теоретический аспект // Омский научный вестник. — Омск, 2009. № 2 (76).
Примечания
- ↑ Нигилизм и нигилисты: в поисках социальной утопии. Дилетант. Дата обращения: 8 августа 2025.
- ↑ 2,0 2,1 ЭСБЕ/Нигилизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Дата обращения: 8 августа 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Нигилизм. «Большая российская энциклопедия» (23 мая 2022). Дата обращения: 8 августа 2025.
- ↑ С. Л. Франк. Статья опубликована в книге: "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции", Москва, 1909 год. Этика нигилизма. Яблоко. Дата обращения: 8 августа 2025.
- ↑ Н. А. Бердяев. Духи русской революции. Яблоко (1918 год). Дата обращения: 8 августа 2025.