Национализм
Национали́зм — идеология и политика в государственных делах, основой которой является интерпретация государства как высшей ценности и формы сообщества. Согласно ей, преданность индивида национальному государству перевешивает интересы всех остальных индивидов, других стран. Основное внимание уделяется пропаганде культуры страны, что часто сопровождается ненавистью и нетерпимостью по отношению к другим странам[1].
Националисты считают, что каждая страна должна проявлять самоуправление без внешнего вмешательства, государство является естественной и идеальной основой государственных структур, а народ — единственным законным источником политической власти. Национализм выступает за создание и поддержание единой национальной идентичности[2], основанной на общих социальных характеристиках, таких как культура, язык, религия, политика и убеждения, связанных с общей историей. Национализм способствует национальному единству и солидарности. Национализм стремится объединить различные слои общества, независимо от интересов противоположного класса. Национализм доказал свою способность мобилизовать население на достижение общих политических целей во время перехода к капиталистической экономике[3].
Типология
Государства со многонациональным населением пытаются отстаивать различные формы государственного (гражданского) национализма, даже если они являются экономически развитыми обществами с демократическими формами правления (например, Соединенные Штаты, Испания, Канада)[4].
Государственный национализм
В странах с неразвитой экономикой и демократией, в силу наличия этнического разнообразия и сепаратистских движений, государственный национализм служит одним из средств обеспечения центра национальной целостности, силы социальной интеграции и сохранения (например, в Индии, Индонезии, Китае и некоторых арабских странах). Государственный национализм (или патриотизм) приобретает особый размах и крайнюю форму ксенофобии и экспансионизма в контексте межгосударственных войн и внутренних кризисов. Государственный национализм особенно ярко выражен во вновь образованных странах, которые выполняют функции дистанцирования от прежнего государства, политической мобилизации и нового «государственного строительства»[1].
Этнический национализм
Этнонационализм больше не относится к гражданам одного государства, а к членам одной этнической общности. В таком смысле сегодня авторы говорят о национализме русских, шотландцев и татар. Но как «местный», так и «государственный» национализм ведёт к разрушению традиционного и возникновению новых конфликтов в обществе. Национализм господствующего народа особенно опасен, поскольку в своей крайней форме он становится дискриминацией по отношению к другим национальностям. В любом случае, большинство авторов критикуют национализм, направленный на достижение преимущества одной этнической группы во власти, идеологии и культуре. В этом случае национализм становится апологией этнической исключительности и уникальности, средством для другой группы контролировать власть и ресурсы и создавать этнически однородное государство, чуждое принципам демократии[4].
История
До Нового времени большинство политических и культурных явлений были универсальными и не носили национальный характер. Национализм, громко заявивший о себе в конце XVIII века в связи с американской и Французской революциями и приведший к краху европейских империй и колониальных институтов в XIX век и XX веках, по сей день является одной из ведущих мировых идеологий[3].
Термин «национализм» был впервые введен в обиход в XIX веке философом Хелдером и аббатом Баллюэлем. Его самым ранним проявлением была Славная революция в Англии. Подъём национализма совпал с возникновением либерализма, и долгое время обе идеологии развивались совместно по отношению друг к другу. Ярким проявлением национализма была борьба элиты Нового света против испанского колониализма[5]. Но самым мощным взрывом стали американская и Французская революции. К 1815 году национализм уже был одной из главных идеологий мира. Он смог обеспечить мобилизацию общества при переходе к капиталистической экономике, что привело к повышению эффективности национального государства и росту экономической мощи[3].
Национализм конца XVIII века во Франции и Соединенных Штатах был в основном гражданским. А в большинстве стран Центральной и Восточной Европы национализм был в качестве реакции на оккупацию Францией, таким образом, объединение Германии и аннексия Эльзас-Лотарингии происходили в русле пангерманизма. В конце XIX века национализм начал подрывать целостность Австро-Венгрии, Российской империи и Османской империи, которые в конечном итоге рухнули после Первой мировой войны[6].
Ключевым элементом соглашения, заключённого в конце Первой мировой войны, был план Вильсона, в числе пунктов которого было и создание Лиги Наций. В то же время война ослабила веру в гуманизм, которая была в основе либерализма, что в сочетании с другими факторами привело к возникновению фашизма и нацизма. После поражения Германии во Второй мировой войне все формы крайнего национализма и связанные с ними учения были дискредитированы[7].
В Западной Европе после войны активность национализма снизилась в процессе интеграции в Европейское сообщество. Во многих странах были отменены расовые и этнические дискриминационные ограничения. Однако в посткоммунистической Восточной Европе острые этнические конфликты и этнические чистки происходили на фоне распространения идеи построения гражданского государства[6].
В современном мире национализм продолжает играть активную роль на международной арене и имеет множество проявлений. Крайний национализм официально осуждён и законодательно запрещён. В то же время идея национального государства стала основополагающим элементом духа народа свободной демократической страны[8].
Критика
Национализм, как и любая политическая идеология, вызывает широкий спектр мнений и эмоций. Крайние формы национализма могут вызвать колоссальные страдания и чрезвычайно деструктивные эффекты, в том числе геноцид и этнические чистки. Основное русло национализма также является предметом критики[9].
Некоторые учёные склонны считать, что общая теория государства и национализма не только невозможна, но и нежелательна, и вместо этого следует обратить внимание на её прикладные аспекты. Терминам «национализм» и «государство» трудно дать определение, поскольку эти понятия глубоко вплетены в современную политику, и любое определение оправдывает одни требования и ставит вне закона другие. Неопределённость и широта, придаваемые понятию национализма теоретиками, являются основой субъективного произвола при анализе конкретного содержания той или иной формы лояльности данной группы.
Ряд учёных являются сторонниками антинационализма, который утверждает, что национализм опасен, не совместим с демократией, ведёт к нарастанию культурно-общественных различий и далее к конфликтам и войнам. Они полагают, что если своя нация стоит на самой высокой нравственной платформе, то можно сделать вывод, что позиции остальных наций ниже. Согласно современной теории антинационализма, представленной, например, в трудах Э. Балибара, сопутствующим моментом любого национализма является расизм. Некоторые противники национализма считают, что он лежит в основе большинства современных международных конфликтов. Так, Лев Николаевич Толстой писал, что причинами войн является «желание исключительного блага своему народу»[10].
В целом, хотя национализм может быть силой для объединения людей вокруг общих идей и ценностей, он также имеет потенциал привести к разделению, изоляции и ущемлению тех, кто не соответствует национальным стандартам или идеалам.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Тишков В. А. Национализм . Большая российская энциклопедия (29 ноября 2022 г.).
- ↑ Национальная идентичность и устойчивая государсвтенность // мгимо.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Савельева И. М., Полетаев А. В. Национальная история и национализм // Вестник РУДН. История России. : журнал. — 2006. — № 2(6).
- ↑ 4,0 4,1 Лебедев С. Г. Сущностные характеристики национализма и его виды // Система ценностей современного общества. — 2011.
- ↑ Андерсон Б. Размышления об истоках и распространении национализма.
- ↑ 6,0 6,1 Penrose J. Nations, states and homelands: territory and territoriality in nationalist thought // Wayback Machine.
- ↑ Calhoun C. Nationalism and ethnicity // Wayback Machine.
- ↑ Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма.
- ↑ Özkirimli U. Theories of Nationalism: A Critical Inroduction.
- ↑ Толстой Л. Н. Патриотизм или мир. — М., 1896.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |