Дидро, Дени
| Дени Дидро | |
|---|---|
| фр. Denis Diderot | |
| Портрет Дени Дидро работы Пьера-Мишеля Аликса | |
| Дата рождения | 5 октября 1713 |
| Место рождения | Лангр |
| Дата смерти | 31 июля 1784 (70 лет) |
| Место смерти | Париж |
| Гражданство |
|
| Направление | материализм |
| Жанр | философ, романист, эссеист, энциклопедист, художественный критик, драматург, литературный критик, корреспондент, переводчик, историк, политолог, лексикограф, писатель, теоретик искусства, литературный теоретик |
Дени́ Дидро́ (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Шампань, Королевство Франция — 31 июля 1784, Париж, Королевство Франция) — французский писатель, философ-просветитель и драматург.
Совместно с Жаном Лероном д’Аламбером Дени Дидро, обладавший, по выражению Вольтера, «всеобъемлющим знанием», стал главным редактором знаменитой французской «Энциклопедии». Он лично написал около шести тысяч статей из более чем семидесяти тысяч. Как драматург и теоретик театра, Дидро сыграл важную роль в формировании буржуазной драмы. Его прозаические произведения — в частности «Монахиня», «Жак-фаталист и его хозяин» и «Племянник Рамо» опубликованные уже после его смерти, — внесли заметный вклад в развитие идей эпохи Просвещения: свободы личности, соотношения души и тела, проблемы детерминизма и воли, а также критики религии[1].
В его творчестве прослеживается переход от теизма к деизму и далее к атеизму, хотя элементы материализма заметны уже в ранних «Философских мыслях» (1746). Основой его философии был сенсуализм — убеждение, что познание зиждется на чувственном опыте. В поздний период Дидро выступал за распространение идей Просвещения и атеизма, боролся против суеверий и религиозного фанатизма. Он и его единомышленники — энциклопедисты — лишили церковь монополии на истолкование мира и науки, что способствовало ослаблению веры в сверхъестественное в Европе и обеих Америках.
Центральной темой его размышлений было взаимодействие разума и чувств. Разум, по Дидро, должен стремиться к проверяемому знанию, но не ограничиваться лишь математическим описанием мира. В 1750-е годы он выдвинул идею «всеобщей чувствительности», согласно которой весь мир пронизан живым ощущением.
Дидро интересовался множеством наук — физикой, химией, медициной, анатомией, естествознанием — и постепенно пришёл к недогматическому материализму. Хотя он не создавал философской системы, его относят к самым новаторским мыслителям XVIII века.
Просветительская деятельность не раз приводила его к конфликтам с властью. После ареста в 1749 году он стал осторожнее, но продолжал трудиться над *Энциклопедией*. При этом ему тайно помогали влиятельные покровители — среди них маркиза де Помпадур, министры и главный цензор Кретьен-Гийом де Малзерб. Современники знали Дидро прежде всего как автора статей *Энциклопедии*, поскольку большая часть его художественных произведений увидела свет лишь после его смерти.[1]
Биография
Юность
Семья Дидро на протяжении нескольких поколений жила в Лангре — небольшом городе в Шампани с населением около восьми тысяч человек, расположенном примерно в 240 километрах к востоку от Парижа. Его дед, также Дени Дидро (1654—1726), был мастером-ножовщиком, как и его отец, и в 1679 году женился на Николь Белинье (1655—1692) представительнице известной семьи мастеров по изготовлению ножей Белинье. Мать философа, Анжелик Виньерон (1677—1748), была дочерью мастера-дубильщика. Отец, Дидье Дидро (1685—1759), мастер-ножовщик, прославился изготовлением хирургических инструментов — скальпелей и ланцетов, усовершенствовав их форму. Он пользовался уважением как человек рассудительный и честный[2].
Родители Дидро, поженившиеся в 1712 году, имели девять детей, из которых до взрослого возраста дожили лишь четверо — двое сыновей и две дочери. Дени родился в Лангре 5 октября 1713 года, вскоре после смерти первого ребёнка. На следующий день его крестили в церкви Сен-Пьер — Сен-Поль. Несмотря на разногласия, возникавшие между ним и отцом в зрелые годы, Дидро унаследовал от него чувство нравственной ответственности и интерес к технике, который впоследствии помог при работе над «Энциклопедией».
Дидро был старшим ребёнком в семье. Его сестра Анжелик (1720—1749) в девятнадцать лет поступила в монастырь урсулинок, где впала в безумие в 1748 году и умерла год спустя. Её судьба послужила основой для романа «Монахиня». Младший брат, Дидье-Пьер (1722—1787), избрал духовную карьеру и стал каноником кафедрального собора Лангра. Отношения между братьями оставались напряжёнными до конца жизни; после смерти философа Дидье-Пьер даже отказывался общаться с его дочерью. Сестра Дениза (1715—1797), оставшаяся в родном городе, долгое время поддерживала связь между братом и его семьёй в Лангре.
В октябре 1723 года Дени, уже обучавшийся латыни с частным наставником, поступил в иезуитский колледж Лангра, находившийся неподалёку от дома. В двенадцать лет (1725) родители решили подготовить его к духовному званию: 22 августа 1726 года епископ Лангра постриг юношу в монахи и даровал ему титул аббата и духовное облачение. Предполагалось, что он займёт место своего дяди по материнской линии — Дидье Виньерона, каноника Лангра, однако внезапная смерть последнего без завещания лишила Дидро права на наследование дохода от должности. Завершая обучение, он проявил себя как неугомонный и задиристый, но исключительно способный ученик, неизменно получавший все главные награды по итогам учебного года[3].
Первые годы в Париже
Мало интересуясь духовной карьерой, семейным делом и жизнью в провинции, Дидро решает отправиться в Париж, намереваясь вступить в орден иезуитов. Его отец сопровождал сына до столицы в конце 1728 или начале 1729 года и устроил его в коллеж д’Аркур. 2 сентября 1732 года Дидро получает степень магистра искусств, а затем продолжает обучение в Сорбонне. 6 августа 1735 года Парижский университет выдал ему свидетельство о завершении двухлетнего курса философии и трёхлетнего курса теологии. Примерно в 1731—1732 годах Дидро предпринимал попытки получить должность при епископе Лангра, но вскоре отказался от этой идеи.
В 1736—1738 годах он работал у адвоката Клемана Ле Ри, однако большую часть времени посвящал самообразованию: читал античных авторов, занимался математикой, изучал английский по латинско-английскому словарю и осваивал итальянский язык. Увлекаясь театром, Дидро безуспешно пытался научиться танцевать. Позднее он признавался своей подруге Софи Волланд: «Первые годы, проведённые мною в Париже, были весьма распущенными»; «с живым, страстным и безрассудным нравом, который у меня был, я нравился женщинам»[3].
Когда адвокат сообщил отцу о поведении сына, тот предложил ему выбрать одну из трёх профессий — врача, прокурора или адвоката. На ответ Дидро, что он любит учёбу и не желает заниматься ни одной из них, отец лишил его содержания и не отвечал на письма. Некоторое время Дидро зарабатывал преподаванием: три месяца он был домашним учителем в семье банкира Эли Рандона де Массана, но покинул работу из-за чрезмерной занятости. Впоследствии жил случайными заработками — писал проповеди для миссионеров или добывал деньги у монаха из Лангра, которому когда-то обещал принять постриг.
Дидро часто посещал театр и знал наизусть монологи из пьес Мольера и Корнеля. Его всё больше интересовала актёрская игра и пластика движения, что впоследствии повлияло на его театральную эстетику. Постепенно его интересы приобретают литературный характер: он публикует первые статьи в «Меркюр де Франс», в том числе стихотворное послание с новогодними пожеланиями господину Бассэ (январь 1739). Примерно в то же время он комментирует французский перевод поэмы Александра Поупа «Опыт о человеке», выполненный Этьеном де Силуэтом, а затем сам обращается к переводческой деятельности[4].
Тайный брак и первые произведения
С 1740 по 1746 год Дидро часто менял жильё, оставаясь в пределах Латинского квартала: в 1740 году он жил на улице Обсерванс, затем на улице Вьё-Коломбье и улице Дё-Пон. В 1742 году он влюбился в Анн-Антуанетту Шампион (1710—1796), прачку 31 года, которую называл Туанеттой или Нанеттой. Она происходила из обедневшего дворянского рода и провела юность в монастыре, где едва научилась читать. Чтобы получить согласие её матери, Дидро представился в священническом облачении. После неудачной попытки добиться разрешения отца на брак (по тогдашним законам брачный возраст для мужчин составлял 30 лет), он был по настоянию семьи заключён в монастырь кармелитов, но вскоре бежал. 6 ноября 1743 года, несмотря на противодействие родственников, молодые тайно обвенчались в церкви Сен-Пьер-о-Бефс и поселились на улице Сен-Виктор[5].
Брак оказался несчастливым. Дидро, отличавшийся ревностью, ограничивал свободу жены, заставил её оставить работу кружевницы, что привело к частым ссорам. Он вскоре отдалился от супруги и вступил в связь с Мадлен Де Пюизье (1746—1751) — писательницей и переводчицей, автором трудов Conseils à une amie (1749) и Caractères (1750). Тем не менее философ всегда заботился о семье; из четверых детей только младшая дочь, Мария-Анжелика (1753—1824), достигла зрелости.
В те же годы началась его дружба с Жаном-Жаком Руссо, с которым он познакомился в Кафе де ла Режанс в 1742 году. Оба интересовались музыкой, театром и философией, что сблизило их.
Литературная деятельность Дидро началась с переводов, позволивших ему зарабатывать на жизнь. В 1746 году супруги переехали на улицу Траверсьер, затем на улицу Муффтар, где Дидро сотрудничал с военным инженером Франсуа-Жаком Гийоттом — будущим автором статьи об инженерии для «Энциклопедии»[3].
В том же году он анонимно опубликовал своё первое оригинальное произведение — Философские мысли (1746), вероятно, по совету Пюизё. Книга вызвала бурную реакцию и вскоре была осуждена к сожжению. Именно с этого момента началась стойкая враждебность властей и духовенства к его деятельности. В этот период Дидро сблизился с Жаном-Филиппом Рамо и участвовал в работе над его трактатом Démonstration du principe de l’harmonie (1750). Он проявлял широкий интерес к наукам — занимался математикой, читал Бюффона, изучал физиологию и химию, посещал лекции Гийома Франсуа Руэля и конспектировал его курс, впоследствии опубликованный под названием Введение в химию[5].
Арест
В 1747—1754 годах Дидро жил по адресу улица Эстрапад, дом № 3, где в 1749 году его арестовали.
Материалистические взгляды, изложенные в его «Письме о слепых» (1749), окончательно убедили цензуру, что автор — человек опасный. В 1749 году Париж переживал экономический кризис, часть населения была обедневшей, а после заключения Аахенского мира в город прибыло много безработных солдат, совершавших насилие. Распространялись слухи, что королевская полиция похищает детей для того, чтобы Людовик XV купался в их крови. Полиция была вынуждена действовать: *Письмо о слепых* было запрещено, а Дидро арестован и заключён в замок Вансен по приказу префекта полиции Беррье на три месяца. При допросе 31 июля 1749 года Дидро категорически отрицал авторство письма[5].
На его квартире полиция изъяла рукопись «Прогулка скептика», но не смогла найти рукопись «Белая птица: голубая сказка». Полицейские обратились к типографу Лорану Дюрану, который оказался более отзывчивым. После четырёх недель заключения Дидро изменил тактику: написал длинное письмо Беррье с просьбой о снисхождении и послал письмо графу д’Аржансону, министру цензуры и войны, в котором сообщил, что как редактор *Энциклопедии* намеревался посвятить ему издание — что он и сделал два года спустя. Не получив ответа, Дидро признался в авторстве *Философских мыслей*, *Дискретных украшений* и *Письма о слепых*, после чего получил более комфортную камеру и право на свидания.
В заключении Дидро перевёл *Апологию Сократа* Платона, показывая «реальные знания эллиниста», и отправил перевод другу Жану-Жаку Руссо. Кроме визитов жены Туанетты и Мадлен де Пюизё, Дидро встречался с издателями и работал над *Энциклопедией* совместно с д’Аламбером и Луи-Жаком Гуссье, ответственным за иллюстрации. Его поддерживали Вольтер и Эмили дю Шатле, добившиеся смягчения условий заключения.
Через 102 дня Дидро был освобождён, обязавшись смягчить свои публикации. С этого момента он стал крайне осторожен в своих трудах, иногда откладывая публикацию или скрывая тексты, чтобы обойти цензуру. Эта борьба, продолжавшаяся до конца издания *Энциклопедии*, стала первым проявлением позиции Дидро относительно власти[6].
Энциклопедия
В 1747 году Дидро принимает на себя полную ответственность за масштабный издательский проект *Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел*. Он поселяется на улице Эстрапад на горе Сент-Женевьев. Два-три раза в неделю встречается с Руссо в маленькой таверне «Цветочный кошелёк» на Левом берегу. Через Руссо он познакомился в 1745 году с Кондильяком, работавшим над эссе «Опыт о происхождении человеческих знаний», который вскоре присоединился к их компании[7].
В 1747 году Дидро и Руссо планировали выпуск сатирического журнала *Le Persifleur*, где критически рассматривались бы новые произведения, но проект был оставлен, когда Дидро и д’Аламбер были официально приглашены к работе над *Энциклопедией*, став её сопредседателями. Теоретическую ориентацию проекта значительно определял Кондильяк, хотя из осторожности сам статей не писал. Период интенсивной работы сопровождался личными событиями. В 1750 году Дидро был принят в Королевскую прусскую академию наук, но в 1753 году его кандидатура в Королевское общество Лондона не прошла, несмотря на поддержку ведущих учёных[7].
В 1753 году родилась Мария-Анжелика, единственный ребёнок, переживший отца. Финансовое положение улучшилось, и в мае 1755 года семья переехала на четвёртый этаж квартиры на улице Таранн, где останется на долгие годы. В 1755 году Дидро встречает Софи Волланд, возможно, через Руссо. Между ними завязывается тайная связь, длившаяся до её смерти и породившая обширную переписку, ныне являющуюся ключевым источником для изучения писателя.
С 1757 года взгляды Дидро начинают расходиться с Руссо, в том числе в отношении общества. Дидро не разделял стремление Руссо к уединению. Смерть отца в 1759 году заставила Дидро съездить в Лангр для урегулирования наследства, что дало ему повод вернуться к родным местам и размышлениям о нравственной целостности отца.
В 1762 году Дидро добился от жены разрешения не отдавать дочь Анжелику в монастырь и сам взялся за её образование[7].
Искусствовед и императрица
С 1769 года Дидро совместно с Луизой д’Эпине принимает более активное руководство изданием «Литературная переписка». Это дало ему возможность развить деятельность художественного и литературного критика — он написал девять обзоров Парижских салонов живописи (1759—1781). Литературная переписка также стала первым каналом публикации многих его текстов, хотя и в ограниченном круге читателей.
Разногласия с Руссо, которые нарастали несколько лет, сильно огорчали Дидро. В 1765 году он пытался примириться через посредничество Франсуа Эшерни, но попытка оказалась безуспешной. Полный разрыв состоялся в 1770 году, после чего Руссо воспринимал Дидро как врага. Оба пережили глубокое чувство обиды. Дидро в «Эссе о царствованиях Клавдия и Нерона» писал: «Спросите у обманутого любовника, почему он упорно любит неверную, и вы поймёте, почему человек литературы остаётся преданным талантливому человеку литературы»[6].
Весной 1769 года у Дидро начинается роман с Жан-Катрин Кино (миссис де Мо, по имени мужа), племянницей известной актрисы Жанны-Франсуаз Кино и подругой Луизы д’Эпине.
В январе 1765 года Дидро сообщил друзьям о готовности продать свою библиотеку, чтобы достойно обеспечить дочь. Гримм передал это известие камергеру императрицы Екатерины II, которая тут же выкупила библиотеку за 15 000 ливров, разрешив Дидро пожизненно пользоваться коллекцией и выплачивая ему 1 000 ливров в год. Позднее императрица выплатила аванс за 50 лет — 50 000 ливров. В 1767 году Дидро был принят в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Эти средства позволили ему обеспечить старость и будущее дочери, а также повысили его влияние и авторитет как философа и критика. После продажи библиотеки Дидро фактически стал культурным советником императрицы: он привлёк в Санкт-Петербург талантливых художников, включая своего друга скульптора Этьена Мориса Фальконе, создавшего бронзовую статую Петра I перед Сенатом. Он также вел переговоры о приобретении картин и скульптур, включая покупку 500 полотен из «Галереи Тьер» с произведениями Рафаэля, Рембрандта, Тициана, Веронезе и Рубенса за 460 000 ливров в январе 1772 года.
С 1766 года репрессии Инквизиции против проявлений безбожия усилились. Вольтер советовал Дидро покинуть страну, но он отказался, заявив, что не может «терпеть, чтобы человек, называющий себя философом, предпочитал свою жалкую жизнь свидетельству истины»[6].
Путешествие в Санкт-Петербург (1773—1774)
Дидро был приглашён в Российскую империю императрицей Екатериной Великой более чем за десять лет до поездки, и её щедрость к философу вызывала у него глубокую признательность. Дидро, человек спокойный и домосед, а также погружённый в редакционную работу и заботу о семье, долго откладывал поездку. Лишь в 1772 году, после завершения работы над Энциклопедией, он решает отправиться в путешествие. В том же году он женил свою дочь Анжелику на сыне промышленника из Ланжер, что причиняло ему немалое огорчение. Кроме того, личная жизнь философа в Париже была в упадке, как со стороны Софи Воллан, так и со стороны мадам де Мо[8].
Дидро впервые прибывает в Гаага с 15 июня по 20 августа 1773 года, проживая у Дмитрия Алексеевича Голицына и его супруги Амелии Голицыной в российском посольстве Здесь он впервые видит море и с интересом пробует местные блюда и разнообразные виды рыбы[9]. Во время пребывания в Гааге философ встречается с Франсуа Хемстерхейсом и профессорами университета Лейдена, посещает Харлем, Амстердам и Утрехт. В этот период Дидро завершает черновик одного из своих самых значительных произведений — «Парадокс об актёре»[9].
20 августа Дидро вместе с камергером императрицы Алексеем Нарышкиным отправляется в Санкт-Петербург, делая остановки в Дуйсбурге, Лейпциге и Дрездене. Дидро прибывает в Санкт-Петербург 8 октября, сильно больным; он сам писал, что чувствовал себя «скорее мёртвым, чем живым». Первоначально он должен был жить в доме своего друга, скульптора Фальконе, но комната оказалась занята сыном скульптора. В итоге Дидро проводит пять месяцев в доме Нарышкина в центре города.
15 октября проходит представление философа императрице на костюмированном балу: Дидро носил чёрный костюм и парик. Его скромная внешность заставила некоторых придворных сравнивать его с Диогеном. В последующие дни Дидро начинает регулярные беседы с Екатериной, трижды в неделю с 15 до 18 часов, в её апартаментах. Между встречами философ энергично работает, создавая 65 записок для императрицы, которые позже будут собраны под названием «Mélanges pour Catherine II» и хранятся в Центральном историческом архиве Москвы[8].
Во время бесед с императрицей, находившейся в тот период под угрозой крестьянского восстания, возглавляемого Емельяном Пугачёвым, Дидро воздерживался от наставнического тона, предлагая идеи в форме басен, анекдотов и философских диалогов. В то же время французское правительство надеялось, что философ укрепит союз между Россией и Францией, отдалив её от Пруссии. Письма Дидро демонстрируют широкий спектр обсуждаемых вопросов: свобода торговли и управление государством, урегулирование престолонаследия, работа законодательной комиссии Екатерины 1767 года, вопросы роскоши, развода, академий, связь трона с религией, меритократия, положение евреев, деспотизм, система образования, правосудие, университеты, литература и другие. Философ также советует императрице переместить столицу в Москва и сократить расходы дворца. Екатерина была поражена воображением гостя и называла его в письме к Вольтеру «самым выдающимся человеком, которого она когда-либо встречала». Дидро же видел в императрице женщину с душой Цезаря и чарами Клеопатры. При этом императрица строго поправляла его, если он осмеливался предлагать завершить войну с Турцией, которая длилась уже пять лет[10].
Философ надеялся начать перевод и адаптацию Энциклопедии на русский язык. В начале ноября 1773 года через французского посла он получает политическое давление, направленное на улучшение отношений императрицы с Францией. За время пребывания Дидро посещает окрестности Санкт-Петербурга, театры, становится членом Российской академии наук и наблюдает за придворной интригой, в том числе за нападками на его литературную репутацию со стороны Фридриха II Прусского. 5 марта 1774 года Дидро покидает Санкт-Петербург после болезненного периода, связанного с кишечными проблемами и холодной, сырой погодой. Императрица вручает ему 3 000 рублей и экипаж с кроватью, а также снимает с пальца кольцо с миниатюрным портретом, чтобы подарить философу при отъезде[3].
На обратном пути из России, когда карета пересекала замерзшую реку, лед треснул, и Дидро и его спутники едва не утонули. После 2 400 километров пути философ вновь прибывает в Гаагу 5 апреля 1774 года и остаётся там до 15 октября, проживая снова у Голицыных[9].
В это время он занимается публикацией французских изданий указов Екатерины о народном образовании, перерабатывает свои рукописи для полного собрания сочинений и ведёт переговоры с издателем Марком-Мишелем Реем. Однако проект не был завершён. Аналогично, задуманная русская версия Энциклопедии с финансированием в 200 000 ливров оказалась невостребованной[9].
Последние годы
Дидро после возвращения в Париж постепенно сокращает свою светскую жизнь, поскольку здоровье начинает ухудшаться. Он проводит всё больше времени в Севре, в доме своего друга ювелира Этьена-Бенжамена Беллья, где регулярно бывает на протяжении последних десяти лет жизни, а также в замке Гранваль (Сюси-ан-Бри) у барона д’Ольбаха, иногда вместе с семьёй. В 1778 году философ наконец встречается с Вольтерои, с которым он вёл переписку на протяжении почти тридцати лет. Их разговор касался преимущественно театра и вопроса, можно ли предпочесть Шекспира Расину или Вергилию. Дидро горячо защищал превосходство Шекспира, что не понравилось Вольтеру[11].
С 1783 года философ наводит порядок в своих текстах и вместе с Нежоном готовит три копии своих произведений: одну для себя, одну для дочери Анжелины и одну для Екатерины II. В эти годы он продолжает работу над «Элементами физиологии», начатыми в 1774 году, где излагает материалистическое понимание жизни, утверждая, что смерть не должна внушать страх, поскольку она лишь омрачает настоящий момент[12].
Он также завершает роман «Жак-фаталист и его хозяин», начатый в 1765 году и опубликованный в виде серий в «Литературной переписке» между 1778 и 1780 годами. Философская материалистическая и детерминистская концепция главного героя, заявленная в названии, дополнена динамичным повествованием и игровыми вставками[12].
19 февраля 1784 года у Дидро случается инсульт, приведший к четырёхдневному бреду. Чтобы избежать давления со стороны духовенства, пытавшегося вернуть его к вере, он два месяца проводит в Севре у Беллья, затем переселяется в роскошную квартиру в Доме Безон на 39 улице Ришельё, приобретённую при содействии Мельхиора Гримма и Екатерины II, чтобы избежать подъёма по четырём лестничным маршам его прежнего дома на улице Таранн. Он успевает насладиться этим комфортом всего две недели, так как умирает 31 июля 1784 года, вероятно, от повторного инсульта[12].
1 августа 1784 года его похороны проходят в присутствии пятидесяти священников, нанятых семьёй Вандёль. Церемония проходит в церкви Сен-Рош, где Дидро погребён в крипте под капеллой Девы Марии. В отличие от некоторых парижских приходов, отказывавших хоронить открытых атеистов, приход Сен-Рош принимал философов и писателей[3].
Творчество
В 1757 году была издана первая пьеса Дидро «Внебрачный сын» (фр. Un fils naturel), а в 1758 году — «Отец семейства» (фр. Père de famille). Названия уже указывают на главную тему раннего творчества — семейные отношения. В первой пьесе Дидро защищает права незаконнорождённых детей, во второй — право сына выбирать жену по сердцу, а не по воле отца. В рассуждениях к этим пьесам он формулирует концепцию «серьёзного жанра», который находился между трагедией и комедией, разрушая сословные и жанровые границы. Трагедия перестала быть прерогативой дворянства; человеческие чувства и мораль стали доступны для всех сословий[12].
Дидро утверждал, что возвышенные чувства встречаются у бедняков, а юмор — у аристократии. Его театр отражал жизнь и нравы реальных людей: добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне — главные герои, проблемы семьи и морали — главная тема. Театр стал проводником идей Просвещения, отказался от условностей классического стиля и отвечал вкусам буржуазии, ценящей уют, семью и будничную жизнь. Эти принципы Дидро развивал и как критик: в «Салонах» он сближает литературу с живописью и скульптурой, требуя «нравственных картин», а в «Парадоксе об актёре» показывает актёра, который управляет собой и действует осмысленно, а не в экстазе[13].
В прозаических произведениях Дидро ему удаётся ярче показать зависимость героя от среды. Наибольшую известность получили «Жак Фаталист» (фр. Jacques le fataliste, 1773) и особенно «Племянник Рамо» (фр. Le Neveu de Rameau, опубликовано посмертно). В «Жаке Фаталисте» прослеживаются приключения и бытовые типажи эпохи, противопоставление добродетели и пороков общества. «Племянник Рамо» — образ циника, воплощающий зло и беспринципность старого общества, наслаждающегося слабостью честных людей, отрицающего мораль и общественный порядок. В нём Дидро отражает буржуазный индивидуализм и живую силу человека[13].
Особое место занимает «Монахиня» (фр. La religieuse), показывающая развращённость женского монастыря глазами молодой послушницы. Произведение сочетает психологическую правду, натурализм и чувствительность, являясь выдающимся примером антиклерикальной прозы XVIII века. Дидро также оставил афоризм «Лестничный ум», эквивалент русской поговорки «задним умом крепок», описанный в эссе Paradoxe sur le comédien. О религии он писал: «Религия мешает людям видеть, запрещая смотреть под страхом вечных наказаний».
После смерти Дидро в 1784 году его дочь Мари-Анжелика, маркиза де Вандель планировала публиковать его неизданные произведения, но после революции отказалась от этого. Рукописи постепенно попали к издателям, начиная с Ж. А. Найжона, затем А. Белена и Ж. Л. Бриера. Полный фонд стал доступен лишь в 1951 году в Национальная библиотека Франции, хотя отдельные работы публиковались ранее, включая собрания XIX и XX веков[14].
Идеи
Мораль
В XVIII веке мораль часто считали неразрывно связанной с религией, полагая, что без неё общество погрузится в безнравственность. Философы Просвещениеа, включая Дидро, думали иначе: можно быть неверующим и при этом полностью моральным. Основная задача — создать мораль на основе только естественного закона, без религиозного императива. Вопрос морали, уже присутствующий у него в переводе Шафтсбери «Очерк о заслугах и добродетели» (1745), постоянно встречается во многих его текстах, хотя систематически нигде не излагается. Его взгляды развивались в течение всей жизни, в зависимости от аудитории[3].
Дидро затрагивает моральные вопросы в художественной критике и драматургии, считая, что задача всех искусств — «воспитать любовь к добродетели и ненависть к пороку». Особенно он ценил Самюэля Ричардсона, о котором писал после смерти: «В его произведении, как и в этом мире, люди делятся на тех, кто наслаждается, и тех, кто страдает. Мне всегда ближе последние; и чувство сострадания развивается само собой».
В основе его морали два принципа: «Есть только одна добродетель — справедливость; один долг — быть счастливым». Мораль — это, главным образом, искусство счастья. Для этого человек, будучи по природе добрым, должен следовать своим чувствам, практиковать добродетель и соблюдать правила и законы общества, ставя общее благо выше личного. Он писал, что «злодеи сами наказываются своей злостью», и в другой письме добавлял: «Счастлив тот, кто делает добро: любить и делать добро — это мой девиз». Иными словами, чтобы быть добродетельным и достичь счастья, нужно способствовать счастью других[9].
В частных текстах Дидро рассматривал противоположные темы: отсутствие морали в «Племянник Рамо», конфликт свободы воли и детерминизма в романе «Жак-фаталист и его хозяин». Он также исследовал этические дилеммы в своих сказках и философских диалогах, например «Добрый или злой?» или «Беседа отца с детьми». Многие тексты — это мысленные эксперименты, как «Это не сказка», где читатель размышляет о столкновении чувства охлаждения и страстной любви другого. В «Дополнение к Путешествию Бугенвиля» он пытался совместить сексуальную свободу и сохранение семьи. Добродетели нужно применять в интересах общего блага людей в обществе.
Он также выступал за моральный пример в международных отношениях: «Да распространится под знаменем философии по всему миру эта цепь союза и благотворительности, которая должна объединять все цивилизованные народы»[6].
Религия
Отношение Дени Дидро к религии постепенно менялось по мере его отдаления от традиционного воспитания. Родители готовили его к духовной карьере, и 22 августа 1726 года он получил пострижение от епископа Лангра. Переехав в Париж, Дидро продолжил обучение в католических учебных заведениях, включая Сорбонну. После короткого периода усиленной религиозности в возрасте около 18-19 лет он постепенно утратил веру, пройдя стадии теизма и деизма и в итоге придя к последовательно материалистическому мировоззрению[3].
Эта эволюция заметна при сравнении его ранних «Мыслей философских» с «Письмом о слепых в назидание зрячим». Позднее он вновь утверждает свои материалистические позиции в «Разговоре Д’Аламбера с Дидро» и «Сне Д’Аламбера», а также в «Дополнении к путешествию Бугенвиля», где рассуждает о естественной религии, и в «Entretien d’un philosophe avec la maréchale de ***».[3]
Будучи убеждённым антиклерикалом, Дидро писал, что «никогда никакая религия не была столь плодовита на преступления, как христианство», приводя в пример дела Жана Каласа (1762) и шевалье де Ла Барра (1766). Он также обвинял религию в порождении розни и ненависти. В то же время Дидро признавал, что «христианство, быть может, было единственным культом, предлагавшим людям достойные их будущие награды»[3].
В отличие от Вольтера, Дидро отвергал веру в высшее существо и обращался к материалистической философии Эпикура и Лукреция для объяснения происхождения жизни и сознания. Решительно отвергая картезианский дуализм, он определял душу как единство «организации и жизни». Эти взгляды поставили его в открытый конфликт с его братом-священнослужителем и вызвали долговременную враждебность во многих кругах, включая отношение Максимилиана Робеспьера[6].
Эстетика
Знакомство Дени Дидро с художниками и их произведениями в ходе парижских салонов способствовало формированию его взглядов на изобразительное искусство, изложенных в «Essais sur la peinture» и «Pensées détachées sur la peinture». Ему приписывают создание эстетики как науки, становление художественной критики (благодаря «Салонам») и театральной критики. Размышляя о природе прекрасного, Дидро посвятил этой теме большое энциклопедическое статья, где привёл различные трактовки, включая понимание Августина Блаженного, для которого «единство составляет, так сказать, форму и сущность красоты». Он описал также концепции Вольфа, ученика Лейбница, отца Андре, Круза, а также английских эмпириков Шефтсбери и Хатчесона. Затем он изложил собственное понимание красоты, основывающееся на идее гармонии: «Прекрасно вне меня всё, что пробуждает в моём уме представление о соотношениях; и прекрасно для меня всё, что вызывает это представление». К этим вопросам он возвращался в «Essai sur la peinture» и «Traité du beau»[11].
Будучи глубоким почитателем античного искусства, Дидро крайне критически относился к христианскому религиозному искусству, обличая «дух умерщвления плоти» в подобных композициях. Он резко осуждал склонность западной живописи к мрачным, жестоким и аскетическим сюжетам, противопоставляя им идеализированную красоту антика[11].
Убеждённый в социальной и политической функции искусства, Дидро считал необходимым сделать художественные произведения доступными для всех, поскольку они способны воспитывать народ, способствовать нравственному обновлению и улучшению общественного устройства. Он утверждал, что наиболее полезны те произведения искусства, которые формируют в человеке добродетели и ценности, необходимые как для гражданина, так и для личности. По его мнению, картины и другие художественные работы не должны быть заключены в частных коллекциях. Он призывал зрителей самостоятельно судить о полотнах, посещать Салон и считать искусство общедоступным благом, отражающим реальную жизнь. «Композиция, которая должна быть показана самой широкой публике, будет ошибочной, если она непонятна человеку со здравым смыслом», — писал он.
Дидро также критиковал изображения разврата и порочных нравов аристократии, полагая, что произведение должно пробуждать нравственное чувство: художник обязан «делать добродетель привлекательной, порок — отвратительным, а смешное — очевидным». Особенно резкой была его критика в адрес Франсуа Буше, которого он упрекал в отсутствии нравственного содержания и стремлении угождать вкусам распущенной публики. В противоположность Буше, он высоко оценивал творчество Жана-Батиста Греза, считая его первым художником, привнесшим нравственный подтекст в искусство и строящим композиции так, что по ним можно было бы написать роман. Он также ценил пейзажи и морские виды Клода Жозефа Верне, посвящая им множество страниц, интересовался медитативными руинами Юбера Робера и отмечал мастерство Луи Мишеля Ван Лоо, хотя и критиковал его портрет самого Дидро.
По словам Рене Тарена, Дидро был убеждён, что «самые совершенные формы человеческой деятельности свидетельствуют о непрерывном стремлении людей понять и подчинить материю и стать хозяевами мира». Искусство, по этой логике, представляет собой особый язык знаков: одновременно означающих и значимых. Воспроизводя действительность, художник также её раскрывает, и в этом проявляется стремление человека к освобождению.
Философ Анри Лефевр отмечал, что заслуга Дидро в эстетике — в том, что он «сформулировал первые постановки проблем», которые остаются актуальными и в современную эпоху[11].
Науки
Для Дени Дидро движение является фундаментальным свойством материи, и всё в мире пребывает в постоянном изменении. Опираясь на теорию вероятностей — упоминая математиков Доминика-Франсуа Ривара в «Мыслях философских» (1746) и Николаса Сондэрсона в «Письме о слепых в назидание зрячим» (1749) — он подчёркивал «бесконечную сумму возможных комбинаций» при возникновении форм жизни, что, по его мнению, исключало необходимость в божественном акте творения. Его представления о первичном хаосе менялись: в 1746 году он отрицал его существование, в 1749 году — считал рассеянным движением материи, а в «Разговоре Д’Aламбера с Дидро» (1769) — представлял как непрерывно возникающее и исчезающее состояние[14].
Проявляя интерес к происхождению живого и эмбриологии, Дидро посещал хирургические операции крупнейших врачей своего времени, а доктор Бордё приглашал его наблюдать за рождением детей с аномалиями развития. Дидро отвергал концепцию преформистов и склонялся к теории эпигенеза, подкреплённой наблюдениями Уильяма Гарвея. Эта теория позволяла объяснить ошибки репродуктивного процесса, приводящие к формированию аномалий и уродств, а также давала возможность трактовать метаморфозы видов. Указывая на то, что сбой в цепи живого может иметь значительные последствия, Дидро в известной мере предвосхитил элементы теории хаоса[14].
Образование
В своих трудах Дени Дидро неоднократно обращался к вопросам образования. Его, по мнению философа, конечная цель — обеспечить «сохранение индивида и улучшение рода», а также способствовать общественному благополучию. Дидро критиковал традиционное религиозное обучение и выступал против подчинения образования Церкви, как это происходило со времён Карла Великого. Он настаивал, что образование должно быть бесплатным, государственным и доступным всем, чтобы каждый талант мог проявиться; дети, по его замыслу, могли бы жить в интернатах и получать стипендии[12].
Дидро расходился во взглядах с Гельвецием, который утверждал, что «всё делает воспитание» и отрицал наличие врождённых способностей. По мнению Дидро, правильнее сказать: «воспитание делает многое». Он считал, что школа должна быть светской, чтобы избежать фанатизма и произвола; а обучение обязано подготавливать к профессиональной деятельности, исходя из индивидуальных способностей ученика. В образовательных программах, по его мнению, следовало уделять основное внимание математике и естественным наукам, а не словесности и изучению мёртвых языков. Дидро также предлагал систему конкурсного отбора, полагая, что соперничество является основой успешной педагогики[12].
Он делил знания на три категории:
- «инструментальные — те, что служат лишь средствами к обучению или производству результатов;
- существенные — то, что человек должен обязательно знать и уметь, иначе он будет унижён и несчастлив;
- знания приличия — те же, но доведённые дальше и необходимые прежде всего тем, чьей задачей является обучение других».
Заботясь о воспитании собственной дочери, Дидро разработал и для девочек особую программу, отличную от мужской: «Я включаю грамматику, басню, историю, географию, немного рисования и много морали». Он предпочитал, чтобы при возможности такое воспитание осуществлялось дома. В целом его взгляды на образование соответствовали ожиданиям формирующейся буржуазии[12].
Наследие и влияние
Наследие Дени Дидро занимает центральное место в истории европейской мысли XVIII века и последующих эпох. Его деятельность как философа, писателя, редактора и критика оказала значительное воздействие на развитие Просвещения, формирование секулярной интеллектуальной культуры и становление научного мировоззрения[1].
Одним из важнейших результатов его творчества стала работа над «Энциклопедией», которая превратилась в крупнейший проект Просвещения. Благодаря усилиям Дидро и его соратников издание стало не только справочником знаний, но и инструментом распространения рационализма, критического мышления и идеи общественного прогресса[1].
В философии Дидро оказал существенное влияние на развитие материализма и натурализма. Его идеи о материи, движении, вероятностной природе мира, эпигенезе и формировании сознания предвосхитили многие направления науки XIX—XX веков, включая биологический эволюционизм, эмбриологию, теории развития и отдельные положения динамических систем. Его критика религии и концепция естественной морали оказали воздействие на секулярные течения европейской мысли[1].
В эстетике Дидро считается одним из основателей научной критики искусства и художественной журналистики. Его «Салоны», «Essais sur la peinture» и «Traité du beau» сформировали основы аналитической художественной критики и способствовали развитию современной эстетики. Дидро повлиял на формирование жанра художественной рецензии, а также на переосмысление роли искусства в обществе, подчёркивая его нравственную и воспитательную функцию.
Произведения Дидро в области литературы — такие как «Племянник Рамо», «Жак-фаталист и его хозяин» и «La Religieuse» — оказали влияние на французский и европейский роман, предвосхитив элементы реализма, психологизма и экспериментального повествования. Многие писатели XIX века, включая Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера и Эмиля Золя, воспринимали его как предтечу литературного реализма[6].
Политические и общественные идеи Дидро, связанные с критикой абсолютизма, защитой гражданских свобод, значением образования и социальной функцией искусства, стали важной частью интеллектуального наследия Французской революции и последующего либерального движения. Его размышления о «естественном обществе» и критика европейского колониализма в «Дополнении к путешествию Бугенвиля» оказали влияние на формирование ранних антропологических и культурологических представлений[6].
В XIX—XX веках интерес к Дидро усиливался благодаря исследованиям по истории идей, литературоведению и философии. Крупный вклад в изучение его наследия внесли работы Жана П. Белье, Жака Пруста, Артура М. Уилсона, а также многочисленные критические издания и собрания сочинений. В современном гуманитарном знании Дидро рассматривается как ключевая фигура интеллектуальной истории Европы, чьи идеи продолжают привлекать внимание историков, философов, искусствоведов и теоретиков культуры[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ДИДРО ДЕНИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 13 ноября 2025.
- ↑ Борис Гиленсон. История зарубежной литературы от Античности до середины XIX века в 2 т. Том 2. Учебник для вузов. — ЛитРес, 2020-11-05. — 418 с. — ISBN 978-5-04-310569-1.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Сементковский Р. И. Дени Дидро (1717-1784). Его жизнь и литературная деятельность. — Directmedia, 2015-11-16. — 160 с. — ISBN 978-5-4475-5010-3.
- ↑ Ivan Kapitonovich Luppol. Дени Дидро: очерки жизни и мировозрения. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 306 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 T. Barskai︠a︡. Дени Дидро, 1713-1784. — Искусство, 1962. — 126 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Ростислав Сементковский. Дени Дидро (1717-1784). Его жизнь и литературная деятельность. — ЛитРес, 2008-12-19. — 140 с. — ISBN 978-5-4250-8290-9.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Д. Морлей. Дидро и энциклопедисты. — Рипол Классик, 2013. — 520 с. — ISBN 978-5-458-13253-4.
- ↑ 8,0 8,1 Сергей Мезин. Дидро и цивилизация России. — Новое Литературное Обозрение, 2018-11-08. — 940 с. — ISBN 978-5-4448-1050-7.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Сергей Цветков. Екатерина II и Дидро: история одного философско-политического романа. — SelfPub, 2025-11-02. — 14 с. — ISBN 978-5-04-826425-6.
- ↑ Сергей Новиков. Большая историческая энциклопедия. — ЛитРес, 2015-01-19. — 946 с. — ISBN 978-5-457-69241-1.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Fedor Vasilʹevich Konstantinov. Философская энциклопедия: А-Дидро. — Гос. научное изд-во "Сов. энциклопедия", 1960. — 512 с.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 Сементковский Ростислав. Дени Дидро. Его жизнь и литературная деятельность.. — Aegitas, 2015-08-09. — 81 с. — ISBN 978-1-77246-537-2.
- ↑ 13,0 13,1 Р. И. Сементковский. Денис Дидро. Его жизнь и литературная деятельность: ЖЗЛ. — Strelbytskyy Multimedia Publishing, 2018-02-22. — 118 с.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Denis Diderot. Diderot: Selected Philosophical Writings. — Cambridge University Press, 2015-05-21. — 233 с. — ISBN 978-1-107-50557-5.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 5 октября
- Родившиеся в 1713 году
- Родившиеся в Лангре
- Умершие 31 июля
- Умершие в 1784 году
- Умершие в Париже
- Писатели Франции XVIII века
- Драматурги Франции XVIII века
- Философы XVIII века
- Философы Франции
- Натурфилософы
- Философы игры
- Эстетики
- Материалисты
- Эссеисты по алфавиту
- Эссеисты Франции
- Составители французской Энциклопедии (1751—1772)
- Члены Прусской академии наук
- Почётные вольные общники Императорской Академии художеств
- Почётные члены Петербургской академии наук
- Заключённые Венсенского замка
- Дени Дидро
- Похороненные в церкви Святого Роха
- Персоналии:Атеизм