Гражданская идентичность
Гражданская идентичность — концепция, которая определяет, какие чувства и привязанности испытывает человек к своей стране, культуре и политической системе. Это чувство принадлежности к нации и уважение к её истории, обычаям и законам[1].
Гражданская идентичность — значимое ядро, определяющее личность и связывающее индивида с обществом.
Гражданская идентичность основывается на общих ценностях и идеалах, которые объединяют людей в обществе, а также могут быть прочно связаны с национальной, религиозной или этической идентичностью[2].
Гражданская идентичность в педагогической науке чаще всего понимается как:
- осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл, основанное на качестве (признаке) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;
- тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства, пользоваться правами[3].
История возникновения
Проблема определения гражданской идентичности личности — научная область, вопросы которой уже стали предметом исследования российских ученых: Асмолова Александра Григорьевича, Водолажской Татьяны Владимировны, Кондакова Александра Михайловича, Юшина Анатолия Михайловича и других[4].
Язык-инструмент формирования идентичности
Гражданская идентичность формируется благодаря чувству разделенного наследия, истории, традициям, ценностям и в немалой степени — языку. Язык — важнейший коммуникативный фактор формирования общества, так как он способствует объединению людей. Проблема влияния языка на формирование идентичности находится в поле зрения ученых всего мира[5].
Язык — система символов, которая позволяет людям общаться и взаимодействовать.Дж. Мид
Фишман Джошуа — язык нужно рассматривать следующим образом[6]:
- язык выступает, как маркер гражданской идентичности;
- язык — носитель и хранитель содержания культуры.
Особый вклад в разработку вопроса о роли языка в конструировании идентичности внес Гумбольдт Вильгельм: язык находится в тесной связи с формированием духа народа. Под духом народа В. Гумбольдт понимал комплекс ценностей и совокупность культуры народа, его духовной своеобразие. Он полагал, что язык отражает характер народа[7].
Евсеева Людмила Николаевна — язык играет важную роль в определении идентичности, так как он влияет на духовное бытие той или иной общности и обеспечивает ощущение комплементарности (взаимодополнения) и отличия от других наций и этносов[8].
С позиции лингвистики, одним из способов постижения гражданской идентичности является изучение языковой картины мира.
В языке запечатлевается отношение к миру. Язык в значительной мере определяет и характер культуры. Как средоточие природного и социального опыта поколений, как генофонд мысли нации — он не только достояние мировой культуры, но и источник духовной сопричастности исторического развития для всех граждан нашего великого Отечества[9].
Структура гражданской идентичности
Структура гражданской идентичности включает в себя[10]:
1) когнитивный элемент — знание о принадлежности к данной гражданской общности;
2) ценностный — позитивное или негативное отношения к факту принадлежности;
3) эмоциональный — принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства;
4) поведенческий — участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности.
Воспитание гражданской идентичности
Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:
- духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание: формирование приоритетных ценностей гражданственности, лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности[11];
- политико-правовое воспитание: осведомленность и ориентация в Конституции Российской Федерации, привлечение к анализу средств массовой информации;
- патриотическое воспитание: организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре, внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности[12].
Показатели сформированности гражданской идентичности
В рамках когнитивного компонента
- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- формирование образа социально-политического устройства: представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, знание положений Конституции Российской Федерации, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно — общественных отношений[13];
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях[14].
В рамках ценностного и эмоционального компонентов
- воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну,
- уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству[15];
- уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств;
- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении[16].
В рамках поведенческого компонента
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий — театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий[17].
Формы мероприятий по формированию гражданской идентичности
Содержание формирования гражданской идентичности включает следующие мероприятия[18]:
- проведение Уроков мужества;
- единые классные часы;
- мероприятия ко всем памятным и знаменательным датам российской истории;
- демонстрация видеороликов, фильмов об исторических событиях;
- совершаются виртуальные экскурсии к памятным местам;
- готовятся сообщения о войнах, о жизни исторических деятелей;
- проводится акция «Читаем книги о Войне»[19].
Модель сформированности гражданской идентичности
Обучающийся вырастет достойным гражданином своей Родины, если будут сформированы компоненты гражданской идентичности[20]:
- семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступать в роли продолжателя рода;
- член молодёжного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, способный к сотрудничеству, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;
- выпускник, обладающий профессионально значимыми качествами, умениями и готовый к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, обладающий высокой ответственностью и дисциплинированностью[21];
- россиянин, почитающий национальные святыни и символы;
- гражданин Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо процветания общества, готовый к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей, способный интегрироваться в мировую культуру, не теряя национальной самобытности;
- человек, призванный решать личные, социальные, профессиональные проблемы, ощущающий себя гражданином мира[22].
Примечания
- ↑ М. А. Заварзина. Понятие гражданской идентичности. . Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Гражданская идентичность: смысл и значение Источник: https://psk-group.su/znacheniya/grazdanskaya-identicnost-smysl-i-znacenie . Полезный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ О.В. Шиняева. Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России . УГТУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ О.В. Теняева. Гражданская идентичность как основа формирования социальной активности российской молодежи . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Теоретические основы изучения гражданской идентичности . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ С.Ермакова. Главная Новости и общество Окружающая среда Гражданская идентичность - это что такое? Определение и понятие - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/312905/grajdanskaya-identichnost---eto-chto-takoe-opredelenie-i-ponyatie . FB. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ И.Г. Томарева. Особенности гражданской идентичности в современной России . Современные наукоемкие технологии. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Функции, сущность и содержание гражданской идентичности . Студенческий портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Т. Водолажская. Идентичность гражданская . Наша энциклопедия. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ М.С. Стрекалова. Характеристика понятия гражданская идентичность . Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ В.Н. Ефимова. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия гражданская идентичность . КГУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Д.В. Какадий. Формирование гражданской идентичности . КубГТУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Гражданская идентичность . Социальный проект. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ В.К. Пяткова. Региональные особенности гражданской идентичности старшеклассников . АГПГУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ И.В. Кожанов. Показатели сформированности гражданской идентичности личности . Современные проблемы науки и образования. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Е.Ю. Панкова. Формирования российской идентичности и патриотических качеств личности . Солнечный свет. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Л.В. Баева. Гражданская идентичность как фактор социально-устойчивого развития: европейский и российский контекст . Современная школа. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Идентичность гражданская . Социологический портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ И.И. Горлова. Общероссийская гражданская идентичность на Юге России . Министерство науки и культуры. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Л.И. Никовская. Гражданская идентичность как фактор консолидации Российского общества ЕСТВА: ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ . Москва. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Частный случай: гражданская идентичность . Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Л. Дробижева. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма . Перспектива. Дата обращения: 30 июля 2023.
Литература
- Бездухов, А.В., Гуртовская, Р. Н. Сущность и природа понятия «моральные ориентиры педагогической деятельности» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. — № 6. — С. 30 −38.
- Бездухов, В.П., Заступова, И. В. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников // Современное образование: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. трудов. Самара: СГПУ, −2006. −281 с.
- Беляев, А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс. доктора пед. паук / А. В. Беляев. — Ставрополь, 1997.—351 с.
- Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография / А. С. Гаязов. Челябинск: Южно-Уральск. кн. изд-во, 1995. — 238 с.
- Гаязов, А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственное™ // Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 2001. Вып. 4. — С. 359—370.
- Гаязов, А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 255 с.
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской; при участии А. Иоффе, Ч. Уайта. — М.: Межрегион, ассоц. «За гражд. образование».- 1997. 190 с.
- Кожокарь, В. И. Педагогическая основа воспитания гражданственности у старшеклассников: Дисс.капд.псд.паук / В. И. Кожокарь. — М., 1995. −199 с.
- Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: Учеб. для высш. учебных заведений / И. А. Колеспикона, М. П. Горчакова-Сибирская. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
- Коп, И.С. В поисках себя / И. С. Коп. М.: Политиздат, 1984. — 327 стр.
- Коп, И. С. Психология ранней юности / И. С. Коп. — М.: Просвещение, 1989.-292 с.
- Копода, И. В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: автореферат дисс.каид.полит.паук / И. В. Копода. М.,- 2007, 28 с.