Страшная месть
Страшная месть | |
---|---|
Страшная месть | |
Жанр | повесть |
Автор | Николай Гоголь |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1831 год |
Дата первой публикации | 1832 год в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
«Страшная месть» — повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1831 году. В 1832 году впервые опубликована во второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединённых темой малороссийского фольклора и напечатанные в типографии А. И. Плюшара под подзаголовком «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». В 1912 году на основе повести вышел одноимённый немой художественный фильм поставленный Владиславом Старевичем.
Предистория
Файл:Гоголь Н.В. Страшная месть. (1901).pdf Повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1831 году. В 1832 году впервые опубликована во второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединённых темой малороссийского фольклора и напечатанные в типографии А. И. Плюшара под подзаголовком «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». В первом издании „Вечеров“ „Страшная месть“ снабжена подзаголовком, снятым в последующих перепечатках: «Старинная быль». Основное действие повести приурочено к первой половине XVII века, времени борьбы Украины против Речи Посполитой и Турции за национальную независимость, прототипом короля Степана в повести являлся король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Вместе с тем, повесть носила и легендарно-фантастический характер, заключая в себе магические темы казни злодея в потомстве, отделения души от тела, апокалиптического всадника. История распри Ивана и Петра, рассказанная бандуристом и дающая «ключ» ко всему предшествующему повествованию, в определенном смысле соотносится с ветхозаветной историей Авеля и Каина[1][2][3][4]. В 1873 году повесть вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах» типографии А. И. Мамонтова; в 1880 году вошёл в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород» в «Типографии Т. И. Гагена»; в 1893 году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства А. Ф. Маркса; в 1899 году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на испанский, французский и украинский языки[5].
Основные персонажи
- Данило Бурульбаш — молодой мужчина, храбрый казак
- Катерина — любимая жена Данило, красивая и добрая молодая женщина
- Отец Катерины — колдун, жестокий, коварный старик
- Есаул Горобец — названый брат Бурульбаша, добрый, храбрый казак
- Иван и Петро — родные братья, погубившие свои души в желании отомстить друг другу[6][2][3]
Сюжет
На праздновании свадьбы сына есаула Горобеца приехал его названый брат, Данило Бурульбаш с красавицей-женой Катериной и годовалым сыном. Гости пожалели, что с ними не приехал и старый отец Катерины, который совсем недавно вернулся из дальних стран после долгой отлучки. Есаул Горобец выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в уродливого старика, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют. Названным братом есаула был Данило Бурульбаш. К его жене Катерине неожиданно приезжает отец, которого она с детства не видела. Отец Катерины отказывается от обычной пищи и пьёт какую-то чёрную жидкость из своей бутылки. Позже Катерине снится, что колдун со свадьбы и есть её отец. Появляются зловещие предвестия, на старом заброшенном кладбище поднимаются мертвецы, своими мучительными воплями пугая живых людей. За хутором стоит старый замок, пользующийся дурной славой. Заметив свет в его окне, Данило из любопытства вместе с казаком Стецьком забирается на высокий дуб и видит своего отца Катерины за тёмным обрядом, он вызвал душу своей дочери. Данило понял, что сны его жены являются реальностью. Вернувшись домой, Данило находит способ изловить колдуна, которого сажают в темницу а замок сжигают. Уговорами колдуну удаётся убедить дочь выпустить его, после чего он исчезает. Осознав, что натворила, она лишилась чувств. Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии. Вскоре на хутор нападают ляхи со своим ксендзом. В бою Данило примечает своего тестя-колдуна, который метким выстрелом смертельно ранит Данилу и он умерает. Катерине во сне является отец и требует выйти за него замуж. За отказ он убивает её сына. От пережитого потрясения Катерина сходит с ума. Накинувшись с ножом на пришлого в хутор, узнав в нём своего отца-колдуна, женщина сама становится его жертвой, после чего колдун исчезает. За Киевом появилось чудное явление, стали видны Карпатские горы, а на одной из них всадник с закрытыми глазами. По дороге мчался на лошади колдун, пытаясь уйти от всадника. Явился он к схимнику в пещеру, чтобы тот отмолил грехи, но схимник, понимая, что эти грехи велики, отказывается, и колдун его убивает. Убегал колдун, но какую дорогу ни выбирал, приводила его к Карпатам и страшному всаднику, который схватил колдуна за шею и убил. В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу и разъехались в разные стороны. Фортуна улыбнулась Ивану, и тот честно разделил награду с братом. Однако Петро «затаил глубоко на душе месть» и, воспользовавшись удобным случаем, столкнул в пропасть Петро и его маленького сына, а сам завладел всем богатством. Когда умер Петро, Бог призвал к себе души обоих братьев и предложил Ивану назначить кару предателю. Тот попросил, чтобы все потомство брата жило в грехе и «не имело на земле счастья». Когда же умрет последний в роду Петра, все предки восстанут из могил и примутся грызть его тело. Сам же Петро «грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше». Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков...[6][2][3]
Оценка и критика
Литературный критик Виссарион Белинский сначала обронив благожелательную фразу что ««Страшная месть» составляет теперь pendant к «Тарасу Бульбе», и обе эти огромные картины показывают, до чего может возвышаться талант г. Гоголя»[7], однако через несколько лет, Белинский в пылу полемики с публицистом Константином Аксаковым вскользь называет повесть «уродливым произведением», которому свойственно «ложное понятие о народности»[8]
Писатель и поэт Андрей Белый ставил «Страшную месть» в один ряд с «Мёртвыми душами» и считал серьёзной ошибкой, что «одно из наиболее изумительных произведений начала прошлого века было объявлено как ненужное просто»[9]
На экране
Примечания
- ↑ История русской литературы XIX века: [в 3 ч.] / [В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьева, С. М. Скибин]; под ред. В. И. Коровина. - Москва : ВЛАДОС, Ч. 2: (1840-1860 годы). — 2005. — 524 с. — ISBN 5-691-01410-2
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959
- ↑ Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
- ↑ Николай Гоголь: Страшная месть . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ 6,0 6,1 ...Страшная месть : [Повести]. — [Вологда] : Сев.-Зап. кн. изд-во. [Вологод. отд-ние], 1972. — 191 с.
- ↑ Собрание сочинений : в 9 т. / В. Г. Белинский ; редкол. и вступ. статья: Н. К. Гей [и др.]. — Москва : Художественная литература, Т. 1: Статьи, рецензии и заметки : 1834-1836 // [ред. М. Я. Поляков, Г. А. Соловьев ; статья и примеч. Ю. В. Манна]. — 1976. — 736 с. — С.178
- ↑ Собрание сочинений : в 9 т. / В. Г. Белинский ; редкол. и вступ. статья: Н. К. Гей [и др.]. — Москва : Художественная литература, Т. 5: Статьи, рецензии и заметки : апрель 1842 — ноябрь 1843 / [ред. М. Я. Поляков ; статья С. И. Машинского ; примеч. Г. Г. Елизаветиной]. — 1979. — 631 с. — С.154
- ↑ Мастерство Гоголя : исследование / Андрей Белый. — Москва ; ОГИЗ ; Ленинград : Гос. изд-во худож. лит., 1934. — 321 с. — С. 67, 59
Литература
- Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
- Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959.
- Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
- Вечера на хуторе близ Диканьки : [повести] / Н.В. Гоголь. — Москва : АСТ ; Владимир : Астрель, 2012. — 248 с. — ISBN 978-5-17-044129-7
- ...Страшная месть : [Повести]. — [Вологда] : Сев.-Зап. кн. изд-во. [Вологод. отд-ние], 1972. — 191 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |