Ингушетия

Материал из «Знание.Вики»
Субъект Российской Федерации
Республика Ингушетия
ингуш. ГӀалгӏай Мохк
Magas 2.jpg
Флаг Герб
Флаг Герб
Страна Флаг России Россия
Входит в
Столица Магас
Глава Махмуд-Али Калиматов
Председатель правительства Владимир Сластёнин
Председатель Народного Собрания Магомет Тумгоев[1]
История и география
Площадь

3123[2] км²

  • (82-е место)
Часовой пояс MSK (UTC+3)
Крупнейшие города Назрань, Малгобек, Карабулак, Сунжа
Экономика
ВРП 55,5[4] млрд руб. (2018)
 • место 79-е место
 • на душу населения 112,6[7] тыс. руб.
Население
Население

519 078[8] чел. (2023)

  • (73-е место)
Плотность 166,21 чел./км²
Государственные языки ингушский, русский[9]
Цифровые идентификаторы
Код субъекта РФ 06
Телефонный код +7 (873)
Преемственность
← Чечено-Ингушская АССР
https://ingushetia.ru/
Республика Ингушетия на карте

Респу́блика Ингуше́тия (ингуш. Гlалгlай Мохк) — самый малый по площади субъект Российской Федерации без учёта городов федерального значения[10], входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, часть Северо-Кавказского экономического региона. На севере имеет общие границы с Республикой Северная Осетия — Алания, на востоке граничит с Чеченской Республикой, на юге имеет границы с Грузией[11].

Ингушетия располагается в центральной части Предкавказья и северного склона Большого Кавказа, гора Шан является высшей точкой республики, территория Ингушетии составляет 3600 квадратных километров, протяжённость с севера на юг равна примерно 144 километрам и с запада на восток — 72 километрам[12]. Республика Ингушетия имеет два официальных языка: ингушский и русский и самую малую численность русского населения в Российской Федерации.

Столица республики — город Магас.

Атрибуты государственности

Герб

Государственный герб Ингушетии представлен в виде круга, на котором изображен могучий орёл с широко распростертыми крыльями. Эта птица символизирует благородство, мудрость и преданность. На фоне Кавказских гор, в центре герба находится боевая башня, которая является символом древней и молодой Ингушетии. За ней видно полукруглое изображение Солнца, находящегося в зените, от которого исходят семь прямых лучей. Слева от него расположена гора Маьт Лоам, а справа — гора Казбек[13].

Солнечный символ находится в нижней части малого круга и является выражением непрерывного движения Солнца и Земли, а также связи и бесконечности всего сущего. В центре символа находятся три луча, каждый из которых имеет одинаковый наклон и направлен против часовой стрелки. Внутри большого и малого кругов расположена надпись: вверху — «Республика Ингушетия», внизу — «Г1алг1ай Мохк». Государственный герб Республики Ингушетия выполнен в пяти цветах: белом, голубом, зелёном, красном и золотисто-жёлтом[14].

Белый цвет символизирует чистоту мыслей и поступков, которые характерны для ингушского народа. Голубой цвет, в свою очередь, является символом неба и космоса. Зелёный цвет олицетворяет могучую силу природы, обилие фруктов и овощей, произрастающих на плодородной земле Ингушетии, а также это символ традиционной веры — ислама. Красный цвет символизирует нескончаемую борьбу ингушского народа за сохранение своей идентичности на протяжении многих веков. Золотисто-жёлтый, солнечный цвет дарит жизнь всему живому на нашей земле[13].

Автором герба является представитель Ингушского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России Руслан Алимович Эльдиев[13].

Флаг

Главный символ Республики Ингушетия — это её государственный флаг, известный на языке ингушетов как Гӏалгӏай Республика паччахьалкxен байракх. Это прямоугольное белое полотнище, в центре которого находится солярный знак. Этот знак представляет собой красный круг с тремя лучами, каждый из которых оканчивается незаконченным кругом. Ширина флага в два раза меньше его длины[14].

Флаг Ингушетии состоит из нескольких символов, каждый из которых имеет свое значение. Белый цвет, занимающий большую часть флага, символизирует чистоту мыслей и действий, стремление ингушского народа к честности и нравственности во всех сферах жизни. Верхняя и нижняя части флага украшены двумя зелёными полосами, каждая из которых занимает одну шестую ширины флага. Зелёный цвет, который представлен в двух полосах вдоль верхней и нижней части флага, имеет несколько значений. Во-первых, он олицетворяет пробуждение природы и символизирует изобилие и плодородие земли Ингушетии. Зелёный цвет означает связь между ингушским народом и его родной землёй, которую они очень любят и берегут. Во-вторых, зеленый цвет также является символом ислама, религии, которую исповедует большинство ингушей[14].

Одним из наиболее ярких элементов флага является солярный знак. Он представляет собой круг с дугообразными лучами, которые указывают на направление вращения в Солнечной системе. Солярный знак символизирует вечное движение Солнца и Земли, а также бесконечность всего сущего. Его лучи повернуты против движения часовой стрелки, в направлении, в котором вращаются Земля и другие планеты вокруг Солнца. Это напоминает нам о постоянном движении и развитии во Вселенной. Внутренний круг солярного знака имеет радиус, равный одной одиннадцатой ширины флага. Этот элемент означает гармонию и равновесие во всем мире. Он также символизирует благополучие и процветание народа Ингушетии. Солярный знак указывает на бесконечное развитие, которое приводит к процветанию и благополучию. Флаг Ингушетии представляет собой важный символ национальной идентичности ингушского народа. Он отражает их историю, культуру и религию. Цвета и символы на флаге имеют глубокое значение и подчёркивают ценности и уникальность этого народа. Флаг является источником гордости и единства для ингушей, которые видят его как символ своей национальной принадлежности и исторического наследия[14].

Флаг был утвержден 11 июля 1999 года и зарегистрирован под номером 152 в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. Этот день, 11 июля, также отмечается как День Государственного флага Республики Ингушетия и стал официальным праздником республики согласно указу Главы Республики Ингушетия от 11 сентября 2014 года[15].

Гимн

Государственный гимн Ингушетии является одним из национальных символов Республики, наряду с государственным флагом и гербом. Автор слов гимна — заслуженный работник культуры Республики Ингушетия Рамзан Магомедович Цуров, автор музыки — Руслан Микаилович Зангиев. Парламент Ингушетии официально утвердил Государственный гимн Ингушетии 27 августа 1993 года, затем вновь официально гимн был принят 7 декабря 2010 года[14].

Ингушский оригинал Перевод гимна на русский язык Перевод на английский
Лоамий мехка хозагӀа дола дакъа

ДӀа а лаьца улл хьо, ГӀалгӀайче,

Курра йолаш никъ хьо хьай дӀахо

Дуне мел латт яха хьо, ГӀалгӀайче.


АллахӀ — Даьла, низ ба ГӀалгӀайченна,

Везан — Даьла, йоахае ГӀалгӀайче!


II

Лаьтта даттӀал йоккха я човнаш,

МоастагӀаша хьа дегӀа яьраш.

Эздий хилба хьа керахьа къонгаш,

ЧӀир леха, бохабе гӀаьраш.


𝄆 АллахӀ — Даьла, низ ба ГӀалгӀайченна,

ЧӀир леха низ ба ГӀалгӀайченна! 𝄇


III

Дунен чухьа лехаргьяц оатто,

Деза вайна хьагӀ йоаца вахар.

Лаьтта оахаш дахаргда лаьтта,

Низ кхоаче из лаьтта аха.


𝄆 АллахӀ — Даьла, низ ба ГӀалгӀайченна,

Лаьтта аха низ ба ГӀалгӀайченна! 𝄇


IV

Бокъонга сатувс хьа уйлаша,

Дог, тов мо, леталу хьа чӀоагӀа.

Тха Даьхе, хьо массаза хийла,

Кортамукъа, дех Даьлага оаха.


𝄆 АллахӀ — Даьла, низ ба ГӀалгӀайченна,

Кортамукъа халлийта ГӀалгӀайче! 𝄇

В красивейшей части горного края

Лежишь ты, Ингушетия.

Гордо идешь по своему пути в будущее,

Вечно живи ты, Ингушетия.

Аллах, дай силы Ингушетии,

Аллах, храни Ингушетию!


II

Земля может разверзнутся

От ран, врагами тебе нанесённых.

Да будут благородны сыны ушедшие!

Да отомстят живущие за них!

Аллах, дай силы Ингушетии,

Дай силы, чтобы отомстить!


III

Лёгкой жизни мы не ищем,

Жить хотим без чёрной злобы

Землю свою возделываем,

Пусть хватит сил для этого.

Аллах, дай силы Ингушетии,

Землю возделывать силу дай.


IV

Твои мысли о справедливости,

Твое сердце горит,

Как вспыхнувший уголёк.

Будь вечно свободна, земля наших отцов.

Мы просим об этом Всевышнего.

Аллах, дай силы Ингушетии,

Пусть свободной будет Ингушетия!

Within the finest of mountains

Ingushetia proudly lies.

Embarking into the future,

Ingushetia forever.

God strengthen Ingushetia,

May God bless Ingushetia!


II

If the land be torn asunder,

If foes led you to disaster.

May heroic sons be noble,

And survivors will avenge them.

God strengthen Ingushetia,

May God enliven the fallen!


III

Looking not for a life easy,

But to live without dark envy.

Cultivated is our homeland,

Gallant we are so she be grand.

God strengthen Ingushetia,

May our homeland be prosperous!


IV

Your ambition for righteousness,

Your heart ablaze and luminous.

Fervidly burning it becomes,

Long live our ancestral homeland.

God strengthen Ingushetia,

Free be our Ingushetia!

Происхождение названия

Название республики происходит от русского наименования народа — ингуши (от названия ингушского селения Ангушт) и от грузинского суффикса -ети, что в сумме означает «место, где живут ингуши». Для обозначения региона в научной литературе использовались такие названия, как Дзурдзукетия, Кистетия, Глигви, Гелиа, Галга, Ингушия. Этноним ингуши начал использоваться с XVII века. Самоназвание народа — галгай имеет древнее происхождение. Его чаще всего связывают с термином «га́ла» — башня и переводят как «строитель/житель башен». Исследователи считают, что этот этноним происходит от имени древнеингушского божества Гела или Гала[16].

Физико-географическая характеристика

Физико-географическое положение

Республика Ингушетия размещается в центральной части Предкавказья и северного макросклона Большого Кавказа. В северной части, в Предкавказье, находятся невысокие хребты Терский и Сунженский, которые разделяются продольной Алханчуртской долиной. Наклонные равнины размещаются южнее. Они перекрыты суглинками Осетинской и Чеченской равнин. На территории Большого Кавказа, начиная с севера на юг, выделяются сильнорасчленённые низкогорные массивы с округлыми вершинами (Чёрные горы); среднегорья Пастбищного и Скалистого хребтов, представленные структурно-денудационными моноклинальными хребтами преимущественно субширотного простирания. Хребты разделены поперечными каньонообразными долинами рек. Скалистый хребет отделён межгорными котловинами Джайрахско-Ассинско и Тулойской. Они размещены на юге в системе Бокового хребта. Высота достигает 4451 м, гора Шан считается высшей точкой Ингушетии[17].

Тектоническое строение и рельеф

В республике Ингушетия широко распространены горно-ледниковые формы рельефа (троговые долины, цирки, кары). На большей части территории активны эрозия и оползни; в среднегорьях и высокогорьях — обвальные, осыпные, лавинные и селевые процессы. В пределах Пастбищного и Скалистого хребтов развит карст[17].

Горные породы и полезные ископаемые

Республика Ингушетия располагается в склад­ча­то-по­кров­ной сис­те­ме Боль­шо­го Кав­ка­за Аль­пий­ско-Ги­ма­лай­ско­го под­виж­но­го поя­са. Северная часть Ингушетиии, а именно хребты Тер­ский и Сун­жен­ский раз­де­ляются Ал­хан­чурт­ской до­ли­ной и Че­чен­ской рав­ни­ной. Они на­хо­дит­ся в Тер­ско-Кас­пий­ско­м про­ги­бе. Его строе­ние ос­лож­няется Сун­жен­ским и Тер­ским ва­ла­ми. Чёр­ные горы, Па­ст­бищ­ный и Ска­ли­стый хреб­ты, которые составляют тек­то­ническую зо­ну северного скло­на Боль­шо­го Кав­ка­за, состоят из на­клон­но за­ле­гаю­щи­х шель­фо­вы­х тер­ри­ген­но-кар­бо­нат­ны­х от­ло­же­ний — эо­це­на. Основу составляют глина, пес­ча­ни­ки, мер­гель, из­вест­няк, до­ло­ми­ты. В осе­вой зо­не Бо­ко­во­го хреб­та находится сильно де­фор­ми­ро­ван­ная чер­но­слан­це­вая фор­ма­ция ниж­ней и сред­ней юры. Гор­ная Ингушетия является сейсмической об­ластью[17].

Самые главные полезные ископаемые Ингушетии — нефть и при­родный газ. Добыча этих ископаемых идет на Мал­го­бек­ском и Ка­ра­бу­лак­ском ме­сто­ро­ж­де­нии на се­ве­ре республики. В Ингушетии занимаются добычей при­род­ных стро­ительных ма­те­риа­лов: из­вест­ня­ков, мра­мо­ра, до­ло­ми­та, кир­пич­ных глин, гра­вия, пес­ков, а также тер­маль­ных и ми­неральных вод[17].

Климат

Республика Ингушетия отличается умеренно континентальным климатом[18]. На равнине зима мягкая с неустойчивым снежным покровом, часто бывают сильные ветры и снежные бураны, в горах — прохладно. Средняя температура января составляет от −3 °C на равнинах до −10-12 °С в горах. Лето в республике жаркое, в горах умеренно тёплое. Средняя температура июля на равнинах 21-23 °C, в высокогорьях 5-7 °C. Количество осадков в год на равнинах и в предгорьях составляет 400—600 мм, в горах до 900—1600 мм. Для климата республики характерны ливневые дожди. На равнинах часто бывают засухи. Снеговая линия проходит на высоте 3500-3700 м; небольшие ледники — в массиве Махисмагали[11].

Река Терек

Внутренние воды

Горная часть и прилегающая к ней равнина имеют густую и сильно разветвлённую речную сеть. Почти все реки республики являются горными и начинаются высоко в горах из родников и ледников. Терек, Асса, Сунжа, Армхи — самые крупные реки республики. Подземными источниками пользуются 72 водопользователя, 45 из них имеют разрешение на специальное водопользование[19].

Природные зоны

Почвы

Большую часть в республике Ингушетия составляют чернозёмы южные и обыкновенные мицелярно-карбонатные — 56,9 %, 24,9 % составляют бурые лесные слабоненасыщенные почвы, 11,4 % — горно-луговые дерновые, горно-луговые чернозёмовидные — 2, 5 %, серые лесные — 2 %, бурые лесные глееватые и глеевые — 1,5 %. На равнине почвы луговые, выщелоченные и карбонатные чернозёмы встречаются на возвышенностях, в долинах рек преимущественно аллювиальные и лугово-болотные почвы, в горах — горно-лесные и горно-луговые[20].

Пион тонколистный

Растительность

В Республике Ингушетия степи на подгорных равнинах со злаковыми и разнотравно-злаковыми растениями, чернозёмы и луговые чернозёмовидные карбонатные почвы в основном распаханы. По склонам Терского и Сунженского хребтов еще сохранились отдельные участки степей. Небольшие территории дубовых кустарниковых лесов можно встретить в балках на северных склонах Сунженского хребта. Ближе к югу степи сменяются лесостепями, которые чередуются распаханными луговыми степями дубовыми лесами. Выше 550—600 м растут горные широколиственные леса — дубовые, буковые с примесью граба, дуба, клёна; на южных сухих склонах Скалистого хребта встречаются участки хвойно-широколиственных лесов, в том числе сосна крючковатая, граб. Верхнюю границу леса образуют берёзовые криволесья с рододендроном кавказским в подлеске. Ещё выше находятся субальпийские и альпийские луга на горно-луговых почвах. Для засушливых межгорных котловин, например, Джайрахско-Ассинской характерны участки злаковых степей с нагорными ксерофитами. В Красную книгу Российской Федерации внесено 4 % видов растений Ингушетии: пион тонколистный, мак прицветниковый и другие[17].

Фазан

Животный мир

В республике обитают разнообразные животные. Это связано с природным многообразием Ингушетии. Из крупных зверей водятся медведь, дикий кабан, косуля, серна, тур. Дикий лесной кот, рысь встречаются в глухих балках. В горных лесах живут волк, лисица, заяц, барсук, ласка, куница лесная и каменная, белка. Большое разнообразие птиц заселяет степную часть республики. К ним относятся стрижи, ласточки, воробьи, зяблики, синицы, пеночки, поползни, удоды, пустельги, иволги, жаворонки, грачи, серые вороны. На территории республики встречаются крупные хищные птицы: черный гриф, ястреб, сова, сарыч. В густых зарослях водится несколько видов дятлов. Встречаются также дрофа, дикие утки, гуси, по долинам рек — кавказский фазан[19].

Заповедник Эрзи

Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории

В Республике Ингушетия особо охраняемые природные территории занимают около 20 % площади и имеют федеральное значение. К заповедным территориям относятся заповедник «Эрзи» и Ингушский государственный природный заказник[17].

Растительный мир заповедника «Эрзи» представлен разнообразными видами растений, среди которых можно встретить как хвойные, так и лиственные деревья, кустарники, травы и цветы. здесь растут саксаул, ведьмин пень, тысячелистник, горно-степной женьшень и другие. Одним из самых известных растений заповедника является сибирский кедр, который может достигать высоты до 50 метров. В заповеднике обитают лесной кот, бурый медведь, росомаха, лиса, сибирский тигр и другие виды. Некоторые из этих видов находятся под угрозой исчезновения, поэтому сохранение их численности — одна из основных задач заповедника[21].

На территории Ингушского государственного природного заказника обитают животные, занесённые в Красную книгу РФ. К ним относятся зубр, тур, кабан, косуля, серна, безоаровый козел. На территории заказника находятся памятники истории и древней культуры, которые охраняются[22].

История

В IV — III тысячелетии до нашей эры на территориях, окружающих Чёрное море, формируется циркумпонтийская металлургическая провинция, создатели которой начали развивать горно-металлургический промысел, а также строить каменные крепости, препятствующие вторжению кочевников. С конца IV тысячелетия до нашей эры далёкие предки ингушей начинают несколькими волнами переселяться в Закавказье и Переднюю Азию.

С начала I тысячелетия нашей эры племена Северного Кавказа стали называть аланами. В период великого переселения народов аланы участвуют в походах на Западную Европу и в ирано-византийских войнах. В VIIX веках аланы находятся в политической зависимости от Хазарского каганата, в последствии становятся военными союзниками хазар[23].

В Х веке формируется государство аланов и столицей становится город Магас, что в переводе означает «Город солнца». В первой половине XIII века Аланское государство было разгромлено монгольскими завоевателями и включено в состав Золотой Орды.

Ингуши начали обживать равнины в XV веке, однако во второй половине XVI века из-за походов кабардинского князя Темрюка, они были вынуждены вернуться в горы, где начали складываться территориальные общества — шахары. В марте 1770 года Ингушетия вошла состав Российской империи. В 1784 году была основана крепость Владикавказ, а в 1810 году — заложена крепость Назрань.

В 1860 году на Северном Кавказе были созданы Кубанская и Терская области. Ингуши входили в Ингушский округ Терской области. В 1871 году Ингушский округ был объединён во Владикавказский округ вместе с Осетинским округом. В 1888 году Ингушетия была подчинена Сунженскому (казачьему) отделу Терской области. В результате упорной борьбы в 1905 году ингуши добились выделения Ингушетии в самостоятельный Назрановский округ Терской области, который в последствии в 1909 году был узаконен[23].

В ноябре 1917 года была провозглашена Горская Республика. 1 декабря 1917 года было создано временное Терское правительство, а 3 марта 1918 года была провозглашена Терская народная советская республика. Затем, в 19191920 годах Ингушетия была оккупирована армией генерала Антона Ивановича Деникина. 17 ноября 1920 года, после восстановления Терской народной советской республики, была провозглашена Горская ССР. Декретом ВЦИК от 20 января 1921 года была создана Горская АССР, которая в последствии распалась.

В 1924 году была образована Ингушская автономная область с административным центром в городе Владикавказе. А в начале 1934 года Ингушетия была присоединена к Чечне и образована Чечено-Ингушская автономная область1936 года — Чечено-Ингушская автономная советская социалистическая республика). В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши вместе с чеченцами выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Однако в 1957 году она была частично восстановлена.

В мае 1991 года Чечено-Ингушская АССР была переименована в Чечено-Ингушскую Республику. Уже осенью того же года Чечня отделилась от Ингушетии, и было провозглашено создание Чеченской Республики со своим президентом. В декабре 1991 года на всенародном референдуме ингуши подтвердили, что Ингушетия является частью Российской Федерации. 26 апреля 1991 года Верховным Советом РФ был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», а 4 июня 1992 года принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ»[23].

Органы власти

Система органов государственной власти Ингушетии определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Ингушетии (1994). Государственная власть включает в себя законодательную, исполнительную, судебную власть.

Систему органов государственной власти республики образуют: Глава Республики Ингушетия; Народное Собрание (парламент) Республики Ингушетия; правительство, республиканские и территориальные органы исполнительной власти республики; Конституционный Суд Республики Ингушетия и мировые судьи[24].

Народное Собрание Республики Ингушетия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти республики. В Народное Собрание входят 32 депутата, избираемые на 5 лет. Высшим должностным лицом считается Глава Республики Ингушетия. Он является гарантом Конституции, принимает необходимые меры по защите прав и свобод человека и гражданина, охране безопасности и территориальной целостности республики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главой республики Ингушетия является Махмуд-Али Макшарипович Калиматов[24].

Суд осуществляет правосудие в республике. Председатель, заместитель председателя и судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия назначаются Народным Собранием по представлению Главы Республики в порядке, установленном республиканским конституционным законом. Мировые судьи избираются в порядке, установленном федеральным и республиканским законом[24].

Административно-территориальное деление

Этническая карта Ингушетии

Объектами административно-территориального деления республики являются:

Городские округа

Муниципальные районы

Население

Численность

Численность населения
1926[26]1931[27]1959[28]1970[29]1979[30]1987[31]1989[32]1990[33]1991[33]1992[33]1993[33]1994[33]
75 13381 900710 4241 064 4711 153 4501 235 0001 275 513189 340192 642194 105195 821194 171
1995[33]1996[33]1997[33]1998[33]1999[33]2000[33]2001[33]2002[34]2003[33]2004[33]2005[33]2006[33]
263 092282 342291 209296 294301 745340 028445 443467 294468 773475 645481 565486 970
2007[33]2008[33]2009[33]2010[35]2011[36]2012[37]2013[38]2014[39]2015[40]2016[41]2017[42]2018[43]
492 669499 502508 090412 529414 524430 495442 255453 010463 893472 776480 474488 043
2019[44]2020[45]2021[46]2022[47]2023[8]
497 393507 061509 541511 316519 078

Примечание: информация о численности населения, указанная в 1936—1944 гг. и 1957—1989 гг. — данные по Чечено-Ингушетии.

Половозрастная структура

Национальный состав

В Республике Ингушетия проживает 509 541 человек. Национальный состав населения Республики Ингушетия, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: ингуши — 473 441 человек, чеченцы — 12 241 человек, русские — 3 297 человек, другие национальности — 20 562 человек[48].

Религии

Религиозные верования ингушей занимают значительное место в их духовной культуре. Религиозная система у ингушей развивалась в тесной связи с уровнем их социально-экономического развития и хозяйственно-культурным типом. В ранние времена распространены были тотемизм, анимизм, погребальный культ и магия. В ранних религиозных верованиях особое место занимало поклонение местным горам, скалам, камням, рощам и озёрам, в которых считалось, что обитают самые почитаемые языческие божества. Для общения с ними строились каменные святилища — молельни. Ингушский пантеон языческих божеств был чётко структурирован, и каждому богу отводилась определённая роль и статус в соответствии с его значением в жизни народа. Главными богами были Дяла (верховный бог), Села (бог грома и молнии), Тушоли (богиня плодородия), Галь-ерда (покровитель скотоводства) и другие. У каждого бога были свои святилища, где проводились общественные моления и жертвоприношения. Помимо основных богов, в ингушской мифологии существовало множество второстепенных божеств, духов и демонов. Они населяли различные природные стихии, леса, горы и реки. Люди верили, что эти существа обладают силой влиять на жизнь человека и могут как помогать, так и вредить ему. С принятием ислама в XVI веке религиозные верования ингушей претерпели значительные изменения. Ислам стал доминирующей религией, но некоторые элементы древних языческих верований сохранились в народной культуре. Ислам оказал положительное влияние на развитие ингушского общества, способствуя укреплению нравственных норм и ценностей, развитию образования и науки[49].

Таким образом, историко-культурное развитие ингушей сформировало богатую систему календарных праздников, уникальное устное народное творчество и религиозные верования, которые имеют глубокий исторический и культурный контекст. Христианство играет заметную роль в истории религиозных верований, особенно когда речь идёт об ингушах. Оно первоначально проникло к этой народности через Грузию в XIIXIII веках и в XVII веке с расширением влияния России. В Ассиновской котловине находились три христианских храма: Тхаба-Эрда, Алби-Эрда и Т1аргам-Эрда. Раннехристианские каменные захоронения этого периода были обнаружены вблизи селений Памет, Ляжги, Мецхал, Шуан и других. Однако христианство не закрепилось среди ингушей. Главными причинами такого отторжения стали устойчивость языческих верований и прекращение миссионерской деятельности Грузии в связи с пришествием монголо-татар.

В то же время вместе с христианством на территорию Ингушетии проник ислам, сначала из Чечни и Дагестана, а затем он распространился и на равнинах. История этого процесса дошла до нас благодаря раннемусульманским кладбищам, письменным и этнографическим источникам. Ислам окреп в Ингушетии в XIX веке. Последними приняли новую религию жители аула Гвилети в 1861 году. Стоит отметить, что религиозный синкретизм был присутствующим в ингушском обществе ещё продолжительное время. Сейчас большинство ингушей являются исламистами суннитского толка и шафиитского мазхаба. Религия ингушей — это элемент культуры и традиций современности[50].

Экономика

Промышленность

Ингушетия является аграрно-индустриальной республикой. Более половины её территории занимают сельскохозяйственные земли.

Промышленность республики представлена в первую очередь нефтедобывающей отраслью. Крупнейшим предприятием региона является ОАО РН «Ингушнефть», которая занимается поиском, разведкой, добычей и хранением нефти на территории Республики Ингушетия.

Также в республике развивается металлообрабатывающая промышленность. Крупным предприятием считается ООО ЗЛС «ВИЛС», который занимается производством изделий из лёгких сплавов.

Неплохо развита пищевая отрасль, которая базируется на местных сельскохозяйственных ресурсах. Крупным предприятием в этой отрасли является ООО «Птицекомплекс «Южный», который занимается промышленным производством и переработкой мяса индейки (производство колбас, сосисок, ветчины, сарделек из мяса индейки и другое).

В регионе также развита промышленность строительных материалов. Одним из предприятий промышленности строительных материалов является Нестеровский кирпичный завод, который специализируется на выпуске строительного кирпича высокого качества[51].

Сельское хозяйство

Республика Ингушетия — преимущественно сельский регион. Значительное разнообразие почвенно-климатических условий позволяет выращивать в регионе широкий ассортимент сельскохозяйственных культур.

Растениеводство специализируется на выращивании зерновых культур (пшеницы, гречихи и других), подсолнечника, овощей, картофеля, кукурузы, пшеницы, овса, ячменя, сахарной свёклы. Значительное развитие имеют также виноградарство и табаководство.

Ведущим направлением сельского хозяйства республики является животноводство. Благоприятные природно-климатические условия, наличие пастбищ и сенокосов способствуют развитию в горной Ингушетии мясного и мясомолочного скотоводства, овцеводства, а также козоводства[51].

Инфраструктура, транспорт

Транспортная инфраструктура республики Ингушетия представлена автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом. Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки пассажиров и грузов внутри региона. По территории Республики Ингушетия проходит участок федеральной автодороги М-29 «Кавказ»[11].

Через территорию Республики Ингушетия проходит Северо-Кавказская железная дорога. Железнодорожный вокзал находится в городе Назрань. Опорная станция Назрань является частью Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, которая, в свою очередь, является филиалом ОАО «РЖД». Главными железнодорожными станциями Республики Ингушетия считаются Назрань, Карабулакская и Слепцовская[11].

Международный аэропорт «Магас» им. первого Героя России С. С. Осканова является единственным гражданским воздушным портом Республики Ингушетия, который обладает хорошо оборудованной взлётно-посадочной полосой, а также современными инженерно-техническими сооружениями[11].

Туризм

Санаторий Армхи в советское время

В Республике Ингушетия хорошо развит туризм. Туристов привлекает нетронутые уголки природы, уникальные памятники архитектуры. Особой популярностью туристов пользуется санаторий «Армхи». Он был построен в 1927 году. Официально открыт 15 июня 1928 года. Здесь работает первая ингушская горноклиматическая станция. В 2012 году в рамках проекта по созданию туристического кластера, в Армхи был построен горнолыжный курорт. Рядом с лечебно-оздоровительным комплексом появились горнолыжная трасса длиной в 1200 метров, 600-метровая канатная дорога и бассейн под открытым небом. На левом скалистом берегу реки Армхи находится Армхинская сосновая роща. Для лечения ряда заболеваний используется Ачалукское месторождение минеральных вод, расположенное между селениями Средние и Нижние Ачалуки[19].

Экологическая обстановка

Экологическая обстановка в республике связана с эрозией и загрязнением почв. Более половины объёма воды расходуется на орошение. Качество воды в последние годы улучшается. Биогенными веществами и нефтепродуктами загрязнены реки Назранка, являющая притоком реки Сунжи, Камбилеевка — приток Терека. Уменьшается количество отходов производства и потребления. Большой вред окружающей среде наносят несанкционированные свалки мусора. Наиболее преобразованы в результате длительного сельскохозяйственного освоения и добычи нефти равнинные и предгорные ландшафты. К уменьшению растений и животных приводит вырубка лесов, перевыпас скота на луговых пастбищах и в лесных массивах, применение ядохимикатов[17].

Культура

Искусство

Ингуши считаются старейшим народом Северного Кавказа. В своей уникальной истории и культуре, они связаны с культурой других народов Кавказа и Передней Азии. Основу материальной культуры ингушей составляют архитектурные памятники и сооружения, предназначенные для жилья, обороны, погребений и культа.

Ведущей деятельностью для ингушей является строительство. Здания в виде башен, храмов и других сооружений были возведены народными зодчими. Ингушами были разработаны различные типы башен, которые использовались как для жилья, так и для военных целей. На вершинах горных хребтов или в ущельях располагались башенные поселения[49].

Кроме того, возводились защитные сооружения и замковые комплексы. У ингушей были свои мастера, которые могли справиться с различными видами работ. Среди знаменитых мастеров, активно творивших в мире искусства, можно отметить Дуго Ахриева из Фуртоуга, Дяци Льянова и Хазби Цурова из Джейраха, Барханоевых из Бархане, Янда из Эрзи, Ханой Хинга из Хани, Тэт-Батыка из Таргима и многих других. Их принадлежность к строительной профессии придавалась особое значение. Убийство зодчего рассматривалось как тяжкое преступление против общества в целом. Неразрывно связанной частью уникальной материальной культуры ингушей были поселения и жилища. Русский источники представляли ингушские поселения как кабаки, аулы, хутора и сёла. Главное место они занимали на берегах рек Фортанга, Армхи, Кистинка (Охкар-хи), Камбилеевка, Назранка, Асса, Сунжа и Терек. В горах основной тип жилища ингушей составляли жилые башни, построенные из камня. В равнинной местности происходили постепенные изменения в ингушских жилищах. Они начали строить длинные прямоугольные, турлучные или саманные дома, в которых каждая семейная пара обладала отдельным помещением[52].

Народная одежда ингушей разнообразна. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись как за счёт местного сырья, так и за счёт импортных тканей. В каждой семье женщины шили одежду, это было их дело. Мужская одежда отличалась простотой и элегантностью, соответствуя нравственным и эстетическим запросам. Важными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, черкеска, бешмет, головной убор, обувь и оружие[49].

Бешмет был повседневной одеждой, а черкеску надевали при посещении гостей, на вечеринках, в мечети и сельских сходах. На черкеску с обеих сторон надевали газырницы. К верхней одежде также относились бурка и шуба из овчины. Зимой ингуши носили шапку (элтар-кий), а летом — шляпу (мангал-кий). Выполненные из сыромятной кожи ноговицы, чувяки, а позже сапоги (иккаш) и калоши — наиболее распространенная обувь. Повседневная женская платье-рубаха (коч) и надевавшиеся под неё штаны (шарбал) повсеместно носились на всей территории республики. Праздничную одежду составляли шёлковые, бархатные и парчовые чукхи, дополненные головными уборами в форме усечённого конуса с золотым и серебряным узорами — курхарс, а также нагрудники с серебряными или бронзовыми застёжками и поясами, украшенными гравировкой, чернью, зернью, позолотой и полудрагоценными камнями. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек или кожаных туфелек с глухим носком, без задника.

Ингушские женщины украшали себя разнообразными ювелирными изделиями. Они носили височные кольца из меди, бронзы и серебра, а также бусы из сердолика и стекла. Изготовление височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами. Ингуши развивали различные ремесла, включая оружейное, гончарное, кузнечное и ювелирное. Мастера обладали высоким уровнем профессионализма и умели сочетать различные операции по обработке металла, такие как зернение, чернение, золочение и инкрустация. Цеча-ахк, Цори, Евлой, Верхний Алкун, Эгикал, Эрзи и Мецхал были известными центрами ювелирного дела у ингушей.

Кожу также использовали для изготовления сумок, ремней, чехлов, сёдел, упряжи. По наличию прясла, найденного при археологических раскопках, можно судить о развитии ткачества. Домашнее производство тканей включало в себя изготовление первого сукна, что напрямую связано с развитием овцеводства.

Исторически ингуши также были мастерами оружейного производства. Вооружение ингушского воина в Средние века включало луки, стрелы, дротики, копья, топоры, пращи, мечи, а позднее появились кинжалы и сабли. С XV века огнестрельное кремневое оружие стало распространено среди ингушей. В качестве защитного вооружения использовались панцири, кольчуги, шлемы, щиты, налокотники и боевые перчатки[49].

Деревообработка играла значительную роль в ежедневной жизни ингушей. Они умели изготавливать посуду из дерева, а также резьбу по дереву, включая оконные наличники, двери и мебель. Ингуши также занимались производством колёс, сёдел и ободьев для колёс.

Ингуши издавна создавали посуду из различных материалов, включая камень, дерево, глину, медь, бронзу и железо. Они развивали керамическое производство и изготавливали разнообразные сосуды, бокалы, кувшины и блюда из глины с использованием лощения. С древнейших времен ингуши украшали ручки сосудов стилизованными головами или фигурками животных. Во второй половине XIX века появилась фабричная посуда из стекла и фаянса.

Пища занимала важное место в культуре ингушей. Их кухня отличалась многообразием блюд из молочных, мучных и мясных продуктов, а также яиц, мёда, фасоли, картофеля и различных напитков. Многие исследователи отмечали умеренность ингушей в еде. Национальными блюдами считались мясо с галушками и чесночным соусом, чурек из кукурузной муки, чапильгаш, хьовла, хингал и многие другие.

Духовная культура ингушей играла ведущую роль в их жизни. Она характеризовалась богатством, отражая экономический уклад и уровень материального производства. У ингушей высоко ценилось искусство врачевания, и в памяти народа сохранились имена лекарей, облегчавших страдания людей и лечивших их недуги[49].

Ингуши обладали астрономическими знаниями и следили за небесными светилами. У них был свой календарь, в котором определялись все солнечные циклы. Отсчёт времени велся от прошлого к будущему, а отрезки времени группировались по 11 и 33 годам. Праздники делились на зимние, весенние и летне-осенние. Среди них были праздники весеннего равноденствия посвящённые богине Тушоли и богу Сели, празднование зимнего солнцестояния и нового года, а также праздники, связанные с началом уборки урожая и сенокоса и другие.

Важной сферой духовной культуры является фольклор. В произведениях устного народного творчества отражены мировоззрение, нравственно-этические идеалы, представления о добре и зле, благородстве и справедливости. Ингушская фольклорная традиция обладает своей уникальностью, однако в ней также присутствует много общего с другими народными традициями. Особое место в ингушском фольклоре занимает нартский эпос, который был духовной опорой ингушского народа и сформировал наиболее важные черты национального характера и этико-эстетических идеалов. Основные герои нартского эпоса символизировали мужество, смелость, верность в дружбе, честность и благородство. Нартский эпос воспитывал молодое поколение на основе исторических мотивов, которые затем развивались в других формах фольклора. Особую роль в ингушском фольклоре играют героические эпические песни, в которых обсуждаются темы национально-освободительной борьбы и социального противостояния. Песенный репертуар является разнообразным и включает лирические, колыбельные, обрядовые, юмористические и плачевные песни. В каждом поселении существовали свои авторы и исполнители народных песен, которые приглашались на различные праздничные мероприятия. Издревне известны такие музыкальные инструменты как трёхструнная скрипка с дугообразным смычком, дахчан-пандар (горская балалайка) и, разумеется, гармоника[49].

Литература

Ингушская литература, как и любая другая национальная литература, отражает культурное наследие и историю ингушского народа. Один из самых известных представителей ингушской литературы — Гучик Гуданатович Мударов. Он был поэтом, писателем и переводчиком, активно занимавшимся сбором и записью фольклорных текстов на ингушском языке. Гучик Мударов записывал свои произведения, а также переводы на ингушский и русский языки с использованием арабской и русской графики. Одним из наиболее значимых трудов Мударова является его «Дневник», в котором он собрал свои произведения на ингушском и русском языках, а также переводы. Дневник включает в себя широкий спектр литературных жанров — от поэзии до прозы[53].

В начале XX века, с 1904 по 1916 год, появилась целая плеяда ингушских очеркистов и публицистов. Среди них были такие известные имена, как С. Альдиев, С. Альмурзиев, А. Ужахов, О. Мурзабеков, М. Джабагиев, В-Г. Джабагиев. Эти авторы не только писали о своей культуре и народе, но и активно публиковали свои работы в печатных изданиях Тифлиса, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга. Их корреспонденции и статьи давали возможность широкой публике узнать больше о жизни и традициях ингушского народа.

Газета «Сердало»

В 1920 году руководство Ингушетии приняло решение о создании ингушской графики. 1 мая 1923 года первый номер газеты на ингушском языке «Сердало» был продемонстрирован публике. У истоков ингушской советской литературы стояли такие выдающиеся писатели, как Тембот Беков, Абдул-Гамид Гойгов, Заурбек Мальсагов, Ахмет Озиев, Салман Озиев и многие другие.

В 1920-х годах в Ингушетии начался активный процесс формирования литературного сообщества. В 1921 году в республике было создано Ингушское литературное общество. Главной целью этой писательской организации было сбор и запись фольклорных текстов, что позволило сохранить и передать наследие ингушского народа. В 1926 году в Ингушетии был организован Институт краеведения, который начал издавать журнал «Известия Ингушского НИИ краеведения». Это стало важным событием в развитии ингушской литературы, так как журнал стал форумом для публикации произведений молодых писателей и активно распространял культурное наследие Ингушетии.

В 1930-х годах ингушская литература получает завершающий вид благодаря Второй конференции ингушских писателей, на которой были организованы секции прозаиков и поэтов, переводчиков, детской литературы.

Создание Ингушской театральной студии в 1931 году стало первым шагом к активному развитию ингушской драматургии. Это было время, когда национальные культуры начали получать большее признание и поддержку со стороны советского правительства. Театральная студия дала возможность молодым талантливым ингушским писателям и актерам осуществить свои творческие идеи.

Первые драматические произведения на ингушском языке, такие как «Похищение девушки» и «Месть» З. Мальсагова, «Культармейцы» и «Око за око, зуб за зуб» Х-Б. Муталиева, «Знахарка» Б. Дахкильгова, «Борьба в ауле» и «Работа плохого председателя колхоза» О. Мальсагова и многие другие имели огромный успех у зрителей.

В предвоенные пять лет в ингушской литературе преимущественное развитие получила поэзия. Авторы широко использовали поэтическую образность и приемы устного народного творчества, опирались на художественные традиции русской классической литературы; Д. Д. Марсагов опубликовал поэму «Аламхи», Х-Б. Муталиев — поэму «Новый гость»[53].

Большое внимание уделялось переводу классических произведений русской литературы и пролетарской прозы. Сначала на ингушский язык были переведены работы В. И. Ленина, затем романы, начиная со «Старухи Соват» Ги де Мопассана в переводе Т. Бекова. В 20-30-е годы XX века были переведены произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, В. Короленко, Д. Бедного, М. Горького, К. И. Жуковского, В. Маяковского, А. Серафимовича и многих других авторов. Особое внимание уделялось переводу произведений авторов-представителей кавказской нации, такими профессиональными переводчиками стали М. Марсагов, Д. Каматханов, А. Шадиев, Б. Зажиков. Известно, что Амалат Габертович Ахриев перевел более 100 текстов различных художественных произведений.

К началу Великой Отечественной войны 19411945 годов ингушская литература уже имела богатый опыт художественного осмысления не только повседневной жизни, но и глубоких социальных явлений. Ингушские писатели И. Базоркин, Х. Осмиев, Х-Б. Муталиев, Дж. Яндиев активно мобилизовали народ на борьбу с врагом, писали пламенные призывы. Многие из них добровольно уходили на фронт. Так, ингушский писатель Багаудин Зязиков прошёл практически всю войну. В эти годы также оттачивали своё мастерство Ю. Чахкиев, К. Чахкиев, М. Хашагульгов. Главными жанрами были публицистика, военные корреспонденции и очерки.

В послевоенные годы ингушская литература продолжала развиваться и приобретать новые формы. В 1950-х годах появились новые писатели: Ш. Курашев, А. Алиев, И. Янканаев, К. Халагов, М. Шатов. Они продолжали писать о войне, о жизни и борьбе народа в послевоенное время. Однако в их произведениях зазвучали и новые темы: любовь, семья, дружба, проблемы молодёжи. В эти годы также важное место занимал жанр поэзии. Поэты Я. Мийланов, Б. Каваев, Х. Куртов, О. Хамхоев, И. Музаев писали о любви, о природе, о национальном самосознании[53].

В 1960-х годах ингушская литература продолжала развиваться и расширять свои границы. Новые писатели, такие как М. Шахсуваров, Ш. Тюрков, Х. Гуржиев, Л. Магомадов, С. Джамалов, принесли в литературу новые темы и жанры. Они писали о современной жизни, о проблемах общества, о национальных традициях и культуре. В эти годы ингушская литература активно взаимодействовала с литературой других народов СССР, и это отразилось в произведениях писателей.

В последние десятилетия ингушская литература продолжает развиваться и привлекать внимание читателей. Молодые писатели, такие как З. Андиева, М. Юнусов, И. Шадиев, А. Бердиев, продолжают писать о современной жизни, о проблемах молодёжи, о взаимоотношениях между людьми. Однако, они также не забывают о национальной истории и культуре, и это отражается в их произведениях[53].

За последние 25 лет в ингушской литературе появились талантливые писатели, которые проявили незаурядные способности в своей литературной работе. Среди них можно назвать Доухан Балаеву, Эсета Газдиева, Ашата Кодзоева, Макку Наурузова, Малику Сагову, Дауда Хамхоева, Тамару Чаниеву и многих других. Художественные произведения современных ингушских писателей регулярно публикуются в республиканском журнале «Литературная Ингушетия», детском журнале «Радуга», а также на страницах республиканских и районных газет и в специальном издании «Культура Ингушетии». Сейчас в жанрах прозы и поэзии свой творческий потенциал успешно реализуют писатели Урусхан Дударов, Амир Плиев, Султан Шадиев и другие.

В последнее время особенно активно развивается литература для детей. Вместе с уже известными мастерами, такими как Иса Кодзоев, Гирихан Гагиев, Нурдин Кодзоев, Бадрудин Горчханов, успешно проявляют себя и начинающие авторы, например, Али Албаков, Макка Наурузова, Дауд Хамхоев, Лейла Тамасханова и другие[53].

Ингушская литература занимает важное место в культуре и идентичности ингушского народа. Она помогает сохранить и передать наследие предков, а также отразить современную реальность и проблемы, с которыми сталкиваются ингуши. Вместе с тем она является частью общей литературной культуры России и мира, и вносит свой вклад в развитие мировой литературы[53].

Архитектура

Скульптурные ансамбли, величественные башни и древние храмы, являющиеся подлинными шедеврами ингушского зодчества, давно привлекают внимание ученых, исследователей и туристов. Но по своей архитектурной красоте современные городские здания не уступают историческим памятникам. В наши дни строители и архитекторы, используя современные технологии и применяя национальные традиции, стараются не только следовать в ногу со временем, но и сохранять самобытный облик страны.

Наследие древнего зодчества: ингушские башни, построенные в классическом стиле. Самоназвание народа галгай (гiалгiай) переводится на русский язык как «жители башен». Археологические раскопки доказывают, что бо́льшая часть ингушских башен была возведена в XIXII веках. Средняя высота жилых строений составила от 8 до 18 метров, в то время как боевые башни возводились, как правило, выше жилых: от 20 до 30 метров при сравнительно небольшой площади основания.

Большинство сегодняшних памятников архитектуры Ингушетии представляют собой средневековые башенные комплексы:

  • Эгикал — это сотни зданий на южных склонах горы Цей-Лоам.
  • Эржи — деревня, где был обнаружен знаменитый символ Ингушетии — орёл Сулеймана.
  • Вовнушки — финалист конкурсного проекта «Семь чудес России».

К другим архитектурным памятникам ингушского народа относятся склепы, святилища, храмы и мавзолеи. «Человек рождается для будущей смерти», — гласит ингушская народная пословица.

Мавзолей Борга-Каш

Почти все башенные поселения примыкали к так называемому «городу мёртвых». Поскольку большинство склепов были построены над землей, их называли «гробницами солнца». Некоторые из них по форме напоминают пирамидальные боевые башни. Однако на территории Ингушетии имеются и подземные гробницы. Наиболее известным является мавзолей Борга-Каш, изящное прямоугольное сооружение из белого камня со сферическим куполом.

В древние времена культовые постройки были важной частью ингушской архитектуры. Например, святилище Мятошир, посвящённое одному из божеств, расположено на границе, на самой вершине горы Столовая.

Тхаба-Ерды является наиболее почитаемым святилищем ингушей и самым таинственным и неисследованным храмом в Ингушетии. Точная дата постройки храма неизвестна, но он считается одним из самых древних раннехристианских храмов в регионе, вероятно возведенным в VIII веке. Название храма, Тхаба-Ерды, вызывает споры среди учёных: некоторые считают его переводом как «наша вера», другие — «наша святыня», а третьи предлагают значение «2 000 святых». Нет конкретных данных о том, кто именно построил храм, но предполагается, что на его месте ранее находился языческий алтарь. Вероятно, предки современных ингушей решили построить христианский храм на этом месте, чтобы сохранить святое место. На камнях и ограде возле храма можно увидеть символы, которые служили картой звёздного неба и помогали жрецам ориентироваться по календарю.

В Ингушетии, равнинной республике, и городская архитектура представляет собой настоящее наследие. Одной из самых выдающихся архитектурных достопримечательностей является Назрановская крепость, которая является великолепным образцом русского фортификационного искусства начала XIX века. Также в ингушских городах и селах можно найти множество интересных архитектурных памятников, включая мечети, которые являются важными культурными объектами республики. Однако в настоящее время самым значимым проектом является Соборная мечеть в Магасе, которая станет духовным центром столицы. Заслуживают внимания такие архитектурные достопримечательности Магаса, как Президентский дворец, здания парламента и правительства. По мнению многих гостей, самым известным символом республики уже давно стала Башня согласия, или Магас Тауэр, высотой в сто метров[52].

Достопримечательности

Храм Тхаба-Ерды находится на границе Ингушетии и Грузии. Время заложения храма относят к VIII веку, затем он неоднократно перестраивался. В архитектурном стиле сочетаются традиционные черты Грузии и Ингушетии. Храм с апсидой в длину составляет 17 метров. Внешние стены украшены декоративными рельефными элементами[54].

Мемориал памяти и славы в Назрани. Мемориальный комплекс это визитная карточка Ингушетии. Он был построен в 2012 году. В состав комплекса входят несколько объектов. Главным объектом является мемориал «Девять башен». Он посвящён памяти жертв репрессий. Каждая башня символизирует один из депортированных народов. Внутри работает музей, где находятся материалы по истории репрессий и военного конфликта с Осетией в 1992-м году[55].

Башня Согласия в Магасе. Она является самым высоким зданием в республике, имеет высоту 100 метров. Выполнено строение в стиле традиционной ингушской архитектуры. С впечатляющей высоты туристы могут полюбоваться Магасом, его архитектурой, жилыми районами и центром. Внутри стены башни Согласия украшены прекрасными росписями, посвященными ингушской мифологии[56].

Местные традиции

Ингушская культура отличалась своей уникальностью в семейных и общественных отношениях. Все сферы жизни ингушей регулировались неписанными нормами, правилами и обычаями. Хозяйственные, общественные и судебные вопросы решались на общих собраниях, называемых «кхел». «Мехк-кхел» — совет страны — был высшим органом управления, который собирался два раза в год для обсуждения народных дел и разрешения спорных ситуаций. Его членами были выбранные народом авторитетные и уважаемые люди, которые обладали глубоким пониманием обычаев и традиций ингушей. Все вопросы, связанные с хозяйственной и общественной жизнью, регулировались адатными нормами и традициями.

Ингушская культура также подчеркивала важность определённого этикета. Один из его важных аспектов — уважение к родителям и старшим по возрасту. Правила ингушского этикета включали такие нормы, как предоставление почётных мест старшим, говорение после них, уважение и невмешательство в их разговоры, уступание дороги старшим. Дети были обязаны заботиться о достойной старости своих родителей. В присутствии старших было неприемлемо употреблять непристойную речь и курить. Ингуши никогда не создавали домов престарелых или приютов для сирот. Неуважение к старшим и родителям строго осуждалось обществом.

Культурное наследие ингушей также включало в себя различные народные игры и развлечения, которые способствовали как духовному, так и физическому развитию народа[49].

Наука и образование

В 2014 году в Республике Ингушетия был принят закон «Об образовании». В республике работают 64 организации дошкольного образования, в которых обучается 15,5 тыс. детей. В республике развито традиционное семейное воспитание. В 2018—2019 учебном году в 129 школах обучалось 73 тыс. учащихся. В Ингушетии действуют 3 вуза: Ингушский государственный университет, негосударственный Институт экономики и правоведения в Назранском районе, филиал Современной гуманитарной академии в Назрани. Всего в Ингушетии обучается 7,5 тыс. студентов. В Назрани, Карабулаке, Малгобеке действуют Горский кадетский корпус, гуманитарно-технический и медицинский колледжи, колледж искусств, НИИ гуманитарных исследований[57].

Спорт

Исраил Арсамаков

Последние годы в Ингушетии значительно увеличилось количество жителей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Это все благодаря участию в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». В республике активно стали строиться современные физкультурно-оздоровительные комплексы и возросла пропаганда здорового образа жизни. Ингушетия все чаще стала заявлять о себе громкими победами не только на всероссийском уровне, но и на международном[58].

Пять спортсменов Ингушетии стали чемпионами Олимпийских игр: Исраил Арсамаков — тяжёлая атлетика, 1988 год; Назир Манкиев — греко-римская борьба, 2008 год; Рахим Чахкиев — бокс, 2008 год; Хасан Халмурзаев — дзюдо, 2016 год; Муса Евлоев — греко-римская борьба, 2021 год[59].

Известные люди

Руслан Султанович Аушев — российский военный и общественный деятель. Первый Президент Ингушетии с 7 марта 1993 по 28 декабря 2001. Председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав Правительств СНГ с 1991 по 2014 год. Герой Советского Союза (1982)[60].

Михаил Сафарбекович Гуцериев — нефтяной магнат, доктор экономических наук, поэт, автор эстрадных хитов, член Союза писателей России, композитор, продюсер[61].

Примечания

  1. Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия Архивная копия от 7 марта 2022 на Wayback Machine // НСРИ, 03.10.2021.
  2. Сведения о границе между Чеченской Республикой и Ингушетией в Едином госреестре недвижимости
  3. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. (xls). Росстат.
  4. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. (xls). Росстат.
  5. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. (xls). Росстат.
  6. Валовый региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. MS Excel документ
  7. Валовый региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг. MS Excel документ
  8. 8,0 8,1 Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.). Федеральная служба государственной статистики (17 мая 2023). Дата обращения: 20 мая 2023.
  9. Конституция Республики Ингушетия, 1994, статья 14.
  10. Республика Ингушетия. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Дата обращения: 24 декабря 2023.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Информационный паспорт Республики Ингушетия. Министерство иностранных дел Российской Федерации (22 августа 2002). Дата обращения: 24 декабря 2023.
  12. Характеристика субъекта. Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия. Дата обращения: 24 декабря 2023.
  13. 13,0 13,1 13,2 Сапрыков В. Герб и флаг Республики Ингушетия // Наука и жизнь : журнал. — 1997. — 23 августа (№ 8). — С. 64.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Государственная символика. Республика Ингушетия. Дата обращения: 14 марта 2004.
  15. Оздоева М. Знак света и добра. Ингушетия (11 июля 2023). Дата обращения: 14 марта 2024.
  16. Гулиева М. М. Предпосылки образования республики Ингушетия // Социальные структуры: институты и процессы. — 2015. — С. 206–209.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 Страшун Б. А., Петрушина М. Н., Горячко М. Д. и др. Ингушетия. Большая российская энциклопедия (2004-2017). Дата обращения: 26 февраля 2024.
  18. Климат. Система обмена туристской информацией. Дата обращения: 14 марта 2024.
  19. 19,0 19,1 19,2 Ингушетия. Республика. Интерактивная карта. Дата обращения: 2 марта 2024.
  20. Республика Ингушетия. Аграрная Интернет-энциклопедия. Дата обращения: 8 марта 2024.
  21. Тайны растительного мира заповедника «Эрзи»: удивительное многообразие растений. Государственный природный заповедник «Эрзи». Дата обращения: 2 марта 2024.
  22. Ингушский государственный природный заказник. Министерство природы России. Дата обращения: 2 марта 2024.
  23. 23,0 23,1 23,2 История и культура. Республика Ингушетия. Дата обращения: 14 марта 2004.
  24. 24,0 24,1 24,2 Органы власти. Республика Ингушетия. Дата обращения: 8 марта 2024.
  25. Республика Ингушетия. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 8 марта 2024.
  26. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928. Том 9. Таблица I. Населённые места. Наличное городское и сельское население. Дата обращения: 7 февраля 2015. Архивировано 25 июля 2015 года.
  27. Административно-территориальное деление Союза ССР : [Районы и города СССР на 1931 год]. — Москва: Власть советов, 1931. — XXX, 311 с.
  28. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность наличного населения городов и других поселений, районов, районных центров и крупных сельских населенных мест на 15 января 1959 года по республикам, краям и областям РСФСР. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 10 октября 2013 года.
  29. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность наличного населения городов, поселков городского типа, районов и районных центров СССР по данным переписи на 15 января 1970 года по республикам, краям и областям. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 14 октября 2013 года.
  30. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Численность наличного населения РСФСР, автономных республик, автономных областей и округов, краев, областей, районов, городских поселений, сел-райцентров и сельских поселений с населением свыше 5000 человек. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 20 сентября 2022 года.
  31. Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статистический ежегодник : [арх. 28 июня 2016] / Государственный комитет СССР по статистике. — Москва : Финансы и статистика, 1987. — 766 с.
  32. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность населения СССР, РСФСР и ее территориальных единиц по полу. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 23 августа 2011 года.
  33. 33,00 33,01 33,02 33,03 33,04 33,05 33,06 33,07 33,08 33,09 33,10 33,11 33,12 33,13 33,14 33,15 33,16 33,17 33,18 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  34. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  35. Перепись населения 2010. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  36. Оценка численности населения 2010-2013. Дата обращения: 23 августа 2014. Архивировано 23 февраля 2018 года.
  37. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 31 мая 2014 года.
  38. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  39. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 2 августа 2014 года.
  40. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 6 августа 2015 года.
  41. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года (5 октября 2018). Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 8 мая 2021 года.
  42. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 31 июля 2017 года.
  43. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 26 июля 2018 года.
  44. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 2 мая 2021 года.
  45. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 17 октября 2020 года.
  46. Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. Архивировано 1 сентября 2022 года.
  47. Численность населения по полу по субъектам Российской Федерации на 1 января 2022 года (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.). Федеральная служба государственной статистики (30 декабря 2022). Дата обращения: 16 марта 2023.
  48. Республика Ингушетия. Население. Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. Дата обращения: 3 марта 2024.
  49. 49,0 49,1 49,2 49,3 49,4 49,5 49,6 Республика Ингушетия. Официальный сайт Года культурного наследия народов России. Дата обращения: 4 февраля 2024.
  50. Евлоева Л. М. Современная религиозная ситуация в Ингушетии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2016. — Вып. 3. — С. 135–141.
  51. 51,0 51,1 Промышленность и сельское хозяйство Республики Ингушетия. Республика Ингушетия.
  52. 52,0 52,1 Древняя ингушская архитектура. Официальный сайт республики Ингушетия. Дата обращения: 24 января 2024.
  53. 53,0 53,1 53,2 53,3 53,4 53,5 Литература Республики Ингушетия. Свердловская областная межнациональная библиотека. Дата обращения: 11 февраля 2024.
  54. Марковин В. И. В стране вайнахов. — М.: Искусство, 1969.
  55. О музее. Официальный сайт «Мемориальный комплекс жертвам репрессий». Дата обращения: 8 марта 2024.
  56. Музеи Магаса. Культура.рф. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 8 марта 2024.
  57. Информационный паспорт Республики Ингушетия. Министерство иностранных дел Российской Федерации (22 августа 2022). Дата обращения: 8 марта 2024.
  58. Миронова С. Спорт как двигатель прогресса, или Как в Ингушетии растят чемпионов // Комсомольская правда : газета. — 2017. — 19 сентября.
  59. Ингуши. Универсальная этноэнциклопедия Южного Урала (26 октября 2021). Дата обращения: 3 января 2024.
  60. Осипов С. Герой навсегда. Руслану Аушеву исполнилось 65 лет // Аргументы и факты : газета. — 2019. — 29 октября.
  61. Накостоев Х. Человек эпохи Возрождения. Ингушетия (9 марта 2023). Дата обращения: 3 января 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!