Женитьба (пьеса)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Женитьба
Жени́тьба. Соверше́нно невероя́тное собы́тие в двух де́йствиях
Издание
Сцена из спектакля Саратовского академического театра драмы «Женитьба». Татьяна Родионова (Агафья Тихоновна) и Игорь Баголей (Подколесин)
Жанр комедия
Автор Николай Гоголь
Язык оригинала русский
Дата написания 1833—1841
Дата первой публикации 1842 год Москва, Петербург (постановка)

«Жени́тьба. Соверше́нно невероя́тное собы́тие в двух де́йствиях» — пьеса Николая Васильевича Гоголя. Написана в 18331835 годах, опубликована в 1842 году[1].Перейти к разделу «#История создания»

Сюжет пьесы основан на комической ситуации сватовства купечества и дворянства[1].Перейти к разделу «#Сюжет»

Персонажи пьесы представлены в основном сторонами женихов и невесты, при этом определённую роль играют внесценические и выдуманные персонажи[1][2].Перейти к разделу «#Персонажи»

Литературоведческий анализ пьесы позволяет определить как её вечные темы, идеи и образы, так и своеобразие[2][3]. Перейти к разделу «#Анализ» Со времени выхода пьесы к читателю она интересовала мыслителей, критиков исследователей получала неоднозначные оценки[3][4].Перейти к разделу «#Критика современников» Перейти к разделу «#Литература»

Через год, после того, как была закончена пьеса, она была поставлена в театре и до сегодняшнего дня не сходит с афиш как столичных, так и провинциальных театров[5][6].Перейти к разделу «#Театральные постановки»

Сюжет и мотивы пьесы в основе многих произведений искусства других видов: музыки, кино, радио, изобразительного искусства[7][8][9][10][11][12][13][14][15][16].Перейти к разделу «#Пьеса в других видах искусства»

История создания

Гоголь начал писать эту комедию, изначально названную «Женихи», в 1833 году. В мае 1835 года он представил Михаилу Петровичу Погодину фрагменты из пьесы под названием «Провинциальный жених» (события разворачивались в сельской местности, но уже были обозначены ключевые персонажи и сюжетные линии). Примерно в то же время комедия получила своё окончательное название «Женитьба», и её действие переместилось в Петербург[2].

Осенью 1835 года и весной 1836 года Гоголь планировал выпустить пьесу на сцену, но затем решил отложить этот проект ради работы над «Ревизором». Завершить комедию писатель сумел лишь за границей в 1841 году, когда готовился выпуск собрания своих сочинений. Премьера состоялась 9 декабря 1842 года в Петербурге и 5 февраля 1843 года в Москве, в бенефисе Михаила Семёновича Щепкина. Оба представления не увенчались успехом. Как впоследствии отмечали критики, «Женитьба» оказалась впереди своего времени, предвосхищая драматургический стиль Александра Николаевича Островского[2][7].

Сюжет

Дворянин, надворный советник, служащий Иван Кузьмич Подколёсин собирается вступить в брак. Для этого он обращается за помощью к свахе Фёкле Ивановне. Тем временем двадцатишестилетняя купеческая дочь Агафья Тихоновна Купердягина также стремится найти мужа, но для неё важно, чтобы избранник принадлежал к дворянскому сословию. Она тоже прибегает к услугам Фёклы Ивановны. Арина Пантелеймоновна, тётя невесты (Агафья Тихоновна — сирота), выступает против неравного союза и предпочитает видеть племянницу замужем за представителем купечества. Фёкла уговаривает жениха, но Подколёсин никак не решается на серьёзный шаг и ограничивается лишь разговорами[1].

Однажды к Подколёсину заглядывает его знакомый, Илья Фомич Кочкарёв, и, обнаружив там сваху (которая ранее помогла Кочкарёву устроить личную жизнь), понимает, какие планы вынашивает Иван Кузьмич. Выяснив у свахи подробности о невесте, Кочкарёв берет инициативу в свои руки и отстраняет Фёклу[1].

Тем временем обиженная сваха оповещает всех потенциальных женихов, которых она ранее имела в виду для Агафьи Тихоновны, и приводит их на смотрины. Хотя Фёкла пригласила четырёх претендентов, на встречу приходят только трое: коллежский асессор Иван Павлович Яичница, бывший пехотный офицер Никанор Иванович Анучкин и отставной морской офицер, лейтенант Балтазар Балтазарович Жевакин. Помимо них, в этот день появляется ещё и кандидат, выбранный тёткой Агафьи Тихоновны, — купец Алексей Дмитриевич Стариков. В ходе смотрин женихи настолько смущают Агафью Тихоновну, что она в итоге убегает. Сваха, пытаясь сгладить ситуацию, приглашает женихов вечером «на чашечку чая». Женихи расходятся, а Стариков уходит навсегда, не собираясь возвращаться. Кочкарёв советует Подколёсину воспользоваться моментом, «объясниться и завершить дело», но тот опасается конкуренции и хочет, чтобы выбор сделала сама невеста. Кочкарёв обещает избавиться от остальных претендентов, если Подколёсин согласится жениться[1].

Вечером Агафья Тихоновна мучительно размышляет, кого выбрать. Каждый из кандидатов имеет свои достоинства и недостатки. В итоге она решает бросить жребий, но тут вмешивается Кочкарёв, который пришел раньше всех и притворяется родственником. Он очерняет других женихов и убеждает Агафью Тихоновну предпочесть Подколёсина, а остальных отправить прочь. Начинают прибывать остальные претенденты, каждый старается прийти пораньше, чтобы переговорить с невестой наедине, но лишь мешают друг другу. Наконец, загнанная в угол, Агафья Тихоновна принимает решение следовать совету Кочкарёва, выгоняет женихов («Уходите! Боже мой! Что я такое сказала?») и сама убегает. Появившийся Кочкарёв, продолжая играть роль родственника, рассказывает женихам о ней разные неприятные вещи, такие как: «Она глупа», «У неё нет приданого», «Она не знает французского языка». Сначала женихи пытаются разобраться, но, когда приходит сваха, они теряют терпение, ругают её и уходят, уверенные, что Кочкарёв говорил правду. Остается только Жевакин, полный рыцарских иллюзий, что счастье возможно и в скромных условиях. Кочкарёв обманывает его и выпроваживает за дверь[1].

Затем Кочкарёв приводит Подколёсина, оставшегося единственным кандидатом, к Агафье Тихоновне и оставляет их наедине, чтобы тот сделал предложение. Однако Подколёсин не решается, и после короткого разговора уходит. Кочкарёв в панике: все приготовления сделаны, пора ехать в церковь через час. Они ссорятся, и Подколёсин уходит[1].

Между тем Агафья Тихоновна мечтает о семейной жизни и волнуется, почему Подколёсин так долго медлит. Кочкарёву удается примириться с Подколёсиным, вернуть его к Агафье Тихоновне и практически вынудить сделать предложение. Но в последний момент Подколёсин опять передумывает, и предложение за него делает Кочкарёв. Агафья Тихоновна спешит готовиться к поездке в церковь. Подколёсин, находясь на эмоциональном подъёме, благодарит Кочкарёва. Затем Кочкарёв ненадолго выходит проверить, все ли готово, прихватывая с собой шляпу Подколёсина, чтобы тот не сбежал. Оставшись один, Подколёсин осознает, что ситуация становится необратимой и сбегает, выпрыгнув в окно[1].

Персонажи

Действующие персонажи

Все сценические персонажи пьесы задействованы в ситуации сватовства[1]:

  • Агафья Тихоновна Купердягина — купеческая дочь, невеста;
  • Арина Пантелеймоновна — её тётка;
  • Фёкла Ивановна — сваха;
  • Иван Кузьмич Подколёсин — чиновник, надворный советник;
  • Илья Фомич Кочкарёв — его друг;
  • Иван Павлович Яичница — экзекутор, коллежский асессор;
  • Никанор Иванович Анучкин — отставной пехотный офицер;
  • Балтазар Балтазарович Жевакин — отставной моряк, лейтенант;
  • Дуняшка — девочка в доме Агафьи Тихоновны;
  • Алексей Дмитриевич Ста́риков — гостинодворец, «хороший торговец, что по суконной линии»;
  • Степан — слуга Подколёсина;
  • Извозчик.

Внесценические персонажи

Гоголь в своих пьесах нередко изображает персонажей, которые сами не выходят на сцену и не принимают участия в событиях, но обладают яркими характеристиками. Примеры включают учителя истории в «Ревизоре», на которого сетует Городничий («Конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?»), или определённого чиновника из «Шинели», который пошутил над Акакием Акакиевичем и после этого кардинально изменился[2][3].

В «Женитьбе» также присутствуют внесценические персонажи[1]:

  • Тихон Пантелеймонович Купердягин — отец Агафьи Тихоновны, купец 3-й гильдии;
  • Акинф Степанович Пантелеев — чиновник, титулярный советник, пьяница;
  • Дырка — мичман 3-й эскадры;
  • Жевакин (Первый) — офицер, сослуживец Балтазара Балтазаровича Жевакина (Второго);
  • Антон Иванович Петухов — мичман в эскадре капитана Болдырева, весельчак;
  • Бирюшкина — знакомая Агафьи Тихоновны, которая переломила ногу;
  • Купец, нанимающий у Купердягиных огород на Выборгской стороне под капусту и имеющих трёх сыновей. Двоих он уже поженил, а третий сидит в лавке.

Выдуманные персонажи

В «Женитьбе» есть персонажи, выдуманные действующими персонажами[1].

  • Надворный советник — вымышленный Фёклой в качестве альтернативы Подколёсину жених Агафьи Тихоновны, которому якобы отказали в сватовстве, потому что он «каждое слово — ложь»[1].
  • Капитан — придуманный Фёклой в противовес Подколёсину потенциальный жених Агафьи Тихоновны, отличающийся высоким ростом и громким голосом. Служит в «алгалантьерстве»[1].
  • Брат Агафьи Тихоновны — персонаж, созданный Кочкарёвым, хитрец, стремящийся завладеть домом Агафьи Тихоновны. У него отсутствуют моральные принципы («Даже с родной матери последнюю юбку снимет»)[1].

Игры с именами и отсылы

  • Стариков неверно называет тётушку Агафьи Тихоновны Ариной Пантелеевной. В ряде современных изданий этот нюанс устранен.
  • Никанору Ивановичу Анучкину представляют исключительно заочно, самому же ему не удается представиться.
  • В «Ревизоре» фигурирует персонаж (почтмейстер Шпекин), которого зовут Иван Кузьмич и который носит чин надворного советника, как и Подколёсин[1].

Анализ

Жанр, направление

Произведение Николая Гоголя «Женитьба» называют первой бытовой комедией в русской литературе. В описании своих героев автор достоверно передает атмосферу быта Петербурга тридцатых годов XIX века. В комедии обнаруживаются черты классицизма, однако многие литературоведы и критики полагают, что пьеса Гоголя выполнена в духе реализма. Они утверждают, что Подколёсин стал прототипом главного героя романа Гончарова — Ильи Обломова. Этот персонаж мог даже пожертвовать своим счастьем, лишь бы избежать каких-либо действий. Однако черты характера Ильи Обломова объясняются его воспитанием и жизненной средой. Почему же Подколёсин отличается такой нерешительностью, читателю остаётся неясным[2].

«Женитьба» — это сатирическая комедия. В своём произведении Гоголь высмеивает не только характеры персонажей, но и определённые социальные явления. Одним из таких явлений стала брачная сделка с целью улучшения социального положения. Пьеса высмеивает браки, основанные на расчёте, в которых отсутствует искренняя привязанность и ответственность[2].

Смысл названия

Название произведения «Женитьба» несёт в себе определённый смысл. Само заглавие отражает главную тему этой комедии. Автор высмеивал институт брака, который превратился в коммерческое предприятие и сделку[2].

Слово «женитьба» содержит ироничный оттенок и уже указывает на то, что читатель не встретит в пьесе настоящих чувств и искренних побуждений[2].

Композиция

Произведение выстроено по чёткому плану в соответствии с правилами трёх единств классицизма. Николай Васильевич следовал принципу единства места, вокруг которого и развивалось действие. Сюжет вращается вокруг идеи свадьбы и борьбы за руку и сердце невесты. Через всю пьесу проходит мотив страха перед любыми переменами.

Пьеса делится на два действия. Первое действие включает 21 эпизод, второе — 25 эпизодов[2]. Заметно, что структура произведения «Женитьба» построена по кольцевому принципу. Начало и конец пьесы содержат схожие элементы. Такая композиционная замкнутость помогает наиболее точно передать особенности действительности[2].

Тематика

Темы, представленные в пьесе «Женитьба», можно описать несколькими ключевыми понятиями[2]. Традиции и ритуалы свадеб. Автор высмеивает процесс сватовства, который превращается в коммерческую сделку. Церемония, на которой собираются женихи, заинтересованные только приданым, приобретает комичную окраску[2].

Социальные стереотипы. Агафья стремится выйти замуж за дворянина, так как считает этот статус символом престижа. Героиня придает чрезмерное значение социальному положению, игнорируя человеческие качества[2].

Дружба. Кочкарёв делает видимость помощи своему другу, не замечая, насколько его участие оказывается навязчивым и грубым. Он буквально вынуждает Подколёсина жениться, несмотря ни на какие обстоятельтства[2].

Проблематика

Проблематика пьесы может быть описана через несколько понятий, явлений[2]. Страх изменений. Подколёсин настолько боится любых новшеств, что не способен совершить никаких поступков. Он постоянно сомневается, медлит и стесняется, из-за чего не достигает успехов и не может определить, что ему действительно нужно. Перемены, связанные с семейной жизнью, вызывают у него страх, и он отказывается от счастья и материальных благ, предпочитая бездействие и уход от ответственности. Постоянно колеблясь, он создает у читателя ощущение отсутствия истинных желаний и стремление соответствовать формальным стереотипам общества[2][3].

Стремление к обогащению и статусности как важнейшим ценностям. Большинство персонажей рассматривают брак как выгодную сделку и не придают значения чувствам. Таким образом, свадьба превращается в фарс[2][3].

Обман и лицемерие. Кочкарёв устраивает свадьбу, вводя в заблуждение невесту, женихов и сваху. Из-за этого его старания оказываются тщетными. Практически все герои пьесы лицемерят, так как цели обогащения и статусности подменяют истинные ценности брака[2].

Идея

Основная идея пьесы «Женитьба» — осмеяние брака по расчёту и без любви. Персонажи стремятся удовлетворить свои эгоистичные интересы через союз. Агафья жаждет стать дворянкой и утолить своё тщеславие, а Подколёсин надеется на получение большого приданого и обогащение. Сатира пьесы направлена на брак, построенный на выгоде и отсутствии искренних чувств[2].

Николай Васильевич Гоголь пытался донести до читателей простую истину. Основная мысль пьесы «Женитьба» заключается в том, что вступать в брак нужно по любви, а не ради социального статуса и наживы. Ведь брак, основанный на корысти, никогда не принесет счастья. Пример этому — семейная жизнь Кочкарёва. Он обвиняет сваху в том, что она его женила. Гоголь в пьесе «Женитьба» призывает задуматься о важности ответственного выбора супруга[2].

Художественное своеобразие

Гипербола является одним из ключевых средств выразительности, используемых в комедии. Этот троп играет значительную роль в создании художественного мира произведения. Так, в образе Анучкина показан человек с гипертрофированно тонким телосложением, а Яичница предстает чрезмерно полным человеком. Более того, автор сильно утрировал и характеристики персонажей пьесы. Например, чрезмерная деловая активность Яичницы и излишняя пассивность Подколёсина выглядят особенно комичными[2][3].

Также комический эффект создаётся благодаря говорящим фамилиям. Например, главная фигура буквально оказывается «под колесом» своего друга, который настойчиво подталкивает его к действиям.

Гиперболизированность в комедии обуславливает то, что герои и их действия имеют мало общего с реальным и живым. Мир комедии — мир «мёртвого», формального[3]. Николаю Васильевичу удалось создать социальную комедию, которая ярко показывает пороки его эпохи[3].

Критика современников

Критика современников пьесы Николая Васильевича Гоголя «Женитьба» разнопланова. Осуждение обозревателей произведения основывалось на отсутствии глубины и причинно-следственных связей[2]:

Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже весёлости — и это комедия…Газета «Северная Пчела», 12 декабря 1842 год, № 279

Некоторые критики отрицали истинную комедийность пьесы, утверждая недостаточность юмористического[4]:

…нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге…Критик, цензор Александр Васильевич Никитенко

Рецензентами отмечалось и то, что сюжет чрезмерно условен[4]:

Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией… собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в «Женитьбе» нет ни того ни другого.Журнал «Репертуар и Пантеон», 1842 год

При этом высказывались и положительные, вплоть до восторженных отзывов[4]:

…Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий…. Что за весёлость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный!.. <…> О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых!Михаил Петррвич Погодин, 1835 год

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живёт и дышит, что ею! И какою любовью — бескорыстною, без всякого расчёта на приданое, на связи и покровительство!..Виссарион Григорьевич Белинский, Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843 год

Театральные постановки

Впервые пьеса «Женитьба» была представлена зрителям в 1842 году в Александринском театре. Роль Подколёсина исполнил — актёр Александр Мартынов. С тех пор пьеса не сходит со сцены театра[5]. В Москве премьера пьесы состоялась 5 февраля 1843 года в Малом театре, в бенефисе Михаила Семёновича Щепкина[8].

«Женитьба» ставилась и ставится столичными и многими провинциальными театрами в различных городах России: Казань, Самара, Нижний Новгород, Минск, Киев, Харьков, Одесса, Иркутск, Ноябрьск. Неоднократно пьеса использовалась как учебная постановка. Пьеса ставится как в оригинальном варианте, так и адаптированном, например, по мотивам пьесы «Женитьба» и других произведений Гоголя в театре имени Ленсовета ставится пьеса «Город. Женитьба. Гоголь»[6].

«Женитьба» Николая Гоголя используется Ильёй Ильфом и Евгением Петровым в романе «Двенадцать стульев» — пьеса ставится театром «Колумб» на стихи М. Шершеляфамова, выдуманным персонажем романа[17].

Пьеса в других видах искусства

Музыкальные прстановки

В 1868 году Модест Мусоргский создал первое действие оперы под названием «Женитьба», основанной на сюжете пьесы. Работа носила экспериментальный характер и осталась незавершённой. В 1931 году Михаил Ипполитов-Иванов оркестровал оперу и завершил её, дописав оставшиеся три акта[9].

В 1946 году Александр Гречанинов сочинил одноимённую одноактную оперу в трёх частях. Опера была создана в эмиграции и долгое время не исполнялась на родине композитора. Лишь в 2009 году, в ознаменование двухсотлетия со дня рождения Гоголя, состоялась её российская премьера, которую осуществил Детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац, где опера ставится и сегодня[10].

Экранизация

«Женитьба» — утерянная советская кинолента 1936 года, экранизация одноимённой пьесы Гоголя. Это первая режиссёрская работа легендарного актёра Эраста Гарина. Для режиссёра Гарина этот фильм стал первым опытом в кинематографе и, по его собственному признанию, лучшим проектом в его карьере. Однако копия фильма не сохранилась до наших дней. Последний просмотр ленты состоялся в августе 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны. Фильм тогда ещё хранился в фильмотеке ВГИКа, но показ был прерван воздушной тревогой, и зрителям пришлось укрыться в бомбоубежище. Тем не менее, они смогли завершить просмотр, и картина оставила у них сильное впечатление актуальности и свежести. Позднее предпринимали попытки найти копию своего фильма, обращаясь даже во французскую синематеку. Они также связывались с Госфильмофондом СССР, где обнаружили упоминание о фильме «Женитьба» в справочном издании «Советские художественные фильмы», хотя там не было отмечено, что лента утрачена. Фильм был частично восстановлен на основе сохранившихся монтажных листов, отдельных кадров и фотографий, сделанных во время съёмочного процесса. Впервые отреставрированная версия была показана на кинофестивале «Кинотавр» в 2006 году в рамках программы «Возвращённые шедевры»[8].

Открытка, созданная на основе материалов фильма, была отпечатана в издательстве «Ленфильм» и выпущена трестом Союзфото. В то время Союзфото являлся государственной организацией, созданной в 1931 году для централизованного выпуска фотоиллюстраций для периодических изданий, книжных издательств и других заказчиков. Союзфото должен был стать центром фотографической пропаганды и агитации, выпуская фотоплакаты, открытки и другие материалы для поддержки текущих политических кампаний. Организация прекратила своё существование в 1938 году[8].

В 1952 году была выпущена радиоверсия пьесы. Режиссёром выступил Осип Абдулов. В 1966 году на Апрелевском заводе был выпущен комплект из двух пластинок с этим радиоспектаклем[8]. В 1977 году Виталий Мельников выпустил новую экранизацию пьесы под названием «Женитьба»[11].

Иллюстрации

Иллюстраторы неоднократно обращались к сюжету пьесы и её героям. В 1952 году исполнилось сто лет со дня кончины Николая Васильевича Гоголя. В честь этого события Государственный Литературный музей выпустил серию плакатов, состоящую из шести листов, посвящённых творчеству знаменитого автора. Материалы для этих плакатов были подготовлены Алексеем Николаевичем Дубовиковым (19051984) — историком русской литературы XIXXX веков, критиком и сотрудником издательства Института мировой литературы Российской академии наук. Оформлением занимался Григорий Соломонович Бершадский (18951963) — известный советский художник-график, живописец, иллюстратор и плакатист, который с 1919 года работал над оформлением книг для ведущих издательств. На одном из плакатов представлены драматические произведения, включая комедию «Женитьба»[8].

К столетнему юбилею со дня смерти Николая Васильевича Гоголя в 1952 году издательство Детгиз выпустило серию под названием «Гоголевская библиотечка», включающую десять детских книг с избранными произведениями классика. Художественное оформление серии выполнил Леонид Павлович Зусман (1906—1984) — талантливый театральный художник и мастер книжной иллюстрации, который за свою жизнь создал около 70 уникальных проектов оформления книг. Одной из книг данной серии стала комедия «Женитьба». Часто на обложки изданий этого произведения выносили изображение одного из самых драматичных моментов — момент побега надворного советника Ивана Кузьмича Подколёсина. Иллюстрации к этому изданию выполнили работы советского художника Александра Иосифовича Константиновского (1906—1958), известного также своими достижениями в области театральной графики и книжной иллюстрации[8].

Известно пять иллюстраций Константина Аполлоновича Савицкого к комедии Гоголя «Женитьба». Савицкий (18441905) — известный русский художник-жанрист, обучавшийся в Императорской Академии художеств с 1862 по 1873 год[8][12][13].

Евгений Исаакович Коган — создатель эскиза иллюстрации к пьесе Николая Васильевича Гоголя «Женитьба» «Яичница, экзекутор» (1976 год). На иллюстрации представлен один из женихов, которых сваха Фёкла Ивановна привела на смотрины к Агафье Тихоновне, — экзекутор, коллежский асессор Иван Павлович Яичница. Яичница описывается как «представительный мужчина, полный…»[8][18].

Известны иллюстрации современного художника Ирины Востриковой[7]. Пьеса Гоголя «Женитьба» иллюстрирована художниками Арамом Враншапу Ванецианом, Ральфом Фёдоровичем Штейном, Петром Михайловичем Боклевским[14]. Комедия издана и с иллюстрациями Григория Пожидаева в 2014 году[15].

В 1981 году вышло иллюстрированное издание пьесы в суперобложке[19]. Настоящее издание гоголевской комедии «Женитьба» представляет собой яркий пример синтеза художественного слова, книжной графики и полиграфического мастерства. Здесь особое внимание привлекает книжная графика, которая охватывает каждую страницу издания: шрифты, иллюстрации, заставки, концовки, буквицы, нумерация страниц и даже суперобложка. Создателем этого является Михаил Соломонович Майофис — выдающийся художник-иллюстратор и график, родившийся в 1939 году в Ленинграде[8][16].

Литература

Бушуева М. С. «Женитьба» Н. Гоголя и абсурд. — М.: ГИТИС, 1998. — 96 с. — ISBN 5-196-0220-8.

Волкова Л. П. Лексика и фразеология как средство речевой характеристики купцов в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» // Научный ежегодник Черновицкого университета : сборник. — 1958. — С. С. 235—238.

Вишневская И. О. О чем написана «Женитьба»? // Театр : журнал. — 1973. — № 1. — С. 98—112.

Волкова Л. П. Еще раз о своеобразии сюжетосложения комедии Н.Гоголя (на материале комедий «Женитьба» и «Ревизор» // Творчество Гоголя и современность. — Нежин : сборник. — 1989. — Т. 1. — С. 48—50.

Виноградов И. А. (дата обращения: 11.01.2025). Монолог Н. В. Гоголя в многоголосье "Женитьбы" // Проблемы исторической поэтики : сборник. — 2018. — № 1.

Данилов С. С. «Женитьба» Н. В. Гоголя. — Л.: Государственный академический театр драмы (издательство), 1934. — 136 с.

Воробьёва Т. Л. (дата обращения: 11.01.2025) «Женитьба» Н. В. Гоголя и развитие русской комедии 1920-х годов // Вестник Томского государственного университета. 2004. — 2004. — № 282.

Кузнецов А. К мотиву побега в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» // К 60-летию профессора Анны Ивановны Журавлевой: Сборник статей. — М.: Диалог — МГУ : сборник. — 1998. — С. 39—48.

Копёнкина У. А. (дата обращения: 11.01.2025). Преднамеренные формы авторского присутствия в «Женитьбе» Н. В. Гоголя // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Филология. Журналистика. — 2011. — № 2.

Иваницкий А. И. (дата обращения: 11.01.2025). К вопросу разграничения поэтики и мироощущения ( на материале «Женитьбы» Н. В. Гоголя) // Имагология и компаративистика : сборник. — 2022. — № 17.

Озерова Н. Г. Обиходная речь персонажа как отражение его социального статуса (на материале пьесы Н.Гоголя «Женитьба») // Література та культура Полісся. — Ніжин: НДПУ : сборник. — 2002. — № 19. — С. 28—32.

Седов Н. К. «Русский Гамлет»: образ Подколесина в культурно-исторической и историко-литературной перспективе // Филологические этюды: Сборник научных статей молодых ученых. — Саратов : сборник. — 2000. — № 3. — С. 25—28.

Седов Н. К. «Женитьба» Н. В. Гоголя и раннее творчество Ф. М. Достоевского // Автор. Текст. Аудитория // Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Издательство Саратовского университета. — 2002. — С. 18—22.

Прозоров В. Прыжок в окно (о пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба») // Литературная учеба. — М. : журнал. — 1994. — № 5. — С. 71—86.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Гоголь Н. Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях. Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 8 января 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 Комарова В. Анализ комедии «Женитьба» (Н.В. Гоголь). Литерикон. Дата обращения: 8 января 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Горбушин С. А. Женитьба» Н.В. Гоголя. Попытка интерпретации. Первое сентября. Дата обращения: 8 января 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Критика о пьесе «Женитьба» Гоголя, отзывы современников. Literaturus.ru: мир русской литературы. Дата обращения: 8 января 2025.
  5. 5,0 5,1 Женитьба. Александринский театр. Дата обращения: 8 января 2025.
  6. 6,0 6,1 Афиша: Город. Женитьба. Гоголь. Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета. Дата обращения: 8 января 2025.
  7. 7,0 7,1 7,2 Иллюстратор Вострикова Ирина. Illustrator.ru. Дата обращения: 8 января 2025.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 8,9 Виртуальная выставка «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях» К 180-летию премьеры комедии Н. В. Гоголя в Москве. Дом Гоголя. Дата обращения: 9 января 2025.
  9. 9,0 9,1 5 опер Модеста Мусоргского и их история. Культура. РФ. Дата обращения: 8 января 2025.
  10. 10,0 10,1 А. Т. Гречанинов. Опера «Женитьба». Российский национальный Музей музыки. Дата обращения: 8 января 2025.
  11. 11,0 11,1 Женитьба (1977). Кинопоиск. Дата обращения: 8 января 2025.
  12. 12,0 12,1 «Женитьба». Подколесин и Агафья Тихоновна. Рисунок (гуашь) художника К. А. Савицкого. Николай Гоголь. Дата обращения: 8 января 2025.
  13. 13,0 13,1 Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба". Библиотека имени Н. А. Некрасова: электронекрасовка. Дата обращения: 8 января 2025.
  14. 14,0 14,1 Пьеса Н. Гоголя с иллюстрациями с иллюстрациями А. Ванециана, Р. Штейна, П. Боклевского. Онлайн — читать.рф. Дата обращения: 8 января 2025.
  15. 15,0 15,1 Иллюстрации Григория Пожидаева. Н В. Гоголь. Женитьба. Музеи Москвы. Дата обращения: 8 января 2025.
  16. 16,0 16,1 Михаил Соломонович Майофис. Иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя "Женитьба". Интересное.Ме: контент, который тебе интересен (14 июля 2014). Дата обращения: 8 января 2025.
  17. Ильф И. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев — Глава XXX. В театре Колумба. Викитека (1991). Дата обращения: 8 января 2025.
  18. Эскиз иллюстрации к пьесе Н.В. Гоголя "Женитьба" "Яичница, экзекутор" 1976 г. Коган Е.И.. Дом Гоголя: экспонаты. Дата обращения: 8 января 2025.
  19. Гоголь Н. В. Женитьба / художник М. Майофис. — Л.: Искусство, 1981.

Ссылки