Марешаль, Пьер Сильвен

Эта статья прошла проверку экспертом
Пьер Сильвен Марешаль
фр. Pierre Sylvain Maréchal
Sylvain Marechal.jpg
Дата рождения 15 августа 1750(1750-08-15)
Место рождения Париж, Королевство Франция
Дата смерти 18 января 1803(1803-01-18) (52 года)
Место смерти Монруж, Французский консулат
Страна
Направление
Основные интересы
Значительные идеи
Оказавшие влияние Мишель Монтень, Рене Декарт, Гельвеций, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро

Пьер Сильве́н Мареша́ль (фр. Pierre Sylvain Maréchal; 15 августа 1750 года, Париж, Франция — 18 января 1803 года, Монруж, Франция) — французский философ, публицист, поэт и революционер, идеолог утопического социализма, один из видных представителей революционного коммунизма и атеизма эпохи Великой французской революции. Автор знаменитого «Манифеста равных» (1796), участник утопически-коммунистического «Заговора Равных» Гракха Бабёфа, создатель радикальных социальных утопий и последовательный критик религии. Один из первых теоретиков, соединивших материализм XVIII века с революционной практикой Великой французской революции[1][2][3].

Биография

Детство и юность

Пьер Сильвен Марешаль родился в семье парижского торговца вином. О его детстве сохранилось мало сведений, однако известно, что отец Пьера настаивал на коммерческом образовании, тогда как юный Пьер Сильвен проявлял склонность к гуманитарным наукам. Вопреки желанию отца, видевшего сына коммерсантом, Пьер Сильвен в 1765 году поступил в Коллеж де Лизиё, где изучал античную литературу и философию[4][5]. Особое влияние на него оказали труды Плутарха и Лукреция, материалистические идеи которого позже нашли выражение в его поэме «Французский Лукреций»[3][6]. В этот период жизни Пьер Марешаль покинул стены колледжа и занялся изучением права. Но профессия адвоката подвергла серьёзному испытанию моральные принципы Пьера Сильвена, и он оставил это поприще[7].

Отказавшись от мысли связать свою судьбу с карьерой чиновника, Пьер Марешаль решил заняться литературным творчеством. В 1770 году Пьер Марешаль дебютировал в качестве поэта со сборником пасторалей «Овчарни» (фр. Bergeries). Вслед за первой книгой Пьер Марешаль издаёт сборник стихотворений, написанных в подражание древнегреческому лирику Анакреонту[3]. Первые успехи открыли Пьеру Сильвену двери многих литературных салонов Парижа и у него появились друзья и покровители. Так, аббат Люк Жозеф Гук поспособствовал тому, чтобы Пьер Марешаль устроился на работу помощником библиотекаря в библиотеку Мазарини. О работе в библиотеке Пьер Марешаль писал, что эта должность принесла ему громадную пользу, ибо дала возможность сличить «великую книгу природы с лучшими книгами, созданными человеческим умом»[7].

В кружках литераторов и мыслителей

В 1770-х годах Пьер Марешаль начал сближаться с кружком Жака-Пьера Бриссо, где испытал влияние идей Рене Декарта, Мишеля Монтеня, Шарля Монтескьё, Дени Дидро и Габриэля Мабли. Впоследствии Пьер Марешаль познакомился с трактатом «Об Общественном договоре» Жан-Жака Руссо, чьи идеи эгалитаризма и народного суверенитета нашли место в сердце будущего революционера. На смерть автора «Общественного договора» Пьер Марешаль в 1779 году откликается прочувствованным некрологом в стихах[1][3][7].

Лучше разбить свою лиру, чем посвятить её честолюбию и низкой лести. Пусть твоя лира, твоя музыка никогда не станет соучастницей тирании и не пытается украсить цветами цепи, которые куются тираном для твоих сограждан. Пусть любовь к родине и истине, как священный огонь в глубине твоего сердца, вечно вдохновляет и воспламеняет тебя.

С 1781 года по 1782 года Пьер Марешаль был членом «Парижского музея» — сообщества литераторов и учёных. Здесь Пьер Марешаль познакомился с будущими участниками Великой французской революции — Анахарсисом Клоотсом и Камилом Демуленом. В этот период жизни Пьер Марешаль становится убеждённым материалистом и атеистом[5]. Уже в ранних философских работах, таких как «Фрагмент моральной поэмы о Боге», написанной в 1781 году, Пьер Сильвен сочетал материализм с республиканскими идеями, утверждая право народа на революцию. В этой атеистической поэме также нашлось место для критики всех религий и идеи Бога, ведь, Пьер Марешаль в этом произведении утверждал, что человек создал Бога и «боги неба — всегда дети земли»[1][3][7].

Иллюстрация из книги «Современные гражданские одежды всех известных народов»

В 1782 году Пьер Марешаль женился на Мари-Анн Леруа, дочери парижского ремесленника. Брак был бездетным. Может быть поэтому современники отмечали аскетичный образ жизни Пьера Марешаля и его полную погружённость в интеллектуальную работу[4]. В 1784 году французский вольнодумец анонимно публикует пародию на Священное Писание — «Книга, уцелевшая от потопа». Из-за публикации этой книги Пьер Сильвен Марешаль был изгнан из коллежа Мазарини и попал в опалу[7].

Несмотря на это Пьер Марешаль издал сборник лирических стихов и опубликовал историко-этнографическое исследование «Современные гражданские одежды всех известных народов» (фр. Costumes civiles actuels de tous les peuples connus), в которой путём сравнительного анализа нравов и быта различных народов указывал на необходимость улучшения жизни французов и парижских рабочих[7]. В 1788 году Пьер Марешаль написал «Альманах честных людей» — подобие календаря, в котором заменил имена «святых» именами «честных людей»: Демокрита, Аристотеля, Декарта, Гельвеция и других мыслителей. На «равных правах» с честными людьми Пьер Марешаль предоставил в своем «Альманахе» место Моисею, Христу и Магомету. По постановлению парижского парламента «Альманах» был сожжён, а Пьер Сильвен Марешаль был заключён в Бастилию, а затем выслан из Парижа[1][5].

В общем, Пьер Сильвен Марешаль принадлежал к тем одиночкам в среде просветителей, которые ещё до Великой французской революции отстаивали радикально-демократические идеи[3]. Некоторые исследователи отмечали, что Пьер Сильвен Марешаль находился накануне Великой французской революции в кругах, близких к масонским ложам, например, Парижский Восток[7].

В рядах революционеров

С первого же дня революции Пьер Марешаль оказался в рядах наиболее радикальных революционных сил. После революции Пьер Марешаль был восстановлен в правах помощника библиотекаря при библиотеке Мазарини. В начале 1790 года он стал редактором газеты «Бочка Диогена» и, вероятно, на этом этапе жизненного пути познакомился с радикальными идеями Жана Мелье. Осенью 1790 году Пьер Сильвен Марешаль стал редактором радикально-демократической газеты «Парижские революции» (фр. Révolutions de Paris), со страниц которой французов призывали ко «второй революции» для установления подлинного равенства[7]. В этом же году Пьер Сильвен Марешаль опубликовал «Катехизис кюре Мелье» — небольшое по объёму произведение, в котором Пьер Марешаль отчасти использует аргументацию Жана Мелье в критике религии и идеи Бога. Имя Жана Мелье было использовано в заглавии как нарицательное, вместо слова атеист[5].

В 1790-х годах Пьер Сильвен Марешаль активно участвовал в движении дехристианизации Франции и разработке проекта гражданского календаря, поддерживал эбертистов и Пьера Шометта. После казни Марии-Антуанетты Пьер Сильвен Марешаль написал пьесу «Страшный суд над королями». Премьера этой пьесы состоялась на сцене Театра Республики 18 октября 1793 года[7]. В 1796 году Пьер Сильвен вошёл в круг Бабефа, по поручению которого написал «Манифест равных» — программный документ заговора против Директории, в котором выдвигалось требование обобществления собственности[2][8]. Стоит отметить, что данный манифест не был принят бабувистами[1].

В отличие от ряда других участников «заговора равных», Пьер Марешаль избежал ареста, поскольку предатель, выдавший планы бабувистов, не знал о его роли в подготовке выступления против Директории. После разгрома бабувистов Пьер Сильвен Марешаль отошёл от политики, сосредоточившись на антирелигиозных трудах, которые вышли незадолго до его смерти: «Словарь древних и новых атеистов», «За и против Библии». Незадолго до смерти Пьер Марешаль, покинув Париж, поселился в деревне Мон-ру, где и скончался в 1803 году. Французский атеист был похоронен на местном кладбище, но его могила не сохранилась[1][2][6][8].

Тираноборческие и богоборческие идеи Марешаля

Наполеон, Марешаль и Россия

После смерти Пьера Сильвена Марешаля вышла его работа «История России, сведённая к важным фактам» (фр. Histoire de la Russie, réduite aux seuls faits importants), содержавшая в себе «Добрые и последние советы Екатерины II Павлу I, найденные среди бумаг российской императрицы после её смерти». Это завещание Екатерины II Павлу I является историко-литературной мистификацией французского публициста. Мотивы, побуждавшие Пьера Марешаля сделать эту подделку, оставались и остаются проблемой, получающей различную интерпретацию. Но, вероятно, замысел Пьера Марешаля состоял том, чтобы разоблачить имперские устремления Наполеона Бонапарта, против которого Пьер Марешаль не мог бороться открыто[9][10][11].

Если реальная Екатерина II в своей переписке с Вольтером выставляла себя либеральной правительницей, стремящейся просветить свой народ, то в мистификации Пьера Марешаля «Екатерина II», указывает, что «нельзя располагать народом, рассуждающим по своей воле» и потому «для этого достаточно иметь в государстве всего одну газету». Образ марешалевской «Екатерины II» совпадает с образом «идеального» во всех отношениях деспота, циничного правителя, который прочёл и освоил на практике книгу Никколо Маккиавелли «Государь». В целом, образ мнимой Екатерины II больше соотносится с образом реального Наполеона, которым ещё при жизни Сильвена Марешаля была введена цензура и закрыто большинство оппозиционных газет во Франции[9][10][12].

В России же «Завещание Екатерины II Павлу I» получило широкое распространение и ходило в списках на французском языке и в русских переводах. Оно служило средством дискредитации концепции, прокламирующей «мудрость» и «либеральность» Екатерины II. «Завещание Екатерины II Павлу I», содержавшее самообличение и саморазоблачение монархии, стало необычайно популярно в первой половине XIX века. Исключительно умело мистифицированное произведение Пьера Марешаля обрело в Российской империи второе звучание. «Завещание Екатерины II Павлу I» вдохновляло и идейно подпитывало деятельность участников русских тайных сообществ и декабристов, выступивших против самодержавия и крепостного права. Вместе с этим необходимо указать, что Сильвену Марешалю также принадлежит известное четверостишие, авторство которого в некоторых сборниках декабристской поры приписывалось Александру Сергеевичу Пушкину[9][10][11]:

Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.

Это четверостишие Пьера Марешаля является переложением в стихи прозаической концовки «Завещания» Жана Мелье и в целом выражает его отношении к монархии и религии. Стоит также отметить, что в начале XX века была обнаружена антибонапартистская брошюра «Поправка к славе Бонапарта» (фр. Correctif à la gloire de Bonaparte, ou Lettre a ce général), опубликованная в VI году нового революционного календаря (1798 году). Автором этой брошюры, как выяснилось, также был Сильвен Марешаль, разгадавший диктаторские устремления Наполеона, не только заключившего впоследствии конкордат с Папой Римским Пием VII, но и ставшего «могильщиком революции», реставрировавшим абсолютизм[5].

Критическая философия религии и государства

Усвоив идеи Лукреция и Жана Мелье, Пьер Марешаль до самой своей смерти развивал концепцию вечного самодвижения материи и подвергал критике идею существования Бога. Согласно его воззрениям, реальное существование Бога должно было бы неизбежно привести к утверждению единого, всеобщего культа. Помимо этого факт существования зла и того, что дела у людей идут плохо, также выступало аргументом в пользу того, что Бога нет. Религия и прочие предрассудки, по мнению Пьера Марешаля, были выдуманы стремившимися к власти людьми, которые с их помощью поработили остальных[1][6]. Пьер Марешаль отрицал демократическую природу первоначального христианства, отрицал его революционную роль, что было выражено им в «Басне о Христе» (фр. La fable de Christ dévoilée). Именно поэтому Пьер Марешаль полагал, что христианство враждебно народу и всякие попытки сближения его принципов с интересами санкюлотов не имеют основания. Свобода, для французского революционера, несовместима с религией, ведь, идея Бога — рабская идея[3].

Пьер Сильвен Марешаль во многих своих работах выдвигал тезис о естественном равенстве всех людей. Неравенство, по мнению французского радикала, является продуктом цивилизации, а не природы. Позицией, с которой он подвергал критике идеи неравенства людей, являлся материализм и атеизм. Французский мыслитель выступал за установление равенства при важнейшем условии справедливого распределения собственности и устранения деления на богатых и бедных. В своём «Словаре древних и новых атеистов» он впервые систематизировал и продемонстрировал историю вольнодумства, а в «Путешествии Пифагора» вновь выступил против социального неравенства[1][3]. Идеи Пьера Сильвена Марешаля повлияли на утопический социализм XIX века, чартистов, марксистов и деятелей Парижской коммуны, в частности, на Луи Огюста Бланки[7].

Основные труды

  • «Песни и анакреонтические поэмы пастуха Сильвена» (фр. Chansons et poëmes anacréontiques du Berger Sylvain, 1770).
  • «Библиотека любовников, эротические оды» (фр. Bibliothèque des amans, odes érotiques, 1771).
  • «Эссе о легкой поэзии с последующим сном» (фр. Essais de poésies légères suivis d'un songe, 1775).
  • «Книга всех веков, или Современный Пибрак: Моральные четверостишия»(фр. Le livre de tous les ages, ou, Le Pibrac moderne: quatrains moraux, 1779).
  • «Фрагмент моральной поэмы о Боге» (фр. Fragment d'un poème morale sur Dieu, 1780).
  • «Бог и священники, фрагменты философской поэмы» (фр. Dieu et les prêtres, Fragments d'un poème philosophique, 1781).
  • «Золотой Век, сборник пасторальных сказок» (фр. L'Âge d'Or, recueil de contes pastoraux, 1782).
  • «Книга, спасшаяся от потопа» (фр. Le livre échappé au déluge, 1784).
  • «Альманах честных людей» (фр. L'Almanach des honnêtes gens, 1788).
  • «Современные апологетики для дофина» (фр. Apologues modernes, à l'usage d'un dauphin, 1788).
  • «Современные гражданские костюмы всех известных народов» (фр. Costumes civiles actuels de tous les peuples connus, 1788).
  • «Словарь любви пастуха Сильвена» (фр. Dictionnaire d'amour du Berger Sylvain, 1788).
  • «Непристойные сказки» (фр. Contes saugrenus, 1790).
  • «История Греции» (фр. Histoire de la Grèce, 1790).
  • «Природа на трибуне Национального собрания» (фр. Dame Nature à la barre de l’Assemblée nationale, 1791).
  • «Французская конституция в песнях: для использования честными людьми» (фр. La constitution française en chansons: A l'usage des honnêtes gens, 1792).
  • «Страшный суд королей» (фр. Jugement dernier des rois, 1793).
  • «Басня о Христе» (фр. La fable de Christ dévoilée, 1793).
  • «Республиканский альманах, для общественного просвещения» (фр. Almanach des Républicains, pour servir à l'instruction publique, 1793).
  • «Историческая таблица революционных событий II года» (фр. Le Tableau Historique des évènements révolutionnaires de l'an II , 1795).
  • «Манифест равных» (фр. Manifeste des Égaux, 1796).
  • «Поправка к славе Бонапарта или письмо к этому генералу» (фр. Correctif à la gloire de Bonaparte, ou Lettre a ce général, 1798).
  • «Свободные мысли о священниках» (фр. Pensées libres sur les prêtres, 1798).
  • «Французский Лукреций» (фр. Le Lucrèce français, 1798).
  • «Культ и законы общества безбожников» (фр. Culte et lois d'une société d'hommes sans Dieu, 1798).
  • «Путешествие Пифагора» (фр. Voyages de Pythagore, 1799).
  • «Словарь древних и новых атеистов» (фр. Dictionnaire des athées, anciens et modernes, 1800).
  • «За и против Библии» (фр. Pour et contre la Bible, 1801).
  • «Проект закона, запрещающего женщинам учиться читать» (фр. Projet d'une loi portant défense d'apprendre à lire aux femmes, 1801).
  • «Аббат» (фр. La Femme abbé, 1801).
  • «За и против Библии» (фр. Pour et contre la Bible, 1801).
  • «История России, сведённая к важным фактам» (фр. Histoire de la Russie, réduite aux seuls faits importants, 1807).
  • «Добродетель» (фр. De la vertu, 1807).

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Андреева И. А. Марешаль // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В.С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кротов А. А. Марешаль // Философы Франции: словарь / Под общей редакцией И. И. Блауберг. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — С. 298—299. — 464 с. — ISBN 978-5-98712-632-5.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Момджян Х. Н. Марешаль // Французское просвещение XVIII века : Очерки. — Москва: Мысль, 1983. — С. 350—388. — 447 с.
  4. 4,0 4,1 Dommanget M. Sylvain Maréchal: l’égalitaire, l’homme sans Dieu. — Paris: Spartacus, 1950. — 510 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Кучеренко Г. С. Судьбы «Завещания» Жана Мелье в XVIII веке. — Москва: Наука, 1968. — 210 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 Марешаль П. С. Избранные атеистические произведения / Редакция и статья Х. Н. Момджяна. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1958. — 464 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 7,8 7,9 Киясов С. Е. Сильвен Марешаль: Политическая биография / Под редакцией И. Д. Парфёнова. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. — 128 с.
  8. 8,0 8,1 Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства: в 2-х томах. / Вступительная статья В. П. Волгина ; комментарии В. М. Долина; под общей редакцией академика В. П. Волгина. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1963.
  9. 9,0 9,1 9,2 Лихоткин Г. А. Сильвен Марешаль и «Завещание Екатерины II»: к истории одной литературной мистификации. — Ленинград: Издательство ЛГУ, 1974. — 96 с.
  10. 10,0 10,1 10,2 Сафонов М. М. Против кого был направлен памфлет? // Вопросы истории. — 1979. — № 1. — С. 175—180.
  11. 11,0 11,1 Романов П. Завещание Екатерины II: история фальшивки. Аргументы и Факты (29 апреля 2014). Дата обращения: 3 мая 2025.
  12. Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о «спасителе» / Перевод с французского А. П. Бондарева; вступительная статья А. П. Левандовского. — Москва: Молодая гвардия, 2009. — 362 с. — ISBN 978-5-235-03157-9.

Ссылки