Страшная месть

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Страшная месть
Страшная месть
Издание
Жанр повесть
Автор Николай Гоголь
Язык оригинала русский
Дата написания 1831 год
Дата первой публикации 1832 год в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Страшная месть» — повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1831 году. В 1832 году впервые опубликована во второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединённых темой малороссийского фольклора и напечатанные в типографии А. И. Плюшара под подзаголовком «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». В 1912 году на основе повести вышел одноимённый немой художественный фильм поставленный Владиславом Старевичем.

Предистория

Файл:Гоголь Н.В. Страшная месть. (1901).pdf Повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1831 году. В 1832 году впервые опубликована во второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединённых темой малороссийского фольклора и напечатанные в типографии А. И. Плюшара под подзаголовком «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». В первом издании „Вечеров“ „Страшная месть“ снабжена подзаголовком, снятым в последующих перепечатках: «Старинная быль». Основное действие повести приурочено к первой половине XVII века, времени борьбы Украины против Речи Посполитой и Турции за национальную независимость, прототипом короля Степана в повести являлся король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Вместе с тем, повесть носила и легендарно-фантастический характер, заключая в себе магические темы казни злодея в потомстве, отделения души от тела, апокалиптического всадника. История распри Ивана и Петра, рассказанная бандуристом и дающая «ключ» ко всему предшествующему повествованию, в определенном смысле соотносится с ветхозаветной историей Авеля и Каина[1][2][3][4]. В 1873 году повесть вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах» типографии А. И. Мамонтова; в 1880 году вошёл в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород» в «Типографии Т. И. Гагена»; в 1893 году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства А. Ф. Маркса; в 1899 году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на испанский, французский и украинский языки[5].

Основные персонажи

  • Данило Бурульбаш — молодой мужчина, храбрый казак
  • Катерина — любимая жена Данило, красивая и добрая молодая женщина
  • Отец Катерины — колдун, жестокий, коварный старик
  • Есаул Горобец — названый брат Бурульбаша, добрый, храбрый казак
  • Иван и Петро — родные братья, погубившие свои души в желании отомстить друг другу[6][2][3]

Сюжет

Гоголь, Николай Васильевич. Иллюстрированное полное собрание сочинений. В 8 т. Т. 1 (page 295 crop).jpg
Гоголь, Николай Васильевич. Иллюстрированное полное собрание сочинений. В 8 т. Т. 1 (page 297 crop).jpg
Гоголь, Николай Васильевич. Иллюстрированное полное собрание сочинений. В 8 т. Т. 1 (page 290 crop).jpg

На праздновании свадьбы сына есаула Горобеца приехал его названый брат, Данило Бурульбаш с красавицей-женой Катериной и годовалым сыном. Гости пожалели, что с ними не приехал и старый отец Катерины, который совсем недавно вернулся из дальних стран после долгой отлучки. Есаул Горобец выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в уродливого старика, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют. Названным братом есаула был Данило Бурульбаш. К его жене Катерине неожиданно приезжает отец, которого она с детства не видела. Отец Катерины отказывается от обычной пищи и пьёт какую-то чёрную жидкость из своей бутылки. Позже Катерине снится, что колдун со свадьбы и есть её отец. Появляются зловещие предвестия, на старом заброшенном кладбище поднимаются мертвецы, своими мучительными воплями пугая живых людей. За хутором стоит старый замок, пользующийся дурной славой. Заметив свет в его окне, Данило из любопытства вместе с казаком Стецьком забирается на высокий дуб и видит своего отца Катерины за тёмным обрядом, он вызвал душу своей дочери. Данило понял, что сны его жены являются реальностью. Вернувшись домой, Данило находит способ изловить колдуна, которого сажают в темницу а замок сжигают. Уговорами колдуну удаётся убедить дочь выпустить его, после чего он исчезает. Осознав, что натворила, она лишилась чувств. Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии. Вскоре на хутор нападают ляхи со своим ксендзом. В бою Данило примечает своего тестя-колдуна, который метким выстрелом смертельно ранит Данилу и он умерает. Катерине во сне является отец и требует выйти за него замуж. За отказ он убивает её сына. От пережитого потрясения Катерина сходит с ума. Накинувшись с ножом на пришлого в хутор, узнав в нём своего отца-колдуна, женщина сама становится его жертвой, после чего колдун исчезает. За Киевом появилось чудное явление, стали видны Карпатские горы, а на одной из них всадник с закрытыми глазами. По дороге мчался на лошади колдун, пытаясь уйти от всадника. Явился он к схимнику в пещеру, чтобы тот отмолил грехи, но схимник, понимая, что эти грехи велики, отказывается, и колдун его убивает. Убегал колдун, но какую дорогу ни выбирал, приводила его к Карпатам и страшному всаднику, который схватил колдуна за шею и убил. В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу и разъехались в разные стороны. Фортуна улыбнулась Ивану, и тот честно разделил награду с братом. Однако Петро «затаил глубоко на душе месть» и, воспользовавшись удобным случаем, столкнул в пропасть Петро и его маленького сына, а сам завладел всем богатством. Когда умер Петро, Бог призвал к себе души обоих братьев и предложил Ивану назначить кару предателю. Тот попросил, чтобы все потомство брата жило в грехе и «не имело на земле счастья». Когда же умрет последний в роду Петра, все предки восстанут из могил и примутся грызть его тело. Сам же Петро «грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше». Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков...[6][2][3]

Оценка и критика

Литературный критик Виссарион Белинский сначала обронив благожелательную фразу что ««Страшная месть» составляет теперь pendant к «Тарасу Бульбе», и обе эти огромные картины показывают, до чего может возвышаться талант г. Гоголя»[7], однако через несколько лет, Белинский в пылу полемики с публицистом Константином Аксаковым вскользь называет повесть «уродливым произведением», которому свойственно «ложное понятие о народности»[8]

Писатель и поэт Андрей Белый ставил «Страшную месть» в один ряд с «Мёртвыми душами» и считал серьёзной ошибкой, что «одно из наиболее изумительных произведений начала прошлого века было объявлено как ненужное просто»[9]

На экране

Примечания

  1. История русской литературы XIX века: [в 3 ч.] / [В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьева, С. М. Скибин]; под ред. В. И. Коровина. - Москва : ВЛАДОС, Ч. 2: (1840-1860 годы). — 2005. — 524 с. — ISBN 5-691-01410-2
  2. 2,0 2,1 2,2 Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
  3. 3,0 3,1 3,2 Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959
  4. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  5. Николай Гоголь: Страшная месть. «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  6. 6,0 6,1 ...Страшная месть : [Повести]. — [Вологда] : Сев.-Зап. кн. изд-во. [Вологод. отд-ние], 1972. — 191 с.
  7. Собрание сочинений : в 9 т. / В. Г. Белинский ; редкол. и вступ. статья: Н. К. Гей [и др.]. — Москва : Художественная литература, Т. 1: Статьи, рецензии и заметки : 1834-1836 // [ред. М. Я. Поляков, Г. А. Соловьев ; статья и примеч. Ю. В. Манна]. — 1976. — 736 с. — С.178
  8. Собрание сочинений : в 9 т. / В. Г. Белинский ; редкол. и вступ. статья: Н. К. Гей [и др.]. — Москва : Художественная литература, Т. 5: Статьи, рецензии и заметки : апрель 1842 — ноябрь 1843 / [ред. М. Я. Поляков ; статья С. И. Машинского ; примеч. Г. Г. Елизаветиной]. — 1979. — 631 с. — С.154
  9. Мастерство Гоголя : исследование / Андрей Белый. — Москва ; ОГИЗ ; Ленинград : Гос. изд-во худож. лит., 1934. — 321 с. — С. 67, 59

Литература

  • Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
  • Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959.
  • Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  • Вечера на хуторе близ Диканьки : [повести] / Н.В. Гоголь. — Москва : АСТ ; Владимир : Астрель, 2012. — 248 с. — ISBN 978-5-17-044129-7
  • ...Страшная месть : [Повести]. — [Вологда] : Сев.-Зап. кн. изд-во. [Вологод. отд-ние], 1972. — 191 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!