Нартский эпос
На́ртский (На́ртовский) э́пос (осет. Нарты кадджытæ / Нарти кадæнгитæ, адыг. Нартхэр, абх. Нарҭаа ражәабжьқәа) — героический эпос у ряда северокавказских народов[1].
Эпос повествует о происхождении, жизни и свершениях героев-богатырей под названием «нарты», он существует у абхазо-адыгских народов, балкарцев, ингушей, карачаевцев, осетин и чеченцев[2]. Отдельные фрагменты данного эпоса встречаются у грузин (сванов, хевсуров, рачинцев) и некоторых народов Дагестана, например, у кумыков[3]. Сказания имеют поэтический и прозаический варианты[4].
Общие сведения
Эпос основывается на древних эпических сказаниях и культурах автохтонных (от др.-греч. αὐτόχθων «местный, коренной») кавказских, а также северо-иранских (скифо-сарматских) народов. Интересным моментом является то, что эпос имеет общие черты у народов, которые резко отличаются друг от друга по языку, культуре и исторической судьбе. В частности, во всех вариантах есть богатыри под названием «нарты», также есть сходство имён других героев эпоса. Отдельные фрагменты сказания из этого эпоса найдены у нескольких этнических грузинских групп: сванов, рачинцев и хевсуров. Сюжеты из эпоса существуют и в странах ближневосточного региона: Турции, Сирии и Иордании. Сюда, на южные склоны Кавказа и на Ближний восток сказания завезли переселенцы из Северного Кавказа в конце XIX века.
Основной особенностью эпоса является то, что в нём не отражаются конкретные исторические события, преобладающими являются мифические и сказочные сюжеты и мотивы, например, такие, как рождение человека из камня, незащищённые места на неуязвимом теле, путешествия в царство мёртвых и др. В эпосе также нашли своё место упоминания о межродовых распрях и кровной мести. Особое место в сказании уделяется сильнейшему богатырю из всех нартов — Батразу[5].
Возникновение и описание эпоса
История происхождения нартского эпоса осетин, абазин, абхазов, адыгов, вайнахов, карачаево-балкарцев и многих других народов очень сложна. Дело в том, что его следы прослеживаются почти у всех народов, населяющих Кавказский хребет. Сваны, рачинцы, кумыки, лакцы и аварцы также сохранили у себя многочисленные истории, связанные с нартами.
На данный момент учёные ещё не пришли к общему мнению насчёт зарождения данного эпоса. Также они пока не могут установить происхождение слова «нарты». Часть историков считает, что имеет место сходство с иранским словом «нар» (мужчина), другие связывают с осетинским «нæ арт» (наш огонь) или древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). Осетинский учёный В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню нара — «солнце» (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Что касается истоков зарождения эпоса, исследователи по этому поводу считают, что он начал создаваться ещё до нашей эры, а в XII — XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события[3].
Изучение и публикация сказаний
Впервые о существовании нартского эпоса упомянуто в книге Ю.Клапрота «Путешествие на Кавказ и в Грузию» (1812)[6]. Однако первые записи, сделанные В. Цораевым и братьями Джантемиром и Гацыром Шанаевыми, относятся к 1870 — 1880 годам. Русский перевод двух сказаний был опубликован академиком А. Шифнером в 1868 году. Эпосом заинтересовался также В. Пфафф, который издал несколько сказаний в переводе на русский язык.
Представитель «исторической школы» в русской фольклористике В. Ф. Миллер (1848—1913) был первым, кто занялся научным изучением осетинского фольклора, в частности, в 1880 — 1890 годах он опубликовал нартские сказания на осетинском языке, снабдив их русским переводом и комментариями.
Французский историк и филолог Ж. Дюмезиль (1898—1986) в 1930 году издал книгу «Легенды о нартах», куда были включены все вышедшие прежде сказания, причем как осетинские, так и кабардинские, черкесские, балкарские и карачаевские, чеченские и ингушские варианты[3][7].
Основные герои и персонажи эпоса
Душой нартов является мудрая Сата́на (в осетинском иронском диалекте Шата́на), Сэтэней (у кабардинцев), Сатайнан (у чеченцев) — героиня нартского фольклорного эпоса, ключевая фигура, без которой не обходится ни одно важное событие. Уникальный в мировой эпической литературе женский образ большой художественной силы и выразительности. В наиболее архаичных вариантах Сата́на выступает как мать народа, мудрая советчица, наставница главных героев и могущественная чародейка. Образ Сата́ны возник в матриархальном обществе, но он обладал такой жизненностью и покоряющей художественной правдой, что народ пронес его через всю историю до наших дней, воплотив в нём свой идеал женщины.
В основном нарты — мужчины, которые изображаются могучими воинами. Это позитивные персонажи, несущие добро. В чеченской и в ингушской версиях, сохранившихся фрагментарно, имена нартских героев в основном состоят из двух частей, так как у вайнахов принято называть сначала отчество человека. а затем его имя. Например, «Хамчий Патарз» — буквально означает «Патарз сын Хамчи».
Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса. Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан/Сосруко/Сеска Солса/Сасрыква. У всех народов это нарт, рождённый из камня.
Вот как об этом повествует нартовский эпос осетин[8]:
Только раз ударил молотом Курдалагон, треснул камень — и вынули оттуда новорожденного младенца. Дала ему Шатана имя Сослана, что значит «из утробы камня рождённый».
В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствие удара по слабому месту. Похожий сюжет встречается у многих индоевропейских народов.
Имена героев эпоса в разных языках народов Кавказа:
осет. | адыг. / каб. | абхаз. / абаз. | ингуш. | чечен. | карач.-балк. |
---|---|---|---|---|---|
Сослан | Саусэрыкъо / Сосрыкъуэ | Сасрыҟәа / Сосрыкъва | Сеска Солса | Сеска Солса | Сосурукъ |
Сата́на | Сэтэнай-Гуащэ / Сэтэней-Гуащэ | Саҭанеи Гәашьа / Сатаней-Гваща | Села Сата | Стела Сата | Сатанай |
Батырадз / Батраз | Пэтэрэз / Батэрэз | Цәыцә / Батараз | Хамчий Патарз | Хамчий Патриж | Батыраc |
Сырдон / Сирдон, сын Гатага | Батэкъу / Батэкъуэ | Баҭаҟәа / Батакъва | Боткий Ширтка | Батиг Шурда | Шырдан |
Ацӕмӕз | Ащамэз / Ащэмэз | Шьамаз / Ащамаз | Ачамаз | Ачамза | Ачемез |
Уырызмӕг / Орӕзмӕг | Озырмэс / Уэзырмэс | - / Уазырмас | Урузман | Орзми | Ёрюзмек |
Хӕмыц / Хӕмиц | Хъымыщ / Хъымыщ | Хмышь / Хъмыщ | Хамча | Хамчи | Хымыч |
Саууай | Шъэуей / Щэуей | - / Щауей | Киндий Шоа | - | Къарашауай |
Современность
В настоящее время эпос о нартах существует в устной прозаической и песенной форме.
Музыкальный вариант эпоса больше сохранился у адыгов, у которых сказания о нартах занимает особое место. Адыгейский народ использовал эпос в любой обстановке — домашней, походной и военной. Солист ведёт рассказ при помощи речитатива, а хор при этом исполняет ритмические слоги — восклицания. В других песнях солист исполняет свою партию на фоне хорового бурдона (от фр. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus — непрерывно тянущийся тон или музыкальный интервал), затем хор исполняет переход к следующей строфе и возвращается к бурдону при новом вступлении солиста.
У некоторых народов эпос повествуется без музыкального сопровождения, но у большинства других народов сказание сопровождается струнными музыкальными инструментами, а также трещотками. Это подчёркивает чёткость и энергию повествования этого эпоса. В наши дни также в повествовании эпоса используются клавишные инструменты, например, гармонь. В отдельных песнях из эпоса партии исполняют женские голоса[5].
Во Владикавказе в 2010 году изданы нартские сказания на английском языке в переводе исследователя из Великобритании Уолтера Мэя. В феврале 2011 года их презентация, организованная Постоянным представительством РСО-Алания при Президенте РФ, прошла в Российской государственной библиотеке[7].
Ссылки
Примечания
- ↑ Осетинский нартовский эпос . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ Нартский эпос – культурная тропа . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Нарты // Энциклопедия «Кругосвет».
- ↑ Nart Sagas from the Caucasus: Myths and Legends from the Circassians, Abazas, Abkhaz, and Ubykhs (review) . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Нартский эпос . Дата обращения: 5 июля 2024.
- ↑ Генрих-Юлиус Клапрот. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ И ГРУЗИИ, ПРЕДПРИНЯТОЕ В 1807-1808 гг. — 1814. — С. 220.
- ↑ 7,0 7,1 Нартский эпос . Официальный сайт Постоянного Представительства Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ (22 декабря 2006). Дата обращения: 31 июля 2024.
- ↑ Нартовский эпос осетин . Дата обращения: 31 июля 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |