Гражданская идентичность

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Гражданская идентичность — концепция, которая определяет, какие чувства и привязанности испытывает человек к своей стране, культуре и политической системе. Это чувство принадлежности к нации и уважение к её истории, обычаям и законам[1].

Гражданская идентичность — значимое ядро, определяющее личность и связывающее индивида с обществом.

Гражданская идентичность основывается на общих ценностях и идеалах, которые объединяют людей в обществе, а также могут быть прочно связаны с национальной, религиозной или этической идентичностью[2].

Гражданская идентичность в педагогической науке чаще всего понимается как:

История возникновения

Проблема определения гражданской идентичности личности — научная область, вопросы которой уже стали предметом исследования российских ученых: Асмолова Александра Григорьевича, Водолажской Татьяны Владимировны, Кондакова Александра Михайловича, Юшина Анатолия Михайловича и других[4].

Язык-инструмент формирования идентичности

Гражданская идентичность формируется благодаря чувству разделенного наследия, истории, традициям, ценностям и в немалой степени — языку. Язык — важнейший коммуникативный фактор формирования общества, так как он способствует объединению людей. Проблема влияния языка на формирование идентичности находится в поле зрения ученых всего мира[5].

Язык — система символов, которая позволяет людям общаться и взаимодействовать.Дж. Мид

Фишман Джошуа — язык нужно рассматривать следующим образом[6]:

Особый вклад в разработку вопроса о роли языка в конструировании идентичности внес Гумбольдт Вильгельм: язык находится в тесной связи с формированием духа народа. Под духом народа В. Гумбольдт понимал комплекс ценностей и совокупность культуры народа, его духовной своеобразие. Он полагал, что язык отражает характер народа[7].

Евсеева Людмила Николаевна — язык играет важную роль в определении идентичности, так как он влияет на духовное бытие той или иной общности и обеспечивает ощущение комплементарности (взаимодополнения) и отличия от других наций и этносов[8].

С позиции лингвистики, одним из способов постижения гражданской идентичности является изучение языковой картины мира.

В языке запечатлевается отношение к миру. Язык в значительной мере определяет и характер культуры. Как средоточие природного и социального опыта поколений, как генофонд мысли нации — он не только достояние мировой культуры, но и источник духовной сопричастности исторического развития для всех граждан нашего великого Отечества[9].

Структура гражданской идентичности

Структура гражданской идентичности включает в себя[10]:

1) когнитивный элемент — знание о принадлежности к данной гражданской общности;

2) ценностный — позитивное или негативное отношения к факту принадлежности;

3) эмоциональный — принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства;

4) поведенческий — участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности.

Воспитание гражданской идентичности

Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

Показатели сформированности гражданской идентичности

В рамках когнитивного компонента

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

В рамках поведенческого компонента

Формы мероприятий по формированию гражданской идентичности

Содержание формирования гражданской идентичности включает следующие мероприятия[18]:

Модель сформированности гражданской идентичности

Обучающийся вырастет достойным гражданином своей Родины, если будут сформированы компоненты гражданской идентичности[20]:

Примечания

  1. М. А. Заварзина. Понятие гражданской идентичности.. Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  2. Гражданская идентичность: смысл и значение Источник: https://psk-group.su/znacheniya/grazdanskaya-identicnost-smysl-i-znacenie. Полезный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  3. О.В. Шиняева. Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России. УГТУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
  4. О.В. Теняева. Гражданская идентичность как основа формирования социальной активности российской молодежи. Дата обращения: 30 июля 2023.
  5. Теоретические основы изучения гражданской идентичности. Дата обращения: 30 июля 2023.
  6. С.Ермакова. Главная Новости и общество Окружающая среда Гражданская идентичность - это что такое? Определение и понятие - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/312905/grajdanskaya-identichnost---eto-chto-takoe-opredelenie-i-ponyatie. FB. Дата обращения: 30 июля 2023.
  7. И.Г. Томарева. Особенности гражданской идентичности в современной России. Современные наукоемкие технологии. Дата обращения: 30 июля 2023.
  8. Функции, сущность и содержание гражданской идентичности. Студенческий портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  9. Т. Водолажская. Идентичность гражданская. Наша энциклопедия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  10. М.С. Стрекалова. Характеристика понятия гражданская идентичность. Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  11. В.Н. Ефимова. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия гражданская идентичность. КГУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
  12. Д.В. Какадий. Формирование гражданской идентичности. КубГТУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
  13. Гражданская идентичность. Социальный проект. Дата обращения: 30 июля 2023.
  14. В.К. Пяткова. Региональные особенности гражданской идентичности старшеклассников. АГПГУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
  15. И.В. Кожанов. Показатели сформированности гражданской идентичности личности. Современные проблемы науки и образования. Дата обращения: 30 июля 2023.
  16. Е.Ю. Панкова. Формирования российской идентичности и патриотических качеств личности. Солнечный свет. Дата обращения: 30 июля 2023.
  17. Л.В. Баева. Гражданская идентичность как фактор социально-устойчивого развития: европейский и российский контекст. Современная школа. Дата обращения: 30 июля 2023.
  18. Идентичность гражданская. Социологический портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  19. И.И. Горлова. Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Министерство науки и культуры. Дата обращения: 30 июля 2023.
  20. Л.И. Никовская. Гражданская идентичность как фактор консолидации Российского общества ЕСТВА: ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Москва. Дата обращения: 30 июля 2023.
  21. Частный случай: гражданская идентичность. Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  22. Л. Дробижева. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма. Перспектива. Дата обращения: 30 июля 2023.

Литература

  1. Бездухов, А.В., Гуртовская, Р. Н. Сущность и природа понятия «моральные ориентиры педагогической деятельности» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. — № 6. — С. 30 −38.
  2. Бездухов, В.П., Заступова, И. В. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников // Современное образование: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. трудов. Самара: СГПУ, −2006. −281 с.
  3. Беляев, А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс. доктора пед. паук / А. В. Беляев. — Ставрополь, 1997.—351 с.
  4. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография / А. С. Гаязов. Челябинск: Южно-Уральск. кн. изд-во, 1995. — 238 с.
  5. Гаязов, А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственное™ // Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 2001. Вып. 4. — С. 359—370.
  6. Гаязов, А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 255 с.
  7. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской; при участии А. Иоффе, Ч. Уайта. — М.: Межрегион, ассоц. «За гражд. образование».- 1997. 190 с.
  8. Кожокарь, В. И. Педагогическая основа воспитания гражданственности у старшеклассников: Дисс.капд.псд.паук / В. И. Кожокарь. — М., 1995. −199 с.
  9. Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. для высш. учебных заведений / И. А. Колеспикона, М. П. Горчакова-Сибирская. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  10. Коп, И.С. В поисках себя / И. С. Коп. М.: Политиздат, 1984. — 327 стр.
  11. Коп, И. С. Психология ранней юности / И. С. Коп. — М.: Просвещение, 1989.-292 с.
  12. Копода, И. В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: автореферат дисс.каид.полит.паук / И. В. Копода. М.,- 2007, 28 с.